Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 22:58, курсовая работа
В своей работе я рассматривала диалог как вид речевой деятельности. Каковы его основные особенности и характеристики? Какие существуют методы и приемы обучения диалогической речи? Поиск ответов на эти вопросы и составил цель моей работы. В ходе достижения этой цели я решала следующие задачи: проанализировать методическую литературу по данной теме, раскрыть основные особенности диалогической речи, ознакомиться с различными подходами к обучению диалогической речи.
1. Лингвопсихологическая характеристика 5
диалогического общения 5
2. Методика обучения умениям диалогического общения 10
профессора С.Ф.Шатилова 10
3. Методика обучения умениям диалогического общения 14
академика И.Л. Бим 14
4. Методика обучения умениям диалогического общения 19
профессора Г.В. Роговой 19
5. Методическая школа Е.И. Пассова 22
5.1. Организация речевых упражнений в процессе обучения общению 23
6. Ролевые игры в обучении диалогической речи 25
Практическая часть 30
Тематический план по теме „Freizeit – Urlaub – Reisen“ 31
Фрагмент 37
урока иностранного языка в 8 классе №1 37
Фрагмент 53
урока иностранного языка в 8 классе №2 53
Фрагмент 62
урока иностранного языка в 8 классе №3 62
К трехчленным, достаточно распространенным видам диалогических единств относится также ранее упоминавшееся единство «утверждение – вопрос – подтверждение».
Психологические и лингвистические
особенности диалогической
Под диалогическими речевыми умениями понимаются следующие речевые действия:
Эти умения выражаются во владении соответствующими диалогическими единствами, в динамике их порождения в речи в соответствии с информативно-коммуникативными задачами общения в определенных пределах, заданных условиями обучения, т.е. на коммуникативно достаточном уровне.
Этот уровень не
требует совершенного
При обучении диалогическим умениям можно выделить несколько подходов с точки зрения различных авторов). Рассмотрим некоторые из них.
В обучении диалогическим умениям профессор С.Ф. Шатилов выделяет два этапа:
По мнению, профессора С.Ф. Шатилова, на первом этапе обучения диалогической речи в центре работы должно стоять овладение учащимися различными типами речевых действий в диалогических единствах. Необходимо обучать умениям выполнять различные речевые действия в ситуативных упражнениях, которые могли бы придать процессу обучения диалогической речи ситуативно-коммуникативный характер.
При этом необходимо учитывать психологические особенности усвоения не только инициативных реплик (вопросительных, побудительных), но и реактивных (реплик-ответов, реплик-подтверждений, реплик-сомнений, реплик отрицания). Не менее важно знать также роль стимулов и опор, с помощью которых можно развивать диалогические умения.
Второй этап обучения диалогическим умениям состоит в овладении учащимися различными речевыми действиями в их логической связи, в виде диалогов (диалог-переспрос, диалог-расспрос, диалог-беседа), которые постепенно приобретают черты естественного диалогического общения.
Первым по важности для учебных целей и по легкости освоения профессор С.Ф. Шатилов называет однонаправленный диалог-переспрос. В этом диалоге учащиеся овладевают следующими речевыми действиями (репликами):
Профессор С.Ф. Шатилов подчеркивает, что инициативные речевые действия по своей психологической природе самые трудные: они требуют большей самостоятельности, большей умственной и коммуникативной активности и более прочного владения репликами, которые давали бы правильное развитие последующему диалогу. Учеником, начинающим диалог, должны двигать сильные мотивы, он должен уверенно владеть материалом, чтобы правильно сформулировать свою мысль и цель предстоящей коммуникации.
Наиболее важным, считает С.Ф. Шатилов, является умение запрашивать информацию по собственному почину, т.е. задавать вопросы. Вопросы могут выражать самые разные логические и коммуникативные отношения: причинно-следственные связи, пространственные, временные, качественно-количественные отношения, важные для реализации коммуникативно-информативной функции языка как средства общения.
Этому умению необходимо обучать систематически и последовательно, начиная с элементарных вопросов с вопросительными словами: Was ist das? Wer kommt in die Klasse? уже в 4 классе, и развивать это умение из класса в класс.
В обучении речевым действиям запроса информации профессором С.Ф. Шатиловым выделены два периода:
1. овладение отдельными
речевыми вопросительными
2. овладение связными вопросами.
На каждой стадии обучения содержание разное, однако, последовательность овладения им будет примерно одинаковой.
Сначала учащиеся учатся ставить вопросы по образцу учителя к лицам на основе наглядности, в реальной ситуации, например: Wer ist das? (вопросы по картинке, на которой изображены разные дети) или вопрос Was ist das? (по картинке, изображающей различные предметы: парту, ручку, стол и т.д.). По мере накопления новых вопросов они могут объединяться:
а. в логически связные группы вопросов типа расспросов (например, серия вопросов к одному лицу: Wie heißt er? Wie ist er? Was macht er? Wo lernt er?;
б. в группу вопросов о предметах: Was ist das? Wo steht (ist, liegt) es? Wie ist … ?
в. в группе вопросов по теме «Класс» (Wie ist das Klassenzimmer? Was steht dort? Was machen die Kinder?).
Такого рода учебный диалог-расспрос является следующим этапом в овладении учащимися диалогическими умениями – связанными речевыми действиями. На среднем этапе этот вид диалога получает дальнейшее развитие: учащиеся участвуют в диалоге-расспросе по теме, по ситуации, по проблеме.
На последующих этапах учащиеся могут оперировать системой инициативных реплик для решения сложных творческих коммуникативных задач, как, например, обсуждение проблемных вопросов в дискуссии, проведение «пресс-конференции», импровизированных бесед.
Чем старше класс, тем разнообразнее могут быть первые инициативные реплики, тем последовательней должна быть работа над умением употреблять наиболее важные из них, а именно: речевые действия - констатация факта – сообщение новой информации – оценка факта, т.е. выражение своего отношения к нему.
Реактивные речевые действия по характеру трудностей могут быть также разными:
Профессор С.Ф. Шатилов называет следующие опоры, с помощью которых можно развивать диалогические умения инициативной и реактивной речи:
В методической литературе различают следующие виды диалога:
2. По целевой направленности:
Первый вид диалога применяется при обучении учащихся средних классов, если он является «образцовым», типичным, позволяющим использовать его в значительном количестве ситуаций. Однако, по мнению профессора С.Ф. Шатилова, предпочтение должно быть отдано второму виду диалога – диалогу, создаваемому самими его участниками.
Процесс подготовки диалога может включать несколько этапов:
Этот вид диалога применяется на старшей стадии обучения.
Групповыми диалогами является беседа, обсуждение какой-либо темы, проблемы, дискуссии с участием учителя как ведущего партнера и без него, пресс-конференции. Ведение такого группового диалога предполагает определенные парно-диалогические умения, например, умение переспросить или уточнить, умение дать развернутую или краткую реплику в связи с вопросом по ходу беседы, умение взять инициативу в свои руки и т.д.
Как отмечает профессор С.Ф. Шатилов, для естественного устного общения характерно сложное и органичное сочетание диалогической речи с монологической в рамках диалогического общения. Это происходит в тех случаях, когда его участники используют в своей речи монологические реплики разного объема.
Такие монологи в диалоге
имеют ряд специфических
В языковом оформлении монолога в диалоге есть также определенные особенности – наличие фактических элементов, связывающих его с предыдущей репликой диалога (а иногда и с последующей).
Рассматривая диалогическую речь как средство обучения иностранному языку, профессор С.Ф. Шатилов отмечает, что она используется для целенаправленной, управляемой учителем активизации речевого материала. Эта речь часто условно-коммуникативна, учебно-мотивированна, содержит значительное количество репродуктивных элементов.
Например, элементарные вопросы учителя по картинке: Wer sitzt am Tisch? Was macht der Vater? являются неинформативными, т.к. ответы на них уже известны. Они преследуют цель – активизировать употребление лексики с опорой на наглядность.
К такой же учебной речи относятся диалогические упражнения типа: «Подтвердите, что вы делаете то же самое, что и я»
Отмечая эту особенность учебной, или условной, коммуникации, профессор С.Ф. Шатилов подчеркивает большую ее эффективность в процессе тренировки грамматического или лексического материала при формировании соответствующих речевых навыков, чем выполнение языковых упражнений типа: измените личные окончания глаголов, подставьте нужное слово вместо точек и т.п. Именно на базе такой «подготовленной» речи создается так называемая комбинационно «неподготовленная» речь.
«Неподготовленная» в данный момент, экспромтная (так называемая спонтанная), лексически и грамматически правильная иностранная диалогическая речь «обкатывается» в процессе учебной коммуникации при формировании речевых навыков и умений.
Диалогическая речь как средство обучения иностранному языку и активизации речевой деятельности учащихся отличается от естественной диалогической речи также в другом отношении: ведущим партнером выступает, как правило, учитель. Это позволяет учителю управлять процессом усвоения и тренировки нужного материала, стимулируя использование того или иного языкового явления в устной речи учащихся, демонстрируя образцы речи.
Академик И.Л. Бим в подсистеме обучения диалогической речи выделяет действия на следующих четырех уровнях: