Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 22:58, курсовая работа
В своей работе я рассматривала диалог как вид речевой деятельности. Каковы его основные особенности и характеристики? Какие существуют методы и приемы обучения диалогической речи? Поиск ответов на эти вопросы и составил цель моей работы. В ходе достижения этой цели я решала следующие задачи: проанализировать методическую литературу по данной теме, раскрыть основные особенности диалогической речи, ознакомиться с различными подходами к обучению диалогической речи.
1. Лингвопсихологическая характеристика 5
диалогического общения 5
2. Методика обучения умениям диалогического общения 10
профессора С.Ф.Шатилова 10
3. Методика обучения умениям диалогического общения 14
академика И.Л. Бим 14
4. Методика обучения умениям диалогического общения 19
профессора Г.В. Роговой 19
5. Методическая школа Е.И. Пассова 22
5.1. Организация речевых упражнений в процессе обучения общению 23
6. Ролевые игры в обучении диалогической речи 25
Практическая часть 30
Тематический план по теме „Freizeit – Urlaub – Reisen“ 31
Фрагмент 37
урока иностранного языка в 8 классе №1 37
Фрагмент 53
урока иностранного языка в 8 классе №2 53
Фрагмент 62
урока иностранного языка в 8 классе №3 62
- Ты тоже был в кино?
- Да, со всем классом. Разве ты меня не видел? Я сидел в первом ряду.
Для этого стимулирующей реплике нужно придать соответствующий характер. Она должна быть выражена серией вопросов или вопросом типа «почему?» и «отчего?», «с какой целью?». Например:
Warum versäumst du so viele Stunden? Ich war lange krank, ich hatte Grippe und dann Lungenentzündung. Ich musste das Bett hüten.
Путь «снизу» предполагает также выполнение заданий на восстановление одной из реплик. Например, дается картина, на которой изображены два школьника перед дверью кабинета иностранного языка. Один говорит: Wie hast du die Kontrollarbeit geschrieben? War sie schwer? Zu welchem Thema? У другого открыт рот. Что он отвечает?
Овладение диалогическим общением путем «снизу» может происходить и в игре. В этом отношении, считает профессор Г.В. Рогова, особо эффективна игра «Знаменитости», в которой кроются большие познавательные возможности и которая никогда не наскучивает учащимся.
В ней успешно развивается навык запроса информации, одновременно осваивается большой пласт словарного и грамматического материала. По мере овладения игрой и продвижения в усвоении языка объем и сложность вопросов изменяется (от вопросов, требующих однотипные ответы, до вопросов, предусматривающих развернутые выказывания). Эта игра позволяет также решить задачу развития реплики и превращения ее в микромонолог.
По характеру диалогическая речь может быть подготовленной и неподготовленной по языковому материалу и по времени. Для подготовленной формы речи адекватной организационной формой считает профессор Г.В. Рогова парную работу. Учащиеся вдвоем занимаются планированием речи, подбором и переработкой опор.
Весьма распространенным вариантом диалога является полилог, форма говорения, адекватная общению в коллективе. Наиболее подходящим приемом развития полилога являются различные формы драматизации, включая ролевые игры, в которых принимают участие большое количество учащихся.
Если драматизация
предполагает в основе
В современной методике используют следующие разновидности ролевой игры:
Профессор Г.В. Рогова подчеркивает, что успешное проведение ролевой игры предполагает четкую подготовку и организацию как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. Учитель должен помнить, что его место в ролевой игре «первое среди равных». Его главная задача в том, чтобы открывать возможности для активной речевой деятельности учащихся. В этой связи профессор Г.В.Рогова отмечает важность такого организационного момента как распределение ролей. Учитель может взять на себя определенную роль, чтоб изнутри и незаметно для учащихся руководить их речевым и неречевым поведением. Профессор Г.В. Рогова советует привлекать к ролевой игре как можно больше учащихся, не игнорируя слабых по языку, давая им на первых порах роли «немногословные».
В управлении ролевой игрой большое значение имеют схемы общения, в которых указаны действующие лица и общая стратегия их поведения. Такие схемы стимулируют речевое поведение учащихся во время ролевой игры, поскольку в них не только сформулирована общая экстралингвистическая задача, но и достаточно конкретно перечислены коммуникативные намерения всех участников. Схема общения может дополняться по ходу развития игры, при этом следует приветствовать всякую инициативу учащихся, которые захотят ввести новые персонажи.
Подготовка к проведению ролевой игры предполагает также создание карточек и снабжение ими учащихся. В карточке раскрывается позиция, свойственная данной роли, в ней содержится необходимая информация, касающаяся предыстории события и жизни героя; в карточку включаются также опоры на языке.
Подготовка охватывает также серию репетиций – занятий, на которых происходит ознакомление с опорами и их усвоение, выполняются необходимые тренировочные упражнения, отрабатываются отдельные фрагменты ролевой игры. Для этого во время репетиций рекомендуется использовать парную работу.
Примыкает к ролевой игре драматизация со сквозным сюжетом, заключающаяся в том, что сюжет распространяется на ряд последовательно развивающихся актов. Этот прием широко используется в интенсивных методах.
Обычно первый акт представляет собой чистую драматизацию, т.е. разыгрывание предложенного текста. Последующие акты строятся по типу ролевой игры. Так, события, происходящие в первом акте, продолжаются с теми же действующими лицами в других ситуациях, без всякой текстовой опоры, намечается только общая схема общения. Это приводит к тому, что в последующих актах присоединяются новые обстоятельства, но основное остается. Разыгрывая новый акт, учащиеся вынуждены многое повторять из старого акта. В результате получается повторение без повторения.
При обучении говорению
большое место принадлежит моде
Главной особенностью общения профессор Е.И. Пассов считает его эвристичность, т.е. незапланированность, нестандартность, непредсказуемость. Это касается всех компонентов общения: выбора речевых задач, предмета, содержания, формы общения и его участников.
В общении чаще всего
запланированную тактику
Например:
«Докажите, что книгу … стоит прочесть».
I II
«Объясни, почему ты не «Убеди товарища в том,
занимаешься зимним что зимним спортом
спортом». Заниматься стоит».
I II
Приведенные выше каркасы диалогического общения профессор Е.И. Пассов называет функциональными моделями диалога. Содержащиеся в них опоры в виде речевых функций подготавливают говорящего только в тактическом плане, что имеет место и в реальном процессе коммуникации, поэтому не противоречат неподготовленности как характеристике этапа развития речевого умения.
Функциональные опоры дают прекрасную возможность вызвать определенный материал в речи обучающихся.
Функциональные модели диалога могут быть даны на карточках (общих и индивидуальных) или проецироваться на экран. Названия функций профессор Е.И.Пассов советует давать на иностранном языке, постепенно знакомя с ними учащихся.
Когда функциональные опоры применяются впервые, профессор Е.И.Пассов предлагает провести следующую работу:
По мере продвижения по ступеням обучения увеличивается размер диалога, усложняются задачи, упрощаются опоры. Упражнения с функциональными опорами могут выполняться и письменно (главным образом дома при подготовке к уроку).
Очень существенным при организации речевых упражнений данного этапа профессор Е.И.Пассов считает переход от обучения диалогическому общению к общению групповому и массовому. Диалогическое общение, особенно если ему обучают с помощью функциональных опор, является лишь первой ступенью к овладению умением общаться, является своеобразной подготовительной работой.
Вслед за этим, считает профессор Е.И.Пассов, должны использоваться такие формы занятий, которые позволяют проводить групповое и массовое общение:
Эти формы организации иноязычного общения создают благоприятные условия для обучения говорению.
Во-первых, говорящий полностью самостоятелен, ибо использование всяких опор, даже функциональных здесь неуместно.
Во-вторых, условия общения совпадают с естественными.
В-третьих, общение по всем своим компонентам эвристично.
В-четвертых, осуществляется тесное единство говорения с общим контекстом деятельности общающихся, а следовательно, с их эмоциями, чувствами, интересами, этическими и эстетическими потребностями и т.д.
В-пятых, время говорения полностью принадлежит учащимся.
Профессор Е.И.Пассов подчеркивает особую важность необходимости организации группового общения, поскольку это обязательное звено в обучении общению.
В методической литературе ролевая игра определяется как спонтанное поведение учащихся, их реакция на поведение других людей, участвующих в гипотетической ситуации.
Ролевая игра – это своеобразный учебный прием, при котором учащийся должен свободно говорить в рамках заданных обстоятельств, выступая в роли одного из участников иноязычного общения.
Обязательным элементом игр является разрешение проблемной ситуации. Это улучшает мотивированность высказываний, делает их более аргументированными и эмоциональными.
Ролевая игра, основанная на решении той или иной проблемы, обеспечивает максимальную активизацию коммуникативной деятельности учащихся. Поиск решения поставленной задачи обуславливает естественность общения. Постановка проблемы и необходимость ее решения служат также развитию творческого мышления у учащихся. И, наконец, необходимость тщательного продумывания ситуации, поиска правильного решения развивает логическое мышление, умение аргументировать и контраргументировать, убеждать собеседника.
Исследователи разработали определенные правила ролевых игр, а именно:
Помимо перечисленных правил выделяются пять категорий ролей: