Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2011 в 22:05, автореферат
Актуальность исследования. Анализ состояния обучения аудированию в неязыковом вузе, изучение теоретических работ по аудированию показывают, что, несмотря на достаточное количество работ по проблеме, результаты обучения аудированию не отвечают по-прежнему требованиям программы. При обучении смысловому восприятию речи опущено существенное звено, а именно, процесс протекания деятельности этого вида речевой деятельности, процесс овладения внутренними речемыслительными действиями.
-
проведение диагностического, промежуточного,
итогового, отсроченного
-
опытное обучение студентов психолого-педагогического
профиля с целью проверки рациональности
разработанной методики обучения профессионально-
- количественный и качественный анализ результатов.
Опытно-экспериментальной базой исследования выступили ГОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт имени А.П.Гайдара», ГОУ ВПО «Мичуринский государственный педагогический институт». Всего в опытном обучении приняло участие 150 студентов 1-2 курсов психолого-педагогического факультета.
Основные этапы исследования. Исследование проводилось в течение 2005-2008 г.г. Оно предусматривало три этапа.
На
первом этапе (2005-2006 гг.) осуществлялся
анализ научной литературы по проблеме
исследования, обобщался опыт работы системы
обучения немецкому языку в неязыковом
вузе, отражающий состояние исследуемой
проблемы. На данном этапе была обоснована
актуальность и практическая значимость
проблемы исследования, разработан понятийный
аппарат и сформулирована рабочая гипотеза,
разработана опытная программа обучения
студентов неязыковых вузов профессионально-
На втором этапе (2006-2007 гг.) с целью проверки гипотезы была разработана и апробирована методика исследования, организована опытная работа, на основании которой проводилось уточнение рабочей гипотезы. Уточнялись и корректировались отдельные части опытной программы обучения, учебная программа оснащалась дидактическими материалами, готовилось к изданию учебное пособие по обучению студентов психолого-педагогического профиля аудированию.
На третьем этапе (2007-2008 гг.) продолжалась работа по опытной программе; дальнейшее углубление и проверка гипотезы; анализ, систематизация и обобщение полученных в ходе исследования результатов. Были сформулированы выводы проведенного исследования и оформлен текст диссертации.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что:
а) определен комплекс умений, необходимых и достаточных для студентов неязыкового (педагогического) вуза и обеспечивающих не только функционирование аудирования как опосредованной формы общения людей, но и выполнение профессиональной деятельности в качестве педагога-психолога, социального педагога, психолога;
б)
разработаны стратегии обучения
студентов психолого-
в)
предложена методика профессионально-
Теоретическая
значимость исследования состоит в
том, что: а) показана значимость и важность
комплексного развития и совершенствования
психологических механизмов при обучении
аудированию; б) доказана целесообразность
обучения студентов неязыкового вуза
аудированию на основе системы взаимосвязанного
развития и совершенствования психологических
аудитивных механизмов; в) построена система
обучения профессионально-
Практическая
значимость исследования состоит в
следующем: а) разработана система обучения
аудированию студентов неязыковых вузов
1-2 курсов психолого-педагогических факультетов;
б) предлагаемый вариант обучения профессионально-
Положения, выносимые на защиту:
1.
Обучение профессионально-
2.
Обучение аудированию как
опосредованной форме общения
в неязыковом вузе
3. Обучение аудированию определяется правильным учетом психологических механизмов, существенно влияющих на процесс смыслового восприятия речи на слух. Высокий уровень сформированности аудитивных механизмов обеспечивает: а) увеличение словарного запаса, включая терминологический аппарат по изучаемой специальности; б) быстрое узнавание лексических единиц и грамматических конструкций в текстах звуковой модальности; в) увеличение объема понимаемой профессионально значимой информации.
4.
Методика обучения
Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические позиции проверялись в процессе выступлений на заседаниях кафедры иностранных языков ГОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт имени А. П. Гайдара», ГОУ ВПО «Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н. А. Добролюбова»; международных научно-практических конференциях в гг. Белово (2008), Владимире (2008), Н.Новгороде (2008), Пятигорске (2007, 2008), Санкт-Петербурге (2008), Уфе (2008); межрегиональных научно-практических конференциях в гг. Рубцовске (2008); межвузовских научно-практических конференциях в гг. Елабуге (2008), Н.Новгороде (2007, 2008). Результаты работы нашли свое отражение в 17 печатных публикациях, две из них размещены в сборниках, являющихся официальным изданием ВАК. Методика обучения апробирована на занятиях со студентами 1-2 курсов психолого-педагогического факультета АГПИ им. А. П. Гайдара. На основе опытного обучения было подготовлено и издано учебное пособие по обучению аудированию и чтению «Deutsch für Psychologen, Pädagogen-Psychologen, Sozialen Pädagogen (Texte für Hörverstehen und Leseverstehen) = Немецкий для психологов, педагогов-психологов, социальных педагогов (Тексты для аудирования и чтения)».
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на научную методологию, непротиворечивостью исходных теоретико-методологических позиций; комплексным применением методов, адекватных целям и задачам исследования; личным участием автора в проведении опытного обучения; корректной обработкой полученных данных.
Объем
и структура диссертации. Содержание
работы изложено на 212 страницах основного
текста и включает введение, две главы,
выводы по каждой главе, заключение, библиографический
список из 180 наименований (в том числе
22 на иностранном языке) и 9 приложений.
ОСНОВНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, определяются цели и задачи, формулируется гипотеза исследования, его научная новизна и практическая значимость, положения, выносимые на защиту, называются методы исследования.
В
первой главе «Теоретические
основы обучения аудированию
как виду речевой деятельности
студентов психолого-педагогических
специальностей неязыковых
вузов» раскрываются исходные теоретические
положения обучения студентов неязыковых
вузов профессионально-
Психологическую
основу аудирования составляют внутренние
процессы: а) восприятия; б) узнавания
языковых образов; в) понимания их значений;
г) антиципации и осмыслении информации;
д) группировки сведений и их обобщения;
е) удержания информации в памяти; ж)
вывода умозаключения (Л. И. Апатова, М.
Л. Вайсбурд, Н. И. Гез, Н. В. Елухина, И. А.
Зимняя, З. А. Кочкина, А. Р. Лурия). В структуре
аудирования как вида речевой деятельности
выделяют: а) побудительно-мотивационную;
б) ориентировочно-
Механизм
восприятия как составная часть
аудирования рассматривается
Среди психологических особенностей протекания процесса восприятия у реципиента выделяют: а) осмысленность; б) дискретность (уровневость); в) обусловленность прошлым опытом и закономерностям функционирования памяти реципиента; г) опережающий характер.
В
методической литературе можно обнаружить
множество классификаций
Механизм
осмысления соотносится с аналитико-
Память (оперативная и долговременная) представляет собой единый общефункциональный механизм мыслительной деятельности человека. Информация, поступающая на слуховой анализатор реципиента в процессе аудирования, удерживается, соединяется, структурируется, обрабатывается, модифицируется, обобщается, систематизируется и классифицируется посредством памяти. Оперативная память обслуживает процесс смыслового восприятия иноязычной речи на слух. Долговременная память хранит знания и опыт. От уровня развития и объема памяти во многом зависят адекватность и глубина понимания речевого сообщения, связанного с предметом будущей деятельности специалиста («Педагогика и психология», «Социальная педагогика», «Психология»).