Обучение детей творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 11:30, контрольная работа

Описание работы

Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Современная педагогика называет творческими такие рассказы детей, в которых ими придуманы, вымышлены определенные образы или действия. Подобные рассказы составляются на основе детского воображения, которое, по данным психологов, предполагает значительную аналитико-синтетическую деятельность мозга.

Содержание

Введение.
Влияние творческих рассказов на развитие речи и воображения
I. Требования к детским рассказам
II. Этапы формирования детского художественного творчества
III. Педагогические условиями обучения творческому рассказыванию.
IV. Методика проведения занятий по обучению детей творческому
рассказыванию.
4.1 Приемы обучения творческому рассказыванию
1) Придумывания реалистических сюжетов
2) Обучению рассказыванию по готовым сюжетам.
3) Обучения описанию природы
4.2 Методика обучения рассказыванию по картине.
1) Общие требования к организации работы с картиной
2) Этапы работы над картиной
5. Заключение
6. Литература
7. Приложения
Памятки
Конспекты занятия по обучению творческому рассказыванию.

Работа содержит 1 файл

МРР.doc

— 184.00 Кб (Скачать)

IV. Методика проведения занятий по обучению детей творческому

        рассказыванию. 

        В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов, но условно можно выделить следующие виды: рассказы реалистического характера; сказки; описания природы. В ряде работ выделяется сочинение рассказов по аналогии с литературным образцом (два варианта: замена героев с сохранением сюжета; изменение сюжета с сохранением героев). Чаще всего дети создают контаминированные тексты, описание сочетается с сюжетным действием. 

По рекомендации Коротковой Э.П. дети учатся наглядно и  образно описывать предметы, передавать чувства, настроение и приключения героев, самостоятельно придумывать концовку рассказа.

      Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера.  

4.1 Приемы обучения творческому рассказыванию 

Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа. 

В старшей группе в качестве подготовительного этапа  можно использовать простейший прием  рассказывания детей вместе с  воспитателем по вопросам. По существу воспитатель «сочиняет» вместе с детьми. 

В подготовительной к школе группе задачи обучения творческому  рассказыванию усложняются (умение четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи, осознавать структурную организацию текста). Используются все виды творческих рассказов, разные приемы обучения с постепенным усложнением.

     Как и в старшей группе, работу с детьми начинают с придумывания реалистических сюжетов. Наиболее легким принято считать придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель дает образец, который содержит завязку и определяет пути развития сюжета. Начало рассказа должно заинтересовывать детей, знакомить с главным героем и его характером, с обстановкой, в которой происходит действие. Е. И. Тихеева рекомендовала давать такое начало, которое бы предоставляло простор для воображения детей и давало возможность для развития сюжетной линии в разных направлениях.  

Вспомогательные вопросы, по мнению Л.А. Пеньевской, являются одним из приемов активного руководства  творческим рассказыванием, облегчающим  ребенку решение творческой задачи, влияющим на связность и выразительность речи. 

План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полноте  развития сюжета. Для плана целесообразно  использовать 3 - 4 вопроса, большее их количество ведет к излишней детализации действий и описания, что может тормозить самостоятельность детского замысла. 

В процессе рассказывания  вопросы задаются очень осторожно. Можно спросить, что случилось  с героем, о котором ребенок  забыл рассказать. Можно подсказать описание героя, его характеристику или как закончить рассказ. Далее - рассказывание по сюжету, предложенному педагогом. Дети должны придумать содержание, оформить его словесно в форме повествования, расположить события в определенной последовательности.  

Систему занятий  по обучению рассказыванию по готовым  сюжетам разработала Э. П. Короткова. Она предлагает серию сюжетов  по близкой и доступной детям  тематике, интересные приемы, активизирующие воображение. Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему - педагог советует, придумать рассказ об интересном случае, который произошел с мальчиком или девочкой, о дружбе зверей, о зайце и волке. Предлагает ребенку придумать название будущего рассказа и составить план.  

Обучение умению придумывать сказки начинается с введения элементов фантастики в реалистические сюжеты. 

Чтение и рассказывание  детям небольших рассказов, сказок помогает обратить их внимание на форму  и структуру произведения, подчеркнуть  интересный факт, раскрытый в нем. Это положительно влияет на качество детских рассказов и сказок. 

Как уже было сказано выше, наиболее сложным видом  детских сочинений является описание природы. Эффективной считается  такая последовательность обучения описанию природы: 

1. Обогащение  детских представлений и впечатлений о природе в процессе наблюдений, обучение умению видеть красоту окружающей природы. 

2. Углубление  детских впечатлений о природе  путем рассматривания художественных  картин и сравнения красоты  изображенного с живой действительностью. 

3. Обучение детей описанию объектов природы по представлению. 

4. Обучение умению  описывать природу, обобщать свои  знания, впечатления, полученные  во время наблюдений, рассматривания  картин, слушания художественных  произведений. 

Словесное творчество детей проявляется иногда после длительных размышлений, иногда спонтанно в результате какого-то эмоционального всплеска. Систематическое знакомство детей с литературными и народными загадками, анализ художественных средств загадок, специальные словарные упражнения создают условия для самостоятельного сочинения детьми загадок. Е. И. Тихеева писала, что живое слово, образная сказка, рассказ, выразительно прочитанное стихотворение, народная песня должны царить в детском саду и готовить ребенка к дальнейшему более глубокому художественному восприятию. 

    1. Методика обучения рассказыванию по картине.
 

Общие требования к организации работы с картиной 

1. Работы по  обучению детей творческому рассказыванию  по картине рекомендуется проводить  начиная со 2-й младшей группы  детского сада. 

2. При подборе  сюжета необходимо учитывать  количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше  объектов должно быть изображено  на картине. 

3. После первой  игры картина оставляется в  группе на все время занятий  с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей. 

4. Игры могут  проводиться с подгруппой или  индивидуально. При этом не  обязательно, чтобы все дети  прошли через каждую игру с  данной картиной. 

5. Каждый этап  работы (серия игр) следует рассматривать  как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема. 

6. Итоговым можно  считать развернутый рассказ  дошкольника, построенный им самостоятельно  с помощью усвоенных приемов. 

Этапы работы над  картиной 

Традиционная  методика обучения рассказыванию по картине рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа воспитателя, предложенная Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. :

 Совместно с детьми выбирается объект. Обозначаются его действия. Выбирается объект.  В объекте выбирается часть. Определяется количество таких частей.  

1 этап «Определение  состава картины» 

Для побуждения детей к выделению и называнию  объектов на картине используется прием  «подзорная труба». Правило: навести  глазок подзорной трубы на один объект, и назвать его. 

Для определения  деталей одного объекта используется приемы «Аукцион», «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный» и др. Игры эти направлены на активизацию  внимания детей. 

При обучении классификационным  умениям используется прием группировки по заданному признаку: рукотворности, природности, функциональности, присутствия определенного цвета, формы и т.д. Классификационная группа обозначается обобщающим словом. 

Моделирование детьми выявленных объектов производится схемами, буквами, картинками, цветом и другими средствами обозначения. Для этого используется доска или лист бумаги, на котором модели располагаются аналогично композиции картины.  

2 этап «Установление  взаимосвязей между объектами  на картине» 

Предлагаются  следующие творческие задания:

пришел волшебник  «Объединяй» и объединил два  объекта (воспитатель указывает  на два объекта). Волшебник просит объяснить, почему он это сделал. ПР: игры с картиной «Кошка с котятами».  

«Ищу друзей» - найти объекты, которые между  собой связаны по взаимному расположению. ПР: «Котята дружат между собой, потому что детки одной мамы -кошки и любят вместе играть». 

«Ищу недругов» - найти объекты, которые между  собой «не дружат». ПР: «Клубочки  не дружат с корзинкой, потому что  они выкатились из нее и не хотят там быть». Примечание: оценка взаимоотношений объектов субъективна.  

3 этап «Описание  на основе возможного восприятия  объектов картины разными органами  чувств» 

Прием «вхождения в картину»: воспитатель побуждает  детей к описанию возможных ощущений и предлагает прислушаться внимательнее, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой и т.д. Даются творческие задания. 

4 этап «Составление  загадок и метафор по картине» 

Обучение детей  составлению загадок идет от полуактивного  этапа (воспитатель с детьми составляет общую загадку) к активному (ребенок сам выбирает объект и модель загадки). При этом ребенок может пользоваться смешанной моделью. Для обучения детей составлению загадок необходимо освоить модели в следующей последовательности. 

1. Совместно  с детьми выбирается объект, изображенный  на картине.

2. Совместно  с детьми выбирается объект. Обозначаются  его действия. 3. Выбирается объект. 4. В объекте выбирается часть.  Определяется количество таких  частей.  

Метафоры составляет сам воспитатель и предлагает их отгадать. Задается вопрос к детям: «Про кого или про что на картине я говорю?»  

5 этап «Преобразование  объектов во времени» 

Для обучения детей  составлению рассказов-фантазий с  преобразованием объектов во времени  используется прием перемещения во времени («Машина времени»). 

Выбирается конкретный объект картины и описывается  его настоящее. Далее предлагается подумать, кем или чем он был  в прошлом и что с ним  будет в будущем (далеком или  близком). 

6 этап «Описание  местонахождения объектов на картине» 

Для обучения детей  пространственной ориентировке на картине  используются игры: «Да-Нет», «Ожившая картина». 

Игра «Да-Нет» организуется следующим образом: ведущий  загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов устанавливают  его местонахождение. Найденный объект «оживает» и находит себе место на сцене (трехмерное пространство). Задача ребенка - описать объект по месту на картине, а затем на сцене. 

Постепенно выстраивается  композиционная модель картины на сцене. 

7 этап «Составление рассказов от лица разных объектов» 

Перед тем, как  обучить ребенка составлению  творческих рассказов от первого  лица необходимо провести творческие задания, которые имеют следующее  содержание: 

«Я назову тебе черту характера, а ты скажи наоборот». 

«Покажи действием и мимикой изменение твоих чувств».

«Превратись в  кого-нибудь или во что-нибудь. Опиши  твои чувства». 

Для обучения составлению  творческих рассказов от лица какого-либо объекта картины с заранее  заданной характеристикой используется прием эмпатии. Он заключается в том, что ребенок представляет себя объектом и «входит» в его эмоциональное состояние, передает его черты характера. Идет подробное описание его состояния, отношений с окружающим миром и возникших проблем. Воспитатель должен побуждать детей к решению проблем героев картины. 

8 этап «Смысловая  характеристика картины» 

Подготовительный  этап включает в себя углубленную  работу по пониманию детьми пословиц и поговорок и обучению объяснять  их с точки зрения опыта ребенка. 

Осмысление содержания картины детьми строится как игра «Объясни, почему так названа картина?». Ее организация основана на методе «Каталог». Воспитателем готовятся листочки бумаги, на которых написаны разные пословицы и поговорки. Вводится правило: выдерни записку, прочитаем текст (читает воспитатель или умеющие читать дети), объясни, почему так назвали картину? 

Следующая игра «Найди самое удачное название картины». Ребенку предлагается вспомнить  несколько пословиц и поговорок, выбрать одну-две самых подходящих к содержанию картины, объяснить свой выбор. Особое внимание здесь уделяется логическим связкам в тексте. В результате получается рассказ - рассуждение. 

Информация о работе Обучение детей творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста