Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:30, курсовая работа
Нравственное воспитание несовершеннолетних является одним из важнейших вопросов человеческого воспитания. Оно способствует выявлению внутренней сути человека и образованию его характера.
Воспитание всегда носит исторический характер и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня раз¬вития науки, возможностей возраста воспитуемых. Общество решает задачи воспитания подрастающего поколения, имея различные нравственные идеалы человека на каждом этапе своего развития.
Курсовая работа по педагогике на тему: «Нравственное воспитание несовершеннолетних с учетом традиций национальной культуры»
Введение
Нравственное воспитание несовершеннолетних является одним из важнейших вопросов человеческого воспитания. Оно способствует выявлению внутренней сути человека и образованию его характера.
Воспитание всегда носит исторический характер и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитуемых. Общество решает задачи воспитания подрастающего поколения, имея различные нравственные идеалы человека на каждом этапе своего развития.
Цели воспитания всегда следуют из стремления достичь воспитательного идеала, принятого обществом. Если идеал — это совершенный, всесторонне и гармонически развитый человек, то следует обратить внимание на то, что, хотя цели и выводятся из идеальных представлений, они реальны, практичны. Поэтому в их формировании находят отражение объективные причины, практические возможности. Возможности педагогической системы определяют конкретную постановку воспитательных целей. Нравственное воспитание решает такие задачи, как формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества.
Основным фактором установления целей воспитания в государственной системе воспитания является идеология, политика страны. В любом государстве цели воспитания в школе направляются на укрепление сложившихся общественных отношений. Цель воспитания выражает потребность общества в подготовке подрастающего поколения к выполнению общественных, производственных, семейных функций.
Эффективным средством нравственного воспитания детей и подростков является ориентация на историю и народные традиции страны.
Тема нашего исследования: «Нравственное воспитание несовершеннолетних с учетом традиций национальной культуры».
Этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса - не только педагогическая, но и актуальная социальная проблема. В последние годы растёт национальное самосознание, усиливается внимание различных наций, народов и народностей к сохранению и развитию своих культур и языков, к возрождению народных традиций, религиозных верований. Способствовать развитию положительных тенденций в возрождении, сохранении и развитии народных культур — новая социально-педагогическая функция школы, системы воспитания несовершеннолетних. При разработке модели нравственного воспитания необходимо исходить из общих закономерностей развития народной культуры, из диалога культур, из их взаимообогащения. Русская культура всегда развивалась благодаря именно взаимодействию с другими культурами, существующими на её необъятных просторах. Модель школы как этнопедагогической системы основывается на следующих теоретико-методологических подходах:
- традиционная народная культура всех народов, наций, регионов гуманистична, демократична и природосообразна по своей сущности, обладает высоким воспитательным потенциалом, объединяющим людей разных наций;
- традиционная культура
— целостная открытая система, ядро которой
— идеал
нравственного человека; в соответствии
с этим идеалом и строится народная педагогика
у всех этносов.
Итак, актуальность выбора изучения данной темы обусловлена важностью народных традиций в процессе формирования личности современной несовершеннолетние.
Этнопедагогизацию образовательного процесса в школе целесообразно начать с поиска того общего, что связывает, объединяет различные народные культуры, различные религиозные конфессии, а затем конкретизировать национально-региональные особенности, создавать вариативные учебно-воспитательные системы.
Также при исследовании роли
национального фактора в
Объект - процесс воспитания несовершеннолетних по средствам различных культур.
Предмет - особенности национального воспитания несовершеннолетних.
Целью работы является изучение особенностей нравственного воспитания несовершеннолетних с учетом традиций национальной культуры.
В рамках основной цели решаются задачи:
-изучить особенности
национального воспитания
-сопоставить полученные данные;
-выделить общие тенденции
в воспитании
Методологическая основа – культурологический, личностный, гуманистический, аксиологический подходы.
Характер поставленных задач определяет и выбор методов исследования:
изучение психолого - педагогической литературы авторов разных народов и этнических групп, соотнесение категорий воспитания несовершеннолетних этих народов, их сравнение.
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания несовершеннолетних с учетом традиций национальной культуры
Этнопедагогика - наука об эмпирическом
опыте этнических групп в воспитании
и образовании детей, о морально-этических
и эстетических воззрениях на исконные
ценности семьи, рода, племени, народности,
нации. Этнопедагогика объясняет народную
педагогику и предлагает пути ее использования
в современных условиях, собирает
и исследует опыт этнических групп,
основанный на многовековом, естественно
развивающемся соединении народных
традиций. Предметная область этнопедагогики
не остается неизменной: задачи формируются
и уточняются в зависимости от
изменений социального заказа, связанного
с движением общественного
Этнопедагогика изучает
Отечественная этнопедагогика с момента возникновения развивалась в тесном взаимодействии со смежными научными областями — историей, философией, психологией, этнографией, социологией, педагогикой. Без их развития невозможно было бы решение таких важных социальных, культурных задач, как сохранение и развитие национального самосознания, формирование национального характера, утверждение равных, гуманных отношений между представителями разных народов, населяющих Россию. Появление этнопедагогики как самостоятельной отрасли научно-педагогического знания — закономерный процесс, вызванный существованием такого феномена, как народная педагогика.
Этнопедагогика имеет особенность, которая отличает ее от многих других научных областей, что во многом объясняет сложности ее исторического становления. Ее предметная область и ее исследовательские приоритеты в значительной степени оказались зависимыми от следующих факторов:
Этнопедагогическое знание — это знание о:
Этнопедагогика как
Этнопедагогика в России, как и в других странах, прошла в своем развитии несколько этапов:
Начальный этап зарождения и развития первых этнопедагогических обобщений относится к временам родоплеменной этнической общности. Именно в этот период воспитание выделяется как особая форма общественной деятельности с определенным мировоззренческим, идеологическим содержанием и этнической культурологической направленностью.
Накопленный за этот период эмпирический воспитательный опыт уже включает элементы этнопедагогических знаний и сводится к следующему:
Первый этап формирования этнопедагогики начинается с эмпирических обобщений практического традиционного воспитательного опыта в былинах, сказаниях, сказках, легендах, пословицах, поговорках и др. Они определяли ценности, идеалы и нормы воспитания, предпочтительные черты характера человека.
Второй этап развития этнопедагогической мысли связан с письменными обобщениями традиционного народного воспитательного опыта в древнерусских педагогических памятниках. Этот период характерен доминированием Церкви и ее мировоззрения в жизни народа. Христианство явилось мощной силой, формирующей духовно-нравственные ценности, регламентирующей разнообразные отношения людей, как в обществе, так и в семье. Православное христианство проповедовало высокие, исполненные подлинной нравственности отношения верующих не только к Богу, но и к родителям, жене, детям, родным, близким, соседям.
Выдающимся педагогическим памятником 16 в., содержащим этнопедагогические обобщения, был "Домострой".
Важнейшей предпосылкой дальнейшего развития этнопедагогики в России стали этнографические исследования. В этнографических описаниях даются также и материалы по особенностям жизни, быта и воспитания детей и несовершеннолетние различных этнических общностей Севера, Сибири и Дальнего Востока. Этнографические исследования послужили толчком к всестороннему изучению этнических проблем, в том числе и в области педагогики. Исследуя быт и традиции народов России, изучались также различные аспекты семейных и общественных отношений, способы социализации подрастающих поколений и др.
С 18 до второй половины 19 в. в развитии этнопедагогики начинается третий этап — научно-практический.
По результатам изучения государственных документов и педагогической литературы того времени можно сделать вывод, что идеи народной педагогики не только получали научное обобщение, но так или иначе использовались в практике воспитания разных слоев русского общества. Многие государственные деятели России поддерживали основы народного воспитания, возводя их в ранг общественных норм, правил.
Передовая общественность этого периода создавала школу на подлинно народных началах, изучала и обобщала богатый воспитательный и развивающий потенциал русской народной культуры, разрабатывала свои педагогические системы с учетом вековых традиций воспитания.
М. В. Ломоносов в своих трудах разработал основополагающие идеи, значительно обогатившие этнопедагогическое знание: