Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 17:00, курсовая работа
В 1971 году Иван Иллих написал книгу, названную "Общество, отказавшееся от образования". В ней он настаивал на отмене обязательного образования, аргументируя это тем, что школа не развивает способностей ученика, а лишь заставляет дорожить материальными ценностями и техническими знаниями, попадая таким образом в зависимость от квалифицированных специалистов и бюрократов. Он считал, что образование не эффективно не только при обучении грамотности, оно внушает учащимся чувство своей неполноценности.
I. Введение
· Образование и общество
II. Основная часть
1. Непрерывное образование
2. Характеристика образовательной системы в России
· Центральное звено системы
- Соросовские учителя, их высказывания по реформированию школьного образования
· Дошкольные образовательные учреждения
- уникальность системы ДУ в России
- проблема преемственности (дет. сад – школа, дет. сад - прогимназия)
· среднее профессиональное образование
· высшая школа
- уровни высшего образования на современном этапе
- послевузовское образование
· частные и альтенативные образовательные учреждения
- вальдорфские школы
- школа Марии Монтессори
- национальные учебные заведения
III. Заключение
· Система образования как “фильтрующее устройство”
· “дистанционное обучение”
К альтернативным образовательным учреждениям можно отнести некоторые гимназии, лицеи, которые выбрали свой профиль и модель обучения (московская лингвистическая гимназия с углубленным изучением английского и других иностранных языков, в том числе древних; медико-философская школа-лицей при МГУ им. М. В. Ломоносова и др.).
Альтернативными образовательными учреждениями являются также детские сады и школы Р. Штайнера, или так называемые вальдорфские школы, по модели которых работают учебно-воспитательные учреждения в 25 странах мира, в том числе и России. Созданная в начале 20-х гг. XX в. на основе религиозно-философского учения (антропософии) педагогическая концепция Рудольфа Штайнера (1861-1925) была направлена на духовное развитие личности ребенка, раскрытие его способностей с помощью особых упражнений. Стержень концепции образования составляют трудовая, художественная, театрализованная виды деятельности ребенка. В вальдорфской школе нет стабильных учебных планов, программ, учебников; отсутствует строгая регламентация жизни учащихся. Дети учатся без оценок, лишены страха перед отчислением, второгодничеством. К работе вальдорфских школ активно привлекаются семьи воспитанников. Первые вальдорфские инициативы возникли у нас еще на заре перестройки. Первый детский сад в Москве работал таким образом, что утром из одной комнаты трехкомнатной квартиры многодетной семьи вся мебель переносилась в другие комнаты, чтобы освободить место для занятий, вечером мебель перетаскивали на свое место. Потом многочисленные семинары, лекции зарубежных доцентов, основание Семинара по подготовке учителей, первые выпускники-учителя с дипломами (1991 г). По иронии судьбы самая первая вальдорфская школа “Семейный лад”, открывшаяся в Москве в 1990 году, возникла по инициативе православных педагогов. Ее основательница Ирина Никитина познакомилась тогда с вальдорфской педагогикой и сразу приняла ее. Ирина Никитина не единственный известный мне православный вальдорфский учитель. Это интересно отметить потому, что критику в адрес вальдорфской школы можно часто слышать именно со стороны некоторых представителей Православной Церкви. Во время освящения школы 8 октября 1990 года, в день памяти св. Сергия Радонежского, о. Артемий сказал: Теперь ваша школа будет находиться под покровительством св. Сергия. С тех пор каждый год 8 октября школа отмечает свои именины.
В настоящее время вальдорфские школы, детские сады и педагогические инициативы существуют во многих городах нашей страны. В Москве мне известны по крайней мере четыре школы, одна из которых большая, хорошо оборудованная школа со стабильным финансовым положением школа N 1060 в Стремяном переулке, рядом с метро Серпуховская. В 1991 г. Московский Департамент выделил для осуществления опытного совместного проекта старое требующее ремонта здание, которое было отремонтировано на средства из добровольных пожертвований, полученных из Германии. Другие школы маленькие, как правило, без собственных помещений. Родители вынуждены платить большие деньги на содержание школы, что, конечно, существенно препятствует росту и нормальному развитию школ. Школы работают в режиме постоянного острого финансового дефицита. Кроме этого, есть несколько (около пяти) детских садов. Помимо Москвы, вальдорфские школы и детские сады существуют в Санкт-Петербурге (4), Ярославле, Туле, Владимире, Воронеже, Рязани, Казани (2), Самаре, Жуковском, Зеленограде, Тюмени, Иркутске, Смоленске, Одессе, Днепропетровске. Школы находятся на самых разных стадиях развития. Не так давно ряд вальдорфских школ объединились в Ассоциацию вальдорфских школ России, цель которой способствовать повышению квалификации учителей, разрабатывать и согласовывать учебные планы и представлять движение перед общественностью. Так что можно сказать, что вальдорфская педагогика у нас в стране является пусть скромным, но всё же заметным инновационным движением.
В наших, российских условиях вальдорфские школы существуют менее десяти лет и старшее звено еще только формируется. Однако в московской школе несколько учеников для пробы сил сдавали в этом году экзамены в другие престижные школы и поступили все. Двое перешли в эти школы. Остальные остались в своей. Мама мальчика, которая забрала своего ребенка из московской школы и перевела в школу рядом с домом, очень благодарна школе за всё, что получил там ее сын. Но интересно вот что: согласно ее рассказу учителя школы, в которой учится ее сын говорят, что он - единственный ученик в классе, который хочет учиться и учится с удовольствием. Особый вопрос - это вопрос аттестации. В состоянии ли вальдорфская школа обеспечить минимум соответствия требованиям государственных стандартов? Сразу скажу, что так поставленный вопрос очень абстрактен. Ведь часто в вальдорфские школы приходят дети, которые по тем или иным причинам не справлялись с нагрузкой в государственной школе. В вальдорфской школе они получают шанс и опыт показывает, что такие дети к концу обучения очень часто выходят на весьма высокий уровень. Здесь следует сказать, что согласно вальдорфской концепции в возрасте начальной и средней школы в человеке формируются более глубокие пласты и уровни личности, которые мы называем психологическим здоровьем и на передний план должны выступать не формальные требования к знаниям - это будет позже, в старшем звене - а человеческие отношения с учителем, общее самочувствие ребенка в школе, атмосфера в школе, а также особая организация преподавания, которая должна способствовать закладке этого уровня здоровья (мы различаем три уровня здоровья) к которому относятся и закладка глубинных нравственных ценностей. Всё это очень трудно формализовать, оценить в цифрах и графиках. От того, как учитель стоит на уроке, как он говорит, как он относится ко всему, что делает, зависит в дальнейшей жизни человека - сегодняшнего ученика - гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Всё это идет в подсознание, в более глубокие уровни, в то время как чисто внешние знания скоро после экзаменов забываются и, в сущности, мало нужны человеку в жизни. Этот подход, ставящий более широкие человеческие задачи перед школой и являющийся ни чем иным, как практической реализацией принципов гуманизации образования, и составляет специфику вальдорфского учебного процесса. Хотя идея стандартов и связанная с ними возможность некоторой школьной автономии и является прогрессивной по сравнению с традиционным подходом, который был принят у нас раньше, но он нуждается в дальнейшем совершенствовании и конкретизацией в соответствии с принципами гуманизации и индивидуализации. Само слово стандарты ассоциируется с производственной сферой изготовления продукции, но никак не с педагогикой. - Итак, задача соответствовать требованиям государственных стандартов привносится в школу извне и с необходимостью наносит ущерб здоровому учебному процессу. Поэтому школы в этих условиях должны искать компромисс. Разные школы делают это по-разному, в зависимости от установки конкретных учителей или администрации какой-либо школы.
Теперь
более конкретно о ситуации в
разных городах. Школа “Семейный
лад” прошла аттестацию и аккредитацию
по начальной школе. В настоящее
время школа готовится к
Хотелось бы добавить ко всему вышесказанному, что вальдорфское движение у нас необычайно молодо. Можно сказать, что его научное освоение еще только начинается. Только серьезный научный подход может сделать эту, безусловно, интереснейшую и живую педагогику актуальной для нашей российской школьной системы, то есть речь, конечно, не может идти о простом заимствовании. Но, с другой стороны, без живых школ-лабораторий никакая наука не будет по-настоящему плодотворной для жизни.
Остается только добавить, что большинство вальдорфских инициатив, которым сейчас исполнилось шесть-семь лет, начинали свою работу и продолжают вести ее в очень трудных условиях. Учителя вальдорфской школы в Жуковском первый год работали практически без зарплаты. В крайне трудных условиях проходило становление и многих других школ.
Другой пример нетрадиционного образования - школа Марии Монтессори (1870-1952). В этой школе главной целью воспитания провозглашено формирование человека, отвечающего за свои поступки, умеющего делать выводы и самостоятельно принимать нетрадиционные решения в сложных ситуациях. Основу взаимодействия ребенка с педагогом составляет правило: «Помоги мне это сделать самому». Значительное место в образовательном процессе отводится работе ребенка с дидактическим материалом М. Монтессори, устроенным по принципу автодидактизма. Учебно-педагогический комплекс № 7 “Маросейка” входит в состав городской экспериментальной площадки “Новые педагогические и организационно-управленческие технологии (Метрополис-Москва)”. Разработана программа экспериментальной площадки УПК, определившая приоритетные направления работы на данном этапе:
· подготовка специалиста по методике М. Монтессори, в основе которой лежит личностно-ориентированный подход к ребёнку, обеспечивающий психологическую защищённость и успешность его развития;
· качественное изменение подготовки специалиста;
· разработка и использование новых образовательных технологий в процессе обучения по методу М. Монтессори;
· учебно-поисковая, научно-исследовательская работа студентов, как условие и средство формирования учебных и мыслительных навыков.
С целью реализации этого направления были разработаны учебные программы, методические и учебные пособия по использованию дидактических материалов, лекционные курсы, рекомендации по организации педагогической практики, создан интегрированный курс музыкальных дисциплин с использованием элементов Монтессори-системы.
Я рассматриваю деятельность такого учебного заведения, как продолжение большой работы, рассчитанной как на сегодняшний день, так и на много лет вперёд. Ведь в основе работы лежат принципы, важные для каждого из нас:
- все люди равноценны, а их человеческое достоинство незыблемо;
-
в процессе воспитания
-
индивидуальное своеобразие
Нетрадиционность отличает работу с детьми в национальных учебных заведениях, которые возникают повсеместно (татарский, армянский, еврейский детские сады в Москве, Санкт-Петербурге, христианская школа «Чистое сердце» и др.). Указанные заведения реализуют в своей работе идеи и традиции национального воспитания, ведут обучение на родном языке, знакомят с культурой, историей, религией народа.
Альтернативные
учебно-воспитательные учреждения, дополняя
и раздвигая рамки
Заключение:
Образование оказывает влияние на все виды деятельности человека. Окончив школу, одни поступают в институт, другие в техникум, третьи не поступают никуда. Это являет собой определённый фильтр в выборе дальнейшей профессии человека, хотя не редки случаи, когда окончив институт человека идёт работать продавцом мороженого, особенно в нашей стране. Но, тем не менее, функция фильтрующего устройства образованием не утрачивается. Хэрн писал, что образование - разумный способ распределения людей в соответствии с их достоинствами. Согласно теории "человеческого капитала" образование не является чем-то немедленно потребляемым, скорее это капиталовложение в будущее человека. Как и все капиталовложения, в будущем оно приносит прибыль. В этой теории утверждается, что все усилия, затраченные в прошлом, будут вознаграждены в будущем. Вполне естественно, что вознаграждение соответствуют капиталовложениям. Это оправдывает неравенство между людьми, так как они затратили неравные средства на подготовку к разным видам деятельности.