Обучение профессионально-ориентированному аудированию на основе совершенствования психологических механизмов речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2011 в 22:05, автореферат

Описание работы

Актуальность исследования. Анализ состояния обучения аудированию в неязыковом вузе, изучение теоретических работ по аудированию показывают, что, несмотря на достаточное количество работ по проблеме, результаты обучения аудированию не отвечают по-прежнему требованиям программы. При обучении смысловому восприятию речи опущено существенное звено, а именно, процесс протекания деятельности этого вида речевой деятельности, процесс овладения внутренними речемыслительными действиями.

Работа содержит 1 файл

Morozov.doc

— 233.50 Кб (Скачать)

     - проведение диагностического, промежуточного, итогового, отсроченного срезов;

     - опытное обучение студентов психолого-педагогического профиля с целью проверки рациональности разработанной методики обучения профессионально-ориентированному аудированию как важной составляющей профессионально-деловой и межкультурной коммуникативной компетенции;

     - количественный и качественный анализ результатов.

     Опытно-экспериментальной  базой исследования выступили ГОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт имени А.П.Гайдара», ГОУ ВПО «Мичуринский государственный педагогический институт». Всего в опытном обучении приняло участие 150 студентов 1-2 курсов психолого-педагогического факультета.

     Основные  этапы исследования. Исследование проводилось в течение 2005-2008 г.г. Оно предусматривало три этапа.

     На  первом этапе (2005-2006 гг.) осуществлялся анализ научной литературы по проблеме исследования, обобщался опыт работы системы обучения немецкому языку в неязыковом вузе, отражающий состояние исследуемой проблемы. На данном этапе была обоснована актуальность и практическая значимость проблемы исследования, разработан понятийный аппарат и сформулирована рабочая гипотеза, разработана опытная программа обучения студентов неязыковых вузов профессионально-ориентированному аудированию.

     На  втором этапе (2006-2007 гг.) с целью проверки гипотезы была разработана и апробирована методика исследования, организована опытная работа, на основании которой проводилось уточнение рабочей гипотезы. Уточнялись и корректировались отдельные части опытной программы обучения, учебная программа оснащалась дидактическими материалами, готовилось к изданию учебное пособие по обучению студентов психолого-педагогического профиля аудированию.

     На  третьем этапе (2007-2008 гг.) продолжалась работа по опытной программе; дальнейшее углубление и проверка гипотезы; анализ, систематизация и обобщение полученных в ходе исследования результатов. Были сформулированы выводы проведенного исследования и оформлен текст диссертации.

     Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что:

     а) определен комплекс умений, необходимых  и достаточных для студентов неязыкового (педагогического) вуза  и обеспечивающих не только функционирование аудирования как опосредованной формы общения людей, но и выполнение профессиональной деятельности в качестве педагога-психолога, социального педагога, психолога;

     б) разработаны стратегии обучения студентов психолого-педагогического  профиля слушанию и пониманию  сообщений на профессиональную тематику и предложена система упражнений, учитывающая психофизиологические механизмы данного вида речевой  деятельности на иностранном языке;

     в) предложена методика профессионально-ориентированному аудированию на основе учета  взаимодействия его механизмов, обеспечивающая овладение  профессиональными умениями в области  аудирования, которые позволят успешно  осуществлять профессиональную деятельность в будущем.

     Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: а) показана значимость и важность комплексного развития и совершенствования психологических механизмов при обучении аудированию; б) доказана целесообразность обучения студентов неязыкового вуза аудированию на основе системы взаимосвязанного развития и совершенствования психологических аудитивных механизмов; в) построена система обучения профессионально-ориентированному аудированию студентов психолого-педагогического профиля; г) разработана научно-обоснованная методика обучения аудированию аутентичных текстов по психолого-педагогическому профилю на основе совершенствования психологических механизмов аудирования в условиях неязыкового вуза. 

     Практическая  значимость исследования состоит в следующем: а) разработана система обучения аудированию студентов неязыковых вузов 1-2 курсов психолого-педагогических факультетов; б) предлагаемый вариант обучения профессионально-ориентированному аудированию обеспечен достаточным количеством дидактических материалов, которые апробированы и проверены опытным путем; в) материалы исследования могут найти свое применение в работе со студентами других неязыковых вузов аналогичного профиля, а также при чтении лекционного курса «Методика преподавания иностранных языков в неязыковом вузе»; г) в возможности использования теоретических положений исследования для создания методических рекомендаций и учебно-методического пособия для обучения профессионально-ориентированному аудированию студентов неязыковых вузов. 

     Положения, выносимые на защиту:

     1. Обучение профессионально-ориентированному  аудированию в условиях неязыкового вуза проводится с учетом специфики: а) внутренней структуры данного вида речевой деятельности; б) будущей профессиональной деятельности специалиста в области социальной педагогики, педагогике и психологии.

     2. Обучение аудированию  как  опосредованной форме общения  в неязыковом вузе осуществляется  взаимосвязано с другими видами  речевой деятельности. Цель такого  обучения  состоит в совершенствовании навыков и умений  воспринимать, запоминать, прогнозировать, осмыслять профессионально значимую информацию на слух.

     3. Обучение аудированию определяется правильным учетом психологических механизмов, существенно влияющих на процесс смыслового восприятия речи на слух. Высокий уровень сформированности аудитивных механизмов обеспечивает: а) увеличение словарного запаса, включая терминологический аппарат по изучаемой специальности; б) быстрое узнавание лексических единиц и грамматических конструкций в текстах звуковой модальности; в) увеличение объема понимаемой профессионально значимой информации.

     4. Методика обучения профессионально-ориентированному  аудированию строится на основе  системы профессионально направленных  учебно-методических материалов, стратегий, приемов, форм работы и системы упражнений, организованных с учетом характера взаимодействия психологических механизмов между собой, что обеспечивает преодоление психологических, лингвистических и дидактических трудностей при восприятии иноязычной профессионально-ориентированной информации на слух. В конечном результате это повышает качество смыслового восприятия профессиональной информации на слух.

     Апробация и внедрение результатов  исследования. Теоретические позиции проверялись в процессе выступлений на заседаниях кафедры иностранных языков ГОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт имени А. П. Гайдара», ГОУ ВПО «Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н. А. Добролюбова»; международных научно-практических конференциях в гг. Белово (2008), Владимире (2008), Н.Новгороде (2008), Пятигорске (2007, 2008), Санкт-Петербурге (2008), Уфе (2008); межрегиональных научно-практических конференциях в гг. Рубцовске (2008); межвузовских научно-практических конференциях в гг. Елабуге (2008), Н.Новгороде (2007, 2008). Результаты работы нашли свое отражение в 17 печатных публикациях, две из них размещены в сборниках, являющихся официальным изданием ВАК. Методика обучения апробирована на занятиях со студентами 1-2 курсов психолого-педагогического факультета АГПИ им. А. П. Гайдара. На основе опытного обучения было подготовлено и издано учебное пособие по обучению аудированию и чтению «Deutsch für Psychologen, Pädagogen-Psychologen, Sozialen Pädagogen (Texte für Hörverstehen und Leseverstehen) = Немецкий для психологов, педагогов-психологов, социальных педагогов (Тексты для аудирования и чтения)».

     Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на научную методологию, непротиворечивостью исходных теоретико-методологических позиций; комплексным применением методов, адекватных целям и задачам исследования; личным участием автора в проведении опытного обучения; корректной обработкой полученных данных.

     Объем и структура диссертации. Содержание работы изложено на 212 страницах основного текста и включает введение, две главы, выводы по каждой главе, заключение, библиографический список из 180 наименований (в том числе 22 на иностранном языке) и 9 приложений. 

     ОСНОВНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 

     Во  Введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, определяются цели и задачи, формулируется гипотеза исследования, его научная новизна и практическая значимость, положения, выносимые на защиту, называются методы исследования.

     В первой главе «Теоретические основы обучения аудированию как виду речевой деятельности студентов психолого-педагогических специальностей неязыковых вузов» раскрываются исходные теоретические положения обучения студентов неязыковых вузов профессионально-ориентированному аудированию на основе совершенствования аудитивных механизмов на материале немецкого языка. Анализируется внутренняя психологическая структура аудирования как вида речевой деятельности, излагаются различные точки зрения на его внутренние процессы: а) восприятие и б) понимание. Приводятся виды аудирования, классифицированные по различным критериям. Исследуются основные аудитивные механизмы, влияющие на качественное функционирование процесса аудирования. Механизмы смыслового восприятия речи на слух рассматриваются с позиции их взаимодействия. Данная глава содержит материал об особенностях аудиотекстов психолого-педагогической направленности, предъявляемых студентам неязыковых вузов. В работе подробно рассматриваются лексико-стилистические и грамматические  особенности таких текстов.

     Психологическую основу аудирования составляют внутренние процессы: а) восприятия; б) узнавания  языковых образов; в) понимания их значений; г) антиципации и осмыслении информации; д) группировки сведений и их обобщения; е) удержания информации в памяти; ж) вывода умозаключения (Л. И. Апатова, М. Л. Вайсбурд, Н. И. Гез, Н. В. Елухина, И. А. Зимняя, З. А. Кочкина, А. Р. Лурия). В структуре аудирования как вида речевой деятельности выделяют: а) побудительно-мотивационную; б) ориентировочно-исследовательскую (аналитико-синтетическую) и в) исполнительскую фазы (И. А. Зимняя).

     Механизм  восприятия как составная часть  аудирования рассматривается как  многоуровневый процесс. В нем выделяют три уровня восприятия речи: а) сенсорный; б) перцептивный; в) смысловой. Структурные элементы восприятия протекают в тесном единстве. Элементы восприятия можно представить в виде последовательно усложняющихся умственных операций: а) обнаружения и вычленения из потока речи; б) идентификации знаков по их характеристикам, хранящимся в памяти; в) выдачи значимых соответствий (аналогий); г) различения; д) определения смысловых связей; е) рождения умозаключения, суждения и соответствующего контекста. Следует сказать, что восприятие на всех этапах и уровнях осуществляется одновременно. Все его элементы переходят друг в друга, переплетаются между собой. Вместе с тем их разделение в то же время достаточно условно.

     Среди психологических особенностей протекания процесса восприятия у реципиента выделяют: а) осмысленность; б) дискретность (уровневость); в) обусловленность прошлым опытом и закономерностям функционирования памяти реципиента; г) опережающий характер.

     В методической литературе можно обнаружить множество классификаций аудирования: а) по цели восприятия; б) по характеру  восприятия информации; в) по роли и форме протекания смыслового восприятия в общении; г) по обработке основной информации; по объему понимания содержания прослушанного материала. На наш взгляд, необходимо учитывать виды аудирования при обучении иностранным языкам студентов неязыкового профиля с позиции их профессиональной деятельности. Важно правильно выбрать тот или иной вид аудирования в соответствии с задачами и целями обучения иностранным языкам в неязыковом вузе и с учетом психологических процессов смысловой переработки информации при аудировании.

     Механизм  осмысления соотносится с аналитико-синтетической  фазой аудирования, где происходит обработка поступающего на слух речевого сообщения. Осмысление направлено на получение  следующих результатов: а) идентификацию слов и их значений; б) установление связей и отношений между словами предложения, между воспринимаемым предложением и предыдущей частью текста. Осмысление профессиональной информации, поступающей на слух, идет тремя путями: 1) путем расчленения аудиоматериала на смысловые части посредством его смысловой группировки; 2) путем выделения смысловых опорных пунктов; 3) путем эквивалентных замен.

     Память (оперативная и долговременная) представляет собой единый общефункциональный механизм мыслительной деятельности человека. Информация, поступающая на слуховой анализатор реципиента в процессе аудирования, удерживается, соединяется, структурируется, обрабатывается, модифицируется, обобщается, систематизируется и классифицируется посредством памяти. Оперативная память обслуживает процесс смыслового восприятия иноязычной речи на слух. Долговременная память хранит знания и опыт. От уровня развития и объема памяти во многом зависят адекватность и глубина понимания речевого сообщения, связанного с предметом будущей деятельности специалиста («Педагогика и психология», «Социальная педагогика», «Психология»).

Информация о работе Обучение профессионально-ориентированному аудированию на основе совершенствования психологических механизмов речи