Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:30, курсовая работа
Нравственное воспитание несовершеннолетних является одним из важнейших вопросов человеческого воспитания. Оно способствует выявлению внутренней сути человека и образованию его характера.
Воспитание всегда носит исторический характер и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня раз¬вития науки, возможностей возраста воспитуемых. Общество решает задачи воспитания подрастающего поколения, имея различные нравственные идеалы человека на каждом этапе своего развития.
Праздничная
одежда незамужней девушки, зрительно
отличалась от одежды замужней женщины
(рис. 2). На платье девушки вышивка в основном
была на рукавах и шла по низу подола.
Мужская одежда также разделялась на повседневную
и праздничную, но при этом у мужчин была
еще и ритуальная, т.е. богослужебная и
воинская одежда (рис. 3).
Ритуальная мужская рубаха имела яркую,
красочную вышивку, кроме того, она
была длиннее, чем повседневные или праздничные
рубахи и доходила до пят.
Воинская мужская рубаха
была средних размеров, длина ее
доходила до колен (рис.4). Она всегда изготавливалась
из плотной ткани, эту рубаху мужчины надевали
под кольчугу или иные ратные доспехи.
На ней вышивалась особая воинская
символика. Воинские рубахи мужчины одевали
на собрания Общин, во время проведения
Собора, Круга или Вече. Общинная дружина
носила воинские рубахи в повседневной
жизни.
Неизменным дополнением к мужской рубахе
был пояс. Повседневную рубаху подпоясывали
тонким поясом или вервью, сплетенной из разноцветной
тесьмы.
Праздничную мужскую рубаху подпоясывали
разноцветовым поясом с родовой
символикой, а ритуальную рубаху - широким
поясом.
Воинские мужские рубахи подпоясывали
различными поясами, но только в том случае,
если рубаху носили в повседневном обиходе.
Когда воины одевали поверх рубахи ратные
доспехи или кольчугу, то пояс не использовали,
кроме того, разрез ворота на воинских
рубахах был посредине.
Если человек появлялся в обществе без
пояса или его рубаха не была подпоясана
хотя бы вервью, то про него говорили, что
он распоясался и может натворить немало
бед.
Дети, как правило, до наступления
своего совершеннолетия, т.е. до 12 лет,
носили рубахи без поясов.
После прохождения обрядов совершеннолетия
и имянаречения многие девочки продолжали
носить одежду своих матерей, но на их
рубахах появлялась дополнительная
символика по рукавам и на груди, а мальчики,
прошедшие обряды, помимо того, что получали
родовую символику на рубаху, начинали
носить пояса (рис. 5).
Рассмотрим особенности исконно русского воспитания на основе «Домостроя» - памятника 16 века, запечатлевшего традиционные черты русского семейного уклада. Изначально он строился на неоспоримом авторитете старших и на безоговорочном подчинении младших. В данном источнике есть обращение, адресованное молодым: «Чада, вслушайтесь в заповеди Господни: любите отца своего и мать свою и слушайтесь их и повинуйтесь им божески во всем, и старость их чтите, и немощь их и страдания всякое от всей души на себя возложите, и благо вам будет».
Благословению отца и матери придавалось в древности большое значение. Считалось, что без этого не заладится ни одно дело: ни большое, ни малое. В «Домострое» сказано: «Отчее благословение дом укрепит, а материнская молитва от напастей избавит». Но зато и хозяйку дома считали нерадивой, если она, всецело отдавшись бытовым домашним заботам, забывала следить за воспитанием своих детей и неустанно молить высшие силы о покровительстве всем членам семьи.
В старину были уверены, что если дети со свойственным юности максимализмом и неоправданным самомнением будут пренебрегать родительскими наставлениями, это неминуемо обернется для них многими несчастьями в жизни.
От родителей же «Домострой» требовал не только заботиться о материальном обеспечении детей, но прежде всего «воспитать их в доброй науке: учить страху Божию, и вежливости, и всякому порядку». И для этого — «хранить и блюсти чистоту телесную и от всякого греха отцам чад своих как зеницу ока и как свою душу». Если же дети согрешат в чем-то или сотворят зло кому-то только потому, что у родителей не хватило времени или умения ими заняться, то «отцу и матери от Бога грех, а от людей укор и насмешка, дому убыток, а самим себе скорбь».
С раннего детства приучали детей к домовому хозяйству и рукоделию: «отец — сыновей, а мать — дочерей, кто чего достоин, какие кому Бог способности дает». Но главным требованием было — сохранить до брака чистоту духовную и телесную своего дитяти. Вековые традиции учили: «Если выдать дочь свою беспорочной — словно великое дело совершишь, в любом обществе будешь гордиться, никогда не страдая из-за нее». То же касалось и юношей, которым рекомендовалось до поры оберегать «телесное бесстрастие», «нечестивых, плотских, любострастных людей избегать», «стыдливостью украшаться». Родителям рекомендовалось даже следить, чтобы сыновья не употребляли острых, горячащих кровь кушаний и напитков, дабы это не спровоцировало зарождение в них «соблазнительных» помыслов.
«Домострой» предписывал проявлять особую бдительность в воспитании сыновей, дозволяя даже умеренные телесные наказания для усмирения их «буйства»: «Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его.… Воспитай детей в запретах — и найдешь в них покой и благословение». Любовь родителей к детям сочеталась с большой требовательностью. И совершеннолетие не служило гарантией безоговорочного спасения от отцовского наказания.
2.4. Сравнительный
анализ нравственного
У хакасского народа
многодетная семья очень
Религиозные взгляды
карачаевцев способствовали формированию
народного идеала личности, каждая
семья определяла цель воспитания,
при этом учитывались её условия
и возможности. Герой наделялся
такими чертами личности, как смелость,
честность, щедрость супружеская верность,
гостеприимство, он почитает родителей
и материнство, уважает старших,
женщин, умеет дружить. Народ стремился
воспитывать совершенного человека
с самой колыбели, что проявлялось
в благопожеланиях
Исконно русский
семейный уклад строился на неоспоримом
авторитете старшим, в частности
отца, и на безоговорочном подчинении
младших, что само по себе уже препятствовало
возникновению семейных конфликтов.
Воспитание детей строилось на основе
свода правил и истин « Домострой»
который предписывал
Славянский народ большое значение придавал обрядам. До 12 лет детей не разделяли по половому признаку и они находились под полной опекой родителей. После 12 лет дети проходили обряд совершеннолетия и имянаречения. Обучением детей занимались деды и отцы.
Ребенок в казачьей семье с младенчества до 7 лет находился с родителями под их опекой. Поведение детей и подростков строго контролировалось взрослыми, за непослушание дети подвергались телесным наказаниям. С раннего детства детей приобщали к труду, мальчиков готовили к различным испытаниям и трудностям. Казачье воспитание формировало способность принимать решения, адекватные любой обстановке.
Для дагестанцев имеет огромное значение труд. Ремесло передавалось потомкам из поколения в поколение. Послушание детей добивались не силой, а словом. Дагестанцы высоко ценят родственные связи, всегда приходят на помощь друг другу.
Культура бурятского
народа, как и любая национальная
этнокультура, уникальна; в ней отражена
многовековая история народа. Особенностями
бурятской культуры считаются богатое
устное творчество, традиции и обычаи,
высоконравственные этические нормы,
которые складывались веками и в
которых нашли отражение
Не смотря на все различия особенностей культуры воспитания детей у разных народов, имеют место общие ценности. Для каждого народа не зависимо от его веры приоритетным остаются семейные и духовные ценности. Большое внимание уделялось привитию детям таких качеств как честь, трудолюбие, уважение к старшим, честность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В нашей работе
мы постарались наиболее полно раскрыть
тему курсовой работы. Ознакомились теоретическими
основами нравственного воспитания
несовершеннолетних с учётом традиций
национальной культуры, изучили понятие
этнопедагогики; нравственного воспитания
на народных традициях и в процессе
национального воспитания, а так
же рассмотрели национальные особенности
нравственного воспитания народов
России. Сделали сравнительный анализ
и выявили отличительные
В результате задачи были решены, а цель достигнута.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рис. 1
Рис. 4
Содержание.
Введение
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания несовершеннолетних с учетом традиций национальной культуры.
1.3 Нравственное воспитание несовершеннолетних в процессе национального воспитания.
Глава II. Изучение национальных особенности нравственного воспитания народов России
2.1. Традиции в воспитании народов севера.
2.2. Традиции в воспитании народов северного Кавказа.
2.3. Особенности национального воспитании славянских народов.
2.4. Сравнительный анализ
нравственного воспитания
Заключение
Приложение
Литература