Общение в сестринском деле

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Изучение данной темы учит студентов правильному общению с пациентами, их родственниками, с медперсоналом, а так же друг с другом. Общение между людьми – важная составляющая повседневной жизни. Значение психотерапевтического воздействия, возможного при эффективном общении, хорошо известно, его результат иногда превосходит все другие методы лечения. В связи с этим общение – одно из важных умений, необходимых для качественной деятельности медсестры. Навыки общения необходимы ей для завоевания доверия пациента, его семьи, взаимодействия с врачами и другими специалистами, участвующими в лечебном процессе. Основными принципами философии сестринского дела является уважение к жизни, достоинству и правам человека. Для того чтобы понимать человека и общаться с ним, требуются уважение, вера в его значимость, ценность, уникальность, доброту, силу, способность руководить своими действиями и право на это.

Содержание

Лекция. Тема : «Общение в сестринском деле».
2 часа


5 часов
2.
Практическая работа. Тема : «Общение в сестринском деле».

Работа содержит 1 файл

Альмиз М.В.(курсовая).docx

— 85.24 Кб (Скачать)

ГБОУ ВПО ОРЕНБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ  АКАДЕМИЯ

         МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И  СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

                      ФАКУЛЬТЕТ ВЫСШЕГО СЕСТРИНСКОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

                                                    Кафедра сестринского дела

 

 

 

                                                      КУРСОВАЯ РАБОТА

            Учебное пособие для преподавателей  по реализации учебного модуля :

                                                «Общение в сестринском деле»

ПМ 04 «Выполнение работ  по профессии младшая медицинская  сестра по уходу

     за больным  ( решение проблем пациента посредством сестринского ухода)».

 

 

 

                                                           Выполнила :студентка 3 «б» группы факультета ВСО

                                                                                                                      Альмиз М.В.

                                                                                        Проверила : старший преподаватель

                                                                                                                К.п.н. Моршинин А.Р

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                  Оренбург 2012г

1.Тема занятия: «Участие сестры в инструментальных методах исследования».

 2.Учебно-тематический план учебного модуля «Общение в сестринском деле».

№ п/п

Форма учебного занятия

Лекционные часы

Часы практического  занятия

Общее количество часов

1.

Лекция. Тема : «Общение в сестринском деле».

2 часа

 

 

5 часов

2.

Практическая работа. Тема : «Общение в сестринском деле».

 

3 часа


 

 

3.Контингент обучающихся: студенты медицинского колледжа.                                                                                                                                             4.Место проведения: лекция :лекционная аудитория;

                                      практическая работа :учебная комната .                                                                                                    5. Оснащение:

- столы

- стулья

- доска классная

- шкафы для хранения  инструментария , медицинской документации , учебно-наглядных пособий.

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Мотивация.

Изучение данной темы учит студентов правильному общению  с пациентами, их родственниками, с  медперсоналом, а так же друг с  другом. Общение между людьми –  важная составляющая повседневной жизни. Значение психотерапевтического воздействия, возможного при эффективном общении, хорошо известно, его результат иногда превосходит все другие методы лечения. В связи с этим общение –  одно из важных умений, необходимых  для качественной деятельности медсестры. Навыки общения необходимы ей для завоевания доверия пациента, его семьи, взаимодействия с врачами и другими специалистами, участвующими в лечебном процессе. Основными принципами философии сестринского дела является уважение к жизни, достоинству и правам человека. Для того чтобы понимать человека и общаться с ним, требуются уважение, вера в его значимость, ценность, уникальность, доброту, силу, способность руководить своими действиями и право на это.

Таким образом, общение является одним из компонентов сестринского процесса. Следовательно, изучение данной темы является актуальным и необходимым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Результат   усвоения учебного модуля:

Код

Наименование  результата обучения

ПК 4.1.

Эффективно общаться с  пациентом и его окружением в  процессе профессиональной деятельности.

ПК 4.2.

Соблюдать принципы профессиональной этики.

ПК 4.4.

Консультировать пациента и  его окружение по вопросам ухода  и самоухода.

ПК 4.5.

Оформлять медицинскую документацию.

ПК 4.6.

Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

ПК 4.12.

Осуществлять сестринский  процесс.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную  деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8.

Самостоятельно  определять задачи профессионального  и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10.

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.


 

 

 

 

 

8.Лекция.

 

Тема: «Общение в сестринском деле».

Цель :познакомить студентов с основными понятиями по данной теме, научить правильно общаться с пациентами, сослуживцами и с окружающими.

      

План лекции.

1.Дать определение понятию  «общение», сущность общения,  цель общения.

2.Дать определение понятиям  « биоэтика», «врачебная тайна».

3.Структура общения.

4.Уровни общения.

5. Коммуникативные барьеры в процессе общения.

6.Значение обратной  связи в общении.

1.Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредованным речью. 

Общение — это многогранный и многоуровневый процесс взаимодействия между людьми, в котором происходит обмен информацией, опытом, результатами деятельности, формирование эмоционально - психологических отношений, осуществляется взаимное влияние друг на друга, а также взаимное сопереживание и понимание. В общении выделяют содержание, цель, средства, виды, функции, формы, стороны, барьеры.

Содержание общения — это информация, которая передается от одного живого существа к другому в межличностных контактах. Это могут быть сведения об эмоциональном и мотивационном состоянии пациента или медицинского работника, информация о запланированном лечении или профилактике, сигнал об опасности в состоянии здоровья или известие о выздоровлении, восприятие и характеристика окружающего мира.

По содержанию можно выделить общение: 
- материальное — обмен продуктами и предметами деятельности, которые в свою очередь служат средством удовлетворения актуальных потребностей субъектов; 
- когнитивное — обмен знаниями, т.е. общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности (например, обучение пациента элементам самоухода или информирование о правильном приеме лекарственных препаратов); 
- деятельное — обмен действиями, операциями, умениями, навыками, т.е. информация, совершенствующая и развивающая способности субъекта (например, обучение членов семьи пациента умению оказать ему доврачебную помощь при приступе бронхиальной астмы или формирование у пациентки навыка по самообследованию молочной железы); 
- кондиционное — обмен психическими или физиологическими состояниями; при данном общении один человек оказывает на другого влияние, рассчитанное на то, чтобы привести его в определенное физическое или психическое состояние и тем самым воздействовать на самочувствие (например, поднять настрое-ние хорошей информацией или испортить плохим сообщением, успокоить человека или, наоборот, активизировать); 
- мотивационное — обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями; в данном случае от одного человека к другому передаются определенные установки или готовность к действиям в определенном направлении (например, инструктор настраивает пациента на интенсивные занятия лечебной физической культурой, мотивируя положительными результатами по восстановлению функции пораженной конечности). 

Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, интеллектуального роста, нравственного развития и др.

По целям общение делится  на: 
1) биологическое — необходимое для поддержания, сохранения и развития организма (например, обсуждение системы рационального питания или информация об употреблении необходимого количества жидкости в сутки), т.е. сведения, связанные с удовлетворением основных физиологических потребностей; 
2) социальное — направленное на расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие отношений между индивидами (например, формирование отношений между медицинским работником и пациентом, между медицинской сестрой и врачом или между сестрой-руководителем и подчиненными).

Средства общения делятся на две группы: терапевтические и не терапевтические.

К терапевтическим средствам общения относятся: 
- пристальное внимание; 
- терапевтическое прикосновение; 
- контакт глаз. 
К не терапевтическим средствам общения относят: 
- избирательное или невнимательное выслушивание; 
- констатация заключения; 
- безличное отношение; 
- неоправданное доверие; 
- утаивание информации; 
- фальшивое успокаивание; 
- морализаторство; 
- критика, угрозы.

Существуют различные  виды общения в сестринском деле, основными из которых являются: 
- личностное — сосредоточенное вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко затрагивают личность человека (например, обсуждение с пациентом его отношения к тому или иному члену семьи или выяснение у пациента подробностей его интимной жизни); 
- инструментальное — не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-либо иную цель, кроме получения удовлетворения от самого процесса 
общения (например, в силу своих профессиональных обязанностей медицинской сестре иногда приходится общаться с родственниками пациента, очень далекими от его проблемы со здоровьем и не желающими в нее вникать; единственное, что их интересует - это оформление наследства); 
- целевое — само по себе служит средством удовлетворения определенной потребности (например, палатная медицинская сестра обсуждает со старшей сестрой отделения график своего повышения квалификации в текущем году); 
- деловое — служит средством повышения качества какой-либо совместной деятельности людей, т.е. его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их 
внутренний мир (например, сестра-организатор обсуждает с подчиненными необходимость и эффективность внедрения сестринских технологий в профессиональную деятельность).

Функции общения определяются в соответствии с его содержанием. Сочетаясь, они придают процессу общения определенную специфику.

 Различают следующие функции общения: 
- инструментальная — характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для выполнения какого-либо действия; 
- интегративная — является средством объединения людей; 
- самовыражения — определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста; 
- трансляционная — передает конкретные способы деятельности, оценки и т.д.; 
- экспрессивная — взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний; 
- социального контроля — регламентация поведения и деятельности; 
- социализации — формирование навыков взаимодействия в соответствии с принятыми нормами и правилами.

Общение достаточно разнообразно по своим формам. Прямое общение подразумевает естественный контакт «лицом к лицу» при  помощи вербальных (речевых) и невербальных (жесты, мимика, пантомимика) средств, когда  информация лично передается от медицинской 
сестры пациенту. Косвенное общение характеризуется включением в процесс общения дополнительного участника как посредника, через которого происходит передача информации (например, акушерка передает необходимую информацию по режиму посещения школы молодых мам супругу беременной женщины). 
 
Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. Оно осуществляется с помощью тела, конечностей, органов: рук, голосовых связок, туловища 
и т.п. (например, при разговоре с тяжелобольным пациентом важно поглаживать его по рукам, голове). Опосредованное общение рассматривается как неполный психологический контакт при 
помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения (например, медицинская сестра оставляет пациенту записку о необходимости прийти на прием к участковому терапевту).

Массовое общение  подразумевает множественные непосредственные контакты незнакомых людей (например, консилиум врачей у постели пациента) и коммуникацию, опосредованную средствами массовой информации (например, реклама  минеральной воды).

Межличностное общение  связано с непосредственными  контактами людей в группах, постоянных по составу участников (врач — медицинская  сестра — пациент — родственники). Оно подразумевает известную  психологическую близость партнеров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности.

Информация о работе Общение в сестринском деле