Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2011 в 22:05, автореферат
Актуальность исследования. Анализ состояния обучения аудированию в неязыковом вузе, изучение теоретических работ по аудированию показывают, что, несмотря на достаточное количество работ по проблеме, результаты обучения аудированию не отвечают по-прежнему требованиям программы. При обучении смысловому восприятию речи опущено существенное звено, а именно, процесс протекания деятельности этого вида речевой деятельности, процесс овладения внутренними речемыслительными действиями.
На
правах рукописи
Морозов
Дмитрий Леонидович
ОБУЧЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-
АУДИРОВАНИЮ НА ОСНОВЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
МЕХАНИЗМОВ РЕЧИ
Специальность
13.00.02 – Теория и методика обучения
и воспитания (иностранные языки, уровень
высшего профессионального образования)
А В Т О Р Е Ф Е Р А Т
диссертации на соискание ученой степени
кандидата
педагогических наук
Нижний Новгород – 2009
Работа выполнена на кафедре лингводидактики и методики преподавания иностранных языков ГОУ ВПО «Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н. А. Добролюбова»
______________________________
Научный руководитель: | доктор педагогических
наук, профессор
Шамов Александр Николаевич |
Официальные оппоненты: |
доктор педагогических наук, профессор Сысоев Павел Викторович кандидат педагогических наук, доцент Петрова Татьяна Сергеевна |
Ведущая организация: | ГОУ ВПО «Мордовский
государственный университет |
Защита
состоится «17» февраля 2009 г. в 11.30 ч.
на заседании диссертационного совета
Д 212.163.02 при ГОУ ВПО «Нижегородский государственный
лингвистический университет им. Н. А.
Добролюбова» по адресу: 603155, г. Н. Новгород,
ул. Минина, д. 31-а, ауд. 3216.
С
диссертацией можно ознакомиться в
библиотеке ГОУ ВПО «Нижегородский
государственный лингвистический университет
им. Н. А. Добролюбова»
Автореферат
размещен на сайте НГЛУ им. Н. А. Добролюбова
http://www.lunn.ru
Автореферат
разослан «16» января 2009 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
доктор педагогических наук,
профессор
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Анализ состояния обучения аудированию в неязыковом вузе, изучение теоретических работ по аудированию показывают, что, несмотря на достаточное количество работ по проблеме, результаты обучения аудированию не отвечают по-прежнему требованиям программы. При обучении смысловому восприятию речи опущено существенное звено, а именно, процесс протекания деятельности этого вида речевой деятельности, процесс овладения внутренними речемыслительными действиями. В ходе этих действий аудитор осуществляет смысловую обработку информации, опираясь на механизмы восприятия, памяти, вероятностного прогнозирования и осмысления. От того, насколько развиты и сформированы данные механизмы у реципиента, зависит нормальное осуществление процесса аудирования.
Студенты неязыковых вузов сталкиваются при аудировании с целым комплексом трудностей: а) с несформированностью слуховой рецепции из-за недостаточной развитости фонематического слуха; б) малым объемом памяти; в) слабой развитостью прогностических умений; г) неумением быстро и адекватно производить смысловую обработку воспринимаемой на слух информации.
Исследование
совершенствования
Во-первых,
недостаточной разработкой
Во-вторых,
неразвитостью у студентов
В-третьих,
неумением обучаемых
В-четвертых, неудовлетворительным состоянием качества подготовки будущих специалистов в области аудирования.
Исходя из вышесказанного, можно выявить объективно существующие противоречия между:
а) имеющимися подходами к обучению аудированию и необходимостью изменения, переосмысления, критического анализа этих подходов с целью повышения качества и оптимизации учебного процесса в области аудирования;
б) целями и задачами профессиональной подготовки будущих специалистов в области аудирования и ее реальным состоянием;
в) между растущими требованиями к специалистам и недостаточно высоким уровнем их компетентности в области аудирования.
Указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каким образом следует изменить обучение аудированию, чтобы сформировать у будущих социальных педагогов, педагогов-психологов и психологов аудитивную компетенцию, достаточную для осуществления профессионально-деловой и межкультурной коммуникации?
Актуальность
и недостаточная
Цель
исследования – научно-теоретическое
обоснование и практическая разработка
методики обучения профессионально-
Объект
исследования – процесс обучения профессионально-
Предмет
исследования – методика обучения студентов
психолого-педагогического профиля нелингвистического
вуза профессионально-
Гипотеза
исследования. Обучение профессионально-
-
учитывается степень
-
происходит формирование и
-
применяется специальная
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были сформулированы задачи исследования:
1.
Разработать на основе анализа
научной литературы по
2.
Выявить психологические и лингвистические
особенности обучения профессионально-
3.
Описать особенности
4.
Разработать стратегии
5.
Апробировать в опытном
Методологической базой работы являются:
а) личностно-деятельностный подход (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина);
б) коммуникативный подход в методике обучения иностранным языкам (И. Л. Бим, М. Л. Вайсбурд, Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, П. Б. Гурвич, А.Д.Климентенко, М. В. Ляховицкий, Р. П. Мильруд, Р. К. Миньяр-Белоручев, А. А. Миролюбов, Е. И. Пассов, О. Г. Поляков, И. В. Рахманов, Г. В. Рогова, В. В. Сафонова, В. Л. Скалкин, Е. Н. Соловова, П. В. Сысоев, В. П. Фурманова, С. Ф. Шатилов, А. В. Щепилова, А. Н. Щукин).
Теоретическую базу исследования составляют:
а) исследования по теории речевой деятельности (В. А. Артемов, Н. И. Жинкин, А. А. Залевская, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия);
б) исследования о
в) работы по вопросам формирования и развития знаний, навыков и умений видов речевой деятельности, в частности, аудирования (Н. И. Гез, С. В. Еловская, Н. В. Елухина, И. А. Зимняя, З. И. Клычникова, З. А. Кочкина, Е. И. Пассов, П. В. Сысоев, И. И. Халеева и др.);
г) исследования по вопросам порождения и восприятия речи на иностранном языке (А. А. Залевская, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, Р. П. Мильруд, Ф. М. Рабинович, Г. В. Рогова и др.).
Методы исследования были выбраны с учетом специфики предмета, объекта, цели, задач и гипотезы работы:
-
анализ научной литературы по
психолингвистике, лингвистике, психологии
и методике преподавания
-
наблюдение за процессом обучения профессионально-
-
анкетирование студентов