Обучение детей творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 11:30, контрольная работа

Описание работы

Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Современная педагогика называет творческими такие рассказы детей, в которых ими придуманы, вымышлены определенные образы или действия. Подобные рассказы составляются на основе детского воображения, которое, по данным психологов, предполагает значительную аналитико-синтетическую деятельность мозга.

Содержание

Введение.
Влияние творческих рассказов на развитие речи и воображения
I. Требования к детским рассказам
II. Этапы формирования детского художественного творчества
III. Педагогические условиями обучения творческому рассказыванию.
IV. Методика проведения занятий по обучению детей творческому
рассказыванию.
4.1 Приемы обучения творческому рассказыванию
1) Придумывания реалистических сюжетов
2) Обучению рассказыванию по готовым сюжетам.
3) Обучения описанию природы
4.2 Методика обучения рассказыванию по картине.
1) Общие требования к организации работы с картиной
2) Этапы работы над картиной
5. Заключение
6. Литература
7. Приложения
Памятки
Конспекты занятия по обучению творческому рассказыванию.

Работа содержит 1 файл

МРР.doc

— 184.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Брянский  государственный университет им. академика И.Г. Петровского 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

По предмету: «Теория и методика развития речи».

На тему: «Обучение детей творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                     

                                                  

                                                                                
 
 
 
 
 

Дата регистрации

Номер регистрации 

Проверил

Оценка 
 
 
 
 
 

                                 Содержание  

Введение.

Влияние творческих рассказов на развитие речи и воображения

I. Требования к детским рассказам

II. Этапы формирования детского художественного творчества

III. Педагогические условиями обучения творческому рассказыванию.

IV. Методика проведения занятий по обучению детей творческому

      рассказыванию.

4.1 Приемы обучения творческому рассказыванию

  1) Придумывания реалистических сюжетов

  2) Обучению рассказыванию по готовым сюжетам.

  3) Обучения описанию природы

4.2 Методика обучения рассказыванию по картине.

  1)  Общие требования к организации работы с картиной

  2) Этапы работы над картиной

5.   Заключение

6.  Литература

7. Приложения

    Памятки

    Конспекты занятия по обучению творческому рассказыванию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.    

Влияние творческих рассказов на развитие речи и воображения 

Среди всех видов  связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Современная педагогика называет творческими такие рассказы детей, в которых ими придуманы, вымышлены определенные образы или действия. Подобные рассказы составляются на основе детского воображения, которое, по данным психологов, предполагает значительную аналитико-синтетическую деятельность мозга.

 Возможность  составлять полноценные творческие  рассказы возникает у ребенка  только в старшем дошкольном  возрасте. В этот период запас  знаний и сведений об окружающей действительности, могущий стать содержанием словесного творчества дошкольника, существенно возрастает. Фонетическая и грамматическая стороны языка и речи оказываются, в основном, сформированными. 

 Помимо речевой  готовности к словесному творчеству, в возрасте 5-6 лет у дошкольника формируются определенные психологические предпосылки: возрастают активность, интеллектуальность и внутренняя опосредованность внимания (по Р.С.Немову); произвольность и образность памяти; логика и понятийность мышления; управляемость воображения и др. Перечисленные психические процессы не только служат базой для порождения полноценного творческого рассказа, но и в ходе его составления сами заметно совершенствуются. 
 

   Л.С.Выготский, К.Н. Корнилов, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец рассматривают творческое воображение как сложный психический процесс, неразрывно связанный с жизненным опытом ребенка. Творческое воображение в дошкольном детстве обладает наибольшей пластичностью и наиболее легко поддается педагогическим воздействиям. 

Словесное творчество выражается в различных формах рассказов, сказок, стихов, загадок, небылиц, словотворчестве. Это требует от детей активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций. От детей требуется умение придумать завязку, ход события, кульминацию и развязку. От них требуется умение выбрать отдельные факты, внести в них элементы фантазии и составить творческий рассказ.

Словесное творчество О.С.Ушакова рассматривает как  деятельность, возникающую под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений-рассказов, сказок, стихов (восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы)). 

Отмечена взаимосвязь  между восприятием художественной литературы и словесным творчеством, которые взаимодействуют на основе развития поэтического слуха. 

I. Требования к детским рассказам 

Термин «творческие  рассказы» - условное название рассказов, которые дети придумывают сами, т.к. элемент творчества есть в любом  детском рассказе.

      Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача - точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.

             В этих рассказах дети самостоятельно придумывают содержание, логически выстраивают его и облекают в правильную, соответствующую ему словесную форму.  

Варианты творческих рассказов:

  1. придумывание детьми продолжения рассказа (сказки). Воспитатель сообщает начало рассказа, завязку, а дети развивают сюжет. Придумывают события, приключения героев. Примерная тематика рассказов: «Что случилось с Юрой»; «Как Володя помогал Леночке»; «Случай в лесу»; «Приключения зайца»; «День рождения ёжика» и т. п.;
  2. придумывание рассказа (сказки) по плану, предложенному воспитателем. План, намечающий последовательность рассказывания, даётся в непринуждённой разговорной форме: «Сначала расскажите, как ёжик решил отметить день рождения, кого из зверей он пригласил. Потом - что они подарили ему и как звери повеселились»;
 
  1. придумывание  рассказа (сказки) на заданную тему (без  плана): «Новое платье Лены»; « Какая  игрушка понравилась Лене в детском  саду»; «Как заяц в лесу гулял»; «  День рождения лисы» и т. п.;
 
  1. придумывание  рассказа (сказки) на самостоятельно избранную  тему. Этот вид  рассказывания можно  провести под девизом «Кто интереснее придумает сказку».

Необходимо научить  детей оценивать  сказки и рассказы друг друга по содержанию и форме (занимательность. Образный язык и др.). 
 

II. Этапы формирования детского художественного творчества 

Н.А. Ветлугина  в формировании детского художественного  творчества выделила три этапа :

На  первом этапе происходит накопление опыта: педагог организует получение жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество, учит образному видению окружающего, важна роль искусства.  

Второй  этап - собственно процесс детского творчества (возникает замысел, идут поиски художественных средств). Важна установка на новую деятельность (придумаем рассказ, творческие задания). Наличие замысла побуждает детей к поискам композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов.  

На  третьем этапе появляется новая продукция (ее качество, ее завершение, эстетическое удовольствие). Анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность.  

В основе творческого  рассказывания лежит процесс  переработки и комбинирования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых  образов, действий, ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном восприятии. Единственным источником комбинаторной деятельности воображения является окружающий мир. Поэтому творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия представлений, жизненного опыта, дающих материал для фантазии. 

III. Педагогические условиями обучения творческому рассказыванию. 

Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимание особенностей формирования художественного, в частности  словесного творчества и роли педагога в этом процессе. Педагогическими условиями обучения творческому рассказыванию являются:

1. обогащение  опыта детей впечатлениями из  жизни;

2. обогащение  и активизация словаря;

3. умение детей  связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания;

4. правильное  понимание детьми задания придумать. 

Одним из условий  успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение опыта  детей впечатлениями из жизни. Эта  работа может иметь разный характер в зависимости от конкретного задания: экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг. Так, перед описанием природы используются систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе и чтение литературы с описанием природных явлений.

Чтение книг, особенно познавательного характера, обогащает детей новыми знаниями и представлениями о труде  людей, о поведении и поступках  детей и взрослых, углубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка. Произведения устного народного творчества содержат много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения), привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Все это оказывает влияние на словесное творчество детей. 

Условием успешного  обучения творческому рассказыванию  принято считать обогащение и  активизацию словаря. Дети нуждаются  в пополнении и активизации словаря  за счет слов-определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц. Поэтому процесс обогащения опыта детей тесным образом связан с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся запасом слов. 

Творческий рассказ - продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Одно из условий - умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания. 

Этим умениям  дети обучаются на предыдущих возрастных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описания игрушек и картин, придумывая по ним рассказы. Особенно близки к словесному творчеству рассказы об одной игрушке, придумывание конца и начала к изображенному на картине эпизоду. 

Еще одно условие - правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть).

Варианты творческого  рассказывания по Логиновой В.И., Максакову А.И., Поповой Н.И. и другим:  

1. придумывание  предложения и завершение рассказа (воспитатель сообщает начало  рассказа, его завязку, события  и героев придумывают дети) реалистического  или сказочного; 

2. придумывание  рассказа или сказки по плану  воспитателя (большая самостоятельность в развитии содержания), Пеньевская Л.А. предлагает составлять план в естественной разговорной форме; 

3. придумывание  рассказа по теме, предложенной  воспитателем (без плана). Ребенок  выступает автором, выбирает содержание и форму, тема должна эмоционально настраивать, некоторые рассказы могут объединяться в серию по темам.   

Информация о работе Обучение детей творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста