Автор: Виктория Тимофеева, 24 Октября 2010 в 17:43, курсовая работа
Данная работа состоит из двух разделов. Первая часть – теоретическая, где будут рассмотрены теоретические вопросы и раскрыты некоторые понятия. А вторая часть – практическая, в которой мы произведем описание методических приемов и развивающих игр, способствующих эффективному изучению английского языка и обучению говорению на нем не только на начальном этапе, но также в течение всего периода обучения учащихся.
нет
2. Коммуникативная система обучения строится реверсивным путем: сначала намечается конечный продукт (цель) , а затем определяются задания, которые могут привести к данному результату. такой подход обеспечивает обучению систематичность со всеми присущими ей качествами – цельностью, иерархичностью, целенаправленностью.
Процесс обучения иноязычной
культуре, построенный на коммуникативной
основе, расширяет возможность предмета
в решении этой задачи. Коммуникативное
обучение ориентированно на личность
и строится таким образом, что
непосредственная деятельность учеников,
их опыт, мировоззрение, учебные и внеучебные
интересы и склонности, их чувства не остаются
за порогом школы, а учитываются при
организации общения на уроке. Обучение
строится не на прохождении учебных тем,
изучении готовых текстов, а на обсуждении
актуальных жизненных проблем. При этом
ученики получают возможность обсуждать
свои собственные дела и поступки, текущие
события из жизни класса, школы, города,
страны, обосновывать и отстаивать собственное
мнение.
При коммуникативном обучении дети учатся технике общения, овладевают речевым этикетом, стратегией и тактикой диалогического и группового общения, учатся решать различные коммуникативные задачи, быть речевыми партнерами.
При коммуникативном обучении развитие мышления осуществляется не столько путем сравнения с родным языком, сколько за счет решения постоянно усложняющихся речемыслительных задач разного уровня проблемности, отражающих содержание процесса общения. Тем самым развивается познавательная и коммуникативная функция общения.
3. Коммуникативный
метод впервые выдвинул
4. По мнению философов,
социологов, психологов, общение есть
такой социальный процесс, в котором происходит
обмен деятельностью, опытом, способом
деятельности, воплощенными в материальную
и духовную культуру. Общение является
одним из важнейших условий формирования
сознания и самосознания личности, стимулятором
ее развития, условием формирования ее
психических свойств. Приобщение ребенка
к общественно-историческому опыту
человечества происходит только в
общении со взрослыми, с учителем, друг
с другом. Именно общение является важнейшим
условием правильного воспитания.
5. Коммуникативное
обучение строится таким
Новизна предписывает
использование текстов и
ГЛАВА
II.
Коммуникативное
обучение на начальном
этапе.
1. Коммуникативное развитие учащихся на начальном этапе.
Говоря о
Наиболее привычным
и доступным для данного
Этот факт может быть учтен учителем иностранного языка как психологическое обоснование широкого использования образной наглядности: картинок, рисунков, предметов, игрушек как организации предметного плана высказывания.
Исследования Т.С. Путиловой решения коммуникативных задач школьниками разных возрастных периодов показало, что младшие школьники по целому ряду параметров уже дифференцируют такие коммуникативные речевые задачи, как описание и объяснение, с одной стороны, и доказательство и убеждение, с другой. Так, например, при необходимости решения двух последних задач они используют значительно больше слов, смысловых связей, выражающих причинность, чем при решении задач описания и объяснения. Использование ими причинности в высказывании свидетельствует о том, что учащиеся этого возраста понимают и осознают направленность доказательства и убеждения на вскрытие причинно-следственных связей между предметами и явлениями окружающей действительности.
Убеждение как коммуникативная
задача отличается от других подобных
задач, например, описания, объяснения,
доказательства наибольшей коммуникативной
направленностью на партнера общения.
Решение этой задачи представляет даже
для взрослого человека большую сложность,
неговоря уже о младших школьниках. В силу
особенностей своей речемыслительной
деятельности они не могут в полной
мере овладеть всеми структурными,
содержательными и формальными (языковыми)
компонентами убеждения. Способ решения
данной задачи, представляющей самостоятельную
трудность, не может стать объектом сознания
школьника без специально организованного
общения.
Характеризуя в целом уровень развития продуктивной речевой деятельности младших школьников, можно сказать, что в процессе обучения у них происходит усложнение, комплексирование и устного, и письменного высказывания за счет увеличения количества второстепенных членов предложения, появления составного сказуемого и т.д. Одновременно, в связи с расширением словаря школьника увеличивается количество предложений в порождаемом тексте, общий объем высказывания. Речевые действия приобретают рефлексивный характер. Учащийся начинает самостоятельно рассуждать и управлять своими мыслительными операциями, осознавать существенные связи в высказывании.
Названные выше особенности коммуникативного развития младшего школьника свидетельствуют о:
Сама мысль школьника
не подчиняется еще целиком
2. Говорение – цель и средство коммуникативного
обучения
Говорение представляет
собой вид речевой
Говорение может обладать различной сложностью, начиная от выражения эффективного состояния с помощью простого восклицания, называния предмета, ответа на вопрос и кончая самостоятельным развернутым высказыванием.
По мнению Ф. Кайнца, например, самой совершенной является та речь, пользуясь которой говорящий сознательно соотносит языковые знаки с соответствующим содержанием обусловленным речевой ситуацией Ф. Кайнц выделяет в производстве речи на два этапа.
Первый – формирование речевой интенции (речевого намерения) – включает в себя две фазы: так называемое речевое стимулирующее переживание и фазы формирования суждения.
Второй этап говорения также состоит из двух фаз: 1) формирования внутриречевого конспекта; 2) произнесения.
Мыслительный
На этапе произнесения
формируется сенсорный и
А.А. Леонтьев представляет структуру речевого действия как взаимоотношения трех фаз:
На основе мотива и других факторов формируется речевое намерение, опосредуется речевым, субъективным (предметным) кодом и формируется как замысел (или программа) речевого высказывания. В этих компонентах отсутствуют еще сведения о грамматической структуре и всех последующих компонентов производства речи.
На начальном этапе обучения на иностранном языке перевод программы в собственно языковую форму отличается от такого перевода на родном и производится по схеме: программа – высказывание на родном языке – высказывание на иностранном языке.
В соответствии с
«Программой обучения иностранным
языкам в начальной школе» устная
иноязычная речь расценивается, с одной
стороны, как цель, а с другой –
как средство обучения. В программе не
только указывается на краткое содержание
обучения устной речи на каждом этапе,
но и приводятся примерные параметры владения
аудированием, говорением в формах диалогической
и монологической речи для каждого этапа.
Эта попытка – установить конечные
требования к умениям и навыкам, если даже
они предложены на основе обобщения положительного
опыта преподавания
– заслуживает одобрения, т.к. подобный подход делает возможным осуществлять действенный контроль в процессе формирования соответствующих умений и навыков и выявляет конкретные требования в виде норм владения иностранным языком на каждой стадии обучения.
В методическом отношении
существенным является то, что аудирование
и говорение, находясь в тесной взаимосвязи,
способствуют развитию друг друга в процессе
обучения, «для того, чтобы научиться понимать
речь, необходимо говорить, и по тому, как
будет принята ваша речь, судить о своем
понимании».
Общие умения, свидетельствующие
о взаимодействии различных видов речевой
деятельности, Гальскова Н.Д. рассматривает
на сенсорно-перцептивном уровне, формирование
которого происходит на начальном
этапе. Например, умения 1) соотносить акустические
(при слушании и говорении) и зрительные
(при чтении и письме) образы с семантикой;
2) коррелировать скорость аудирования
(чтения) в зависимости от условий восприятия
и целевой установки; 3) проявлять гибкость
в восприятии и переработке информации
в зависимости от трудности речевого сообщения;
4) автоматически применять правила, накопленные
в долговременной памяти; 5) пользоваться
ориентирами восприятия и порождения
речи; 6) преодолевать направленность внимания
на артикулящию; 7) широко пользоваться
прогнозированием на уровне языковой
формы и содержания;
8) использовать сенсорно-
Допустив, что все виды речевой деятельности должны тесно взаимодействовать не только на продвинутом этапе, но и в самом начале обучения иностранному языку, можно сделать два практических вывода: