Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:31, курсовая работа
Изучение данной темы учит студентов правильному общению с пациентами, их родственниками, с медперсоналом, а так же друг с другом. Общение между людьми – важная составляющая повседневной жизни. Значение психотерапевтического воздействия, возможного при эффективном общении, хорошо известно, его результат иногда превосходит все другие методы лечения. В связи с этим общение – одно из важных умений, необходимых для качественной деятельности медсестры. Навыки общения необходимы ей для завоевания доверия пациента, его семьи, взаимодействия с врачами и другими специалистами, участвующими в лечебном процессе. Основными принципами философии сестринского дела является уважение к жизни, достоинству и правам человека. Для того чтобы понимать человека и общаться с ним, требуются уважение, вера в его значимость, ценность, уникальность, доброту, силу, способность руководить своими действиями и право на это.
Лекция. Тема : «Общение в сестринском деле».
2 часа
5 часов
2.
Практическая работа. Тема : «Общение в сестринском деле».
6. Деловой (профессиональный)
уровень общения. Деловое общение возникает у людей, как
правило, в связи с их участием в определенной
общей деятельности и имеет целью достижение
общего результата.
При этом учитываются индивидуальные
особенности личности собеседника, но
интересы дела и само действие оказываются
гораздо важнее, чем личные (межличностные)
отношения. Даже возможные расхождения
во взглядах или мнениях, как правило,
уходят на второй план. Данный уровень
общения сближает людей и сплачивает коллектив,
он желателен в рабочей обстановке (например,
процесс внедрения новых сестринских технологий в деятельность ЛПУ).
7. Творчески активный уровень общения. Этот уровень общения характерен, как правило, для творческих групп и коллективов, т.е. для людей, связанных какой-либо совместной творческой деятельностью и заинтересованных в общем результате работы. Он предполагает открытый, доверительный стиль общения, а также продуктивный обмен мыслями, идеями, мнениями, суждениями, разработками.
Такое общение, как и деловое, сближает, объединяет
людей,
сплачивает коллектив в творческую группу
(например, организация
медицинскими сестрами терапевтического
и хирургического отделений конкурса
«Лучший по профессии»). Данный уровень
общения является одним из самых интересных
и продуктивных и очень важен при контактах
как с коллегами, так и с пациентами, поскольку
дает возможность перехода к следующему
уровню общения.
8. Дружеский уровень общения. Данный уровень общения характеризуется
максимальной открытостью, искренностью,
доверием, эмоциональным сопереживанием,
сочувствием к проблемам другого человека,
а также готовностью к взаимной поддержке
и взаимопомощи.
Дружеский уровень более приемлем при
общении с коллегами и близкими друзьями.
9. Доверительный уровень общения. Этот уровень максимальной открытости и близости между людьми требует предельной искренности и доверия друг к другу. Он также предполагает ответственность перед другим человеком, ведь на таком уровне общения партнеры допускают друг друга в самые сокровенные области души. Данный уровень общения возможен только при наличии очень грамотного сестринского персонала, обученного всем тонкостям психологии общения (например, особенности общения с умирающим пациентом, который долгое время находится под наблюдением конкретной медицинской сестры).
10. Духовный уровень общения. На данном уровне общения находятся,
как правило, люди, связанные общими высокими
нравственными целями и возвышенными
гуманистическими идеалами, а также люди,
стремящиеся к духовному развитию и самосовершенствованию.
Такое общение духовно обогащает людей,
но невозможно без предельной честности
и требовательности прежде всего к самому
себе. Этот уровень является наиболее
совершенным.
Как правило, он возникает при общении
с яркими личностями, обладающими выраженной
харизмой — способностью человека привлекать
к себе других людей и увлекать их своими
личностными особенностями и творческим
потенциалом.
5.Общение в сестринском деле.
Коммуникативные барьеры в
1. Информационные барьеры:
• механический обрыв информации и возникающее
от этого ее искажение (например, палатную
медицинскую сестру, объясняющую пациенту
правила самоухода, срочно вызывают в
операционную
и она, не изложив до конца информацию,
уходит);
• неясность передаваемой информации,
в силу чего искажается изложенная и переданная
мысль (например, медицинская сестра рассказывает
о режиме образа жизни пациентке в послеоперационный
период и использует при этом в разговоре
такое выражение, как «в течение 3 месяцев
вам нельзя носить тяжести» — фразу, которая
не уточняет какую массу может поднимать
пациентка после 3 месяцев и не объясняет
правила ношения тяжестей);
• недостаток информации;
• информационная перегрузка (слишком
большой объем информации, слишком сложная
информация или недостаток времени для
восприятия информации);
• искажение информации.
2. Замещающе-искажающие барьеры: принимающие информацию ясно слышат передаваемые слова, но придают им иное значение (например, медицинская сестра говорит пациенту о необходимости сдать кровь на реакцию Вассермана для подготовки к операции, а пациент начинает думать, что у него венерическое заболевание).
3. Эмоциональные барьеры: люди, получая какую-либо информацию,
больше заняты своими чувствами, предположениями,
чем реальными фактами. Слова в данном
случае являются сильным
эмоциональным зарядом, который порождает
разнообразные ассоциации, оказывающие
влияние на восприятие информации (например,
женщина очень трогательно относится
к своей беременности и будущему ребенку;
сообщение врача о том, что необходимо
делать аборт по медицинским показаниям,
вызывает у нее активный протест, она не
желает ничего слушать по этому поводу).
4. Барьеры непонимания:
• фонетическое непонимание возникает,
когда участники общения говорят на разных
языках, диалектах или имеют дефекты речи
и дикции либо у них невыразительная быстрая
речь, речь-
скороговорка или речь с большим количеством
слов-паразитов;
• семантическое непонимание связано
с различиями в системах значений участников
общения — это проблема жаргона и сленга.
Известно, что даже в рамках одной и той
же культуры существует
множество микрокультур, каждая из которых
создает свое «поле значений» (например,
медицинские работники в разговоре с пациентами
употребляют такую фразу, как «глотать
лампочку»).
5. Стилистические барьеры: несоответствие стиля речи коммуникатора
и ситуации общения или стиля речи и психологического
состояния другой стороны (например, пациент
может не принять
критическое замечание в свой адрес, так
как оно будет высказано в несоответствующей
ситуации панибратской манере).
6. Логические барьеры: логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором,
либо слишком сложна для восприятия, либо
кажется другой стороне неверной, либо
противоречит присущей ему
манере аргументирования (можно говорить
о «женской», «детской» или «мужской»
логике).
7. Барьеры социально-культурных различий: социальные, политические, религиозные, профессиональные различия приводят к разной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации (например, чем выше авторитет медицинского работника, тем меньше преград на пути понимания и усвоения предлагаемой им информации пациентом).
8. Сенсорные барьеры:
• физические помехи (шум, большое расстояние,
физические преграды);
• отвлекающие моменты (телефонные звонки,
посетители, плохое самочувствие, все
новое и неожиданное, что вызывает реакцию
«что такое?»);
• дефекты органов чувств у кого-либо
из собеседников (плохой слух, плохое зрение).
9. Психологические барьеры:
• недоверие к собеседнику;
• незаинтересованность в предмете разговора;
• погруженность в другие дела;
• убежденность в собственной правоте;
предубеждение;
• неуверенность в себе;
• самоуверенность;
• стремление настоять на своем;
• неумение слушать;
• неумение выражать свои мысли;
• привычка перебивать собеседника.
10. Социальные барьеры:
• разный статус собеседников;
• ролевые ожидания (неудовлетворенные
надежды человека на определенную роль
в социуме, которая помогает самоутвердиться,
например иметь авторитет среди знакомых).
11. Организационные барьеры:
• передача информации сверху вниз («размножение»
информации, эффект «испорченного телефона»,
задержка информации);
• передача информации снизу вверх (искажение,
потеря, задержка информации).
Организационные барьеры преодолеть труднее
всего, поскольку они связаны с политикой
учреждения, стилем управления, т.е. факторами,
очень мало зависящими от усилий отдельных
специалистов.
6. Истинное слушание — это слушание без вынесения суждений, замечаний, желания рассказать свою историю. Развить навыки слушания можно лишь в том случае, если у слушающего есть реальное желание понять и узнать другого человека. Неумение слушать — это наиболее значительная и самая распространенная проблема в общении.
Одна из важнейших задач медицинской сестры — это умение тактично выстроить с пациентом беседу, эффективность общения зависит, в первую очередь, от умения расположить его к себе, вызвать на откровенный разговор. Искусство слушания пациента оказывает влияние не только на своевременную диагностику, но и на формирование конструктивных партнерских отношений между ним и медицинской сестрой.
Слушание неэффективно,
когда не обеспечивает правильною понимания
слов и чувств собеседника, создает
у говорящего ощущение, что его
не слышат, считают его переживания
смешными,
незначительными. Оно неэффективно и в
тех случаях, когда не обеспечивает продвижения
собеседников в понимании обсуждаемой
проблемы, не приводит к ее решению или
не способствует
установлению доверительных отношений.
Барьеры, мешающие услышать собеседника:
• недоверие к сообщению
в целом, если реципиент считает, что коммуникатор
допустил ошибку;
• неприятие другого человека как личности;
• заключение по внешнему виду и/или по
манере изложения, стоит ли доверять сообщению;
• влияние собственных предпочтений на
слушание сообщения;
• ответ до того, как собеседник полностью
выскажет свою точку зрения;
• мысленная репетиция своего ответа,
вместо того чтобы направить все свое
внимание на то, о чем говорит собеседник;
• слушание ради согласия, а не ради понимания;
• отвлечения;
• желание быть правым, победить, оставить
за собой последнее слово;
• фильтрация сообщения через свои суждения
о том, как должно или не должно быть;
• захваченность собственными эмоциями;
• нежелание учитывать эмоциональное
состояние другого человека, его чувства,
переживания.
Эффективное слушание — это сложный волевой акт требующий
от слушающего постоянного внимания, заинтересованности,
готовности оторваться от собственных
задач и вникнуть в проблемы другого. Следует
помнить, что активно слушать человек
может в среднем 15 мин.
Два вида эффективного слушания, различающихся
по ситуации их использования.
1.Нерефлексивное слушание — умение внимательно молчать, не вмешиваясь
в речь собеседника своими замечаниями
(используется, когда для говорящего важна
эмоциональная разрядка или
на этапах постановки проблемы, когда
она только формулируется говорящим).
Это слушание с активным использованием
невербальных средств — кивков, мимических
реакций, контакта глаз,
внимательного интереса и т.п.
2. Рефлексивное слушание — объективная обратная связь с говорящим,
используемая в качестве контроля точности
восприятия услышанного (используется
в ситуациях, когда говорящий нуждается
в реальной помощи, при решении определенных
проблем).
В данном случае это слушание с использованием
открытых и закрытых вопросов, перефразирование
слов собеседника, позволяющее изложить
ту же мысль другими словами, отражение
чувств и резюмирование.
Механизмом формирования позитивной среды
общения является предоставление больному
психической вентиляции, т.е. возможности
свободного непрерываемого рассказа о
его проблемах.
Пациенты, относящиеся к экстравертному
типу, открытые для общения, легко идут
на контакт с медицинской сестрой и добиваются
психической вентиляции. С пациентами,
относящимися к
интровертному типу, закрытыми для общения,
контакт затруднен, несмотря на их большую
потребность в психической вентиляции.
Процесс коммуникации упрощается в случае
возможности обратной связи — проясняющего
и очищающего от помех элемента коммуникации.
Она выполняет следующие функции:
• несет говорящему информацию о том,
как он воспринят в процессе общения, способствует
приобретению собственного «Я»;
• дополняет представление о собеседниках;
• корректирует поведение.
Механизм обратной связи предполагает
умение собеседника оценивать собственные
действия и делать вывод о том, что явилось
причиной определенной реакции партнера
на сказанные слова.
В общении медицинского работника с пациентом
или коллегой адекватность обратной связи
потребностям обоих собеседников — важное
и необходимое условие установления доверительных
отношений.
Исходя из данной лекции общение
является многогранным компонентом
необходимым нам как в
9. Интеграция темы учебного модуля «Общение в сестринском деле».
Истоки |
Тема занятия |
Выход |
1.философия
2.биоэтика
3.этика и деонтология |
«Общение в сестринском деле». |
1.все клинические дисциплины
2.практическая деятельность
3.профессиональная |
10.Граф логической структуры учебного модуля «Общение в сестринском деле».
2.вербальная(речь)
3.устная 7.экспресивно-выразительные движения
8.поза 9.жест 10.мимика 11.походка
4.письменная
12.визуальный контакт
13.направление движения
14.длина паузы