Нравственное воспитание несовершеннолетних с учетом традиций национальной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Нравственное воспитание несовершеннолетних является одним из важнейших вопросов человеческого воспитания. Оно способствует выявлению внутренней сути человека и образованию его характера.
Воспитание всегда носит исторический характер и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня раз¬вития науки, возможностей возраста воспитуемых. Общество решает задачи воспитания подрастающего поколения, имея различные нравственные идеалы человека на каждом этапе своего развития.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по педагогике на тему.doc

— 178.84 Кб (Скачать)

Труд для дагестанцев  имеет огромное значение. Каждый кубачинец должен передать сыну свое ремесло. Табасаранки учат своих дочерей ткать ковры, вязать джурабы. Унцукульцы обучают детей резьбе по дереву, балхарцы и сулевкентцы — делать глиняную посуду. Цумадинцы и андийцы — шить бурки, куппинцы — шить шапки, сулевкентки — вышивать платки-кузе. Таким образом, осуществляется преемственность поколений как условие закономерного, естественного воспитания.

Народы Дагестана  всегда жили мирно и оберегали  свои семьи. Добрый дух родного дома, тепло домашнего очага — первейшее условие успешного воспитания детей. У дагестанцев, как и у других народов России, дом как природный храм, в котором очаг — алтарь, родители — боги, дети — ангелы.

Накопленные в опыте семейного  воспитания обряды являются эффективными средствами приобщения к системе этнокультурных семейных ценностей своего народа. Интересны  традиции, связанные с рождением ребенка, которое ожидалось в ближайший после свадьбы год.

 Обряды,  связанные  с рождением ребенка и его  воспитанием: 

  1. "Дарение люльки". Первым ритуалом при рождении первенца была церемония дарения тещей люльки. Еще до появления ребенка ее заказывали и наряжали. При вручении люльки говорят: "Пусть люлька хорошо подойдет, пусть без проблем вырастет".
  2. "Наречение имени". В прошлом имя первенцу давал старший из тухума или семьи. Позднее обряд упростился, и родители стали лишь советоваться со старшими при выборе имени своему ребенку. Если при рождении в доме оказывался гость, то ребенку обязательно давали его имя.
  3. "Укладывание ребенка в люльку". Это центральный ритуал праздника рождения ребенка. В назначенный день (в основном через неделю после рождения ребенка) в дом новорожденного являлись все родственницы по материнской и отцовской линии, а также соседки. Они приносили ребенку подарки . Перед укладыванием ребенка в люльку его переносили через полный котел каши, чтобы он не познал голода. Новорожденного первенца в первый раз в люльку укладывала старшая из рода отца ребенка. Она и исполняла обрядовую песню.

Колыбельные —  это начало формирования личности ребенка. Грудной младенец еще не понимает слов, но нежные звуки мелодии доходят до сердца малыша, прежде всего потому, что в них вкладывается душа.

"Бритье головы". Обряд  первого бритья головы проводился по истечении сорока дней после рождения. В этот день v новорожденного собирались только мужчины — родственники, которые приносили ребенку подарки, в основном деньги. Ритуальное бритье начинал самый старший из рода отца младенца. Он проводил один раз по голове ребенка специальным ножом для бритья и говорил: "Волосы пусть густые вырастут, а ты пусть станешь порядочным, пусть будешь уважаемым среди родственников". После этого каждый из присутствующих подходил к ребенку проводил ножом по голове, говорил свои пожелания и клал деньги. После окончания обряда устраивалась трапеза.

 

Семейно-бытовые традиции имеют огромный нравственный и воспитательный смысл. Проведение семейных обрядов укрепляет и поддерживает теплые семейные взаимоотношения.

Идеал воспитания - это воплощение всех лучших качеств  человека в одном лице.

Совершенная личность служит ценностной ориентацией для общества. Идеал зависит

от окружающей среды, исторических условий, ценностей  эпохи. В нем отражается дух времени, настроение общества и взгляды на жизнь, семейный уклад, религиозные убеждения. В зависимости от них воспитание для разных слоев общества имеет различную направленность. В переходные для общества периоды особенно ощущаются различия во взглядах на идеал воспитания.

Воплощение идеала в жизнь  осуществляется в рамках возможностей, которые детерминируются конкретными историческими условиями, а также личной ответственностью в жизненном  самоопределении.

Религиозные взгляды  карачаевцев способствовали формированию народного идеала личности: человек должен был иметь равные права с окружающими его людьми и никому не причинять зла. Исходя из этих соображений, каждая семья определяла цель воспитания, при этом учитывались ее условия и возможности.

Батыр, герой эпических  поэм карачаевского народа, выступает  как непримиримый враг злых  жадных  ханов, как  защитник простого народа в борьбе свободу и национальную независимость. Он наделяется бескорыстие, мудростью в сочетании с физической силой. Образ героини это идеал любящей жены, верной спутницы богатыря во всех жизненных ситуациях, хранительницы домашнего очага, трудолюбивой и находчивой

Идеалом воспитания женщины являются качества присущие жене батыра: преданность мужу, семье, обществу, готовность исполнить гражданский долг, трудолюбие, находчивость, решительность, смелость.

Народ стремился воспитать  совершенного человека с самой колыбели, что проявилось в благопожеланиях  новорожденным. « Будь сильным, умным  и добрым», «Будь, как отец, крепок, силен, трудолюбив, гож пахать, топор  в руках держать и лошадью  управлять».  Девочке адресовались такие пожелания: «Будь, как мать, приветливой, скромной, ретивой на работе, мастерицей прясть, ткать и узоры вышивать».

Особенностью  педагогики созданной карачаевцами, является то, что в ней отчетливо выявлена специфика идеала личности женщины. Идеал человека периода перехода от первобытно - общинного строя к феодальному отражает созданный героический эпосом карачаевцев образ женщины.

В карачаевских пословица и поговорках подчеркивается красота женщины, но особое значение придается ее уму: «Умная женщина смотрит на ум, глупая женщина смотрит на молодость».

Нартские  сказания, предания, народные сказки Карачая донесли до наших дней светлые мечты и чаяния женщины, ее стремление  к свободе, женскому счастью, а также желание сделать  счастливыми  окружающих.

У карачаевцев, как и у других народов, почитается культ матери, утверждающий ее непререкаемый авторитет и исключительную роль в воспитании детей.

Характерный взгляд на предназначение, женщины в судьбе человеческого рода, женского начала в мировоздании был свойственен карачаевцам, как и другими народами Кавказа.

Отношения матери и ребенка  складывались еще до появления на свет. Имело значение, каким по счету был ребенок в семье, рождались ли до него мальчики и др. Ожидание и рождение первого ребенка волновало женщину сильнее, чем последующих детей, поскольку с рождением первенца она становилась настоящей женщиной.   Традиционные   мировоззренческие постулаты  обусловливали предпочтительность рождения мальчиков, a это вызывало к жизни разные обычаи.

Таким образом, в устном творчестве карачаевцев утверждается мысль о том, что идеалом воспитания, образцами совершенства являются герои сказок, легенд, песен. Представления народа о совершенном человеке воплощались в практике семейного и общественного воспитания в виде совокупности конкретных черт и качеств личности, в поведении. Общенациональный идеал совершенного человека создавался не с только отдельными людьми, пусть даже наиболее опытными и мудрейшими, а наиболее передовой частью народа на основе обобщения опыта и следования национальным традициям.

В конечном итоге  совершенный человек в народной педагогике Карачая - это, говоря современным языком, всесторонне развитая личность. Цель воспитания, его характер и содержание конкретизировались и усложнялись в зависимости от возраста ребенка, постигнутого уровня его развития, условий жизни конкретной семьи и состояния общества в целом.  Наряду с воспитанием формирование личности происходило в процессе самовоспитания и социализации. Подготовка совершенного человека осуществлялась преимущественно в условиях семьи, ограничиваясь рамками селения.



Подъем этнокультурного  самосознания,   которым  в  значительной степени характеризуется современное российское общество, актуализирует научное знание и осмысление богатого культурного наследия народов нашей многонациональной  и  поликонфессиональной страны. Как русскую культуру, основанную на православии, невозможно понять без обращения к наследию христианства, так и познание национальных культур и народной педагогики мусульманских этносов России  (в частности, на Северном Кавказе), предполагает знание и понимание ислама.

В народной  педагогике  мусульманских этносов Северного Кавказа нашли широкое отражение следующие основные положения религиозной доктрины;

  • концепция жизненной необходимости и богоугодности неустанной работы человека над самосовершенствованием, приобретением знаний, физическим и духовным развитием;
  • установления, обязывающие человека и общество к охране окружающей среды, рачительному, бережному природопользованию и активной работе по возможно более полному восстановлению природных ресурсов;
  • интернационализм, отсутствие расовой и национальной дискриминации и разделения, достаточно высокая степень терпимости по отношению к другим религиям, толерантность к другим культурам;
  • воспитание в человеке нравственны качеств и соблюдение им морально-этических норм, наличие которых является необходимой составляющей развитой личности человека;

социально сплачивающая и  солидаризирующая направленность установлений.

Благодаря этой всеохватности  и целостности, названные религиозные установления имеют определяющее значение в этнопедагогических воззрениях народов Северного Кавказа, а именно, их направленности на интеллектуальное и физическое развитие, на духовно-нравственное, экологическое, трудовое и патриотическое воспитание подрастающих поколений.

Согласно исламскому вероучению, у человечества есть единственный путь, ведущий к благоденствию, благочестию  и развитию – это путь гармонии и сотрудничества с окружающей средой. Всякое нарушение гармонии, созданной богом, и каждый конфликт человечества с окружающим миром есть шаг к безбожию и самоубийству.

Религия воспитывает в  человеке любовь к Родине, родителям, соплеменникам и человечеству вообще.

Для любого ребенка Родина - это в первую очередь его семья. Именно в ней закладывается фундамент  и формируется личность будущего гражданина Отечества. Какие «семена» заложат в душе своего ребенка родители, такие «ростки» они пустят, таким он и вырастет: добрым или злым, эгоистом или великодушным, трусом или настоящим человеком.

Ребенок в казачьей семье с младенчества до 7 лет находился с родителями, под их опекой. С 7 лет на ребенка возлагали посильные работы. Мальчиков приобщали к мужским занятиям уход за скотом, заботы о хозяйстве; девочек - к работам по дому и огороду.  Существовала половая дифференциация: мальчик - будущий хозяин дома и защитник, воин, девочка - хозяйка и рукодельница. Таким образом, с раннего детства детей приобщали к труду, давая этим понять, что труд - главная обязанность каждого члена семьи.

Поведение детей  и подростков строго контролировалось взрослыми. К проказам было особое отношение: воспитывали не  только страхом, но и осуждения поступка. За сквернословие и кражу пороли. И того, кто попался за кражу, пороли публично, а затем, привязав к телу украденное, водили по улицам и заставляли кричать о содеянном.

С ранних лет мальчиков готовили к различным испытаниям и трудностям. Это были скачки на лошадях, военизированные игры, которые проводились под руководством взрослого. С 10 - 11 лет казачата участвовали в скачках – в соревнованиях, организуемых местной властью. Подростки упражнялись в джигитовке, владении оружием в подготовительных лагерях, где их готовили к будущей службе на благо Родины. Казачьи школы, где обучались мальчики, имели специальную программу по военной подготовке и устав, который неукоснительно должен был соблюдать каждый ученик

В воспитании девочек-казачек тоже сформировались определенные традиции. Представление о женской чести было вполне определённым. Родители строго следили за взаимоотношениями полов до брака. Если девушка до замужества вступила в половую связь с мужчиной, это считалось позором не только для ее семьи, но и для родственников. 

После замужества хозяйственные обязанности ложились на плечи казачки, а после ухода мужчины на военную службу женщины выполняли и мужскую работу.

Казачье воспитание формировало способность принимать  решения, адекватные любой обстановке. В результате сложился определенный тип личности, предполагавший силу духа и стойкие убеждения. Этому в большой степени способствовала и христианская мораль, которая проповедовалась в казачьей семье. Вера в Бога почиталась главной ценностью.

 

2.3. Особенности национального  воспитании славянских народов.      

С древних времен, охватывающих многие тысячелетия, изначальная вера наших мудрых предков, была неотъемлемой частью повседневной жизни славянского народа. Древняя вера не была  отстраненной от родовой жизни системой, так как вера и жизнь у славян - понятия никак не разделимые и друг без друга не существующие.  
      С самого начала родовой жизни славян обряды входили в обиход и повседневную жизнь всех славянских народов, а родовая и общинная жизнь всегда была неотъемлемой частью веры. Например, рождение peбёнкa у славян совершалось с соблюдением определенных обрядов и ритуалов.  
      Заботиться о будущем pe6eнкe у славян начинали задолго до его появления на свет.  
      Беременную женщину всячески защищали и оберегали от различных опасностей. Для этого днем женщина подпоясывалась поясом заботливого и любящего супруга, ночью yкpывалась его зипуном или плащом, чтобы "мужья сила" охраняла ее и ребенка во время сна.  
      Во время беременности любящий супруг всегда старался накормить свою жену самыми наилучшими яствами, так как испокон веков считается, что те избранные яства, какие просит беременная женщина, на самом деле просит чадо во чреве матери у своего отца.

     С самых ранних лет все дети славян воспитывались в соответствии с правилами иcкpeннeй любви к своему роду, в уважении к  вере, истории, самобытной культуре и народной традиции, в почтении к старшим и в заботе о младших, как  того требовал патриархальный жизненный уклад.  
        3накомство peбeнкa с образными символами своего рода и веры начиналось в младенчестве с обережных знаков и орнаментов, изображенных на люльке или колыбели, с деревянных и глиняных игрушек, в которых жили древние образы и предания.  
      Приобщение детей к вере предков, к овладению навыками созидательного труда происходило в возрасте от 3 до 7, в этом возрасте у всех детей  очень сильно развито коллективное мышление. Дети познавали окружающий мир и овладевали навыками созидательного труда путем подражания старшему поколению, а также перенимая многое у своих сверстников.  
      Для детей это была особая, занимательная форма игры в реальную жизнь, где они старались быть похожими на своих старших братьев и сестер, родителей, дедов.  
      Сначала дети в самом раннем возрасте играли вместе, затем, в шестилетнем возрасте, мальчики начинали устраивать свои военизированные игры, а девочки свои, но при этом у них сохранялись общие игры, в которые они играли с младенчества.  
      У славянских народов  маленьких детей до 12 лет не разделяли по половому признаку и называли их всех одинаково - чадо. Но при этом, каждого мальчика и каждую девочку неизменно воспитывали в уважении к противоположному полу. Детей в древние времена одевали в рубахи, сшитые не из нового полотна, а обязательно из одежды родителей. Py6aшкa мальчику шилась из рубахи отца, а py6aшкa девочки - из рубахи матери. Учили детей родители и жрецы. На ypoкax детям прививались понятия чести, сердечной дружбы, взаимопомощи, верности своему слову и долгу перед родиной.  
      Девочкам постоянно говорилось, что мальчики - это будущие мужчины, воины-защитники родной земли, любящие и нежные супруги, отцы и главы семейств, хозяева и поэтому они должны уважать и почитать мальчиков.  
      В свою очередь, мальчикам постоянно говорилось, что девочки - это будущие прекрасные женщины,  терпеливые создательницы уюта, любящие и нежные супруги, многодетные заботливые матери, трудолюбивые хозяйки  и поэтому мальчики должны уважать и почитать девочек.  
      Начиная с 7-9 лет, детей обучали родовой и общей грамоте, счету и вычислениям, письму, естествоведению.  
      Воспитанием детей, как духовным, так и физическим  занимались  в основном только мужчины, отцы и деды. Уделом матерей было окружать детей  лаской, заботой, любовью и вниманием.  
      На третий день после рождения каждый pe6eнoк получал свое первое имя. Когда же детям  исполнялось 12 лет и они достигали роста 7 пядей во лбу (124 см), для детей начинался новый этап в жизни.  
      Все подрастающее поколение проходило древние обряды совершеннолетия и обряды имянаречения.  После прохождения обрядов юноши и девушки считались взрослыми, совершеннолетними, готовыми продолжать традиции своих предков.  
      Если до прохождения обряда совершеннолетия они находились под покровительством и полной опорой своих родителей, которые несли за них всю ответственность, то после обряда совершеннолетия, подрастающее поколение несло полную ответственность за все свои совершенные деяния, слова и поступки, как и положено взрослому человeкy.  
      Юноши в 12 лет получали два меча. Это означало, что за 9 лет они должны были в совершенстве овладеть боевыми приемами владения мечами и стать воинами.  
      Девушки получали символьное веретено и прялку; это означало, что за 4 года они должны были в совершенстве овладеть рукоделием, ведением домашнего хозяйства, полеводством и садоводством, кулинарным искусством, уходом за детьми.  
      Начиная с 12 лет, юноши и девушки, прошедшие обряды совершеннолетия и имянаречения, начинали основательно изучать традиции и профессии, секреты которых хранили в их роду.  
      Все славяне носили одежду белого цвета. На каждой одежде, будь то мирская, повседневная, праздничная, или жреческий хитон, вышивался особый орнамент.  
      Достаточно было всего одного взгляда на мирскую одежду с этим орнаментом, чтобы знать, из какой местности прибыл человек, к какому роду он принадлежит, прошел обряд совершеннолетия или находится под родительской опекой, семейный он или нет, в какую касту входит и какого уровня мастерства достиг.  
      По орнаменту на жреческих одеяниях можно было узнать, какому богу или богородице служат жрец или жрица, из какой они местности, при каком капище или святилище сохраняют священный огонь и приносят бескровные жертвоприношения и требы. По цвету пояса жреца можно было безошибочно определить духовный уровень познания и занимаемое место в иерархии древнерусской церкви, а по орнаменту на поясе можно было определить, по какому духовному пути идет сей служитель древних богов.  
В повседневной жизни всех славян мирская (общинная) одежда разделялась на повседневную и праздничную. На повседневной женской одежде присутствовала особая символика, а также необходимые сведения, по которым можно было узнать, замужем она или нет.  
      Праздничная одежда замужней женщины была более богато украшена различными символами, знаками женского и земного плодородия, вышивкой, орнаментами, из которых можно было узнать не только сведения о роде супруга, но также, в каком роду она воспитывалась (рис. 1).

Информация о работе Нравственное воспитание несовершеннолетних с учетом традиций национальной культуры