Обучение диалогической речи как виду речевой деятельности на среднем этапе обучения иностранным языкам в средней школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 22:58, курсовая работа

Описание работы

В своей работе я рассматривала диалог как вид речевой деятельности. Каковы его основные особенности и характеристики? Какие существуют методы и приемы обучения диалогической речи? Поиск ответов на эти вопросы и составил цель моей работы. В ходе достижения этой цели я решала следующие задачи: проанализировать методическую литературу по данной теме, раскрыть основные особенности диалогической речи, ознакомиться с различными подходами к обучению диалогической речи.

Содержание

1. Лингвопсихологическая характеристика 5
диалогического общения 5
2. Методика обучения умениям диалогического общения 10
профессора С.Ф.Шатилова 10
3. Методика обучения умениям диалогического общения 14
академика И.Л. Бим 14
4. Методика обучения умениям диалогического общения 19
профессора Г.В. Роговой 19
5. Методическая школа Е.И. Пассова 22
5.1. Организация речевых упражнений в процессе обучения общению 23
6. Ролевые игры в обучении диалогической речи 25
Практическая часть 30
Тематический план по теме „Freizeit – Urlaub – Reisen“ 31
Фрагмент 37
урока иностранного языка в 8 классе №1 37
Фрагмент 53
урока иностранного языка в 8 классе №2 53
Фрагмент 62
урока иностранного языка в 8 классе №3 62

Работа содержит 1 файл

Курсовая по методике.doc

— 739.50 Кб (Скачать)

 

 

 

Наиболее важными при  обучении иностранному языку представляются две последние категории ролей. В частности, функциональные могут рассматриваться как минимальные коммуникативные блоки, из которых складывается ролевая игра. Эти блоки могут войти во множество различных ситуаций, поэтому их необходимо отрабатывать на подготовительном этапе (это речевые клише, выражающие радость, огорчение и др.). А действенные помогают выбрать путь решения поставленной задачи.

Особую важность представляет подготовка учащихся к ролевой игре. Методисты советуют, прежде всего, по-иному разместить учащихся в аудитории. Наиболее рациональным представляется размещение полукругом, когда каждый учащийся находится в контакте и с учителем, и с товарищами.

Большинство методистов выделяют в ролевой игре три этапа:

    • подготовительный;
    • собственно игра;
    • заключительный.

Некоторые авторы (например, Jones L.) предлагают более детальный план:

      • подготовительный этап в классе;
      • подготовительный этап дома;
      • собственно игра;
      • заключительный этап.

 Подготовительный  этап в классе предусматривает  вступительную беседу преподавателя, который знакомит учащихся с ролевой ситуацией и с лексикой ролевой игры. Подготовка дома включает чтение текстов, статей по проблеме.

После проведения ролевой  игры необходимым элементом является заключительный этап, предусматривающий выполнение определенных заданий (например, статью в  газету по проблеме, письмо другу и т.п.).

В зависимости от цели занятия и уровня подготовленности учащихся ролевые игры могут проводиться в парах, в подгруппах и в целой группе.

Ролевая игра в парах – самый простой вид ролевых игр. Здесь можно использовать анкеты, которые учащиеся должны заполнить, задавая друг другу вопросы.

   Ролевые игры в подгруппах могут проводиться по-разному. Многие авторы считают, что все подгруппы должны играть одновременно, а преподаватель должен контролировать работу, переходя от одной подгруппы к другой.

Но допускается и  такой вариант, когда подгруппы  играют по очереди: одна подгруппа играет, а остальные слушают и оценивают с тем, чтобы принять участие в дальнейшем обсуждении. Иногда работа  подгруппах может быть первой ступенью к проведению ролевых игр на более высоком уровне – когда все участники разыгрывают д  искуссии, «круглые столы» и др.

 

 

Заслуживают внимания и так называемые «ролевые карты». Каждый участник получает карточку, одна ее сторона одинакова для всех, она содержит  информацию о ролевой ситуации, о проблеме, которую предстоит решить. Обратная сторона карточек содержит информацию о данном действующем лице, указывает возможную линию его поведения.

Итак, анализ литературы показывает, что ролевая игра:

  • это в действии, повышающее качество обучения;
  • это в высшей степени мотивирующий фактор, т.к. она (игра) вызывает интерес учащихся, особенно в плане непредсказуемости развязки;
  • дает учащимся опору: подсказывает, какими речевыми моделями можно выразить ту или иную мысль именно в данной конкретной ситуации;
  • сопровождается, как правило, эмоциональным подъемом, что положительно влияет на качество обучения, повышает его эффективность.

Как было указано выше, подготовка к игре проходит несколько  этапов. Сначала вводилась лексика  и речевые клише, рекомендуемые  к употреблению в данной игре.

Затем преподаватель  знакомит учащихся с ситуацией и  проблемой, требующей разрешения в ходе игры. При этом использовались «ролевые карты» и обсуждалась линия поведения каждого участника игры.

В ходе самой игры преподаватель  либо совсем не участвует, либо выполняет в ней второстепенную роль. И в том, и  в другом случае он наблюдает за участниками, записывает ошибки, но не прерывает игру с целью их исправления. Это очень важно, т.к. боязнь сделать ошибку сковывает учащихся и противоречит естественной коммуникации.

После проведения игры преподаватель  анализирует ее ход, отмечает наиболее удачные и неудачные моменты, проводит над типичными ошибками. После проведения игры учащимся дается задание, связанное с содержанием игры.

 

 

Выводы:

 

  1. Человеческое бытие есть всегда «бытие с другими». Качество человеческой жизни, надежды на счастье, успешность человека связаны с умением правильно строить взаимодействие с различными людьми, эффективно общаться. Одной из основных форм социально-речевого общения выступает диалог, который является основой сотрудничества и взаимопонимания между людьми в процессе совместной деятельности.                                                             
  2. Диалогическое общение основывается на диалогических умениях разного уровня совершенства. В их состав входят разнообразные речевые действия: запрос информации, сообщение информации, выражение отношения участников диалога к информации (согласие, одобрение, несогласие), уточнение информации, сообщение встречной информации.

Представляет особую важность научить учащихся не только реагировать на опорные реплики, но и подавать их, начинать разговор, опираясь на обстановку или поставленную учителем цель, устанавливать связи между ситуацией и высказыванием.

  1. В процессе диалогического общения принимают участие, по крайней мере, два лица, каждое из которых преследует свою цель и имеет свои позиции. Диалогическая речь представляет собой продукт взаимодействия речевых действий в конкретных ситуациях и в условиях дефицита времени, что определяет ее спонтанность и ситуативность.
  2. Диалогические умения формируются в учебной диалогической речи, в речевых упражнениях с опорой на ситуацию (наглядно представленную, воображаемую) - ситуативная диалогическая речь и на контексте – диалогическая контекстная речь.
  3. Диалогическая речь является эффективным средством активизации речевого материала и обучения иностранному языку вообще.

6.     Для эффективного обучения диалогической речи требуется тщательный отбор языкового минимума. Не следует стремиться исчерпать  тему. Знания пополнятся постепенно, от класса к классу. Трудности угнетают учеников и чреваты потерей интереса к языку. Очень важно поддерживать учащихся в их стремлении к знаниям, поощрять интерес к предмету.

 

Список использованных источников:

 

    1. <span class="dash041e_0431_044b_0

Информация о работе Обучение диалогической речи как виду речевой деятельности на среднем этапе обучения иностранным языкам в средней школе