Автор: g*******@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 21:24, реферат
Нравственное совершенствование – это следование идеалу, выполнение человеческого назначения, призвания. Совершенствоваться для того, чтобы в полной мере вкусить радость бытия,- путь ложный. Счастье может быть только следствием осуществления высшего смысла жизни, когда оно (счастье) не является самоцелью.
Под нравственным идеалом понимают «представления о нравственном совершенстве, чаще всего выражающиеся в образе личности, воплотившей такие моральные качества, которые могут служить высшим моральным образцом» [28, с.153].
В сознании
человека нравственный идеал выполняет
две очень важные функции. Во-первых,
он позволяет индивиду оценивать
поведение других людей; во-вторых,
играет роль ориентира в нравственном
самосовершенствовании
По содержанию идеалов можно судить не только об отдельном человеке, но и об обществе в целом. Если общество создает условия для формирования идеалов привлекательных, то можно сказать, что оно развивается в прогрессивном направлении, и наоборот, если общество вместо идеала предлагает некий жалкий эрзац, то о таком обществе можно сказать, что оно теряет свой моральный авторитет.
Итак, представленные в ценностной иерархии ценности-нормы, ценности-оценки, ценности-понятия, ценности-принципы, ценности-идеалы имеют ряд отличительных признаков: во-первых, они играют роль мотивации достижения цели; во-вторых, содержат в себе общечеловеческие начала; в-третьих, придают смысл поведению и поступкам человека, осуществляя при этом их регулирование.
Рассмотрение нравственных ценностей позволяет перейти к раскрытию содержания ценностных ориентаций, которое может быть представлено как единство эмоционального, когнитивного и поведенческого элементов. В процессе развития ценностных ориентаций происходит прежде всего эмоциональное переживание, эмоциональное оценивание человеком ценности. Это первая наиболее непосредственная и интуитивная связь личности с новым явлением действительности, и в процессе установления этой связи актуализируются установки, потребности, мотивы личности.
Становление ценностных ориентаций предполагает также рациональное оценивание, связанное с осознанием человеком побуждений, мотивов поступков, что и составляет основу когнитивного элемента ценностных ориентаций.
В структуре
ценностных ориентаций важное место
принадлежит и поведенческому элементу,
который представляет собой «практическое
выражение» ценностных ориентаций, учет
«реальных возможностей»
Однако
в литературе понятие «нравственная
активность» встречается крайне
редко, и сам термин практически
не используется. Один из немногих исследователей
данного феномена, Н.Д. Зотов, пишет:
«Нравственную активность можно
рассматривать как
Такое утверждение представляется нам справедливым, но лишь при условии, что «другие», с которыми идет сравнение, сами по себе достаточно нравственны. Кроме того, здесь речь идет о зрелой личности, между тем нравственная активность формируется длительно и поэтапно.
В дошкольном и младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственности, усваивается общечеловеческий минимум моральных норм. Это также сензитивный период для формирования нравственных чувств. И именно сила и глубина этих чувств, их влияние на поведение ребенка, на его отношение к людям, к природе, к результатам человеческого труда определяют меру нравственной активности.
Подростки поднимаются уже на уровень осознания моральных требований, формирования представлений о нравственных ценностях, развития способности к нравственной оценке. Интенсивное общение выступает основой для «тренировки» нравственного поведения.
В ранней
юности у человека формируются нравственные
представления
Мы полагаем, что нравственную активность можно рассматривать в качестве одного из ведущих критериев уровня развития нравственного сознания личности. Нравственную активность можно определить, на наш взгляд, как такое деятельное нравственное отношение человека к миру, к другим людям, в котором субъект выступает как активный носитель и «проводник» нравственных ценностей (норм, принципов, идеалов), способный к устойчивому нравственному поведению и самосовершенствованию, ответственно подходящий к принятию моральных решений, непримиримо относящийся к аморальным проявлениям, открыто выражающий свою нравственную позицию.
Итак, рассмотрение
нравственной активности позволяет
наиболее полно раскрыть поведенческий
элемент структуры ценностных ориентаций,
последние же, в свою очередь, играют
важную роль в формировании нравственной
активности, определяя ее направленность,
содержание, формы выражения, цели и
средства нравственного
Ценностные
ориентации как элементы морального
сознания выполняют ряд функций.
Исследователем Э.В. Соколовым, мнение
которого мы разделяем, выделяются следующие
важнейшие функции ценностных ориентаций: экспрессивная, способствующая самоутверждению
и самовыражению индивида. Человек стремится
принятые ценности передать другим, достичь
признания, успеха; адаптивная, выражающая способность
личности удовлетворять свои основные
потребности теми способами и посредством
тех ценностей, которыми располагает данное
общество; защиты личности - ценностные
ориентации выступают своего рода «фильтрами»,
пропускающими лишь ту информацию, которая
не требует существенной перестройки
всей системы личности; познавательная, напр
Таким
образом, в ценностно-смысловых
Осознание
необходимости реализации в своем
поведении определенной системы
ценностей и тем самым
Особенностью
системы ценностей
Изменения
в ценностной структуре нравственного
сознания - это, прежде всего, смена
ведущей, основной ценностной ориентации,
задающей нормативную определенность
таким ценностно-
Общественная потребность в новом типе нравственного сознания появляется тогда, когда прежняя верховная ценностная ориентация не отвечает требованиям изменившейся исторической действительности, оказывается неспособной выполнять присущие ей функции, ценности не становятся убеждениями людей, последние в нравственном выборе все реже апеллируют к ним, то есть происходит отчуждение индивидов от этих нравственных ценностей, возникает ситуация ценностного вакуума, порождающая духовный цинизм, подрывающая взаимопонимание и интеграцию людей.
Новая ведущая ценностная ориентация, выступая альтернативой прежней, способна не только перестроить систему моральных ценностей, но и изменить силу их мотивационного воздействия. Как отмечают отечественные психологи Д.Н. Узнадзе, Ф.В. Бассин, А.Е. Шерозия и др., перестройка системы ценностных ориентаций, изменение субординации между ценностями свидетельствуют о глубоких преобразованиях в смысловой картине окружающего мира, изменении семантических характеристик различных его элементов.
Итак, ценностная ориентация - это базовый элемент нравственного сознания, обеспечивающий общую направленность поведения индивидов, социально значимый выбор ими целей, ценностей, способов регуляции поведения, его форм и стиля.
Ценности и ценностные ориентации, являясь ядром общественного морального сознания, вокруг которого объединяются как элементы теоретического, так и обыденного его уровней, выполняют интегративную роль в организации всей системы. Графически это можно представить так (см. рис. 2):
Рис. 2. Структура нравственного сознания: 1 - обыденный уровень; 2 - теоретический уровень
Нравственное сознание (рис. 2) представлено двумя уровнями: обыденным и теоретическим, границы между которыми подвижны, так что отдельные структурные элементы (нормы, оценки, понятия) могут функционировать на обоих уровнях. Более устойчивыми структурными элементами обыденного нравственного сознания являются обычаи и традиции, а теоретического - идеалы. Интегративным началом, объединяющим все элементы воедино, выступают ценности и ценностные ориентации.
Итак, проведенный анализ структуры нравственного сознания позволяет сделать вывод о том, что это сложное системное образование представлено множеством элементов, большинство из которых достаточно подвижно, так что отнесение их к обыденному или теоретическому уровням является достаточно условным.
Представленные
структурные элементы, будучи тесно
связанными друг с другом, в то же время
имеют и свои отличительные черты, что,
однако, не исключает выполнение каждым
из них в той или иной степени основной
функции нравственного сознания - регуляции
поведения людей в обществе.
духовно-нравственное становление человека.
В контексте нашего исследования такая формулировка подразумевает синтез двух неотъемлемых для человеческого становления и развития компонентов – духовности и нравственности, каждый из которых имеет свои характеристики. Кроме этого, вычленение и определение духовной компоненты на первый план обусловлено доминирующей ролью в становлении человека Человеком именно духовности.
Антропологический
подход, всё увереннее занимающий
своё место в методологии