Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2011 в 22:05, автореферат
Актуальность исследования. Анализ состояния обучения аудированию в неязыковом вузе, изучение теоретических работ по аудированию показывают, что, несмотря на достаточное количество работ по проблеме, результаты обучения аудированию не отвечают по-прежнему требованиям программы. При обучении смысловому восприятию речи опущено существенное звено, а именно, процесс протекания деятельности этого вида речевой деятельности, процесс овладения внутренними речемыслительными действиями.
Студент неязыкового вуза обязан в конце курса обучения иностранному языку должен понимать аудиосообщения профессионального характера (в монологической форме и в ходе диалога), относящегося к одной из сфер и ситуаций общения длительностью от трех до десяти минут звучания в нормальном среднем темпе речи при однократном предъявлении с последующим обсуждением и выражением своего мнения по поводу услышанного. К таким сферам общения могут относиться прием зарубежных специалистов; обмен информацией общего и профессионального/научного характера в процессе повседневных бесед, деловых переговоров и сотрудничества; общение по телефону; обмен информацией в процессе научного сотрудничества, в ходе семинаров, дискуссий, диспутов, полемики на совещаниях, конференциях, симпозиумах, конгрессах.
Методика
обучения профессионально-
Для
выбора оптимальной стратегии обучения
профессионально-
Стратегию
обучения профессионально-
Стратегии
аудирования в нашем случае определяются
работой над механизмами
Таблица 1
Стратегии обучения аудированию студентов
психолого-педагогических специальностей неязыковых вузов
I Стратегия | II Стратегия | III Стратегия | IV Стратегия | |
I Этап
(I семестр, 1 курс) |
II Этап
(II семестр, 1 курс) |
III Этап
(III семестр, 2 курс) |
IV Этап
(IV семестр, 2 курс) | |
Предтекстовые виды работ | Снятие трудностей, установка на слушание | Преодоление трудностей, установка на слушание | ||
Текстовые виды работ | Слушание текста по частям и (или) целиком двукратно | Слушание текста по частям и (или) целиком однократно и (или) двукратно | Слушание текста по частям и (или) целиком однократно и (или) двукратно | Слушание текста целиком однократно |
Послетекстовые виды работ | Контроль понимания | |||
Виды
аудирования |
Все виды аудирования | Все виды аудирования | ||
Упражнения | Подготовительные, контролирующие | Специальные,
Контролирующие | ||
Цели и задачи | Формирование механизмов | Развитие механизмов | Совершенствование механизмов | Контроль и самоконтроль |
Способ
презентации аудиотекста |
Со скриптом и (или) без скрипта | Без скрипта | Без скрипта | |
Уровни
понимания |
Элементарный | Средний | Продвинутый | Высокий |
В соответствии с выбранными стратегиями выстраивается подсистема аудитивных упражнений: а) подготовительных; б) специальных; в) контролирующих. Подготовительные упражнения: направлены на формирование механизмов аудирования в различном сочетании. Цель подготовительных упражнений заключается в повышении уровня сформированности основных психологических аудитивных механизмов в их взаимодействии. Эти упражнения максимально концентрируют внимание, формируют и развивают психологические и психолингвистические механизмы аудирования на языковом, речевом и смысловом уровнях. Специальные (профессионально-направленные) можно разделить на упражнения: а) с применением скрипта; б) без применения скрипта; в) «творческие». Они направлены на совершенствование психологических аудитивных механизмов с целью эффективного осуществления процесса смыслового восприятия иноязычной речи на слух. Упражнения этого типа обладают аутентичностью, под которой понимается степень соответствия задания реальной жизненной ситуации. В этих упражнениях задания сформулированы таким образом, чтобы показать «причастность обучающегося к реальной жизненной ситуации» (П. В. Сысоев). Контролирующие упражнения включают специальные задания. Они носят коммуникативный характер и направлены на проверку полноты, глубины понимания всего текста. В основном они представлены после текста.
Опытное обучение осуществлялось в три этапа. Первый этап – диагностико-прогностический (констатирующий). Второй этап – поисково-практический (формирующий). Третий этап – обобщающий. Цель опытного обучения: определение эффективности формирования аудитивных умений данной категории студентов неязыкового (педагогического) вуза на основе методики взаимосвязанного обучения механизмам аудирования.
На рис. 2 представлены результаты показателей уровня сформированности умений аудирования в опытных группах на различных этапах обучения в виде общего среднеарифметического значения, которое вычислялось по формуле:
где , – среднее арифметическое, – количество студентов в опытной группе, – количество баллов, набранных студентами опытной группы, – сумма баллов, набранных студентами опытной группы.
Рис. 2 Уровни сформированности умений аудировать на разных этапах
опытного обучения в группах
Проверка достоверности полученных результатов осуществлялась с использованием t-критерия Стьюдента при зависимых (связанных) выборках, к которым относятся результаты одной и той же группы респондентов до и после опытного обучения (воздействия независимой переменной). Для определения достоверности разницы средних в случае зависимых выборок применяется следующая формула:
где – разность между результатами в общей группе до и после опытного обучения; – сумма этих частных разностей; – сумма квадратов частных разностей; n – число обучающихся.
В нашем случае: = 225,5 – (сумма этих частных разностей); = 1039,75 – (сумма квадратов частных разностей); n = 50 – (число обучающихся).
Теперь t – расчетное сравниваем с t – табличным. Табличное значение выбирается с учетом выбранного уровня достоверности (p = 0,01), а также в зависимости от числа степеней свободы, которое находится по формуле:
где U – число степеней свободы; N – число испытуемых. В нашем случае U = 50 – 1 = 49.
Для таблицы t – критерия находим, что значение t табл. = 2,68 для однопроцентного уровня (p < 0,01) при 48 степенях свободы. Сравниваем величину t-критерия для общей группы (t расч. = 46,80763) с t – табличным. Таким образом, величина t табл. < t расч. Следовательно, можно сделать вывод, что эффект изменений обусловлен именно применением опытной методики обучения.
В Заключении подведены итоги исследования:
1.
Доказано, что подготовку специалистов
психолого-педагогической
2.
Установлено, что обучение
3. Выявлено, что особую роль при обучении аудированию играет умелое сочетание стратегий и упражнений, позволяющих осуществлять аудитивную компетенцию с учетом требований, предъявляемых к специалистам нелингвистического профиля.
4.
Результаты опытной проверки
убедительно доказывают
Проведенное
исследование выявило новые аспекты
изучения данной проблемы, пути совершенствования,
проведено уточнение
Содержание
диссертационного исследования
отражено в публикациях
автора:
I. Издания, рекомендованные ВАК
Министерства
образования и
науки РФ
1.
Морозов, Д. Л. Характер
2.
Морозов, Д. Л. Роль механизма
вероятностного прогнозирования в процессе
смыслового восприятии иноязычной речи
на слух [Текст] / Д. Л. Морозов // Вестник
Костромского педагогического университета
им. Н. А. Некрасова. – Кострома, 2008. – Том
14. – № 3. – Основной выпуск (Июль-сентябрь).
– С. 85-88 (0,6 п.л.).
II.
Учебно-методические
пособия
3.
Морозов, Д. Л. Mensch in der Welt der Technik = Человек
в мире техники (Тексты и
упражнения по немецкому языку
для студентов, изучающих