Нравственная культура

Автор: g*******@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 21:24, реферат

Описание работы

Нравственное совершенствование – это следование идеалу, выполнение человеческого назначения, призвания. Совершенствоваться для того, чтобы в полной мере вкусить радость бытия,- путь ложный. Счастье может быть только следствием осуществления высшего смысла жизни, когда оно (счастье) не является самоцелью.

Работа содержит 1 файл

теория.docx

— 78.73 Кб (Скачать)

      Изучение, анализ и последующий синтез знаний по данной проблеме (в трудах по философии, религии, в наследии христианских подвижников  и мистиков Востока, духовных учениях  и работах современной науки) позволяют сделать вывод о  том, что духовность и нравственность – явления не тождественные и  не рядоположенные.

      Нравственность  в энциклопедическом педагогическом словаре трактуется как термин, употребляющийся, как правило, в качестве синонима термину мораль, реже - этика. Так же как понятия «этика» в греческом, «мораль» в латинском, русское слово «нравственность» этимологически восходит к слову «нрав» (характер) и лексически закреплено в Словаре Академии Российской (1793). В советской этической литературе в разное время под нравственностью понимались: а) нравы как практикуемые формы поведения, б) мораль, закреплённая традицией и вековой привычкой, в) мораль на уровне её общественных проявлений - в отличие от морали как феномена культуры, формы мотивации индивидуального поведения, личностной установки, совокупности объективных и безусловных норм, г) сфера нравственной свободы личности, когда общественные и общечеловеческие требования совпадают с внутренними мотивами; область самодеятельности и творчества человека, внутреннего самопринуждения, благодаря личной сознательности переходящего в склонность и спонтанное побуждение творить добро. Таким образом, в целом можно сказать, что нравственность характеризуетличность человека, его социальную сущность. В некоторой степени её можно отнести и к человеческой душе, которая проявляется в физическом мире через нашу личность. И если определить своего рода пространственную направленность нравственности, то это «горизонтальные» связи, то есть - социальные. Нравственность своего рода мерило принятия, присвоения человеком общественных норм и ценностей, а потому она в определённой степени может быть воспитана.

      Духовность  же имеет «вертикальную» направленность, поскольку она «не от мира сего», - она принадлежит духу, духовному миру, а не социальному. Но как солнце, свет дают растению возможность набрать «цвет» и распуститься чудесным цветком, так и духовность (дух) даёт человеку (личности, душе) проявить в этом мире свои самые лучшие – божественные качества: любовь, милосердие, сострадание, терпение… Если обратиться к уже имеющимся в психолого-педагогических науках понятиям, то, на наш взгляд, наиболее идентично понятию «дух» понятия «индивидуальность» и «высшее Я».

      В энциклопедическом педагогическом словаре находим: «Понятие духовность, образованное от слова «дух», изначально указывало на соотнесённость с супранатуралистическим трансцендентным началом… Духовность не поддаётся определению, поскольку дух - беспределен и не укладывается в пределы разума; в пределах только разума определение духовности негативно. Духовность противостоит социальности: в той мере, в какой социальность спонтанна, корыстна, адаптивна, - она бездуховна… Императив "Имей в себе Бога", который В.С. Соловьёв сформулировал как требование религиозной нравственности, в наиболее строгом виде выражает смысл духовности и показывает, что работа духа всегда представляет собой мистическую практику».

      Взгляды на сущность данного понятия представителей разных сфер познания (философии, науки  и религии) в большой мере идентичны. Духовность неразрывно связана с  духом человека; с действием Святого  Духа, с Благодатью; с тончайшей, высшей энергией в человеке; с сознанием  человека; с открытостью и возжжением сердца и духа; с божественной энергией Любви.

      Так, Н. Бердяев считал, что с духовностью  связано глубинное «я» человека; идущая из глубины сила, образующая и поддерживающая личность в человеке.

      Человеческая  духовность не просто неосознанна, - утверждал В.Франкл, - а неизбежно бессознательна. В своей работе «Духовность, свобода и ответственность» он уточняет: «То, что может противостоять всему социальному, телесному и даже психическому в человеке, мы и называем духовным в нём… Человек вообще является человеком тогда и постольку, когда и поскольку он как духовное существо выходит за пределы своего телесного и душевного бытия».

      Созвучны  этим взглядам и мысли И.А. Ильина: «…Говоря о духовности или о духе, не следует представлять себе какую-то непроглядную метафизику или запутанно-непостижимую философию… Дух не есть ни привидение, ни иллюзия. Он есть подлинная реальностьи притом драгоценная реальность, - самая драгоценная из всех… Дух есть дыхание Божие в природе и человеке; сокровенный, внутренний свет во всех сущих вещахначало, во всём животворящее, осмысливающее и очистительноеОн освящает жизнь, чтобы она не превратилась в мёртвую, невыносимую пустыню, в хаос пыли и в вихрь злобы; но он же сообщает всему сущему силу, необходимую для того, чтобы приобщиться духу и стать духовным» (Инстинкт духовности //Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т.3 / Сост. и коммент. – Ю.Т.Лисицы; Худож. Л.Ф.Шканов. – М.: Русская книга, 1994).

      По  мнению митрополита Сурожского Антония, духовность – не достижение, а путь. Духовность заключается в том, что Святой Дух действует в нас, это проявления его таинственного действия.

      К уникальному свойству человеческого  существа, делающего его человеком, относил духовность Александр Мень. «…Духовность есть обладание духом, бессмертным, творческим, этическим, свободным духом… Духовность есть проявление духа. Человеческая духовность не есть наше изобретение. Мысль человека отображает Мысль космическую, сознание человека отображает космическое Сверхсознание, духовность человека связана с высшим духовным планом бытия» (Интервью Н. Большаковой, март 1989 г.).

      В целом в философско-религиозной  русской мысли человек рассматривается  как совокупность духа, души и тела, или, соответственно, духовности, душевности и телесности. При этом особо подчёркивается мысль об иерархичности, о доминирующем положении духовности над душевностью  и телесностью. Подвижник-аскет Феофан Затворник утверждал, что по своему естественному назначению человек должен жить в духе, духу подчинять и духом проникать всё душевное, а тем паче телесное, а за ними и всё своё внешнее, то есть жизнь семейную и общественную.

      С понятием духа и его действием  в человеке связывают своё представление  о духовности и многие современные  учёные, идущие по пути синтеза знаний.

      «Дух – неделимая, неизменяемая божественно идеальная тонкоматериальная сущность, которой человек наделяется Богом от зачатия, дающая человеку возможность стать богоподобным и обеспечивающая человеку связь с Небесами. Через Дух Бог следит за нами. Через Дух наши обращения достигают Небес. Духовность – это оболочка Духа, нарабатываемая человеком по жизни. В содержательном смысле духовность – это состояние человека, принявшего в качестве основы своей сущности - Творца, Иерархию и Любовь и устремленного к ним, живущего с открытым сердцем, руководствующегося в своих действиях нравственностью и добром, ориентированного на расширение сознания, творческое созидание и самосовершенствование, следующего законам Космоса» (доктор физико-математических наук, академик РАЕН А.Е. Акимов).

      «Духовность – реальная феноменологическая величина. Духовность – принцип работы духа с человеком» (доктор медицинских  наук С.В. Казначеев)

      «Через  духовность осуществляется связь энергии  Космоса с полем живого вещества человека. Духовность – это способность  человека трансформировать энергию  Космоса и направлять её на других людей с целью дальнейшего  развития вселенской любви, добра и  саморазвития. …Духовность – изнутри  имманентно присущее» (доктор психологических  наук, профессор, академик РАО В.А. Пономаренко).

      Как путь вертикального самосозидания человека, духовного движения к Богу (или Сверхразуму, Космосу); как оплодотворённость души духом и постоянную тягу к вершинам бытия рассматривает духовность В.И. Андреев (автор инновационного курса «Педагогика творческого саморазвития»).

      Из  анализа других научных взглядов на духовность, когда авторами не даётся точное определение данного понятия, всё же можно достаточно ясно отметить – ведущим (в смысловом аспекте) в характеристике духовности выступает  именно «дух», сущее в человеке. Характерной  особенностью здесь является обозначение  исследователями принципиального  различия духовности и знаний как  результата овладения культурой. Так, например, В.Д. Шадриков подчёркивает, что духовность не находится в прямой связи со способностями и интеллектом. По его мнению, духовным может быть и человек со средними способностями. Вместе с тем в своем пределе духовность является проявлением сверхсознания (М.В. Лодыженский) - особого состояния сознания, характеризующегося проникновением в суть вещей, постижением духовных истин. Органом сверхсознания в человеке является сердце (А.Бергсон, В.Ф.Войно-Ясенецкий, И.А.Ильин, И.С. Павлов, П.А.Флоренский), которое, согласно не только духовным источникам, но и последним научным данным, является не только главным «чувствилищем», но и органом духовного познания.

      Обобщение изученного и проанализированного  в исследовании материала (только частично представленного в данной статье) позволяет заключить, что духовность – это тончайшая духовная энергия, связывающая человека с Высшим Миром. Именно эта энергия (которую можно назвать и психической, и огненной, и энергией сознания, и сердечной энергией) даёт возможность нашему духу проявлять себя в земном мире, одухотворяя («оплодотворяя») всё, что производит человек «своими руками и ногами». Духовность, как божественная по своему происхождению энергия, в своём высшем проявлении, по сути, и есть высочайшая, тончайшая энергия Любви, энергия сердца. Духовность, как своего рода потенциал, «зерно», имеется, в принципе, у каждого, но оно может так и остаться в непроявленном, «спящем состоянии», если его не пробудить и не помочь «пойти в рост».

      Итак, сущность духовности в предельно  обобщённом виде можно выразить одним  словом – ЛЮБОВЬ. Любовь, которая  не есть произведение человека, а великий  дар свыше, данный человеку в потенциале изначально. Для чего? Для приумножения его в себе и привнесения в  мир. Ведь именно через любовь (духовность) и проявляет себя в человеке Бог, «потому что Бог есть любовь» (1 Иоан. 4: 8). И чем более в человеке любви (истинной Любви, божественной, - любви ко всему сущему), тем более он духовен.

      Человек создан по образу и подобию Божию. Об этом единогласно говорят все религии мира, все духовные учения. В Евангелии от Иоанна (10: 34) Христос напоминает: «Не написано ли в законе вашем: «Я сказал: вы боги»?» И если цель человека в своей, пусть и несколько отдалённой, перспективе стать богом заложена в его эволюционной программе, то путь достижения этой цели дан человеку в заповедях, главной из которых является именно любовь. Любовь, которая «долготерпит, милосердствует, …не завидует, …не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит». Любовь, которая «никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13).

      Нравственность  и духовность человека в его становлении  неразрывно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Именно для того, чтобы подчеркнуть их неразрывную связь в этом становлении, мы и обозначили его как духовно-нравственное. Однако каждая из них развивается по своим законам, поскольку они относятся к разным иерархическим сферам бытия. И как было показано ранее, одна (духовность) дана человеку в своём потенциале изначально свыше, другая может быть приобретена человеком в процессе воспитания или самовоспитания.

      Выше  мы отмечали, что нравственность более  относится к личности, а, в некотором  роде, и к душе человека. Она является для неё (для души) своеобразным средством, путём достижения духа. По словам митрополита  Сурожского Антония, наш дух не может  с места двинуться без того, чтобы наша душевность не участвовала  в его возрождении и восхождении  к Богу. Душевный подвиг требуется  для того, чтобы загорелся дух и чтобы Бог все глубже мог с нами соединиться. И далее, когда загорится наш дух, это пламя постепенно пронизывает и душевность нашу. В свете той благодати, которая уже осияла наш дух, мы делаемся способными принимать решения, которые иначе не могли бы принимать, делаемся способными понимать то, чего иначе не могли бы понять. И когда человек дошел до полноты какой-то приобщенности к Богу (полноты, конечно, относительной), то эта благодать сходит и пронизывает и наше тело. Другими словами, говоря научным языком, можно сказать, что нравственность, как присущая личности характеристика, является необходимым условием и средством пробуждения и возрождения духовности. Духовность же, при обретении ею достаточной силы, в свою очередь, может выступать в такой же роли по отношению к нравственности, - то есть возвышать и преображать её.  
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Акмамбетов Г.Г. Нравственная культура и личность. Алма-Ата, 1988.
  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М., 1968.
  3. Аристотель. Соч. В 4 т. М., 1984. Т.4.
  4. Бербешкина З.А. Совесть и справедливость. М., 1987.
  5. Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей. М, 1981.
  6. Бушелева Б.В. Моральная ориентация и ее место в структуре социальной активности // Актуальные проблемы формирования социальной активности учащихся. М., 1988.
  7. Василенко В.А. Мораль и общественная практика. М., 1983.
  8. Гудечек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе. М., 1989.
  9. Дробницкий О.Г. Моральное сознание и его структура // Вопросы психологии. 1977. №2. С.31-42.
  10. Дубко Е.А., Титов В.А. Идеал, справедливость, счастье. М., 1989.
  11. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР. Т.2. М., 1965. С.189-205.
  12. Злотников В.А. Духовные потребности советского рабочего. Саратов, 1975.
  13. Зотов Н.Д. Личность как субъект нравственной активности. Томск, 1984.
  14. Ларушфуко Ф., Паскаль Б., Лабьюйер Ж. Суждения и афоризмы. М., 1990.
  15. Леонтьев Д.А. Человек и мир: логика жизненных отношений // Логика, психология и семиотика: аспекты взаимодействия. Киев, 1990. С.47-58.
  16. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М., 1997.
  17. Мальковскя Т.Н. Психолого-педагогические основы формирования социально активной позиции школьников // Формирование активной жизненной позиции школьников. М., 1979. С.7-18.
  18. Материалисты Древней Греции. М., 1955.
  19. Нешев К. Этика счастья. М., 1982.
  20. Пороховская Т.И. Ценность и оценка в морали. М., 1988.
  21. Руткевич М.Н. Диалектика и социология. М., 1980.
  22. Скворцов Л.В. Субъект истории и социальное самосознание. М., 1983.
  23. Скворцова И.А. Взаимосвязь ценностных ориентаций и жизненной позиции школьника // Актуальные проблемы формирования социальной активности учащихся. М., 1988. С.51-68.
  24. Соколов Э.В. Культура и личность. М., 1972.
  25. Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания. М., 1974.
  26. Толстой Л.Н. Детство. Отрочество. Юность. Собр. соч.: В 22 т. М., 1983. Т.1.
  27. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966.
  28. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М., 1986.
  29. . Шабанова М. Свобода в условиях реформ //Свободная мысль. 1996. №4. С.62-72.
  30. Ядов В.А. Регуляция и саморегуляция социального поведения личности: постановка проблемы // Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. М., 1979. С.6-32.

Информация о работе Нравственная культура