Автор: Виктория Тимофеева, 24 Октября 2010 в 17:43, курсовая работа
Данная работа состоит из двух разделов. Первая часть – теоретическая, где будут рассмотрены теоретические вопросы и раскрыты некоторые понятия. А вторая часть – практическая, в которой мы произведем описание методических приемов и развивающих игр, способствующих эффективному изучению английского языка и обучению говорению на нем не только на начальном этапе, но также в течение всего периода обучения учащихся.
нет
Важное значение для решения методических задач в области обучения говорению, приобретают положения о результате говорения, который определяется как ответное действие участника общения вне зависимости от того, имеет ли оно внешнее выражение или нет, осуществляется ли оно сразу же или через некоторое время. Этот результат проявляется в реакциях, действиях, поведении слушающего, реализуется в деятельности других людей.
Иногда
в методических пособиях, посвященных
обучению устной иноязычной речи, особо
подчеркивают в качестве ее ведущих
характеристик такие черты, как мотивированность,
эмоциональность, направленности и ситуативность.
Мера эмоциональности и ситуативности
устной речи несравненно выше той, которая
может наблюдаться в письменном тексте.
Это поясняется непосредственной контактностью
устного речевого акта, что отсутствует
в сфере общения письменной речи.
Способность к общению, которое затрагивает сферу социальных отношений между людьми, самым естественным образом имеет «выход» на личностные качества учеников, позволяющие им успешно взаимодействовать друг с другом, со взрослыми, с различными средствами массовой информации, независимо от того, на каком языке или в какой предметной области это взаимодействие протекает. Следовательно, данная способность, будучи универсальным качеством личности, имеет общепедагогическое звучание и должна выполнять организующую функцию в школьном образовании, т.е. объединять все учебные предметы в упорядоченную систему.
В свою очередь, способность к общению на иностранном языке предполагает развитие у обучаемых определенного комплекса свойств и личностных качеств, благоприятствующих овладению иностранным языком и его практическому использованию, как средства ознакомления с другой национальной культурой и средства общения с носителями другой культуры. Таким образом, школьник не только овладевает еще одним способом общения, но и приобщается к иному культурному наследию, что формирует его личность, принадлежащую к определенному языковому и культурному сообществу, а также развивает его общечеловеческое сознание.
В
отличии от ранее предпринимаемых
попыток объединить цели обучения иностранному
языку и общие задачи образования
преимущественно через учебный
материал (язык, сведения о культуре),
определенное в качестве стратегической
цели обучения предмету развитие у обучаемых
способности к общению дает возможность
выйти за узкие рамки языковых аспектов
обучения в область личностных отношений
учащихся друг к другу, к содержанию обучения,
к окружающей их действительности, к культуре
страны изучаемого языка и др.
Это, в свою очередь, создает
особое «педагогическое поле»
для развития личностных
Развитие способности к общению на иностранном языке связано, в первую очередь, с формированием у обучаемых коммуникативной компетенции. Так как начальная школа является первым звеном в общей системе школьного образования, то ее задача – заложить основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять иноязычное общение и взаимодействие детей (в том числе реальных потребностей и интересов в общении и познании детей младшего школьного возраста).
В области обучения говорению данная общая цель конкретизируется следующим образом.
По
окончании начальной школы
- общаться (на элементарном уровне) со своими сверстниками ( в том числе и из страны изучаемого языка) в рамках обозначенных программой сфер, тематики и ситуаций общения;
-
в условиях непосредственного
общения понимать и
-
делать элементарные связные
высказывания о себе, о членах
своей семьи, о друге, о школе,
Конкретизация
целей (задач) обучения говорению на
начальном этапе
Так,
на первом этапе выделяются четыре
основные задачи. При этом важно
заметить, что на данном этапе в
силу возрастных особенностей детей
первоклассников, а также по причине
того, что в первом классе проводится
обучение школьников родному алфавиту
и чтению на родном языке, вся работа на
уроке иностранного языка строится на
устной основе с акцентом на игровую мотивацию
обучаемых. В результате у детей формируется
коммуникативное ядро – первичные навыки
и умения иноязычного общения.
Каждая задача обучения связана с реализацией общающимися определенных коммуникативных намерений. Уточнив последние, можно выделить круг основных умений, овладение которыми делает учащихся способными решить ту или иную коммуникативную задачу. Выделенные таким образом умения, с одной стороны, выступают в качестве уточненных (детальных) задач обучения говорению в начальной школе, а с другой – являются одни из компонентов содержания обучения.
Как
известно, говорение включает в себя
различные акты, которые протекают
в конкретных ситуациях общения
и являются его продуктом. Вместе
с тем в структуре
Для
того, чтобы иметь представление
о возможных путях реализации
задач общения, помимо коммуникативных
ситуаций, сфер, оформления и коммуникативных
задач даны примерные стимулы для оформления
разных типов высказываний, таких, как
диалог-расспрос, монолог-описание, диалог
– «этикет», монолог-сообщение и др.
Например, для решения задачи
«Установить контакт с
Отбор
языкового (фонетического, лексического
и грамматического) материала для говорения
осуществляется в программе в соответствии
с задачами общения и предполагал логичный,
последовательный и динамичный выход
на планируемый результат обучения. В
новой программе сделана попытка показать
динамику «прироста» подлежащего усвоению
материала на каждом последующем этапе
обучения. Кроме того, в ней в качестве
одного из компонентов содержания структурирован
в соответствии с другими основными содержательными
вехами лингвострановедческий и страноведческий
материал, что позволяет расширить целевые
возможности программы, сориентировать
обучение не только на приобретение речевых
навыков и умений, но и на введение детей
в мир иной культуры, приобщение их к социокультурным
особенностям другого народа. Так, например,
для развития у первоклассников умений
называть лица, предметы, животных и действия
с ними в рамках тем «Любимые герои сказок
и мультфильмов», «Еда», «Любимые игры»,
«Мир животных и отношение к ним», «Времена
года», «Погода», «Школа» происходит ознакомление
детей с героями сказок и мультфильмов,
известными в стране изучаемого языка,
с национальными блюдами, с играми, в которые
играют их сверстники за рубежом, с названиями
животных, обитающими в стране изучаемого
языка, с ее некоторыми географическими
и климатическими особенностями, с
названиями школьных дисциплин, принятыми
в этой стране.
На втором этапе обучения
Таким
образом, взяв за основу определенную
задачу обучения и ориентируясь на
предполагаемый результат, выраженный
в способности школьника
1. Итак, исходя из выше упомянутой программы, на первом этапе ученик должен уметь:
2.
На втором этапе сохраняются
все основные задачи первого
класса, но при их решении
3.
На третьем этапе
Проводится целенаправленная работа по развитию у обучаемых умений выражать личностное отношение к информации. Важно заметить также, что к третьему этапу школьники овладевают языком (на элементарном уровне, в рамках требований программы) во всех его основных функциях.
4.
Выделенные задачи являются на
начальном этапе обучения
Предлагаемая система работы с данным учебным комплексом Т.Б.Клементьевой и Б. Монк по развитию навыков говорения предусматривает развитие следующих речевых умений, являющихся конечными требованиями к устной речи.