Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 09:54, курсовая работа
Цель исследования: дать теоретическое обоснование методам и приёмам психолого-педагогической диагностики профессиональных качеств учителя
Задачи исследования:
на основе анализа изученной психолого-педагогической литературы выявить профессиональные качества учителя
выявить методы и приемы диагностики профессиональных качеств учителя
выявление методик определения уровня сформированности профессиональных качеств учителя
разработка рекомендаций по диагностике профессиональных качеств учителя
Введение
Теоретические основы психолого-педагогической диагностики профессиональных качеств учителя
Профессиональные качества учителя: сущность, классификация
Диагностика профессиональных качеств учителя как психолого-педагогическая проблема
Приемы и методы диагностики профессиональных качеств учителя
Глава 2 Описание процедуры диагностики профессиональных качеств учителя
2.1. Описание первичной диагностики сформированности профессиональных качеств учителя
2.2. Педагогические рекомендации по повышению профессионального мастерства учителя
Заключение
Список литературы
Личностные качества педагога неотделимы от профессиональных (приобретенных в процессе профессиональной подготовки и связанных с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности). Среди них И. П. Подласый выделяет:
Помимо личностных и профессиональных качеств, педагог должен обладать рядом умений, свидетельствующих о его предметно-профессиональной компетенции. Условно эти умения делятся на гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные.
Показателем профессиональных качеств учителя, является его педагогическая компетентность.
Профессиональную компетентность определяют как профессиональную подготовленность и способность субъекта труда к выполнению задач и обязанностей по занимаемой должности.
Несколько определений, обозначенных психологами.
1. По мнению Сорокиной Т.М., под профессиональной компетентностью учителя понимается единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Компетентность учителя трактуется, как способность личности на разном уровне решать различные типы педагогических задач.
2. Лукьянова
М.И. под психолого-
В педагогической науке понятие психолого-педагогическая компетентность определяется как максимально адекватная, пропорциональная совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств учителя, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся.
Психолого-педагогическая
компетентность - приоритетная, неотъемлемая
универсальная составляющая сущность
(наряду с научно-методической компетентностью)
профессиональной компетентности.
1.2. Диагностика профессиональных качеств учителя как психолога- педагогическая проблема
Диагностика (греч. diagnostikos — способный распознавать) — процесс распознавания и оценки свойств, особенностей и состояний человека, заключающийся в целенаправленном исследовании, истолковании полученных результатов и их обобщении в виде заключения (диагноза). Диагностика используется для оценки здоровья, физического и психического развития, профессиональной пригодности, а также и в других сферах деятельности человека.
Психологическая диагностика (психодиагностика) — оценка индивидуально-психологических особенностей личности и психической деятельности человека. Широкое употребление получил термин "педагогическая диагностика", нередко говорят о "технической диагностике". Логическими продолжениями диагностики являются прогнозирование, профилактика, оптимизация, коррекция (в медицине — лечение), программы развития (например, программа развития ребенка до школы).
Понятие
«педагогическая диагностика» было
предложено К. Ингенкампом по аналогии
с медицинской и
В результате диагностики мы можем установить как реализовать педагогические задачи, какие из них требуют дальнейшего решения.
В научной литературе рассматриваются теоретические вопросы обучения, педагогической деятельности, ее структуры, анализа и оценки на диагностической основе, раскрывается сущность педагогической диагностики как области педагогического знания и компонента целостного педагогического процесса. Диагностика все чаще становится предметом специальных исследований педагогов, психологов, которые рассматривают различные аспекты, функции и виды диагностики в контексте развития образовательных систем (З.И. Калмыкова, А.А., В.Н. Максимова, К. К. Платонов, А. А. Реан и др.). К числу основных аспектов анализа, необходимых для решения проблемы диагностики качества обучения, относятся исследования К. Ингенкампа по основным аспектам и направлениям развития педагогической диагностики на современном этапе; Ю.К. Бабанского по диагностике в системе оптимизации педагогического процесса; Н.В. Кузьминой, Н.Ф. Приваловой по диагностике качества профессионально - педагогической деятельности. Среди педагогической диагностики особое место занимает дидактическая диагностика, которая является средством анализа и оценки процесса обучения, необходимым в повседневной работе для учителя, ученика, руководителя (В.П. Беспалько, Г.А. Деминова, Т.И. Дормидонова, В.Н. Максимова и др.). В целом потребность в педагогической диагностике как необходимом элементе педагогического процесса осознается теоретиками и практиками педагогики.
Целью диагностики является:
Формирование системы непрерывного повышения квалификации учителей, совершенствование преподавания, более полное и эффективное удовлетворение их профессиональных запросов и потребностей в системе научно - методической работы гимназии.
Диагностика педагогического мастерства учителя.
Задачи педагогической диагностики:
Функции педагогической диагностики:
Сущность педагогической диагностики:
Самодиагностика педагогической деятельности:
Направления самодиагностики:
Экспертиза педагогической деятельности:
проводится
в соответствии с Типовым положением
об аттестации педагогических и руководящих
кадров (приказ Минобразования РФ № 256
от 17.06.93 г.), Закон РФ "Об образовании").
Результаты диагностики:
Этапы диагностики:
Блоки диагностики:
1.3 Приемы и методы диагностики профессиональных качеств учителя
Потребность
страны в учителях, способных занять
личностно- гуманную позицию по отношению
к воспитанникам и к себе, еще
более актуализирует проблему повышения
профессиональной, прежде всего психолого-
Будучи значимой и относительно
самостоятельной подсистемой в структуре
профессиональной компетентности, психолого-педагогическая
компетентность проявляет себя как способность
особым образом и в особых условиях взаимодействовать
с другими людьми и обозначает возможности
педагога. Это комплексное понятие нельзя
свести ни к педагогическим способностям,
ни к осведомленности учителя в сфере
педагогики и психологии, ни к ансамблю
личностных черт и т.п.
Под психолого-педагогической
компетентностью учителя мы понимаем
совокупность определенных качеств (свойств)
личности с высоким уровнем профессиональной
подготовленности к педагогической деятельности
и эффективному взаимодействию с учащимися
в образовательном процессе.
Для
диагностики успешности обучения в
школе разрабатываются
Профессиональная компетенция – профессиональные качества педагога, складывается из определенных умений педагога.
Основные
методы получения информации, необходимой
для разработки программы учителя: анкетирование,
тестирование, оценивание - рейтинг, длительное
наблюдение по специальной программе,
трудовой метод (метод включенного наблюдения),
самонаблюдение, эксперимент, анализ высказываний
учащихся о качествах преподавателя, анализ
литературных источников.
Диагностика на базе анкет, автором которой является И.В. Никишина
Постановка и решение педагогических задач
№ | Вопрос | Варианты ответа(баллы) | ||||
1 | Ориентировать на ребенка как на активного участника учебно-воспитательного процесса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2 | Изучать педагогическую ситуацию и принимать решение | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3 | Объединять обучающие, развивающие и воспитательные задачи | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
4 | Осуществлять краткосрочные и долгосрочные прогнозирования | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Максимальный
балл по таблице – 20
Информация о работе Описание процедуры диагностики профессиональных качеств учителя