Обучение профессионально-ориентированному аудированию на основе совершенствования психологических механизмов речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2011 в 22:05, автореферат

Описание работы

Актуальность исследования. Анализ состояния обучения аудированию в неязыковом вузе, изучение теоретических работ по аудированию показывают, что, несмотря на достаточное количество работ по проблеме, результаты обучения аудированию не отвечают по-прежнему требованиям программы. При обучении смысловому восприятию речи опущено существенное звено, а именно, процесс протекания деятельности этого вида речевой деятельности, процесс овладения внутренними речемыслительными действиями.

Работа содержит 1 файл

Morozov.doc

— 233.50 Кб (Скачать)

     На  правах рукописи 
 
 
 
 
 
 

     Морозов Дмитрий Леонидович 
 
 
 
 

     ОБУЧЕНИЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ

     АУДИРОВАНИЮ НА ОСНОВЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 

     ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ РЕЧИ 
 
 
 
 
 
 

     Специальность 13.00.02 –  Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки, уровень высшего профессионального образования) 
 
 
 
 
 
 

     А В Т О Р Е Ф Е Р А  Т

     диссертации на соискание ученой степени 

     кандидата педагогических наук 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Нижний  Новгород – 2009

Работа  выполнена на кафедре  лингводидактики  и методики преподавания иностранных языков ГОУ ВПО  «Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н. А. Добролюбова»

___________________________________________________________________   
 
 
 
 

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор 

Шамов Александр Николаевич

 
Официальные оппоненты:
 
доктор  педагогических наук, профессор Сысоев Павел Викторович

кандидат педагогических наук, доцент Петрова Татьяна Сергеевна

      
Ведущая организация: ГОУ ВПО «Мордовский  государственный университет им. Н. П. Огарева»
 
 
 
 
 

     Защита  состоится «17» февраля 2009 г. в 11.30 ч. на заседании диссертационного совета Д 212.163.02 при ГОУ ВПО «Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова» по адресу: 603155, г. Н. Новгород, ул. Минина, д. 31-а, ауд. 3216. 
 
 

     С диссертацией можно ознакомиться в  библиотеке ГОУ ВПО «Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова» 

     Автореферат размещен на сайте НГЛУ им. Н. А. Добролюбова  http://www.lunn.ru 
 

     Автореферат разослан «16» января 2009 г. 
 

Ученый  секретарь

диссертационного  совета 

доктор  педагогических наук,

профессор                                                                                         М. А. Викулина

     ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 

     Актуальность  исследования. Анализ состояния обучения аудированию в неязыковом вузе, изучение теоретических работ по аудированию показывают, что, несмотря на достаточное количество работ по проблеме, результаты обучения аудированию не отвечают по-прежнему требованиям программы. При обучении смысловому восприятию речи опущено существенное звено, а именно, процесс протекания деятельности этого вида речевой деятельности, процесс овладения внутренними речемыслительными действиями. В ходе этих действий аудитор осуществляет смысловую обработку информации, опираясь на механизмы восприятия, памяти, вероятностного прогнозирования и осмысления. От того, насколько развиты и сформированы данные механизмы у реципиента, зависит нормальное осуществление процесса аудирования.

     Студенты  неязыковых вузов сталкиваются при аудировании с целым комплексом трудностей: а) с несформированностью слуховой рецепции из-за недостаточной развитости фонематического слуха; б) малым объемом памяти; в) слабой развитостью прогностических умений; г) неумением быстро и адекватно производить смысловую обработку воспринимаемой на слух информации.

     Исследование  совершенствования психологических  механизмов аудирования определило актуальность и перспективность  настоящего исследования. Актуальность исследования объясняется следующими причинами:

     Во-первых, недостаточной разработкой методологических основ обучения студентов неязыковых вузов аудированию на иностранном  языке.

     Во-вторых, неразвитостью у студентов основных психологических механизмов смыслового восприятия иностранной речи на слух.

     В-третьих, неумением обучаемых преодолевать трудности во время процесса аудирования.

     В-четвертых, неудовлетворительным состоянием качества подготовки будущих специалистов в  области аудирования.

     Исходя  из вышесказанного, можно выявить  объективно существующие противоречия между:

     а) имеющимися подходами к обучению аудированию и необходимостью изменения, переосмысления, критического анализа  этих подходов с целью повышения  качества и оптимизации учебного процесса в области аудирования;

     б) целями и задачами профессиональной подготовки будущих специалистов в области аудирования и ее реальным состоянием;

     в) между растущими требованиями к  специалистам и недостаточно высоким  уровнем их компетентности в области  аудирования.

     Указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каким образом следует изменить обучение аудированию, чтобы сформировать у будущих социальных педагогов, педагогов-психологов и психологов аудитивную компетенцию, достаточную для осуществления профессионально-деловой и межкультурной коммуникации?

     Актуальность  и недостаточная разработанность  названных проблем, а также настоятельная  потребность в смене подходов к обучению аудированию обусловили выбор темы исследования: «Обучение профессионально-ориентированному аудированию на основе совершенствования психологических механизмов речи». 

     Цель  исследования – научно-теоретическое обоснование и практическая разработка методики обучения профессионально-ориентированному аудированию как опосредованному средству общения в условиях неязыкового (педагогического) вуза.

     Объект  исследования – процесс обучения профессионально-ориентированному аудированию на практических занятиях по иностранному (немецкому) языку в неязыковом (педагогическом) вузе.

     Предмет исследования – методика обучения студентов психолого-педагогического профиля нелингвистического вуза профессионально-ориентированному аудированию на основе коррекции, развития и совершенствования психологических механизмов речи посредством целенаправленно выбранных стратегий, специально составленной системы упражнений, учитывающих специфику будущей психолого-педагогической деятельности.

     Гипотеза  исследования. Обучение профессионально-ориентированному аудированию на практических занятиях по иностранному (немецкому) языку в неязыковом (педагогическом) вузе может стать успешным и эффективным, если:

     - учитывается степень сформированности  психологических механизмов аудирования  и операционные действия по  смысловому восприятию иноязычной  речи на слух;

     - происходит формирование и развитие аудитивных умений на основе совершенствования речевых механизмов аудирования во взаимосвязи и взаимодействии с учетом специфики структурной организации данного вида речевой деятельности;

     - применяется специальная методика  обучения профессионально-ориентированному аудированию, основанная на учете: а) характера взаимодействия и взаимосвязи психологических механизмов; б) специфических стратегий обучения этому виду речевой деятельности; в) специальной системы аудитивных упражнений; г) особенностей предметной области «Педагогика и психология», «Социальная педагогика», «Психология».

     В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой  исследования были сформулированы задачи исследования:

     1. Разработать на основе анализа  научной литературы по педагогике, психологии, лингвистике, психолингвистике и лингводидактики научно-теоретические основы обучения профессионально-ориентированному аудированию с учетом предметной области будущих педагогов-психологов, социальных педагогов, психологов.

     2. Выявить психологические и лингвистические особенности обучения профессионально-ориентированному аудированию студентов 1-2 курсов неязыкового (педагогического) вуза, определить структурные особенности аудирования как особого вида речевой деятельности и характер трудностей, возникающих при смысловом восприятии профессиональной информации на слух.

     3. Описать особенности функционирования  психологических механизмов, выявить  характер взаимодействия этих  механизмов между собой и определить  перечень релевантных умений, обеспечивающих формирование аудитивной компетенции в условиях неязыкового (педагогического) вуза.

     4. Разработать стратегии обучения  профессионально-ориентированному  аудированию студентов неязыковых  вузов и научно-обоснованную систему  упражнений для формирования и развития умений профессионально-ориентированного аудирования на основе взаимосвязи и взаимодействия психологических механизмов.

     5. Апробировать в опытном обучении  учебные материалы по обучению  слушанию и пониманию речевых  сообщений по психолого-педагогической тематике.

     Методологической  базой работы являются:

      а) личностно-деятельностный подход (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев,  С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина);

     б) коммуникативный подход в методике обучения иностранным языкам (И. Л. Бим, М. Л. Вайсбурд, Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, П. Б. Гурвич, А.Д.Климентенко, М. В. Ляховицкий, Р. П. Мильруд, Р. К. Миньяр-Белоручев, А. А. Миролюбов, Е. И. Пассов, О. Г. Поляков, И. В. Рахманов, Г. В. Рогова, В. В. Сафонова, В. Л. Скалкин, Е. Н. Соловова, П. В. Сысоев, В. П. Фурманова, С. Ф. Шатилов, А. В. Щепилова, А. Н. Щукин).

     Теоретическую базу исследования составляют:

     а) исследования по теории речевой деятельности (В. А. Артемов, Н. И. Жинкин, А. А. Залевская, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия);

       б) исследования о психофизиологических  механизмах формирования речевой  деятельности на иностранном  языке (В. А. Артемов, Б. В. Беляев, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя, П. И. Зинченко, А. Р. Лурия, А. Н. Соколов, Н. С. Харламова);

     в) работы по вопросам формирования и  развития знаний, навыков и умений видов речевой деятельности, в  частности, аудирования (Н. И. Гез, С. В. Еловская, Н. В. Елухина, И. А. Зимняя, З. И. Клычникова, З. А. Кочкина, Е. И. Пассов, П. В. Сысоев, И. И. Халеева и др.);

     г) исследования по вопросам порождения и восприятия речи на иностранном  языке (А. А. Залевская, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, Р. П. Мильруд, Ф. М. Рабинович, Г. В. Рогова и  др.).

     Методы  исследования были выбраны с учетом специфики предмета, объекта, цели, задач и гипотезы работы:

     - анализ научной литературы по  психолингвистике, лингвистике, психологии  и методике преподавания иностранных  языков;

     - наблюдение за процессом обучения профессионально-ориентированному аудированию, изучение и обобщение опыта преподавания иностранного языка в вузе;

     - анкетирование студентов психолого-педагогического  факультета;

Информация о работе Обучение профессионально-ориентированному аудированию на основе совершенствования психологических механизмов речи