Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 09:54, курсовая работа
Цель исследования: дать теоретическое обоснование методам и приёмам психолого-педагогической диагностики профессиональных качеств учителя
Задачи исследования:
на основе анализа изученной психолого-педагогической литературы выявить профессиональные качества учителя
выявить методы и приемы диагностики профессиональных качеств учителя
выявление методик определения уровня сформированности профессиональных качеств учителя
разработка рекомендаций по диагностике профессиональных качеств учителя
Введение
Теоретические основы психолого-педагогической диагностики профессиональных качеств учителя
Профессиональные качества учителя: сущность, классификация
Диагностика профессиональных качеств учителя как психолого-педагогическая проблема
Приемы и методы диагностики профессиональных качеств учителя
Глава 2 Описание процедуры диагностики профессиональных качеств учителя
2.1. Описание первичной диагностики сформированности профессиональных качеств учителя
2.2. Педагогические рекомендации по повышению профессионального мастерства учителя
Заключение
Список литературы
Содержание:
Введение
Глава 2 Описание процедуры диагностики профессиональных качеств учителя
2.1. Описание
первичной диагностики
2.2. Педагогические рекомендации по повышению профессионального мастерства учителя
Заключение
Список
литературы
Введение
Актуальность проблемы.
Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Профессиональный педагог - это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением детей. Если процесс обучения детей учителем прекратится, то неизбежно наступит кризис. Новые поколения из-за отсутствия конкретных знаний не смогут поддерживать культурный, экономический и социальный прогресс. Без сомнения, общество не получит учителей, подготовленных морально и профессионально.
Одна из главных задач современной системы педагогического образования – высококвалифицированные учителя, который смогут заложить основы новой педагогической практики, реализовать новую концепцию среднего образования в школе третьего тысячелетия. В этих условиях на передний план выдвигается профессиональные качества учителя, его способность постоянно учиться, его стремление к самосовершенствованию. Педагогу необходимо быть образованным человеком как в области культуры, образования, так и в области педагогики, психологии и конкретной методики. Без этих знаний он утрачивает профессиональные качества, и главные из них – способность к педагогическому творчеству, заинтересованность в совершенствовании своего мастерства.
Профессиональным
качествам учителя, способствуют педагогические
способности. Изучение педагогических
способностей имеет длительную историю.
Работы Ф.А.В. Дистервега, П.Ф. Каптерева,
Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского послужили
отправным моментом в разработке проблемы
педагогических способностей.
Исследованию проблемы
педагогических способностей посвящены
работы многих современных ученых (H.A.
Аминов, Б.Ф. Баев, Ф.Н. Гоноболин, Э.А. Гришин,
Б.Б. Коссов, В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина,
Теплов Б.М., Н.Д. Левитов, А.К. Маркова, Е.С.
Михайлова, В.А. Сластенин, М.И. Станкин
и др.).
Способности - индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся. На основе анализа психологической литературы по проблеме способностей можно выделить следующие признаки наличия способностей к какому-либо виду деятельности(Теплов Б.М., 1985)
Проблеме выявления профессиональных качеств учителя посвящено ряд работ, таких педагогов-психологов, как С.А. Козлова, Т.А. Куликова. В.Д. Шадриков.
Важным
компонентом в структуре
Так же исследуются педагогическое мастерство учителя А.К. Марковой, И.А. Зязюным, В.П. Симонов
Проблемой исследования является, поиск приемов и методов диагностики профессиональных качеств учителя
Объектом исследования являются профессиональные качества учителя
Предметом исследования являются методы и приемы психолого-педагогической диагностики профессиональных качеств учителя
Цель исследования: дать теоретическое обоснование методам и приёмам психолого-педагогической диагностики профессиональных качеств учителя
Задачи исследования:
Профессиональная значимость заключается в том, что разработанная нами рекомендация может быть использована для повышению профессионального мастерства учителя
1.1. Профессиональные качества учителя: сущность, классификация
Известный всем в мире ученый Чарльз Дарвин был весьма скромного мнения о своих способностях и профессиональных качествах. Он считал самыми важными из своих качеств «любовь к науке, безграничное терпение при долгом обдумывании любого вопроса, усердие в наблюдении и собирании фактов и порядочную долю изобретательности и здравого смысла».
Указав на эти качества, он приходит к такому заключению: «Воистину удивительно, что, обладая такими посредственными способностями, я мог оказать довольно значительное влияние на убеждения людей науки по некоторым важным вопросам»
Трудно
признать способности Дарвина
Эти качества нужны не только людям науки, учителю прежде всего. Любая деятельность будет успешной при любви к ней, при терпении и усердии.
И чем глубже человек проникает в ту деятельность, которую он избрал, которая соответствует его индивидуальности, тем выше становятся его требования к себе. Приблизиться к удовлетворению достигнутым можно лишь в неустанном труде, и он становится необходимым для человека.
Важным
компонентом в структуре
Важным профессионально-педагогическим качеством является логическое мышление. Логическое мышление отражает сформированность логических приемов мышления, как совокупности действий, направленных на выполнение операций анализа, синтеза, классификации понятий, нахождение логических отношений.
Доминантными
качествами в профессионально-
В профессиограмму педагога входит и такое качество, как педагогический артистизм, которое выражается в способности воплощать мысли и переживания в образе, поведении, слове, богатстве личностных проявлений педагога. Изучение деятельности артистичных педагогов показало, что им, как правило, свойственны принятие себя как личности, склонность осознавать себя носителями позитивных, социально делаемых характеристик, уверенность в себе и значимости своего дела, высокая степень совпадения личных и профессиональных интересов, желание постоянно совершенствоваться, высокий уровень направленности на деятельность.
Способность не теряться в экстремальных ситуациях для педагога очень важна, особенно для мастера производственного обучения. Это обусловлено характером профессиональной деятельности, в ходе которой могут возникнуть неожиданные ситуации.
К
педагогически важным качествам
относятся также
Педагог должен обладать обаянием, т.е. соединять в себе сплав духовности, привлекательности и вкуса. Внешний вид педагога должен быть эстетически выразительным. И прическа, и костюм, и украшения в одежде педагога должны способствовать формированию личности обучающегося. Во всем должно быть соблюдено чувство меры.
Гуманизм подразумевает стремление и умение оказать квалифицированную педагогическую помощь обучающимся в их личностном развитии. Оно подразумевает отношение к человеку как высшей ценности на земле и выражение этого отношения в конкретных делах и поступках.
Душевная чуткость в характере педагога позволяет ему чувствовать состояние обучающихся, их настроение, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается. Естественное состояние преподавателя - профессиональное беспокойство за настоящее и будущее своих воспитанников. Он осознает свою личную ответственность за судьбу подрастающего поколения.
Преподаватель должен обладать педагогическим оптимизмом, верить в творческие возможности каждого обучающегося.
Нейтрализовать сильное напряжение, присутствующее в педагогическом процессе, помогает преподавателю чувство юмора. Веселый педагог обучает лучше угрюмого, т.к. в его арсенале - шутка, прибаутка, пословица, удачный афоризм, дружеская подковырка, улыбка, что создает в группе дружеский эмоциональный фон.
Личность современного преподавателя во многом определяется его эрудицией, высоким уровнем культуры. Тот, кто хочет свободно ориентироваться в современном мире, должен много знать. Эрудированный педагог должен быть носителем высокой личной культуры, т.к. он всегда является наглядным образцом для обучающихся.
Профессионально значимые качества личности педагога, как характеристики интеллектуальной и эмоционально-волевой сторон жизни, существенно влияют на результат профессионально-педагогической деятельности и определяют индивидуальный стиль педагога.
В другой классификации профессиональных качеств учителя, авторами которой являются С.А. Козлова, Т.А. Куликова, выделяются такие качества, как:
Помимо
перечисленных качеств, в педагогической
литературе называются человечность,
доброта, терпеливость, порядочность,
честность, ответственность, справедливость,
обязательность, объективность, уважение
к людям, высокая нравственность,
эмоциональная
Информация о работе Описание процедуры диагностики профессиональных качеств учителя