Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:30, курсовая работа
Нравственное воспитание несовершеннолетних является одним из важнейших вопросов человеческого воспитания. Оно способствует выявлению внутренней сути человека и образованию его характера.
Воспитание всегда носит исторический характер и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня раз¬вития науки, возможностей возраста воспитуемых. Общество решает задачи воспитания подрастающего поколения, имея различные нравственные идеалы человека на каждом этапе своего развития.
В развитии этнопедагогики наступает следующий этап — теоретический, продолжавшийся до 1970-х гг. Большой вклад в развитие этнопедагогики на этом этапе внесли известные писатели, педагоги, общественные деятели как дореволюционного, так и советского периодов: К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, А.А.Мусин-Пушкин, П.Ф.Каптерев, Г.С.Виноградов, В.А.Сухомлинский, В.Ф.Афанасьев, А.Ш.Гашимов, Я.И.Ханбиков и др.
Неоценимый вклад в развитие этнопедагогики внес К.Д.Ушинский, выдающийся педагог, основоположник народной школы России. Им разработаны такие теоретические положения, которые положили начало научному изучению воспитательного потенциала русской народной культуры и теоретическому обоснованию традиционного народного воспитания. Это легло в основу русской этнопедагогики как самостоятельной отрасли научно-педагогического знания.
В настоящее время этнопедагогика
развивается и как отрасль
научно-педагогического знания, и
как учебный предмет, и как
область практической деятельности.
В многонациональном российском
обществе она имеет большое значение
для объединения народов
1.2. Общее понятие
о нравственном воспитании. Нравственное
воспитание на народных
В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. Из определения видно, что нравственность как личностная характеристика – явление весьма сложное, многоуровневое, объемлющее такие личностные структуры как разум, чувства, воля. Поэтому нравственное воспитание может быть определено как единый процесс воспитания:
Нравственное воспитание
– двухсторонний процесс. Он заключается
в воздействии воспитателей на воспитанников
и в их ответных действиях, т.е. в
усвоении ими нравственных понятий,
в переживании своего отношения
к нравственному и
Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.
Существенным признаком
процесса нравственного воспитания
является его концентрическое
Если во все времена признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем больше значение имеет эта проблема в системе современного воспитания. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.
Непростые социально-экономические преобразования, болезненный перелом в сознании привели к ослаблению духовности у части населения, культу материального обогащения, пренебрежению опытом старших поколений. Ситуация усугубляется тем, что дети находятся под жестким прессингом неограниченного информационного пространства, в котором из-за несовершенного законодательства и информационной политики активно пропагандируются секс, порнография, преступность, наркомания, проституция.
Отсутствие позитивной национальной идеи, неопределенность стратегических целей общества, упадок духовно-нравственных ценностей разрывают связь между поколениями, девальвируют роль семьи в сохранении психического здоровья всех ее членов, лишают веры в собственные силы, в будущее.
Наряду с девальвацией ценностей, связанных со служением обществу, государству, происходит снижение доверия к старшему поколению, переориентация на личное благополучие, выживаемость, самосохранение, идет усиление процесса индивидуализации, отчуждения. Эти риски для физического, нравственного и психического здоровья человека, общества, риск для безопасности страны. Актуальность темы также обусловлена обострением межнациональных отношений, проявлением шовинизма, национализма, пренебрежительного отношения к культурному наследию разных народов. Стремление противостоять этому разрушению и побудило педагогов обратиться к интеллектуально-нравственному потенциалу, который заложен в народных традициях.
Сегодня очень высока ставка на традиционную культуру воспитания, так как народные традиции воспитания практически являются средством национального возрождения. Обобщая опыт прошлого, в наши дни необходимо учитывать национальную психологию в совершенствовании жизни и деятельности людей, в развитии гармонических отношений в обществе, помнить, что в качестве отличительных характеристик этноса выступают язык, ценности и нормы, религия, представление о родной земле, миф об общих предках, национальный характер, народное искусство, воспитание.
Не существует единого для всех стандарта воспитания, но имеются общие для всех народов педагогические идеи, хотя каждый народ имеет собственный идеал человека и стремится воспроизвести его в отдельных личностях. Длительное проживание по соседству разных народов, общность природных условий и исторических судеб привели к созданию некоторых общих моделей организации жизни и поведения, а также воспитания детей. Во все времена разными народами признавались общие нравственные ценности - любви, свободы, справедливости, мира. Каждый народ воспевает гражданственность, материнство, любовь, юность, преклоняется перед мудростью старших, всем близка горечь утраты близких, все ненавидят ложь, измену, непорядочность. Каждый народ стремится к миру, счастью через труд и дружбу с другими народами, передавая это стремление в своих постулатах, составляющих духовность человека, его общечеловеческие ценности. Взаимосвязь народов, диалог культур способствуют развитию их толерантных отношений. Культура межнациональных отношений обязывает нас исходить из того, что нет плохих наций и народов, есть лишь недостойные представители различных этносов.
Развитие личности человека, его нравственное, духовное формирование происходит с приобретением им общественно-исторического опыта и усвоением норм социальных и общечеловеческих взаимоотношений. Раскрытие социально-педагогической проблемы через призму системы воспитания требует обращения к народной педагогике, которая выступает средством социализации подрастающего поколения. Народная педагогика может стать составляющей нового педагогического мышления, так как содержит много идей, соответствующих задачам социального становления личности.
Содержание этнопедагогики включает опыт народных масс, их педагогическое воззрение, взгляды, идеи, традиции в области воспитания. Народная педагогика имеет ярко выраженную социальную направленность, так как показывает связь индивида и общества, преемственность поколений.
Воспитание - важнейшее явление духовной жизни общества, без которого немыслимо существование и прогресс человеческого общества и назначение которого - передача накопленных знаний и жизненного опыта от поколения к поколению.
Воспитание становится нравственным, если оно обращено к гуманистическому началу в человеке.
Нравственное развитие - это не только 'результат высшего осознанного и планируемого влияния на человека, но и феномен его самобытной жизни, результат самообразования и самовоспитания.
В современных условиях поликультурное воспитание предполагает оптимальное сочетание интересов личности, общества и государства, интеграцию национальных и общечеловеческих ценностей.
Поведение в соответствии
с нравственной нормой должно восприниматься
человеком как единственно для
него возможное, выражающее саму сущность
его личности, его «Я». Именно такое
поведение позволяет ему
Ценности играют большую роль в жизни человека: они намечают и интегрируют его позицию по отношению к разным объектам, помогают ему оценивать одни из них положительно, другие — отрицательно, а третьи — признать особо значимыми для себя. Приоритет личностных свойств меняется в зависимости от состояния общества. Если для старшего поколения в свое время большое значение имели, например, романтика и трудолюбие, то для сегодняшних взрослых их место заняли практичность и настойчивость.
Система ценностей у ребенка не возникает сама. Например, наличие книг в доме далеко не всегда приобщает к чтению. Аналогично само по себе посещение школы не всегда способствует тому, чтобы учащийся познал законы природы или исторические факты. Всякая общезначимая ценность становится действительно значимой только в индивидуальном контексте. Формирование нравственных потребностей личности есть процесс усвоения и переработки моральных норм и принципов в систему индивидуального сознания. С помощью нравственных потребностей создается основа самой природы морали — возможность свободного выбора.
Ведущей тенденцией современной педагогической науки следует считать ее обращение к своим мировоззренческим основаниям, возвращение к личности, переориентация педагогики с практики на развитие человека, возрождение гуманистической традиции.
Идея ценности человека, его жизни позволяет выделить ценности нравственные как важнейшие, обеспечивающие в современной ситуации возможность его существования. Общечеловеческими можно считать нравственные ценности, действующие в любом обществе: порядочность, великодушие, доброта, милосердие, отзывчивость, сострадание, совесть, мужество, справедливость, достоинство, способность к самосовершенствованию. В современных социокультурных условиях важнейшей задачей педагога является воспитание у учащихся общественно значимых ценностей.
Реализуются цели воспитания уже в начальной школе. От того, какими они будут, как их будут понимать и направлять педагоги, как поймут и воспримут ученики, зависит и то, как они будут достигнуты, и то, какие граждане пополнят завтра ряды нашего общества.
1.3. Нравственное воспитание несовершеннолетних в процессе национального воспитания.
Тема нравственного воспитания всегда была в центре внимания. Но сейчас это особенно актуально. Мы вступили в такую полосу общественного развития, когда проблемы нравственности и морали становятся одними из самых насущных общественных проблем.
Массовое сознание, стереотипы охватили наше молодое поколение. В этой связи, поиск надежных основ воспитания становится остро необходимым. В современной учебно-воспитательной практике учителями и воспитателями, к сожалению, мало используются «золотые россыпи» народной педагогики. Не закладывает эти основы и семья. Это обедняет воспитательный процесс, а главное - формирование общечеловеческих ценностей в современном молодом поколении сводится на нет.
Опираясь на лучшие традиции нашего общества, можно воспитать высоконравственного, интеллектуально развитого человека, способного находить своё место в жизни, трудиться на благо Родины, защищать ее в трудную годину, радоваться жизни, воспитывать детей, любить, быть терпимыми друг к другу, уважать друг друга.
Издавна воспитание в России было направлено на формирование нравственности и духовности. Содержание нравственного воспитания вследствие изменений, произошедших в стране, требует переосмысления, так как внутренняя структура, связанная с формированием совести, чести, достоинства личности, потребности в нравственном самосовершенствовании, оказалась недостаточной, чтобы противостоять возрастающим негативным явлениям.
Вместе с тем, одновременно со сменой нравственно-этических ориентиров в нашем обществе наблюдается и определенное углубление нравственного сознания людей. Возврат к некоторым забытым понятиям общечеловеческой солидарности и милосердия, терпимости, надежда на религиозные устои как на одно из условий восстановления исторически сложившихся нравственных ценностей общества происходит в настоящее время.