Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:31, курсовая работа
Изучение данной темы учит студентов правильному общению с пациентами, их родственниками, с медперсоналом, а так же друг с другом. Общение между людьми – важная составляющая повседневной жизни. Значение психотерапевтического воздействия, возможного при эффективном общении, хорошо известно, его результат иногда превосходит все другие методы лечения. В связи с этим общение – одно из важных умений, необходимых для качественной деятельности медсестры. Навыки общения необходимы ей для завоевания доверия пациента, его семьи, взаимодействия с врачами и другими специалистами, участвующими в лечебном процессе. Основными принципами философии сестринского дела является уважение к жизни, достоинству и правам человека. Для того чтобы понимать человека и общаться с ним, требуются уважение, вера в его значимость, ценность, уникальность, доброту, силу, способность руководить своими действиями и право на это.
Лекция. Тема : «Общение в сестринском деле».
2 часа
5 часов
2.
Практическая работа. Тема : «Общение в сестринском деле».
Выделяют
три типа межличностного общения.
1. Императивное
общение — авторитарная, директивная
форма
воздействия на собеседника с целью достижения
контроля над
его поведением и внутренними установками,
принуждения к определенным
действиям или решениям (например, использование
внутри Л ПУ указаний, приказов, требований,
распоряжений, касающихся
организации сестринской деятельности).
Особенностью
императивного общения является то, что
конечная цель общения —
принуждение человека — не завуалирована.
2. Манипулятивное общение предполагает
воздействие на партнера
по общению с целью достижения своих скрытых
намерений,
а также обретение контроля над поведением
и мыслями другого
человека.
Собеседника не информируют об истинных
целях общения: их
либо просто скрывают, либо подменяют
другими (например, при
работе с тяжелобольным или трудноуправляемым
пациентом допускается
некоторое утаивание информации или ее
интерпретация
с целью более быстрого получения результатов
по улучшению
состояния здоровья). Но необходимо понимать,
что манипулятивное
отношение к другому человеку приводит
к разрушению
доверительных связей между людьми.
3. Диалогическое общение позволяет перейти
от фиксированной
на себе установки к установке на собеседника
(например,
медицинская сестра обсуждает с пациентом
его самочувствие после
посещения барокамеры).
Диалог возможен
лишь в случае соблюдения следующих правил
взаимоотношений:
1) психологический настрой на состояние
собеседника и собственное психологическое
состояние — общение по принципу «здесь
и сейчас» с учетом тех чувств, желаний
и физического состояния, которые собеседники
испытывают в данный момент;
2) безоценочное восприятие личности партнера,
доверие к его намерениям;
3) восприятие партнера как равного, имеющего
право на собственное мнение;
4) содержанием общения должны являться
не прописные истины, а проблемы и нерешенные
вопросы;
5) персонификация общения — разговор
от своего имени, без ссылки на мнения
и авторитеты, представление своих собственных
чувств и желаний.
Способность к такому общению — величайшее
благо для человека, так как оно по мнению
специалистов обладает психотерапевтическими
свойствами, приближает человека к большему
психическому здоровью, уравновешенности
и целостности.
2. Биоэ́тика (от др.-греч. βιός — жизнь и ἠθική — этика, наука о нравственности) — учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии.
Термин был
введён в 1969 году американским онкол
В Encyclopedia of Bioethics (т. 1, с. XXI) биоэтика определяется как «систематическое исследование нравственных параметров, — включая моральную оценку, решения, поведение, ориентиры и т. п. — достижений биологических и медицинских наук».
Позже биомедицинская этика формируется как учебная дисциплина в медицинских вузах. К вопросам биоэтики обращались и обращаются мыслители разных направлений. Например, известный японский специалист по истории буддизма Накамура Хадзимэ (1912—1999) в своих работах не раз касался проблем биоэтики.
Направление биоэтики.
В узком смысле понятие биоэтика обозначает весь круг этических проблем во взаимодействии врача и пациента. Неоднозначные ситуации, постоянно возникающие в практической медицине как порождение прогресса биологической науки и медицинского знания, требуют постоянного обсуждения как в медицинском сообществе, так и в кругу широкой общественности.
В широком смысле термин биоэтика относится к исследованию социальных, экологических, медицинских и социально-правовых проблем, касающихся не только человека, но и любых живых организмов, включённых в экосистемы, окружающие человека. В этом смысле биоэтика имеет философскую направленность, оценивает результаты развития новых технологий и идей в медицине и биологии в целом.
Врачебная тайна - это информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья пациента, диагнозе (названии) его заболевания, средствах и методах лечения, возможном прогнозе заболевания, а также иные сведения, полученные при обследовании и лечении пациента. Разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей запрещено.
При обращении за медицинской помощью и её получении, пациент имеет право на сохранение врачебной тайны. Врачебная тайна должна быть сохранена в любом случае - идёт речь о СПИДе или о каком-либо другом заболевании.
Статья 61 "Основ Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" раскрывает содержание врачебной тайны и даёт перечень ситуаций, в которых допускается её разглашение.
С
согласия гражданина или его законного
представителя допускается
Человек, достигший достигший возраста 15 лет, вправе решать самостоятельно - кому и в каких целях могут быть доверены сведения, составляющие врачебную тайну. За несовершеннолетних в возрасте до 15 лет решение по этому вопросу принимают родители или иные законные представители.
В редких, предусмотренных законом случаях, допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя
1.
в целях обследования и
2.
при угрозе распространения
3.
по запросу органов дознания
и следствия, прокурора и суда
в связи с проведением
4.
в случае оказания помощи
5.
при наличии оснований
В случае разглашения сведений, составляющих врачебную тайну (если это доказуемо) можно и нужно сделать следующее:
Врачи обязаны правилами профессии сообщить пациенту о том, что врачебная тайна раскрыта по требованию следствия или по иным перечисленным причинам.
Лица,
которым по закону переданы сведения,
составляющие врачебную тайну, несут
за ее разглашение ответственность
(с учетом причиненного пациенту ущерба)
так же, как врачи. Уголовная ответственность
наступает по ст.137 (ч.2) УК (нарушение
неприкосновенности частной жизни,
совершенное лицом с
3.Структура общения в
В общении выделяют три взаимосвязанные стороны:
1. Коммуникативная сторона общения состоит во взаимном обмене информацией между собеседниками, передаче и приеме знаний, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации и общения является речь, с помощью которой не только передается информация, но и осуществляется воздействие собеседников друг на друга (например, беседа палатной медицинской сестры с пациентом по поводу того, каким должен быть его образ жизни в период реабилитации в домашних условиях).
2. Интерактивная сторона общения (от англ. interaction — взаимодействие) заключается в обмене действиями, организации межличностного взаимодействия, позволяющего реализовать общую деятельность (например, обсуждение медицинской сестрой и пациентом, перенесшим инсульт, взаимных обучающих действий в процессе становления его эффективной жизнедеятельности).
3. Перцептивная сторона общения — это процесс воспитания, познания и
понимания людьми друг друга с последующим
установлением определенных межличностных
отношений (например,
акушерка убеждает молодую супружескую
пару, готовящихся стать родителями, в
необходимости соблюдать здоровый образ
жизни).
Также в общении выделяют пять звеньев:
1. Отправитель информации, т.е. человек,
начинающий общение.
2. Само общение, т.е. передаваемая вербальная
(речевая) и невербальная (неречевая) информация.
3. Используемый канал передачи информации
(речевой, неречевой, письменный и т.д.).
4. Получатель информации, т.е. партнер
по общению, или собеседник.
5. Факт подтверждения или не подтверждения
собеседником получения информации, т.е.
обратная связь. Данный фактор является
чрезвычайно важным для осуществления
эффективного
общения между людьми.
Кроме того, специфика межличностной
коммуникации раскрывается в таких
процессах, как обратная связь, наличие
коммуникативных барьеров, феномен
коммуникативною влияния, существование
различных уровней передачи информации.
Необходимо отметить, что в процессе общения
лицо, передающее информацию, принято
называть коммуникатором, а лицо, получающее
эту информацию, — реципиентом.
По оценке специалистов только 7% информации
передается словами, 38 определяется тем,
как эти слова произносятся, а 55 % — выражением
лица.
4. Различают несколько уровней общения (А. К. Хетагурова, 2003).
1. Общение на уровне контакта
«масок». Это уровень формального общения, при
котором у собеседника отсутствует потребность
и стремление к глубокому пониманию партнера
по общению. В процессе такого общения
используется набор стандартных социально-психологических
«масок»: вежливости, участия, почтительности,
строгости, безразличия, нейтральности
и т.п. (например, сбор паспортных данных
у пациента).
Под «маской» подразумевается определенный
стандартный набор жестов, мимики, слов,
интонаций, пошоляющих человеку, во-первых,
скрыть свое истинное отношение к собеседнику,
во- вторых, защититься от нежелательного
вторжения других в" свой внутренний
мир, в-третьих, при необходимости сгладить
«острые углы» в отношениях.
2. Примитивный уровень общения. На данном уровне общения другой человек
оценивается с точки зрения нужности или
ненужности, полезности или бесполезности
и т.п. При нужности и полезности с человеком
вступают в контакт, при ненужности —
не вступают или грубо отталкивают, если
он мешает достижению какой-либо цели.
В данном случае человек фактически используется
как вещь, так как после получения желаемого
результата
интерес к нему, как правило, быстро исчезает.
При общении с пациентом данный вариант
недопустим.
3. Манипулятивный уровень общения. Данный уровень общения близок к примитивному,
так как также предполагает лишь получение
какой-либо выгоды от собеседника, но при
этом истинная цель всячески от него скрывается.
При манипулятивном общении активно используются
самые разнообразные способы психологического
воздействия на человека и управления
им, такие как
лесть, проявление расположенности, покровительства,
запугивание, неявный шантаж, «пускание
пыли в глаза», обман и др. Данный уровень
общения также недопустим в медицинской
практике.
4. Формально-ролевой уровень общения. На данном уровне общения каждый участник действует строго в соответствии со своей социальной ролью и положением. Индивидуальные личностные качества человека, его внутренний мир, проблемы фактически не учитываются. В медицинской практике такой уровень допустим в редких случаях — экстремальных ситуациях, когда пациенту необходимо оказать неотложную помощь.
5. Светский уровень общения. Для этого уровня общения характерны поверхностность и беспредметность. Люди при светском уровне общения обмениваются фразами, словами, восклицаниями, знаками внимания в строгом соответствии с общепринятыми правилами данного общества. В редких случаях такой уровень допустим при общении с коллегами и пациентами.