Общение в сестринском деле

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Изучение данной темы учит студентов правильному общению с пациентами, их родственниками, с медперсоналом, а так же друг с другом. Общение между людьми – важная составляющая повседневной жизни. Значение психотерапевтического воздействия, возможного при эффективном общении, хорошо известно, его результат иногда превосходит все другие методы лечения. В связи с этим общение – одно из важных умений, необходимых для качественной деятельности медсестры. Навыки общения необходимы ей для завоевания доверия пациента, его семьи, взаимодействия с врачами и другими специалистами, участвующими в лечебном процессе. Основными принципами философии сестринского дела является уважение к жизни, достоинству и правам человека. Для того чтобы понимать человека и общаться с ним, требуются уважение, вера в его значимость, ценность, уникальность, доброту, силу, способность руководить своими действиями и право на это.

Содержание

Лекция. Тема : «Общение в сестринском деле».
2 часа


5 часов
2.
Практическая работа. Тема : «Общение в сестринском деле».

Работа содержит 1 файл

Альмиз М.В.(курсовая).docx

— 85.24 Кб (Скачать)

 

15.частота взгляда 

11.Таблица учебных элементов:

п/п

         Наименование учебных элементов

  Уровень усвоения

Уровень новизны

исходящий

конечный

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

коммуникация

вербальная (речь)

устная

письменная

невербальная

кинесика

экспрессивно-выразительные  движения

поза

жест

мимика

походка

визуальный контакт

направление движения

длина паузы

частота взгляда

просодика и лингвистика

интонация

громкость

тембр

паузы

смех

вздохи

кашель

такесика

рукопожатие

похлопывание

поцелуй                                                

проксемика

время (ориентация)

пространство (дистанция)

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2


 

 

 

 

 

 

 

 

12.Практическая  работа .

Тема: «Общение в сестринском деле».

 

Цели :

                                                     Дидактическая цель:

 Студент должен  иметь практический опыт:

-уметь организовать своё  рабочее место

-иметь навыки общения  с пациентом

Студент должен уметь:

- общаться с пациентом

- дать классификация «общению»

- дать определение основным  понятиям темы

Студент должен знать:

- классификация уровней общения

- элементы эффективного  общения

- характеристику каналов  общения

- особенности формулировки  открытых и закрытых вопросов

-приёмы эффективного  вербального общения

- способы невербального  общения

Развивающая цель :

-укрепление знаний и  навыков в общении с пациентом,  его родственниками, медперсоналом.

Воспитательная  цель :

-формирование навыков общения.

 

 

 

 

 

 

План практической работы .

 

1.Дать определение  понятиям «общение», «биоэтика», «врачебная тайна».

2.Структура, цели  и функции общения.

3.Типы и каналы  общения.

4.Эффективное  общение.

5.Коммуникативные  барьеры в процессе общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План  – хронокарта практической работы.

№ п/п

 

Название этапа

время

 

Цель этапа

Описание этапа

Методы и средства контроля

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационный

 

 

 

 

 

 

 

 

10'

 

 

 

 

 

 

 

 

Создать дисциплину. Подготовить студентов  к занятию.

Регистрация отсутствующих, выяснение  причин. Оценка внешнего вида. Рекомендации студентам о ведении записей  в рабочих тетрадях. Ответы на вопросы  студентов по подготовленности к  теме

Проявляют внимание. Слушают преподавателя. Выполняют просьбу преподавателя. Задают вопросы по разбору темы.

Наблюдение

2.

 

 

 

 

 

 

Мотивационный

 

 

 

 

 

 

10'

 

 

 

 

 

 

Дать характеристику изучаемой  темы. Заинтересовать студентов. Дать студентам ориентировочный объем  знаний, умений, навыков.

Формулировка целей изучения темы. Формулировка необходимых базовых  знаний, умений, навыков для достижения этих целей. Акцент на межпредметные и внутрипредметные связи.

Внимание. Запись в рабочую тетрадь основных моментов темы.

 

 

 

 

 

Наблюдение

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

Оценка исходного уровня знаний

15'

Оценить подготовку каждого студента к занятию.

Входной контроль (тестирование). Выявление  и коррекция исходных знаний для  изучения новой темы. Акцент на допущенных ошибках. Отметка  лучших студентов  и рекомендации студентам, сделавшие  ошибки.

 Выполнение задания самостоятельно. Акцент на допущенные ошибки.

 

Тесты для входного контроля

4.

Исполнительская деятельность (углубленные знания)

20'

Проверить знания каждого студента по теме. Углубление знаний по теме.

Постановка вопросов. Опрос каждого  студента. Отметка лучших студентов  и неподготовленных. Ответы на вопросы  студентов. Дополнения при неполном ответе или отсутствии информации у  студентов на поставленный вопрос.

Ответ на вопрос. При отсутствии ответа – признание неподготовленности или непонимания темы. Дополнения к неполному ответу коллеги, с  соблюдением дисциплины. Запись в  рабочую тетрадь дополнительной информации по теме.

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа –

 

 

а) демонстрационный этап

 

 

 

 

 

 

 

 

б) Самостоятельная работа студентов

 

 

 

 

60'

 

 

 

20'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40'

Ознакомить студентов с содержанием темы, рассказать о необходимости правильного общения с пациентами.

 

 

 

 

 

 

Продемонстрировать различные  виды общения.

 

 

 

Демонстрация различных видов общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Коррекция действий студентов. Включить в процесс деятельности всех без  исключения студентов.

 

Внимание. Наблюдение. Запись основных моментов демонстрации и объяснения выполнения алгоритмов. Запоминание.

 

 

 

 

 

 

Соблюдение дисциплины. С Выполнение письменного задания.

 

 

 

 

Наблюдение

6.

Оценка конечного уровня знаний

10'

Оценить освоение темы.

Тестирование. Оценка полученных знаний. Выявление и коррекция конечного  уровня знаний. Отметка лучших студентов  и отстающих. Отметка активных студентов.

 Выполнение задания. Запись  в рабочих тетрадях вывод занятия.

 

7.

Подведение итогов и  задание на дом

10'

Оценить справедливо каждого студента. Дать задание на дом.

Проверка записей занятия в  рабочих тетрадях. Оценка общая группе. Оценка каждого студента. Предложить источники  информации по текущей теме, для исключения ошибок при выполнении действий или ответе на вопросы. Задание на дом по следующей теме. Предложение используемой литературы для подготовки к следующему занятию

Запись в рабочие тетради  заданий. Анализ полученной оценки.

 

 

 

 

 

 

Тесты для входного контроля.

1 вариант.

 

1.________________ - это многогранный и многоуровневый процесс взаимодействия между людьми, в котором происходит обмен информацией, опытом, результатами деятельности, формирование эмоционально - психологических отношений, осуществляется взаимное влияние друг на друга, а также взаимное сопереживание и понимание.

2.______________________ - передача информации при помощи мимики, жестов, осанки и позы без использования речи.

3.______________ - способ отправки сообщения: устная речь, неречевые компоненты или в письменном виде.

4.Перечислите способы передачи информации:

а)

б)

5.К ____________________________ активного выслушивания относятся зрительный контакт, поза, расстояние между собеседниками, кивки головой и выражение лица.

6.____________ человека является богатым источником информации о его эмоциональном состоянии.

7.Эффективность вербального общения во многом зависит от умения ___________, __________, ___________, ____________ и ____________ .

8.Перечислите зоны комфорта:

а)

б)

в)

9.Размер интимной зоны комфорта _________________ .

10.________________ - это человек передающий информацию.

 

 

 

 

2 вариант.

 

1._______________________ - это процесс передачи информации при общении от одной личности к другой с помощью речи.

 

2.____________________ - обмен информацией между двумя или более людьми в устной или письменной форме либо при помощи невербальных приёмов.

 

3.___________________ - сигнал, которым получатель даёт знать отправителю, что сообщение получено.

 

4.Перечислите  виды вербальной передачи информации:

а)

б)

5.К ______________________________________ активного слушания относятся короткие восклицания, которые показывают говорящему, что его слова вызывают интерес.

 

6.___________________________ свидетельствует о расположённости к общению.

 

7.Невербальная коммуникация осуществляется с помощью _______________, _______________, _______________, ___________, ______________________ .

 

8.У каждого человека зона комфорта _________________ .

 

9.Размер личной зоны комфорта __________________ .

 

10.Размер сверхинтимной зоны комфорта ________________ .

 

 

 

Эталон  ответов на тесты входного контроля.

1 вариант.

1.общение

2.невербальное общение

3.канал

4.а) вербальное

   б) невербальное

5.поощряющим невербальным  компонентам

6.мимика

7.думать, говорить, слушать, читать и писать

8.а) сверхинтимная

   б) интимная

   в) личная

9.16 – 45 см

10.отправитель

2 вариант.

1.вербальное общение

2.коммуникация

3.подтверждение

4.а) устная

   б) письменная

5.поощряющим вербальным  компонентам

6.визуальный контакт

7.символов, жестов, мимики, поз,  прикосновений

8.различна

9.0,45 – 1,2 м

10.0 – 15 см

 

Тесты для заключительного контроля.

1 вариант.

1._______________________ - это информация, которая передается от одного живого существа к другому в межличностных контактах.

2.________________________ - это общение необходимое для поддержания, сохранения и развития организма , т.е. сведения, связанные с удовлетворением основных физиологических потребностей.

3.Перечислите терапевтические  средства общения:

а)

б)

в)

4.______________________ - это общение сосредоточенное вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко затрагивают личность человека.

5._________________ - это общение которое само по себе служит средством удовлетворения определенной потребности.

6.______________________  - является средством объединения людей.

7.____________________________ - это авторитарная, директивная форма 
воздействия на собеседника с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям.

8.________________ - учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии.

9._______________________________ состоит во взаимном обмене информацией между собеседниками, передаче и приеме знаний, мнений, чувств.

 
10.Перечислите  сенсорные барьеры общения:

а)

б)

в)

 

 

 

2 вариант.

 

1.___________________ - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности.

 

2.______________________ - это общение, направленное на расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие отношений между индивидами.

3.Перечислите не терапевтические  средства общения:

а)

б)

в)

г)

д)

е)

ж)

4.__________________________ -это общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-либо иную цель, кроме получения удовлетворения от самого процесса общения.

 

5.________________________ - служит средством повышения качества какой-либо совместной деятельности людей, т.е. его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их 
внутренний мир.

 

6._________________________ - это взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний.

 

7._________________________ предполагает воздействие на партнера по общению с целью достижения своих скрытых намерений, а также обретение контроля над поведением и мыслями другого человека.

 

8.___________________ - это информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья пациента, диагнозе (названии) его заболевания, средствах и методах лечения, возможном прогнозе заболевания, а также иные сведения, полученные при обследовании и лечении пациента.

 

 

9.___________________________ заключается в обмене действиями, организации межличностного взаимодействия, позволяющего реализовать общую деятельность. 
 
10.Перечислите социальные барьеры общения:

а)

б)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эталон  ответов на тесты заключительного  контроля.

1 вариант.

 

1.содержание общения

2.биологическое общение

3.а) пристальное внимание

   б) терапевтическое  прикосновение

   в) контакт глаз

4.личностное общение

5.целевое общение

6.интегративная функция  общения

7.императивный тип общения

8.биоэтика

9.коммуникативная сторона  общения

10.а) физические помехи

б) отвлекающие моменты

в) дефекты органов чувств у кого-либо из собеседников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 вариант.

 

1.цель общения

2.социальное общение

3.а) избирательное и  невнимательное выслушивание

   б) констатация  заключения

   в) безличное отношение

   г) утаивание информации

   д) фальшивое успокоение

   е) критика

  ж) угрозы

4.инструментальный вид  общения

5.деловой вид общения

6.экспрессивная функция

7.манипулятивное общение

8.врачебная тайна

9.интерактивная сторона общения

10.а) разный статус собеседников

     б) ролевые  ожидания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.Задания на  самоподготовку.

 

       вопросы

     литература

             цель

     самоконтроль

1.уровни и каналы общения.

С.А. Мухина, И.И. Тарновская. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: учеб. пос. – 2-е изд., испр. и доп.- М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010. – 512 с.: ил.

Студенты должны иметь  представление о каналах и  уровнях общения.

- Составить схему по теме : «Уровни общения»

- Составить схему по  теме : «Каналы общения»

2. эффективное общение

С.А. Мухина, И.И. Тарновская. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: учеб. пос. – 2-е изд., испр. и доп.- М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010. – 512 с.: ил.

Студенты должны иметь представление об эффективном общении.

- Составить схему по теме: «Элементы эффективного общения».

- подготовить доклад на  тему: «Как сделать общение эффективным».

3. вербальное и невербальное общение.

С.А. Мухина, И.И. Тарновская. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: учеб. пос. – 2-е изд., испр. и доп.- М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010. – 512 с.: ил

Студенты должны иметь представление о вербальном и невербальном общении.

- составить схемы по  темам: «Как сделать вербальное  общение эффективным», «Мимика человеческого  лица», «Жесты человека и их  значение», «Зоны комфорта».

Информация о работе Общение в сестринском деле