Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 22:58, курсовая работа
В своей работе я рассматривала диалог как вид речевой деятельности. Каковы его основные особенности и характеристики? Какие существуют методы и приемы обучения диалогической речи? Поиск ответов на эти вопросы и составил цель моей работы. В ходе достижения этой цели я решала следующие задачи: проанализировать методическую литературу по данной теме, раскрыть основные особенности диалогической речи, ознакомиться с различными подходами к обучению диалогической речи.
1. Лингвопсихологическая характеристика 5
диалогического общения 5
2. Методика обучения умениям диалогического общения 10
профессора С.Ф.Шатилова 10
3. Методика обучения умениям диалогического общения 14
академика И.Л. Бим 14
4. Методика обучения умениям диалогического общения 19
профессора Г.В. Роговой 19
5. Методическая школа Е.И. Пассова 22
5.1. Организация речевых упражнений в процессе обучения общению 23
6. Ролевые игры в обучении диалогической речи 25
Практическая часть 30
Тематический план по теме „Freizeit – Urlaub – Reisen“ 31
Фрагмент 37
урока иностранного языка в 8 классе №1 37
Фрагмент 53
урока иностранного языка в 8 классе №2 53
Фрагмент 62
урока иностранного языка в 8 классе №3 62
Наиболее важными при обучении иностранному языку представляются две последние категории ролей. В частности, функциональные могут рассматриваться как минимальные коммуникативные блоки, из которых складывается ролевая игра. Эти блоки могут войти во множество различных ситуаций, поэтому их необходимо отрабатывать на подготовительном этапе (это речевые клише, выражающие радость, огорчение и др.). А действенные помогают выбрать путь решения поставленной задачи.
Особую важность представляет подготовка учащихся к ролевой игре. Методисты советуют, прежде всего, по-иному разместить учащихся в аудитории. Наиболее рациональным представляется размещение полукругом, когда каждый учащийся находится в контакте и с учителем, и с товарищами.
Большинство методистов выделяют в ролевой игре три этапа:
Некоторые авторы (например, Jones L.) предлагают более детальный план:
Подготовительный этап в классе предусматривает вступительную беседу преподавателя, который знакомит учащихся с ролевой ситуацией и с лексикой ролевой игры. Подготовка дома включает чтение текстов, статей по проблеме.
После проведения ролевой игры необходимым элементом является заключительный этап, предусматривающий выполнение определенных заданий (например, статью в газету по проблеме, письмо другу и т.п.).
В зависимости от цели занятия и уровня подготовленности учащихся ролевые игры могут проводиться в парах, в подгруппах и в целой группе.
Ролевая игра в парах – самый простой вид ролевых игр. Здесь можно использовать анкеты, которые учащиеся должны заполнить, задавая друг другу вопросы.
Ролевые игры в подгруппах могут проводиться по-разному. Многие авторы считают, что все подгруппы должны играть одновременно, а преподаватель должен контролировать работу, переходя от одной подгруппы к другой.
Но допускается и такой вариант, когда подгруппы играют по очереди: одна подгруппа играет, а остальные слушают и оценивают с тем, чтобы принять участие в дальнейшем обсуждении. Иногда работа подгруппах может быть первой ступенью к проведению ролевых игр на более высоком уровне – когда все участники разыгрывают д искуссии, «круглые столы» и др.
Заслуживают внимания и так называемые «ролевые карты». Каждый участник получает карточку, одна ее сторона одинакова для всех, она содержит информацию о ролевой ситуации, о проблеме, которую предстоит решить. Обратная сторона карточек содержит информацию о данном действующем лице, указывает возможную линию его поведения.
Итак, анализ литературы показывает, что ролевая игра:
Как было указано выше, подготовка к игре проходит несколько этапов. Сначала вводилась лексика и речевые клише, рекомендуемые к употреблению в данной игре.
Затем преподаватель знакомит учащихся с ситуацией и проблемой, требующей разрешения в ходе игры. При этом использовались «ролевые карты» и обсуждалась линия поведения каждого участника игры.
В ходе самой игры преподаватель либо совсем не участвует, либо выполняет в ней второстепенную роль. И в том, и в другом случае он наблюдает за участниками, записывает ошибки, но не прерывает игру с целью их исправления. Это очень важно, т.к. боязнь сделать ошибку сковывает учащихся и противоречит естественной коммуникации.
После проведения игры преподаватель анализирует ее ход, отмечает наиболее удачные и неудачные моменты, проводит над типичными ошибками. После проведения игры учащимся дается задание, связанное с содержанием игры.
Выводы:
Представляет особую важность научить учащихся не только реагировать на опорные реплики, но и подавать их, начинать разговор, опираясь на обстановку или поставленную учителем цель, устанавливать связи между ситуацией и высказыванием.
6. Для эффективного обучения диалогической речи требуется тщательный отбор языкового минимума. Не следует стремиться исчерпать тему. Знания пополнятся постепенно, от класса к классу. Трудности угнетают учеников и чреваты потерей интереса к языку. Очень важно поддерживать учащихся в их стремлении к знаниям, поощрять интерес к предмету.
Список использованных источников: