Образование и общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

В 1971 году Иван Иллих написал книгу, названную "Общество, отказавшееся от образования". В ней он настаивал на отмене обязательного образования, аргументируя это тем, что школа не развивает способностей ученика, а лишь заставляет дорожить материальными ценностями и техническими знаниями, попадая таким образом в зависимость от квалифицированных специалистов и бюрократов. Он считал, что образование не эффективно не только при обучении грамотности, оно внушает учащимся чувство своей неполноценности.

Содержание

I. Введение
· Образование и общество
II. Основная часть
1. Непрерывное образование
2. Характеристика образовательной системы в России
· Центральное звено системы
- Соросовские учителя, их высказывания по реформированию школьного образования
· Дошкольные образовательные учреждения
- уникальность системы ДУ в России
- проблема преемственности (дет. сад – школа, дет. сад - прогимназия)
· среднее профессиональное образование
· высшая школа
- уровни высшего образования на современном этапе
- послевузовское образование
· частные и альтенативные образовательные учреждения
- вальдорфские школы
- школа Марии Монтессори
- национальные учебные заведения
III. Заключение
· Система образования как “фильтрующее устройство”
· “дистанционное обучение”

Работа содержит 1 файл

курсовые.docx

— 73.62 Кб (Скачать)

       В современной концепции непрерывное  образование рассматривается как  постоянная форма всей жизни человека начиная с раннего возраста. В процессе образования человека участвуют не только специальные учебно-воспитательные учреждения, но и семья, научные центры, неформальные объединения, средства массовой информации, церковь и др. Причем образование взрослых и эффективность обучения детей теснейшим образом связаны между собой, не требуется особых доказательств того, что культурные, социально активные родители, образованные педагоги - необходимое условие для успешного развития ребенка. И, наоборот, в ситуации малограмотного окружения ребенок не может получить настоящего образования.

       Непрерывное образование - это деятельность человека, ориентированная на приобретение знаний, развитие всех сторон и способностей его личности, включая формирование умения учиться и подготовку к исполнению разнообразных социальных и профессиональных обязанностей, а также к участию в общественном развитии как в масштабе страны, так и всего мира.

       Основные  принципы непрерывного образования  можно сформулировать следующим  образом:

       - ориентация образовательной системы  на человека, на его некоторые  индивидуальные и базовые потребности;

       - широкий демократизм образовательной  системы, доступность, открытость любой ступени и формы образования каждому независимо от пола, социального положения, национальности, физического состояния и др.;

       - быстрое реагирование образовательной  системы на особенности интересов  различных категорий населения,  а также стилей и темпов  обучения;

       - развитие различных форм образовательных  услуг, позволяющих каждому желающему  воспользоваться ими в удобном  для него виде, в необходимом  объеме, в подходящем месте, в любое время;

       - единство формального и неформального  видов (хозрасчетные курсы, кружки, клубы по интересам и др.) образования, создание «образовательного поля», которое преобразует общество в «обучающее» и «обучающееся»;

       - использование электронной технологии  в целях обеспечения получения людьми образования на любом этапе их жизненного пути.

       В настоящее время отрабатывается система непрерывного образования, которая должна обеспечить взаимодействие всех факторов образования человека. Ведущая роль в этой системе принадлежит народному образованию, которое закладывает основы разностороннего развития личности, обеспечивает базу для продолжения образования и самообразования. В системе непрерывного образования самообразование занимает особое место, поэтому важно развивать умение человека самостоятельно овладевать знаниями, осуществлять поиск информации, работать с источниками и т. д.

       Забота  о непрерывности образования  находится в центре социальной политики многих государств, а само непрерывное образование становится массовым движением, в котором интегрируются учеба, труд, досуг людей.

       Характеристика  образовательной системы

       в России.

       Современный и будущий работодатели заинтересованы в таком работнике, который наделен следующими качествами:

       - думать самостоятельно и решать  разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания для их решения);

       - обладать творческим мышлением;

       - обладать богатым словарным запасом,  основанным на глубоком понимании  гуманитарных знаний.

       По  глубокому убеждению Ф.С. Шлехти, те школьники, которые освоят успешно базовый курс школьной программы, научатся применять свои знания в знакомой ситуации и даже получат дипломы, но не будут уметь самостоятельно работать с информацией, самостоятельно приобретать знания, не смогут рассчитывать на успех в информационном обществе XXI века.

       Таким образом, выпускник современной  школы, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии, в постиндустриальном обществе, для того чтобы на протяжении жизни иметь возможность найти в ней свое место, должен обладать определенными качествами личности:

       - гибко адаптироваться в меняющихся  жизненных ситуациях, уметь самостоятельно  приобретать необходимые ему знания, умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;

       - самостоятельно критически мыслить,  уметь видеть возникающие в  реальной действительности проблемы  и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;

       - грамотно работать с информацией  (уметь собирать необходимые для  решения определенной проблемы  факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);

       - быть коммуникабельным, контактным  в различных социальных группах,  уметь работать сообща в разных  областях, в различных ситуациях, легко предотвращать или уметь выходить из любых конфликтных ситуаций;

       - самостоятельно работать над  развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

       Таким образом, главное, стратегическое направление  развития системы образования находится  в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в котором личность ученика, студента была бы в центре внимания педагога, психолога, в котором деятельность учения - познавательная деятельность, а не преподавание, - была бы ведущей в тандеме учитель-ученик, чтобы традиционная парадигма образования - учитель-учебник-ученик была со всей решительностью заменена на новую парадигму - ученик - учебник - учитель. Именно так построена система образования в лидирующих странах мира. Она отражает гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике.

       Современное российское образование - это непрерывная  система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют  государственные, негосударственные, муниципальные образовательные  учреждения разных типов и видов. Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование.

       К образовательным учреждениям относятся:

       - дошкольные;

       - общеобразовательные;

       - учреждения для детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей;

       - профессиональные (начальные, средние  специальные, высшие и т.п.);

       - учреждения дополнительного образования;

       -другие  учреждения, предоставляющие образовательные услуги.

       Образовательные учреждения могут быть платными и  бесплатными, коммерческими и некоммерческими. Им дано право заключать между собой соглашения, объединяться в учебно-воспитательные комплексы (детский сад - начальная школа, лицей-колледж-вуз) и учебно-научно-производственные объединения (ассоциации) с участием научных, производственных и других учреждений и организаций. Образование можно получать с отрывом и без отрыва от производства, в форме семейного (домашнего) образования, а также экстерната.

       Деятельность  государственных, муниципальных образовательных учреждений строится на базе типовых положений, утвержденных Правительством РФ, о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений.

       Центральным звеном системы образования в  Российской Федерации является общее среднее образование, которое обеспечивается средними общеобразовательными школами, школами с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, вечерними школами, образовательными учреждениями типа интернатов, специальными школами для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, внешкольными образовательными учреждениями (детские музыкальные и художественные школы, школы искусств, хоровые и хореографические студии, фольклорные ансамбли, детско-юношеские спортивные школы, станции юных техников, центры досуга и др.). Появляются новые виды образовательных учреждений (школы-интернаты искусств, агрошколы-интернаты, школы народных ремесел и др.).

       Главные задачи общеобразовательных учебных  учреждений состоят в том, чтобы создать благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности; способствовать выработке научного мировоззрения; обеспечить освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, его труде; сформировать приемы самостоятельной деятельности.

       Международная Соросовская Программа Образования в области точных наук (одна из программ благотворительного фонда «Институт Открытого общества») в период с 1994 по 1997 гг. ежегодно присуждала около 4000 индивидуальных грантов лучшим российским учителям, преподающим точные науки (математику, физику, химию и биологию). Гранты выплачивались за счет средств, предоставленных известным американским меценатом Джорджем Соросом. Учитель получал грант в по результатам конкурса предшествующего года. Списки Соросовских учителей публиковались в массовой печати.

       В целом, особенно в математике и физике, сохраняется программная основа, сложившаяся в течение многих десятилетий и ставшая традиционной. Именно эта основа обеспечивает признанно  высокий уровень российской системы  естественнонаучного образования, о чем я уже упоминала. Традиционность образования имеет много достоинств. В любой радио- или телепередаче, в любой публичной лекции, в  любом печатном издании, если они  обращены к массовому слушателю, зрителю или читателю, можно заранее  рассчитывать на определенный уровень  их образовательной подготовки, полученной в школе. Выверенные веками образовательные  стандарты вполне могут донести  до своих учеников даже учителя средних  способностей, по уровню развития и  интересов мало чем отличающиеся от рядового обывателя.

       Однако  у Соросовских учителей даже преподавание по стандартной программе неизменно носит заметно выраженный творческий характер.

       Во-первых, они умеют создавать на уроке  и даже вне его благоприятный  климат для усвоения учебного материала. Соросовских учителей отличает более внимательное, уважительное и заинтересованное отношение к каждому ученику. Во-вторых, много нового вносится в технологию урока (подробнее эта тема изложена в разделе «Педагогические технологии»)

       “Существующая в школах система образования  не способствует устранению биологической  неграмотности. Поэтому политики, руководители крупных предприятий, юристы, экономисты остаются неграмотными в области  биологии. Последствия — в той  кризисной экологической ситуации, которая складывается в России. Необходима специальная эколого-биологическая  программа для небиологов, способная готовить людей к грамотному взаимодействию с природой (от детсада до послевузовского образования)” (О.В. Иноземцева, учительница биологии школы № 417).

       В российских школах по-прежнему главенствует традиционная схема урока: опрос (проверка домашних заданий), затем объяснение нового материала; изредка — контрольная  работа.

       Соросовские учителя этой схемой практически не пользуются. Вместо прямолинейной проверки домашних заданий, проводится коллективное обсуждение. Задавая дополнительные вопросы, по теме и в развитие темы, предлагая по ходу дела простенькие, но поучительные задачи, учитель добивается более глубокого понимания своего предмета, пробуждая к нему интерес — на такие уроки школьники и сами стремятся придти подготовленными. Для проверки индивидуальных знаний учителя всё шире прибегают к технике тестов, в том числе компьютерных, которые, как правило, сами и разрабатывают. Обычные хитрости, когда школьник вычисляет, когда его «вызовут» и только к этому уроку готовится, попросту теряют смысл — рано или поздно учитель основательно проверит знания каждого ученика по всей теме.

       Существенный  прогресс достигнут некоторыми Соросовскими учителями в методике объяснения нового материала. Монолог уступает место диалогу с классом, коллективному обсуждению. Учитель добивается того, чтобы нужные, правильные и обоснованные выводы ученики сформулировали сами.

       Соросовские учителя не стремятся добиться на уроках полной тишины. Они предпочитают «рабочий гул» (выражение, взятое из одного отчета). В знаменитой 57 школе принята система преподавания, разработанная Заслуженным Соросовским учителем Н.Н. Константиновым: уроки проводит группа математиков (студенты, аспиранты), под руководством учителя; ученики в ходе урока свободно перемещаются по классу, что нисколько не снижает творческой атмосферы урока. В этом нет ничего удивительного: в таком же режиме работают сотрудники научно-исследовательских лабораторий.

Информация о работе Образование и общество