Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:30, курсовая работа
Нравственное воспитание несовершеннолетних является одним из важнейших вопросов человеческого воспитания. Оно способствует выявлению внутренней сути человека и образованию его характера.
Воспитание всегда носит исторический характер и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня раз¬вития науки, возможностей возраста воспитуемых. Общество решает задачи воспитания подрастающего поколения, имея различные нравственные идеалы человека на каждом этапе своего развития.
Воспитание несовершеннолетних - извечная и актуальная проблема всего человечества, которая сопутствует ему на протяжении веков и тысячелетий. От подготовки подрастающей смены, от решения данной проблемы во многом зависят судьбы народов.
Многое из того, что делается сегодня на благодатном поле культуры, направлено на разрушение ее традиционного ядра. Именно сегодня мы переживаем регресс гуманности, кризис духовности, индивидуализм, культ денег. Одним из проявлений этого процесса следует признать навязывание западноевропейского образа жизни и, тем самым отстранение от традиционной национальной культуры.
Протестом против таких тенденций, губительно действующих на молодое поколение, стала деятельность учителей и других работников образования, культуры, так или иначе связанных с обучением и воспитанием несовершеннолетних. Они воспитывают интерес к отечественной истории, культуре, традициям, приобщают детей к великим заслугам предков прославивших Родину героическими подвигами. Историю, народные традиции учителя многих школ сделали эффективным средством нравственного воспитания детей и подростков.
Уклад семейной жизни имеет тенденцию значительно меняться вслед за изменениями в общественных отношениях и менталитете той или иной нации, то традиции являясь неотъемлемым элементом культуры народа, обладают большей степенью устойчивости и являются важным фактором консолидации общества и прочности семьи как его ячейки. Традиции включают в себя обычаи, обряды, ритуалы, праздники.
Духовное богатство народных традиций и обычаев дает нам возможность показать образцы из прошлой жизни и примеры для формирования подрастающей смены. Восприятие несовершеннолетними традиционных форм воспитания особенно в семейном кругу, проходит в естественных условиях, где царят любовь и взаимоуважение между членами семьи. Обычаи и традиции отражают исторически сложившуюся национальную культуру и национальный характер того или иного народа.
В традициях и обычаях в прошлом было много умного и интересного. Воспитание у подрастающего поколения правильного отношения к культурному наследию прошлого - одно из важнейших моментов воспитательной работы, которая содействует развитию у детей чувства любви, уважительного отношения ко всему тому, что доставляет радость людям, эстетическое наслаждение.
Таким образом, обычаи и традиции являются составной частью исторически сложившейся культуры того или иного народа и потому играют важную роль в воспитании нравственных качеств детей. Они затрагивают все без исключения стороны жизни общества: взаимоотношения людей, отношение человека к обществу, труду, семье, к другим народам. Именно традиции и обычаи являются самым древним воспитательным методом, который сформирован самим временем.
Традиции обладают большой степенью устойчивости в народном сознании, что делает их важным фактором воспитания несовершеннолетних, как в семье, так и за ее пределами.
Среди средств, направленных
на повышение эффективности
Богатейшим источником и побудителем чувств, переживаний является сказочный жанр - это не просто вымысел и фантазия, это особая реальность мира чувств.
Наряду со сказками значительное место занимают пословицы. Пословицы удовлетворяли различные духовные потребности людей: познавательные, производственные, эстетические, этические и т.д. Образовательные функции пословицы заключаются в передаче сведений практического характера: житейских советов, способов труда, методов воспитания.
В заключении, еще раз отметим, что главной целью воспитания несовершеннолетних на народных традициях является развитие интереса к прошлому своего народа, возрождение всего того доброго и хорошего, что было создано за многолетнюю историю, и не только возродить его, но и передать последующим поколениям.
Глава II. Изучение национальных особенности нравственного воспитания народов России
2.1. Традиции в воспитании народов севера.
Мы живем в многонациональной стране. Хакасия – это небольшой уголок России, но он богат обычаями и традициями, которые свято хранятся в памяти народной и предаются из поколения в поколение. Рождение ребенка в хакасской семье - это радость, счастье, это путеводная звезда на жизненном пути родителей. Ведь, недаром у хакасского народа Звезда – это образ, связанный с рождением человека, обозначающий его явное существование. И чем больше звезд на небе, тем светлее ночь, а это значит, что чем больше детей, тем спокойнее старость родителей. Многодетная семья очень почиталась у хакасского народа. Как гласит пословица : «У вырастившего скот – сыт желудок, а у вырастившего детей – сыта душа».
Известие о предстоящем рождении ребенка всегда принималось с радостью. Хакасы верили, что если ребенок родится на молодой месяц - то будет счастливый, в последние дни старой луны - несчастлив, в полнолуние - долговечный, на новолуние - очень удачливый. Рожденный весной будет хилым, осенью - крепким. Если в нечетный день недели родится девочка - будет счастливая, если мальчик - несчастлив. Трудно-родившийся ребенок будет непослушным. Ребенок, рожденный в «рубашке», считался счастливым. «Рубашку» хранили в мешочке вместе с серебряной монетой в специальной шкатулке.
Чтобы ребенок был крепким, его купали в соленой воде и затем натирали сметаной в течение шести месяцев. Обмыв, новорожденного заворачивали в пеленки, сделанные из поношенного белья старших родственников: дяди по матери или деда. Заранее для ребенка ничего не готовилось из суеверного страха за его жизнь. Кроме того, надеялись, что старая одежда могла перенести на ребенка долголетие, силу, а также человеческие качества носившего эту одежду.
Колыбель для ребенка делали только после его рождения, на новолуние. Ее по обычаю делал дядя по матери или дедушка по матери. Материалом служила береза. После изготовления устраивали праздник укладывания ребенка в колыбель, на который собирались родственники, соседи. Отец приносил ее в свою юрту, ставил на почетное место и сразу закрывал пологом. Колыбель окуривали богородской травой и обмахивали от злых сил. Прежде чем укладывали в колыбель малыша, совершали обряд. Если был мальчик, то укладывали в колыбель нож, огниво, березовое полено, а если девочка, то ножницы, наперсток с иглой и огниво.
После того, как окрепнут ребенок и его мать, обычно месяца через три проводили праздник именин Пала - той.
К этому торжеству готовились особенно тщательно, так как в нем присутствовал обряд наречения именем, являвшийся центральным в цикле обрядов, связанных с рождением ребенка. Готовилось хорошее угощение, резался скот, изготавливалась арака. Гости дарили малышу подарки на зубок, чтобы зубы быстрее прорезались. Подарки кольца, перстни, перламутровые пуговицы привязывали к колыбели. На именинах ребенку давали имя: девочке - пожилая женщина, а мальчику - старец. Человек, собравшийся дать имя, освещал уста молоком белой коровы и садился на почетное место, на белый войлок. За это его одаривали одеждой. Дарители имен девочке подвязывали 7 голубых бусинок, а мальчику - 3 стрелы.
В течение трех месяцев молодая мать должна при первом посещении любой юрты бросить в огонь кусочки сала и поклониться очагу. Хозяева в ответ, если с ней был ребенок, дарили ему монетку или пуговицу. Если не было ничего, то хозяйка просто мазала ребенку нос сажей и благословляла: «Будь свободным человеком. Живи до тех пор, пока твоя черная голова не побелеет, и твои зубы не пожелтеют!». Когда у ребенка прорезались первые зубы, устраивали небольшое угощение. Приглашались пожилые люди, которые на чаепитии дарили малышу на зубок монеты, пуговицы и другие мелкие вещи.
Как только ребенок делал свои первые самостоятельные шаги, совершался обряд «разрезания пут». Пожилая женщина - близкая родственница, брала нож (если был мальчик) или ножницы (если девочка) и перед ногами малыша на земле чертила крест троекратно и благословляла: «Я разрезаю твои путы! Пусть земля, по которой ты пойдешь, будет тверда, как железо!»
В хакасской семье с грудного возраста воспитывали детей в строгости, но без ругани, окриков и побоев. Ребенок с малолетства включался в повседневную работу. Сильным воспитательным фактором в семье хакасов всегда считался пример старших. «Чему научатся в гнезде, то и делают в полете», гласит хакасская пословица. Матери пели песни, в которых воздавалась хвала и почесть уму, благородству, чести и достоинству. Наставляя детей, не забывали им говорить: «Родители дали тебе жизнь, волю воспитай сам», «Не учись нежностям, учись трудностям». У детей вырабатывали уважение к взрослым, почитание к природе, к небесным светилам.
Человек родился... Сначала счастливые родители отмечают каждый день его жизни, переходя на недели, месяцы. Наконец, остается один день в году - день рождения. Все у маленького человека еще впереди, а пока он только родился. И не важно, какой он национальности, важно, чтобы он вырос достойным человеком, сумел пронести через свою жизнь любовь, уважение к отчему дому, к родному краю, к Родине, свято сохраняя обычаи и традиции своих предков.
Культура бурятского народа, как и любая национальная этнокультура, уникальна; в ней отражена многовековая история народа. Особенностями бурятской культуры считаются богатое устное народное творчество, традиции и обычаи, высоконравственные этические нормы, которые складывались веками и в которых нашли отражение вековой уклад народа, его духовное развитие, неповторимое декоративно-прикладное искусство, живопись, песни.
На особенности становления и развития бурятского народа, его культуры и языка оказали влияние буддийская и христианская традиции. Известно, что каждый народ имеет определенную этнопедагогическую базу, которая чаще всего основывалась на традиционных народных формах и нормах передачи знаний (обычно в устной форме), а более системная подготовка давалась в религиозных учебных заведениях типа христианских семинарий или школ при буддийских дацанах. Считается, что для развития духовной культуры Бурятии важную роль сыграли не только школьное образование духовенства, но и нравственное воспитание, членов конфессий всех возрастов и состояний. Так, в бурятских дацанах издавалась популярная комментаторская литература фольклорного типа для семейного чтения или пересказа дидактических сюжетов буддийской этики.
Последнее столетие, предоставившее
бурятскому народу возможности
большого культурного и социального рывка,
привело к отрыву от своих
восточных корней, к утрате многих элементов
национальной культуры и
языка, к некоторой бездуховности. Несмотря
на эти и многие другие отрицательные
факторы, культура бурят продолжает развиваться,
она не утратила способности создавать
духовные ценности. Однако процесс
утраты национальных духовных ценностей
опережает процесс восстановления и их
развития.
Традиционно для бурят очень важным было состояние их скота, что несомненно, отразилось в языке, и в частности во фразеологии, пословицах и поговорках: «Человеком становятся с детства, рысаком — с жеребенка», «Если тебя встретили, зарезав барана, встречай их, забив быка», «Не бывает шубы без шва».
Еще одним из значимых явлений в системе национального образования Бурятии является работа по возрождению и развитию языка, культуры, традиций малочисленного эвенкийского народа. На территории республики эвенки проживают компактно в составе четырех северных народов. Cудьбa эвенкийского народа, расселившегося по всей территории Восточной Сибири небольшими сородичами достаточно трудна, суровые условия природы, оторванность от современных удобств, благ цивилизации. Эвенки в значительной степени отошли от традиционных трудовых занятий, и возникла угроза полной потери языка, поскольку осталось мало семей, говорящих на эвенкийском языке. Для возрождения и развития языка, культуры, традиций, образа жизни, духовного наследия эвенкийского народа в республике создана Ассоциация народов Севера, проводятся региональные конференции, где поднимаются вопросы возрождения родовых земель, приобщения несовершеннолетних к материальной и духовной культуре предков.
Язык является первоосновой культуры. Знание языка способствует не просто общекультурному развитию, расширению кругозора, оно позволяет понять ограниченность, недостаточность, относительность своего мира и многообразия моделей мира, существующих у разных народов, и тем самым способствует взаимопониманию, межкультурному диалогу. Язык, являясь первоосновой культуры, влияет на своеобразие восприятия и осмысления окружающего их мира. В процессе обучения и воспитания учащихся, наряду с освоением всех предметов, происходит овладение родным языком и литературой, историей, приобщение к культуре и духовному наследию народа. В настоящее время в республике 164 национальные бурятские школы, в 15 школах преподается старомонгольская письменность. В 104 общеобразовательных учреждениях из 400 изучается бурятский язык, из них — в 46 школах Улан-Удэ. В 10 школах преподается эвенкийский язык.
Бурятский язык преподается в 1—3-х классах, а иногда факультативно до 7—8-го класса, но всего по 2 часа в неделю и по программе « Бурятский язык как иностранный».
Практика работы национальных школ Бурятии показывает, что преподавание учебных дисциплин с учетом видов внешнекультурной и внутрикультурной коммуникации воспитывает уважение к родной культуре своего народа и мировой культуре в целом, ведет к духовно-нравственному и общекультурному возрождению народа, распространению его этнокультуры в иные этнокультуры. В целом развитие национального образования в Бурятии представляет собой творческий процесс, характеризующийся появлением новых типов школ, обновлением содержания образования новыми образовательными технологиями, основанными на идеях, формах и методах этнопсихологии и этнопедагогики.
2.2. Традиции в воспитании народов северного Кавказа.
Величайшей ценностью является семья. Как устойчивая социальная общность, она выступает мощным фактором формирования личности, передачи социального опыта, исторической памяти людей, этнокультурных традиций.
Нравственные нормы россиян трудно рассматривать в отрыве от религиозных ценностей. Как христианство, так и ислам исходят из принципов равенство всех людей, трудовой образ жизни, чистота, трезвость, целомудрие, милосердие.
Будущий облик подрастающего человека во многом определяют обстановка, микроклимат в семье и взаимоотношения между ее членами. Уравновешенным человеком и удачным семьянином скорее становится тот, у кого в детстве были любящие друг друга родители, кто был привязан к ним, имел возможность откровенно говорить с ними обо всем, к кому относились в семье благожелательно, уважительно и в то же время требовательно.
Основные этнические ценности дагестанского народа, сфокусированные в семье. необычайно глубокая любовь к детям, доброта и забота о стариках. Послушания добивались не силой, а словом. Дагестанцы высоко ценят родственные связи, всегда приходят на помощь друг другу. Делят беды и радости. В Дагестане есть великолепный обычай, способствующий приобщению несовершеннолетних к труду. В строительстве дома для будущих молодоженов принимают участие все жители села, прежде всего — близкие и дальние родственники. Сложившаяся веками и сохранившаяся до наших дней традиция взаимовыручки, взаимной помощи и поддержки способствует укреплению родственных связей. Важнейшей заповедью нравственности дагестанского народа является уважение к людям труда. Это чувство у детей формировалось с малолетства. По народным обычаям, родители должны научить детей трудиться.