Описание процедуры диагностики профессиональных качеств учителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 09:54, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: дать теоретическое обоснование методам и приёмам психолого-педагогической диагностики профессиональных качеств учителя
Задачи исследования:
на основе анализа изученной психолого-педагогической литературы выявить профессиональные качества учителя
выявить методы и приемы диагностики профессиональных качеств учителя
выявление методик определения уровня сформированности профессиональных качеств учителя
разработка рекомендаций по диагностике профессиональных качеств учителя

Содержание

Введение
Теоретические основы психолого-педагогической диагностики профессиональных качеств учителя

Профессиональные качества учителя: сущность, классификация
Диагностика профессиональных качеств учителя как психолого-педагогическая проблема
Приемы и методы диагностики профессиональных качеств учителя

Глава 2 Описание процедуры диагностики профессиональных качеств учителя
2.1. Описание первичной диагностики сформированности профессиональных качеств учителя
2.2. Педагогические рекомендации по повышению профессионального мастерства учителя
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая (3).doc

— 182.00 Кб (Скачать)

   Личностные  качества педагога неотделимы от профессиональных (приобретенных в процессе профессиональной подготовки и связанных с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности). Среди  них И. П. Подласый выделяет:

    • научную увлеченность,
    • любовь к своему профессиональному труду,
    • эрудицию, владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета,
    • психологическую подготовку,
    • общую эрудицию,
    • широкий культурный кругозор,
    • педагогическое мастерство,
    • владение технологиями педагогического труда,
    • организаторские умения и навыки,
    • педагогический такт,
    • педагогическая техника,
    • владение технологиями общения,
    • ораторское искусство и другие качества.

Помимо  личностных и профессиональных качеств, педагог должен обладать рядом умений, свидетельствующих о его предметно-профессиональной компетенции. Условно эти умения делятся на гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные.

   Показателем профессиональных качеств учителя, является его педагогическая компетентность.

   Профессиональную  компетентность определяют как профессиональную подготовленность и способность  субъекта труда к выполнению задач  и обязанностей по занимаемой должности.

Несколько определений, обозначенных психологами.

   1. По мнению Сорокиной Т.М., под профессиональной компетентностью учителя понимается единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.  Компетентность учителя трактуется, как способность личности на разном уровне решать различные типы педагогических задач.

 2. Лукьянова  М.И. под психолого-педагогической  компетентностью учителя понимает совокупность определённых качеств (свойств) личности с высоким уровнем профессиональной подготовленности к педагогической деятельности и эффективному взаимодействию с учащимися в образовательном процессе.

   В педагогической науке понятие психолого-педагогическая компетентность определяется как максимально адекватная, пропорциональная совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств учителя, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся.

    Психолого-педагогическая компетентность - приоритетная, неотъемлемая универсальная составляющая сущность (наряду с научно-методической компетентностью) профессиональной компетентности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Диагностика профессиональных  качеств учителя  как психолога-  педагогическая проблема

  Диагностика (греч. diagnostikos — способный распознавать) — процесс распознавания и оценки свойств, особенностей и состояний человека, заключающийся в целенаправленном исследовании, истолковании полученных результатов и их обобщении в виде заключения (диагноза). Диагностика используется для оценки здоровья, физического и психического развития, профессиональной пригодности, а также и в других сферах деятельности человека.

  Психологическая диагностика (психодиагностика) — оценка индивидуально-психологических особенностей личности и психической деятельности человека. Широкое употребление получил термин "педагогическая диагностика", нередко говорят о "технической диагностике". Логическими продолжениями диагностики являются прогнозирование, профилактика, оптимизация, коррекция (в медицине — лечение), программы развития (например, программа развития ребенка до школы).

   Понятие «педагогическая диагностика» было предложено К. Ингенкампом по аналогии с медицинской и психологической  диагностикой в 1968 г. в рамках одного научного проекта. По своим задачам, целям и сфере применения педагогическая диагностика самостоятельна. Она заимствовала свои методы и во многом образ мыслей у психологической диагностики.

   В результате   диагностики мы можем установить как реализовать педагогические задачи, какие из них требуют дальнейшего решения.

  В научной литературе рассматриваются теоретические вопросы обучения, педагогической деятельности, ее структуры, анализа и оценки на диагностической основе, раскрывается сущность педагогической диагностики как области педагогического знания и компонента целостного педагогического процесса. Диагностика все чаще становится предметом специальных исследований педагогов, психологов, которые рассматривают различные аспекты, функции и виды диагностики в контексте развития образовательных систем (З.И. Калмыкова, А.А., В.Н. Максимова, К. К. Платонов, А. А. Реан и др.). К числу основных аспектов анализа, необходимых для решения проблемы диагностики качества обучения, относятся исследования К. Ингенкампа по основным аспектам и направлениям развития педагогической диагностики на современном этапе; Ю.К. Бабанского по диагностике в системе оптимизации педагогического процесса; Н.В. Кузьминой, Н.Ф. Приваловой по диагностике качества профессионально - педагогической деятельности. Среди педагогической диагностики особое место занимает дидактическая диагностика, которая является средством анализа и оценки процесса обучения, необходимым в повседневной работе для учителя, ученика, руководителя (В.П. Беспалько, Г.А. Деминова, Т.И. Дормидонова, В.Н. Максимова и др.). В целом потребность в педагогической диагностике как необходимом элементе педагогического процесса осознается теоретиками и практиками педагогики.

Целью диагностики является:

Формирование  системы непрерывного повышения  квалификации учителей, совершенствование  преподавания, более полное и эффективное удовлетворение их профессиональных запросов и потребностей в системе научно - методической работы гимназии.

Диагностика педагогического мастерства учителя.

Задачи педагогической диагностики:

    1. выявление личностных качеств учителя, влияющих на учебно -воспитательный процесс;
    2. выявление положительных и отрицательных сторон учителя;
    3. оценка эффективности работы учителя;
    4. выявление профессионального уровня учителя
 

 

Функции педагогической диагностики:

    1. обратной связи (анализ достижения целей деятельности, выяснение педагогических затруднений, причин неудач);
    2. педагогической коррекции (определение мер по разрешению педагогических затруднений на основе данных о качестве работы учителей и учащихся);
    3. мотивации и стимулирования (применение внешних стимулов, повышение уровня личной мотивации);
    4. контроль (производить оперативный контроль за ходом учебно - воспитательного процесса).
 

 

Сущность педагогической диагностики:

    1. научное изучение результативности образовательного процесса в гимназии на основе изменений в уровне воспитанности и обученности учащихся,
    2. рост педагогического мастерства учителя
 

 

Самодиагностика педагогической деятельности:

    • самоанализ;
    • самооценка;
      • самокоррекция
 

 

Направления самодиагностики:

        1. рациональное использование традиционных методик;
        2. овладение передовыми методиками;
        3. осуществление обратной связи в процессе самоанализа и самооценки состояния преподавания своего предмета;
        4. обнаружение и изучение своих педагогических затруднений;
        5. умение определять эффективность своего труда и результаты его изменений;
        6. прогнозирование профессионального роста на основе формирования педагогического запроса

Экспертиза педагогической деятельности:

проводится  в соответствии с Типовым положением об аттестации педагогических и руководящих  кадров (приказ Минобразования РФ № 256 от 17.06.93 г.), Закон РФ "Об образовании").   

Результаты диагностики:

  1. Отражены в папке профессиональных достижений каждого учителя - Портфолио;
  2. отслеживаются по каждому учителю, кафедре, в целом по гимназии.
 

 

Этапы диагностики:

  1. Самодиагностика
  2. Экспертиза психологической службы;
  3. Экспертиза предметных кафедр и МО;
  4. Экспертиза администрации гимназии;
  5. Анкетирование учащихся
 

 

Блоки диагностики:

  • "Профессиональный уровень деятельности учителя";
  • "Результативность профессиональной деятельности"(динамика качества знаний, качество контрольных срезов, качество сдачи ЕГЭ, уровень воспитанности учащихся, уровень сформированности компетенций, развитие познавательного интереса, развитие положительной учебной мотивации);
  • "Уровень коммуникативной культуры учителя" (коммуникативные и профессиональные способности, способность к сотрудничеству, создание комфортного микроклимата в процессе обучения, готовность к сотрудничеству, педагогический такт, педагогическая культура)
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Приемы и методы  диагностики профессиональных качеств учителя

   Потребность страны в учителях, способных занять личностно- гуманную позицию по отношению  к воспитанникам и к себе, еще  более актуализирует проблему повышения  профессиональной, прежде всего психолого-педагогической, компетентности учителя. Проблема эта приобретает особую значимость в связи с распространением идей гуманизации и гуманитаризации образования, перестройки учебно- воспитательного процесса в школе на психологической основе. 
     Будучи значимой и относительно самостоятельной подсистемой в структуре профессиональной компетентности, психолого-педагогическая компетентность проявляет себя как способность особым образом и в особых условиях взаимодействовать с другими людьми и обозначает возможности педагога. Это комплексное понятие нельзя свести ни к педагогическим способностям, ни к осведомленности учителя в сфере педагогики и психологии, ни к ансамблю личностных черт и т.п.  
     Под психолого-педагогической компетентностью учителя мы понимаем совокупность определенных качеств (свойств) личности с высоким уровнем профессиональной подготовленности к педагогической деятельности и эффективному взаимодействию с учащимися в образовательном процессе.

   Для диагностики успешности обучения в  школе разрабатываются специальные  методы, которые разными авторами называются тестами учебных достижений, тестами успешности, дидактическими тестами и даже тестами учителя (под последними могут также подразумеваться тесты, предназначенные для диагностики профессиональных качеств педагогов, либо малоформализованные диагностические средства, которые может использовать учитель, такие, как наблюдение, беседа и др. )

   Профессиональная  компетенция – профессиональные качества педагога, складывается из определенных умений педагога.

  Основные  методы получения информации, необходимой для разработки программы учителя: анкетирование, тестирование, оценивание - рейтинг, длительное наблюдение по специальной программе, трудовой метод (метод включенного наблюдения), самонаблюдение, эксперимент, анализ высказываний учащихся о качествах преподавателя, анализ литературных источников. 

  Диагностика на базе анкет, автором которой является И.В. Никишина

  Постановка  и решение педагогических задач

Вопрос Варианты  ответа(баллы)
1 Ориентировать на ребенка как на активного участника учебно-воспитательного процесса 1 2 3 4 5
2 Изучать педагогическую ситуацию и принимать решение 1 2 3 4 5
3 Объединять  обучающие, развивающие и воспитательные задачи 1 2 3 4 5
4 Осуществлять  краткосрочные и долгосрочные прогнозирования 1 2 3 4 5

Максимальный  балл по таблице – 20  

Информация о работе Описание процедуры диагностики профессиональных качеств учителя