Обучение учащихся срденей школы иноязычной грамматике с использованием компьютерных технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной выпускной квалификационной работы является анализ существующих информационных компьютерных технологий, а также выявление эффективности их применения на уроках иностранного языка, в частности при обучении грамматической стороне речи.
задачи:
рассмотреть понятие "грамматический навык" и этапы его формирования;
определить роль информационных компьютерных технологий в обучении;
рассмотреть виды современных информационных компьютерных технологий;
раскрыть понятие "мультимедийная презентация Microsoft Power Point";
рассмотреть современные требования к составлению, оформлению и показу мультимедийных презентаций Microsoft Power Point;
проанализировать учебно-методический комплект "English V" под редакцией И.Н. Верещагиной с точки зрения обучения грамматической стороне речи;
разработать учебно-методическое пособие, по презентации грамматического материала для учебника английского языка "English V" под редакцией И.Н. Верещагиной.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы обучения грамматической стороне речи
§1. Цели, задачи и содержание обучения грамматике
§2. Программные требования при обучении грамматической стороне речи учащихся 5-7 классов
§3. Характеристика грамматического навыка
§4. Этапы формирования грамматических навыков
§5. Формирование грамматических навыков и умений. Принципы содержания обучения
§6. Упражнения, направленные на формирование грамматических навыков
Глава 2. Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении английскому языку
§1. Роль информационно-коммуникативных технологий в условиях современного общества
§2. Место компьютера среди других технических средств обучения и его функции в процессе обучения иностранным языкам
§3. Место использования информационных технологий на уроках иностранного языка
§4. Виды информационно-коммуникационных технологий
Глава 3. Мультимедийная презентация как эффективное средство представления учебного материала в современном образовательном процессе
§1. Что такое мультимедийная презентация, виды и этапы работы
§2. Обязательные структурные элементы презентации
§3. Требования к представлению информации на слайде
§4. Требования к оформлению слайдов
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 236.50 Кб (Скачать)

Основные усилия учащихся и их произвольное внимание и мышление все еще сосредоточены на преодолении тех или иных трудностей, в силу чего данные упражнения все еще относятся к области тренировки, а не речевой практики.

а) Комбинаторно-рецептивные упражнения состоят в соотнесении опознанных элементов и знаков речи между собой и с ситуацией при слушании и при чтении с целью понимания высказываний.

Установками для комбинаторно-рецептивного упражнения могут быть следующие: "Соотнесите грамматическую структуру из левого столбика с эквивалентом на русском языке из правого…", "Соотнесите грамматическую структуру из левого столбика с соответствующим временем из правого…" и т.д.

Тренировка рецептивного грамматического  материала предполагает выполнение ряда имитационных, подстановочных и  трансформационных упражнений.

б) Имитативные упражнения могут  быть построены на одноструктурном  или контрастном грамматическом материале. Грамматическая структура  в них задана, ее следует повторять  без изменения. Выполнение упражнений может проходить в виде прослушивания и повторения форм по образцу; контрастного повторения различных форм за преподавателем, при этом происходит прилаживание органов речи к произнесению новых грамматических явлений в небольшом контексте; списывания текста или его части с подчеркиванием грамматических ориентиров.

Например, установки для имитативных  упражнений могут звучать следующим  образом: "Прослушайте текст и  повторите его в паузы.", "Спишите  текст (его часть) и подчеркните  нужную грамматическую форму…" и  т.д.

в) Подстановочные упражнения используются для закрепления грамматического материала, выработки автоматизма в употреблении грамматической структуры в аналогичных ситуациях; этот тип упражнений особо ответственен за формирование гибкости навыка, здесь происходит усвоение всего многообразия форм, присущих данному грамматическому явлению, за счет разнообразных трансформаций, перифраза, дополнения и расширения.

Установки для подстановочных упражнений могут звучать следующим образом: "Составьте предложения с помощью  подстановочной таблицы…", "Составьте предложения из заданных слов…", "Составьте предложения, употребив слова в скобках в нужной грамматической форме…", "Составьте предложения по образцу…", "Расскажите о себе, пользуясь образцом…." и т.д.

г) Трансформационные упражнения дают возможность формировать навыки комбинирования, замены, сокращения или расширения заданных грамматических структур в речи. При выполнении этих упражнений учителю необходимо иметь в виду две взаимосвязанные задачи: обеспечить запоминание грамматического материала, развитие соответствующих навыков и одновременно открыть перед учащимися ясную речевую перспективу использования этих навыков.

Установки для трансформационных  упражнений могут звучать следующим  образом: "Выразите ту же мысль другими  словами…", "Напишите предложения в соответствующей форме…", "Объедините простые предложения в сложносочиненные (сложноподчиненные) …", "Переведите предложения на английский язык…", "Расскажите о том, что вы делали вчера…" и т.д.

д) Продуктивные упражнения состоят  в воспроизведении и сочетании в соответствии с речевой ситуацией усвоенных единиц речи для устного или письменного высказывания.

Установки для продуктивных упражнений могут звучать следующим образом: "Перескажите текст, используя  соответствующее время…", "Расскажите о том, что вы слышали вчера из разговора родителей…" и т.д.

3. Речевые упражнения - направлены  на выработку у учащегося нового  сложного умения - умения мобилизовать  усвоенный языковой материал  в целях осуществления языковой  коммуникации.

Упражнения постепенно становятся более творческими и все больше приближаются к естественному акту речи.

а) Комбинаторно-рецептивные упражнения состоят в непосредственном (без  анализа и перевода) понимании  устных и письменных высказываний, построенных на знакомых структурах и содержащих в основном знакомую лексику.

Установки для комбинаторно-рецептивных  упражнений могут звучать следующим  образом: "Прослушайте текст и  ответьте на вопросы…", "Прочитайте текст и ответьте на вопросы вашего соседа по парте…"и т.д.

б) Продуктивные упражнения состоят в устном и письменном выражении мыслей с использованием усвоенного материала для речи в доступных учащемуся речевых ситуациях.

Установками для продуктивных упражнений могут быть следующие: "Опишите  свой обычный день…", "Расскажите вашим друзьям о том, что вы делали вчера…", "Напишите письмо вашему другу и расскажите о том, что вы обычно слышите от своих родителей…" и т.д. [18, c.77]

Следует заметить, что деление упражнений на языковые и речевые является крайне условным и ценным лишь в методическом плане. Одни и те же упражнения могут выступать то, как языковые, то, как речевые, в зависимости от этапа обучения.

Вывод: для эффективного усвоения грамматического материала необходимо выполнять тренировочные упражнения, которые направлены на выработку у учащихся первичных умений и навыков и формирования грамматического навыка.

Глава 2. Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении английскому  языку

§1. Роль информационно-коммуникативных  технологий в условиях современного общества

Современное состояние развития цивилизации  социологи и философы называют "информационным обществом". Информационное общество - это "общество, в котором социально-экономическое  развитие зависит, прежде всего, от производства, переработки, хранения, распространения информации среди членов общества".

Развитие общества обуславливает  необходимость перехода школы к  новой парадигме, где на первый план выходят интересы личности учащегося, развитие его способностей и потенциальных  возможностей, удовлетворения индивидуальных запросов и образовательных потребностей. С появлением информационных технологий обучения стало возможным реализовать цели и задачи, стоящие перед участниками современного образовательного процесса.

Информационные технологии обучения - это все технологии, использующие специальные технические средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Когда компьютеры стали широко использоваться в процессе образования, появился термин "новая информационная технология обучения". Но некоторые исследователи подчеркивают, что говорить о новой информационной технологии обучения можно лишь в том случае, если она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целостность и т.д.), решает задачи, которые прежде не были теоретически или практически решены, и если средством передачи информации обучаемому является компьютерная и информационная техника.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это "широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)"

Сегодня преподаватель имеет возможность  качественно изменить процесс обучения: информационные и коммуникативные  технологии облегчают творческую работу учителя, помогают совершенствовать, накапливать  и развивать свои педагогические находки. При переходе на интенсивный путь развития образования необходимо:

изменить методы обучения;

учиться самостоятельно работать с  информацией: находить, осмысливать, преобразовывать, синтезировать новые знания.

Перед школой информационного века стоит задача развития познавательной активности и самостоятельности учащихся. С изменением содержания образования, подходов к образовательному процессу, появлением новых педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, возможности решения данной задачи существенно расширились.

При этом перед учителем встают новые  задачи:

создание атмосферы заинтересованности каждого учащегося в работе класса;

стимулирование учащихся к использованию  различных способов выполнения заданий  без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.

использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и  форму учебного содержания;

оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;

поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать  способы работы других учеников в  ходе урока, выбирать и осваивать  наиболее рациональные;

создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика. [2, c.102]

Вывод: использование компьютера в  обучении английскому языку существенно  влияет на эффективность образовательного процесса. Компьютер представляет собой многофункциональное техническое средство обучения и позволяет хранить в памяти языковой материал значительного объема, находить интересующую информацию и предоставлять ее в удобном для пользователя виде.

§2. Место компьютера среди других технических средств обучения и  его функции в процессе обучения иностранным языкам

Отличительными характерологическими признаками персонального компьютера в качестве электронного технического средства обучения являются автоматичность и наличие обратной связи. Дидактическими преимуществами персонального компьютера по сравнению с другими средствами обучения являются:

полифункциональность;

интерактивность;

диалоговое взаимодействие;

многообразие возможных режимов, организационных форм работы.

В качестве средства обучения компьютер  способен реализовать все преимущества технических средств обучения. В  то же время применение компьютеров  в процессе обучения определяется требованиями, предъявляемыми к техническим устройствам, и должно соответствовать определенным принципам. В компьютерной лингводидактике релевантными считаются следующие принципы использования технических средств обучения:

обусловленности;

необходимости;

информативности;

надежности.

Принцип обусловленности.

Предписывает четкое определение условий применения компьютера в зависимости от содержания, целей и этапа обучения, возрастных особенностей пользователей, а также используемой методики обучения.

Принцип необходимости.

Обуславливает применение компьютера только в том случае, если это позволяет повысить эффективность учебного процесса по какому-либо параметру, а именно:

увеличить скорость усвоения материала;

активизировать речевую деятельность;

достичь учебной цели наиболее рациональным способом;

облегчить работу преподавателя или обучаемого;

сократить время.

Принцип информативности.

Раскрывает преимущества компьютера в качестве средства справочно-информационного  обеспечения учебного процесса, поскольку  компьютер позволяет пользователю получить максимальное количество информации за кратчайшее время. Кроме того, среди технических средств обучения компьютер наиболее всего соответствует информативно-речевому характеру обучения иностранному языку.

Принцип надежности.

Указывает на необходимость проведения экспериментальной проверки каждой компьютерной программы для обучения, а также на наличие этапа организационной подготовки к занятию с использованием компьютера. [5, c.52]

Функции компьютера в обучении языкам можно объединить в две большие  группы:

1. Функции, при реализации  которых компьютер исполняет роль одного из участников учебного процесса (преимущественно обучающего);

2. Функции компьютера в качестве  инструмента деятельности.

Функции преподавателя и учащегося  взаимно дополняют друг друга, поэтому  процессы компьютеризации их деятельности тесно взаимосвязаны, компьютерные средства, имитирующие определенный аспект деятельности обучающего, являются одновременно инструментом работы обучаемого. Например, справочно-информационные системы могут рассматриваться, с одной стороны, как средства, реализующие информативную роль учителя, а с другой стороны, в качестве инструмента информационной поддержки деятельности обучаемого.

В качестве инструмента деятельности и преподаватели, и учащиеся используют преимущественно компьютерные средства общего назначения, специально не предусматривающие выполнение задач обучения. К таким средствам относятся, прежде всего, разнообразные текстовые редакторы, обеспечивающие техническую поддержку процесса обучения и позволяющие пользователям тиражировать учебные материалы, оформлять задания, работать над созданием новых текстов.

Информационную поддержку процесса обучения оказывают различные программы  типа баз данных и информационные ресурсы системы Интернет, с помощью  которых и преподаватели, и учащиеся могут получить актуальную и исчерпывающую информацию по всем интересующим их проблемам. Реализация функции компьютера как инструмента общения обучаемого стала возможной благодаря специальным устройствам связи, позволяющим передавать и получать информацию на базе компьютера.

Вывод: в отличие от других технических  средств обучения, компьютер предоставляет  большие возможности для организации  учебного процесса в силу своей современности  и интерактивности.

§3. Место использования информационных технологий на уроках иностранного языка

Внедрение информационно-коммуникативных  технологий в образовательную среду  урока позволяет:

повышать и стимулировать интерес  учащихся;

активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала;

индивидуализировать обучение;

повысить скорость изложения и  усвоения информации;

вести экстренную коррекцию знаний. [27, c.27]

Также использование информационно-коммуникационных средств позволяет решить следующие  лингвометодические задачи:

Информация о работе Обучение учащихся срденей школы иноязычной грамматике с использованием компьютерных технологий