Общение в сестринском деле

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Изучение данной темы учит студентов правильному общению с пациентами, их родственниками, с медперсоналом, а так же друг с другом. Общение между людьми – важная составляющая повседневной жизни. Значение психотерапевтического воздействия, возможного при эффективном общении, хорошо известно, его результат иногда превосходит все другие методы лечения. В связи с этим общение – одно из важных умений, необходимых для качественной деятельности медсестры. Навыки общения необходимы ей для завоевания доверия пациента, его семьи, взаимодействия с врачами и другими специалистами, участвующими в лечебном процессе. Основными принципами философии сестринского дела является уважение к жизни, достоинству и правам человека. Для того чтобы понимать человека и общаться с ним, требуются уважение, вера в его значимость, ценность, уникальность, доброту, силу, способность руководить своими действиями и право на это.

Содержание

Лекция. Тема : «Общение в сестринском деле».
2 часа


5 часов
2.
Практическая работа. Тема : «Общение в сестринском деле».

Работа содержит 1 файл

Альмиз М.В.(курсовая).docx

— 85.24 Кб (Скачать)

6. Деловой (профессиональный) уровень общения. Деловое общение возникает у людей, как правило, в связи с их участием в определенной общей деятельности и имеет целью достижение общего результата. 
При этом учитываются индивидуальные особенности личности собеседника, но интересы дела и само действие оказываются гораздо важнее, чем личные (межличностные) отношения. Даже возможные расхождения во взглядах или мнениях, как правило, уходят на второй план. Данный уровень общения сближает людей и сплачивает коллектив, он желателен в рабочей обстановке (например, процесс внедрения новых сестринских технологий в деятельность ЛПУ).

7. Творчески активный уровень общения. Этот уровень общения характерен, как правило, для творческих групп и коллективов, т.е. для людей, связанных какой-либо совместной творческой деятельностью и заинтересованных в общем результате работы. Он предполагает открытый, доверительный стиль общения, а также продуктивный обмен мыслями, идеями, мнениями, суждениями, разработками.

Такое общение, как и деловое, сближает, объединяет людей, 
сплачивает коллектив в творческую группу (например, организация 
медицинскими сестрами терапевтического и хирургического отделений конкурса «Лучший по профессии»). Данный уровень общения является одним из самых интересных и продуктивных и очень важен при контактах как с коллегами, так и с пациентами, поскольку дает возможность перехода к следующему уровню общения.

8. Дружеский уровень общения. Данный уровень общения характеризуется максимальной открытостью, искренностью, доверием, эмоциональным сопереживанием, сочувствием к проблемам другого человека, а также готовностью к взаимной поддержке и взаимопомощи. 
Дружеский уровень более приемлем при общении с коллегами и близкими друзьями.

9. Доверительный уровень общения. Этот уровень максимальной открытости и близости между людьми требует предельной искренности и доверия друг к другу. Он также предполагает ответственность перед другим человеком, ведь на таком уровне общения партнеры допускают друг друга в самые сокровенные области души. Данный уровень общения возможен только при наличии очень грамотного сестринского персонала, обученного всем тонкостям психологии общения (например, особенности общения с умирающим пациентом, который долгое время находится под наблюдением конкретной медицинской сестры).

10. Духовный уровень общения. На данном уровне общения находятся, как правило, люди, связанные общими высокими нравственными целями и возвышенными гуманистическими идеалами, а также люди, стремящиеся к духовному развитию и самосовершенствованию. Такое общение духовно обогащает людей, но невозможно без предельной честности и требовательности прежде всего к самому себе. Этот уровень является наиболее совершенным. 
Как правило, он возникает при общении с яркими личностями, обладающими выраженной харизмой — способностью человека привлекать к себе других людей и увлекать их своими личностными особенностями и творческим потенциалом.

5.Общение в сестринском деле. Коммуникативные барьеры в процессе  общения.

1. Информационные барьеры: 
• механический обрыв информации и возникающее от этого ее искажение (например, палатную медицинскую сестру, объясняющую пациенту правила самоухода, срочно вызывают в операционную 
и она, не изложив до конца информацию, уходит); 
• неясность передаваемой информации, в силу чего искажается изложенная и переданная мысль (например, медицинская сестра рассказывает о режиме образа жизни пациентке в послеоперационный период и использует при этом в разговоре такое выражение, как «в течение 3 месяцев вам нельзя носить тяжести» — фразу, которая не уточняет какую массу может поднимать пациентка после 3 месяцев и не объясняет правила ношения тяжестей); 
• недостаток информации; 
• информационная перегрузка (слишком большой объем информации, слишком сложная информация или недостаток времени для восприятия информации); 
• искажение информации.

2. Замещающе-искажающие барьеры: принимающие информацию ясно слышат передаваемые слова, но придают им иное значение (например, медицинская сестра говорит пациенту о необходимости сдать кровь на реакцию Вассермана для подготовки к операции, а пациент начинает думать, что у него венерическое заболевание). 

3. Эмоциональные барьеры: люди, получая какую-либо информацию, больше заняты своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами. Слова в данном случае являются сильным 
эмоциональным зарядом, который порождает разнообразные ассоциации, оказывающие влияние на восприятие информации (например, женщина очень трогательно относится к своей беременности и будущему ребенку; сообщение врача о том, что необходимо делать аборт по медицинским показаниям, вызывает у нее активный протест, она не желает ничего слушать по этому поводу).

4. Барьеры непонимания: 
• фонетическое непонимание возникает, когда участники общения говорят на разных языках, диалектах или имеют дефекты речи и дикции либо у них невыразительная быстрая речь, речь- 
скороговорка или речь с большим количеством слов-паразитов; 
• семантическое непонимание связано с различиями в системах значений участников общения — это проблема жаргона и сленга. Известно, что даже в рамках одной и той же культуры существует 
множество микрокультур, каждая из которых создает свое «поле значений» (например, медицинские работники в разговоре с пациентами употребляют такую фразу, как «глотать лампочку»).

5. Стилистические барьеры: несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и психологического состояния другой стороны (например, пациент может не принять 
критическое замечание в свой адрес, так как оно будет высказано в несоответствующей ситуации панибратской манере).

6. Логические барьеры: логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия, либо кажется другой стороне неверной, либо противоречит присущей ему 
манере аргументирования (можно говорить о «женской», «детской» или «мужской» логике).

7. Барьеры социально-культурных различий: социальные, политические, религиозные, профессиональные различия приводят к разной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации (например, чем выше авторитет медицинского работника, тем меньше преград на пути понимания и усвоения предлагаемой им информации пациентом).

8. Сенсорные барьеры: 
• физические помехи (шум, большое расстояние, физические преграды); 
• отвлекающие моменты (телефонные звонки, посетители, плохое самочувствие, все новое и неожиданное, что вызывает реакцию «что такое?»); 
• дефекты органов чувств у кого-либо из собеседников (плохой слух, плохое зрение).

9. Психологические барьеры: 
• недоверие к собеседнику; 
• незаинтересованность в предмете разговора; 
• погруженность в другие дела; 
• убежденность в собственной правоте; предубеждение; 
• неуверенность в себе; 
• самоуверенность; 
• стремление настоять на своем; 
• неумение слушать; 
• неумение выражать свои мысли; 
• привычка перебивать собеседника.

 
10. Социальные барьеры: 
• разный статус собеседников; 
• ролевые ожидания (неудовлетворенные надежды человека на определенную роль в социуме, которая помогает самоутвердиться, например иметь авторитет среди знакомых).

11. Организационные барьеры: 
• передача информации сверху вниз («размножение» информации, эффект «испорченного телефона», задержка информации); 
• передача информации снизу вверх (искажение, потеря, задержка информации). 
Организационные барьеры преодолеть труднее всего, поскольку они связаны с политикой учреждения, стилем управления, т.е. факторами, очень мало зависящими от усилий отдельных специалистов.

6. Истинное слушание — это слушание без вынесения суждений, замечаний, желания рассказать свою историю. Развить навыки слушания можно лишь в том случае, если у слушающего есть реальное желание понять и узнать другого человека. Неумение слушать — это наиболее значительная и самая распространенная проблема в общении.

Одна из важнейших  задач медицинской сестры — это умение тактично выстроить с пациентом беседу, эффективность общения зависит, в первую очередь, от умения расположить его к себе, вызвать на откровенный разговор. Искусство слушания пациента оказывает влияние не только на своевременную диагностику, но и на формирование конструктивных партнерских отношений между ним и медицинской сестрой.

Слушание неэффективно, когда не обеспечивает правильною понимания  слов и чувств собеседника, создает  у говорящего ощущение, что его  не слышат, считают его переживания  смешными, 
незначительными. Оно неэффективно и в тех случаях, когда не обеспечивает продвижения собеседников в понимании обсуждаемой проблемы, не приводит к ее решению или не способствует 
установлению доверительных отношений.

Барьеры, мешающие услышать собеседника: 
• недоверие к сообщению в целом, если реципиент считает, что коммуникатор допустил ошибку; 
• неприятие другого человека как личности; 
• заключение по внешнему виду и/или по манере изложения, стоит ли доверять сообщению; 
• влияние собственных предпочтений на слушание сообщения; 
• ответ до того, как собеседник полностью выскажет свою точку зрения; 
• мысленная репетиция своего ответа, вместо того чтобы направить все свое внимание на то, о чем говорит собеседник; 
• слушание ради согласия, а не ради понимания; 
• отвлечения; 
• желание быть правым, победить, оставить за собой последнее слово; 
• фильтрация сообщения через свои суждения о том, как должно или не должно быть; 
• захваченность собственными эмоциями; 
• нежелание учитывать эмоциональное состояние другого человека, его чувства, переживания.

Эффективное слушание — это сложный волевой акт требующий от слушающего постоянного внимания, заинтересованности, готовности оторваться от собственных задач и вникнуть в проблемы другого. Следует помнить, что активно слушать человек может в среднем 15 мин. 
Два вида эффективного слушания, различающихся по ситуации их использования.

1.Нерефлексивное слушание — умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями (используется, когда для говорящего важна эмоциональная разрядка или 
на этапах постановки проблемы, когда она только формулируется говорящим). Это слушание с активным использованием невербальных средств — кивков, мимических реакций, контакта глаз, 
внимательного интереса и т.п. 
2. Рефлексивное слушание — объективная обратная связь с говорящим, используемая в качестве контроля точности восприятия услышанного (используется в ситуациях, когда говорящий нуждается 
в реальной помощи, при решении определенных проблем). 
В данном случае это слушание с использованием открытых и закрытых вопросов, перефразирование слов собеседника, позволяющее изложить ту же мысль другими словами, отражение чувств и резюмирование. 
Механизмом формирования позитивной среды общения является предоставление больному психической вентиляции, т.е. возможности свободного непрерываемого рассказа о его проблемах. 
Пациенты, относящиеся к экстравертному типу, открытые для общения, легко идут на контакт с медицинской сестрой и добиваются психической вентиляции. С пациентами, относящимися к 
интровертному типу, закрытыми для общения, контакт затруднен, несмотря на их большую потребность в психической вентиляции. 
Процесс коммуникации упрощается в случае возможности обратной связи — проясняющего и очищающего от помех элемента коммуникации. Она выполняет следующие функции: 
• несет говорящему информацию о том, как он воспринят в процессе общения, способствует приобретению собственного «Я»; 
• дополняет представление о собеседниках; 
• корректирует поведение. 
Механизм обратной связи предполагает умение собеседника оценивать собственные действия и делать вывод о том, что явилось причиной определенной реакции партнера на сказанные слова. 
В общении медицинского работника с пациентом или коллегой адекватность обратной связи потребностям обоих собеседников — важное и необходимое условие установления доверительных 
отношений.

Исходя из данной лекции общение  является многогранным компонентом  необходимым нам как в повседневной жизни ,так и на рабочем месте. Поэтому изучение данной темы является необходимым.

 

 

 

 

 

9. Интеграция темы учебного модуля «Общение в сестринском деле».

                   Истоки

           Тема занятия

                  Выход

1.философия

 

2.биоэтика

 

3.этика и деонтология

«Общение в сестринском  деле».

1.все клинические дисциплины

 

2.практическая деятельность

 

3.профессиональная деятельность


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.Граф логической структуры  учебного модуля «Общение в  сестринском деле».

 

                                                                         Общение в сестринском деле


 

                                                                                 1.коммуникация


2.вербальная(речь)                                                                                                        5.невербальная


                                   6.кинесика               16.просодика и паралингвистика       24.такесика        28.проксемика


 

3.устная        7.экспресивно-выразительные движения


                                                                         17.интонации                        25.рукопожатие       26.похлопывание


8.поза         9.жест      10.мимика      11.походка


4.письменная                                    18.громкость         19.тембр                                          27.поцелуй


 

                                                20.паузы        21.смех          22.вздохи


 

                                                          23.кашель

12.визуальный контакт                                                                       29.время (ориентация)


 

13.направление движения          14.длина паузы                                                      30.пространство (дистанция)                            

Информация о работе Общение в сестринском деле