Нравственное воспитание несовершеннолетних с учетом традиций национальной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Нравственное воспитание несовершеннолетних является одним из важнейших вопросов человеческого воспитания. Оно способствует выявлению внутренней сути человека и образованию его характера.
Воспитание всегда носит исторический характер и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня раз¬вития науки, возможностей возраста воспитуемых. Общество решает задачи воспитания подрастающего поколения, имея различные нравственные идеалы человека на каждом этапе своего развития.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по педагогике на тему.doc

— 178.84 Кб (Скачать)

Курсовая работа по педагогике на тему: «Нравственное воспитание несовершеннолетних  с учетом традиций национальной культуры»

Введение

Нравственное  воспитание несовершеннолетних является одним из важнейших вопросов человеческого воспитания. Оно способствует выявлению внутренней сути человека и образованию его характера.

Воспитание всегда носит  исторический характер и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитуемых. Общество решает задачи воспитания подрастающего поколения, имея различные нравственные идеалы человека на каждом этапе своего развития.

Цели воспитания всегда следуют из стремления достичь  воспитательного идеала, принятого обществом. Если идеал — это совершенный, всесторонне и гармонически развитый человек, то следует обратить внимание на то, что, хотя цели и выводятся из идеальных представлений, они реальны, практичны. Поэтому в их формировании находят отражение объективные причины, практические возможности. Возможности педагогической системы определяют конкретную постановку воспитательных целей. Нравственное воспитание решает такие задачи, как формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества.

Основным фактором установления целей воспитания в государственной  системе воспитания является идеология, политика страны. В любом государстве цели воспитания в школе направляются на укрепление сложившихся общественных отношений. Цель воспитания выражает потребность общества в подготовке подрастающего поколения к выполнению общественных, производственных, семейных функций.

 

Эффективным средством нравственного  воспитания детей и подростков является ориентация на историю и народные традиции страны.

Тема нашего исследования: «Нравственное воспитание несовершеннолетних с учетом традиций национальной культуры».

Этнопедагогизация учебно-воспитательного  процесса - не только педагогическая, но и актуальная социальная проблема. В последние годы растёт национальное самосознание, усиливается внимание различных наций, народов и народностей к сохранению и развитию своих культур и языков, к возрождению народных традиций, религиозных верований. Способствовать развитию положительных тенденций в возрождении, сохранении и развитии народных культур — новая социально-педагогическая функция школы, системы воспитания несовершеннолетних. При разработке модели нравственного воспитания необходимо исходить из общих закономерностей развития народной культуры, из диалога культур, из их взаимообогащения. Русская культура всегда развивалась благодаря именно  взаимодействию с другими культурами, существующими на её необъятных просторах. Модель школы как этнопедагогической системы основывается на следующих теоретико-методологических подходах:

- традиционная народная культура всех народов, наций, регионов гуманистична, демократична и природосообразна по своей сущности, обладает высоким воспитательным потенциалом, объединяющим людей разных наций;

-  традиционная культура — целостная открытая система, ядро которой — идеал 
нравственного человека; в соответствии с этим идеалом и строится народная педагогика 
у всех этносов.

Итак, актуальность выбора изучения данной темы обусловлена важностью народных традиций в процессе формирования личности современной несовершеннолетние.

Этнопедагогизацию образовательного процесса в  школе целесообразно  начать с поиска того общего, что связывает, объединяет различные народные культуры, различные религиозные конфессии, а затем конкретизировать национально-региональные особенности, создавать вариативные учебно-воспитательные системы.

Также при исследовании роли национального фактора в процессе формирования личности считаем необходимым  провести сравнительную характеристику национальных особенностей воспитания различных культур.

Объект - процесс воспитания несовершеннолетних по средствам различных культур.

Предмет - особенности национального воспитания несовершеннолетних.

Целью работы является изучение особенностей нравственного воспитания несовершеннолетних с учетом традиций национальной культуры.

В рамках основной цели решаются задачи:

-изучить особенности  национального воспитания различных  культур (на примере народов севера, северокавказских народностей и центральной России).

-сопоставить полученные  данные;

-выделить общие тенденции  в воспитании несовершеннолетних с учетом традиций национальной культуры.

Методологическая  основа – культурологический, личностный, гуманистический, аксиологический подходы.

Характер поставленных задач  определяет и выбор методов исследования:

изучение психолого - педагогической литературы авторов разных народов  и этнических групп, соотнесение категорий воспитания несовершеннолетних этих народов, их сравнение.

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания несовершеннолетних с учетом традиций национальной культуры

    1. Этнопедагогика как средство формирования  нравственных качеств несовершеннолетних.

Этнопедагогика - наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических  и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования  в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно  развивающемся соединении народных традиций. Предметная область этнопедагогики не остается неизменной: задачи формируются  и уточняются в зависимости от изменений социального заказа, связанного с движением общественного самосознания.

Этнопедагогика изучает процесс  социального взаимодействия и общественного  воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая  социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных  учениях, сказках, сказаниях, былинах  притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и пр., в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и  воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс  историко-культурного формирования личности.

Отечественная этнопедагогика с момента возникновения развивалась в тесном взаимодействии со смежными научными областями — историей, философией, психологией, этнографией, социологией, педагогикой. Без их развития невозможно было бы решение таких важных социальных, культурных задач, как сохранение и развитие национального самосознания, формирование национального характера, утверждение равных, гуманных отношений между представителями разных народов, населяющих Россию. Появление этнопедагогики как самостоятельной отрасли научно-педагогического знания — закономерный процесс, вызванный существованием такого феномена, как народная педагогика.

Этнопедагогика имеет  особенность, которая отличает ее от многих других научных областей, что во многом объясняет сложности ее исторического становления. Ее предметная область и ее исследовательские приоритеты в значительной степени оказались зависимыми от следующих факторов:

  • истории народа, языковых особенностей, психологических особенностей того или иного этноса, включающих преобладающий темперамент и специфические способы разрешения конфликтов;
  • харизматических и культурных героев, присущих данному этносу, доминирующего социального устройства;
  • нравов и обычаев, правил и норм поведения, отраженных в традициях и обычаях народа;
  • ландшафта, климата, химико-биологических влияний среды обитания;
  • ведущей деятельности по жизнеобеспечению.

Этнопедагогическое  знание — это знание о:

    • действительности и общей этнической картине мира, многообразии и специфичности традиционных этнических культур и их взаимодействия;
  • идеалах, ценностях, функциях, закономерностях традиционного этнического воспитания, воспитательного пространства и мира детства этноса;
  • факторах традиционного этнического воспитания: генетике, среде, воспитания, обучении, этносоциальном окружении, языке, религии;
  • содержании, формах, методах и средствах традиционного этнического воспитания; труде как основе человеческого бытия; земле как доме человечества; человеке как части природы; преемственности поколений, культе предков; семье как непреходящей ценности; системе родственных отношений; сущности этносоциальных ролей; механизмах регулирования отношений между субъектами этноса; традициях, обычаях, обрядах народного этикета; общественном мнении как регуляторе нравственного поведения человека и др.

Этнопедагогика как самостоятельная наука появилась в 1970-х гг. Она сформировалась на эмпирической фактологической базе народной педагогики в качестве ее теоретического осмысления.

Этнопедагогика  в России, как и в других странах, прошла в своем развитии несколько этапов:

  • эмпирический (шло обобщение традиционного народного опыта воспитания в произведениях устного народного творчества, в традициях, обычаях, обрядах и др.);
  • этно-религиозный (обобщение традиционного народного воспитательного опыта в ранних письменных памятниках, имеющих религиозно-педагогическую направленность);
  • научно-практический (изучение, анализ философами, педагогами, писателями русской традиционной народной культуры и педагогики, выделение их богатого воспитательного потенциала с целью совершенствования практики воспитания);
  • теоретический (научные обобщения и обоснования народной педагогики известными учеными дореволюционного и советского периодов);
  • теоретико-методологический (выявление сущности, содержания, объектно-предметной области этнопедагогики как самостоятельной научной дисциплины).

Начальный этап зарождения и развития первых этнопедагогических обобщений относится к временам родоплеменной этнической общности. Именно в этот период воспитание выделяется как особая форма общественной деятельности с определенным мировоззренческим, идеологическим содержанием и этнической культурологической направленностью.

Накопленный за этот период эмпирический воспитательный опыт уже включает элементы этнопедагогических знаний и сводится к следующему:

  • складываются приемы передачи традиций и практического опыта: примеры по образцу и подобию предка-героя, отличные от свойственных другим этническим общностям; культивируются подражание повадкам животного-тотема, ритуальная имитация, инсценировки предстоящей охоты, рыбной ловли с распределением ролей и др.;
  • трудовое обучение детей осуществляется в совместном труде со взрослыми;
  • несовершеннолетние вводятся в эмоциональную атмосферу родовых обычаев, привлекаются к ритуальным церемониям и праздникам, ориентируются на определенные идеалы и ценности, характерные именно для этого племени;
  • вырабатываются обязательные для того времени нормы поведения при помощи табу, правил, устрашения, одобрения, а также в процессе подражательных детских игр;
  • в ходе становления устного творчества получают развитие первоначальные идеи воспитания: идеал воспитания — в виде образа предка рода, наделенного качествами, необходимыми для воина-охотника;
  • формируются первоначальные представления о происхождении мира и среде обитания.

Первый этап формирования этнопедагогики начинается с эмпирических обобщений практического традиционного воспитательного опыта в былинах, сказаниях, сказках, легендах, пословицах, поговорках и др. Они определяли ценности, идеалы и нормы воспитания, предпочтительные черты характера человека.

Второй этап развития этнопедагогической мысли связан с письменными обобщениями традиционного народного воспитательного опыта в древнерусских педагогических памятниках. Этот период характерен доминированием Церкви и ее мировоззрения в жизни народа. Христианство явилось мощной силой, формирующей духовно-нравственные ценности, регламентирующей разнообразные отношения людей, как в обществе, так и в семье. Православное христианство проповедовало высокие, исполненные подлинной нравственности отношения верующих не только к Богу, но и к родителям, жене, детям, родным, близким, соседям.

Выдающимся педагогическим памятником 16 в., содержащим этнопедагогические обобщения, был "Домострой".

Важнейшей предпосылкой дальнейшего развития этнопедагогики в России стали этнографические исследования. В этнографических описаниях даются также и материалы по особенностям жизни, быта и воспитания детей и несовершеннолетние различных этнических общностей Севера, Сибири и Дальнего Востока. Этнографические исследования послужили толчком к всестороннему изучению этнических проблем, в том числе и в области педагогики. Исследуя быт и традиции народов России, изучались также различные аспекты семейных и общественных отношений, способы социализации подрастающих поколений и др.

С 18 до второй половины 19 в. в развитии этнопедагогики начинается третий этап — научно-практический.

По результатам изучения государственных документов и педагогической литературы того времени можно сделать вывод, что идеи народной педагогики не только получали научное обобщение, но так или иначе использовались в практике воспитания разных слоев русского общества. Многие государственные деятели России поддерживали основы народного воспитания, возводя их в ранг общественных норм, правил.

Передовая общественность этого  периода создавала школу на подлинно народных началах, изучала и обобщала богатый воспитательный и развивающий потенциал русской народной культуры, разрабатывала свои педагогические системы с учетом вековых традиций воспитания.

М. В. Ломоносов в своих  трудах разработал основополагающие идеи, значительно обогатившие этнопедагогическое знание:

  • отечественная наука о воспитании и обучении должна строиться на народной культуре, изучении и сохранении русского языка;
  • родной язык и народная культура являются важнейшими средствами образования детей и юношества;

Информация о работе Нравственное воспитание несовершеннолетних с учетом традиций национальной культуры