Нравственная культура

Автор: g*******@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 21:24, реферат

Описание работы

Нравственное совершенствование – это следование идеалу, выполнение человеческого назначения, призвания. Совершенствоваться для того, чтобы в полной мере вкусить радость бытия,- путь ложный. Счастье может быть только следствием осуществления высшего смысла жизни, когда оно (счастье) не является самоцелью.

Работа содержит 1 файл

теория.docx

— 78.73 Кб (Скачать)

Под нравственным идеалом понимают «представления о нравственном совершенстве, чаще всего выражающиеся в образе личности, воплотившей такие моральные качества, которые могут служить высшим моральным образцом» [28, с.153].

В сознании человека нравственный идеал выполняет  две очень важные функции. Во-первых, он позволяет индивиду оценивать  поведение других людей; во-вторых, играет роль ориентира в нравственном самосовершенствовании личности. Наличие  сформированного идеала у человека говорит о многом: о том, что  индивид сознательно относится  к себе как к нравственной личности, о его целеустремленности, моральной  зрелости. Отсутствие идеала обычно характеризует  людей, не задумывающихся над своим  нравственным совершенствованием. Однако важно не только само наличие у  человека нравственного идеала, но и его содержание. В жизни немало примеров, когда иной «идеал» способствует не развитию и возвышению личности в нравственном плане, а ее обеднению, а иногда и деградации. Такой идеал  не может являться нравственным в  полном значении этого слова.

По содержанию идеалов можно судить не только об отдельном человеке, но и об обществе в целом. Если общество создает условия  для формирования идеалов привлекательных, то можно сказать, что оно развивается в прогрессивном направлении, и наоборот, если общество вместо идеала предлагает некий жалкий эрзац, то о таком обществе можно сказать, что оно теряет свой моральный авторитет.

Итак, представленные в ценностной иерархии ценности-нормы, ценности-оценки, ценности-понятия, ценности-принципы, ценности-идеалы имеют ряд отличительных  признаков: во-первых, они играют роль мотивации достижения цели; во-вторых, содержат в себе общечеловеческие начала; в-третьих, придают смысл поведению  и поступкам человека, осуществляя  при этом их регулирование.

Рассмотрение  нравственных ценностей позволяет  перейти к раскрытию содержания ценностных ориентаций, которое может  быть представлено как единство эмоционального, когнитивного и поведенческого элементов. В процессе развития ценностных ориентаций происходит прежде всего эмоциональное переживание, эмоциональное оценивание человеком ценности. Это первая наиболее непосредственная и интуитивная связь личности с новым явлением действительности, и в процессе установления этой связи актуализируются установки, потребности, мотивы личности.

Становление ценностных ориентаций предполагает также  рациональное оценивание, связанное  с осознанием человеком побуждений, мотивов поступков, что и составляет основу когнитивного элемента ценностных ориентаций.

В структуре  ценностных ориентаций важное место  принадлежит и поведенческому элементу, который представляет собой «практическое  выражение» ценностных ориентаций, учет «реальных возможностей» человека в данной деятельности. Его реализацию можно проследить на примере нравственной активности субъекта, которая должна занимать, по нашему мнению, ведущее  место среди других форм социальной активности, поскольку, как совершенно справедливо замечает Т.Н. Мальковская, именно «нравственные ценности… определяют направленность всех форм социальной активности» [17, с.13].

Однако  в литературе понятие «нравственная  активность» встречается крайне редко, и сам термин практически  не используется. Один из немногих исследователей данного феномена, Н.Д. Зотов, пишет: «Нравственную активность можно  рассматривать как специфическую  активность сознания и воли, направленную на практическое осуществление моральных  требований, исходящих от общества» [13, с.128]. Характеризуя нравственно активную личность, Н.Д. Зотов отмечает, что  «это личность, чаще всего совершающая  нравственные действия, более устойчиво, чем другие, следующая требованиям  долга, личность, проверяющая идеалами добра свой жизненный путь» [13, с.5].

Такое утверждение представляется нам  справедливым, но лишь при условии, что «другие», с которыми идет сравнение, сами по себе достаточно нравственны. Кроме того, здесь речь идет о  зрелой личности, между тем нравственная активность формируется длительно  и поэтапно.

В дошкольном и младшем школьном возрасте закладывается  фундамент нравственности, усваивается  общечеловеческий минимум моральных  норм. Это также сензитивный период для формирования нравственных чувств. И именно сила и глубина этих чувств, их влияние на поведение ребенка, на его отношение к людям, к природе, к результатам человеческого труда определяют меру нравственной активности.

Подростки поднимаются уже на уровень осознания  моральных требований, формирования представлений о нравственных ценностях, развития способности к нравственной оценке. Интенсивное общение выступает  основой для «тренировки» нравственного  поведения.

В ранней юности у человека формируются нравственные представления мировоззренческого уровня: о смысле жизни, о счастье, о человеке как высшей ценности, индивид становится способным самостоятельно осуществлять нравственный выбор.

Мы полагаем, что нравственную активность можно  рассматривать в качестве одного из ведущих критериев уровня развития нравственного сознания личности. Нравственную активность можно определить, на наш взгляд, как такое деятельное нравственное отношение человека к миру, к другим людям, в котором субъект выступает как активный носитель и «проводник» нравственных ценностей (норм, принципов, идеалов), способный к устойчивому нравственному поведению и самосовершенствованию, ответственно подходящий к принятию моральных решений, непримиримо относящийся к аморальным проявлениям, открыто выражающий свою нравственную позицию.

Итак, рассмотрение нравственной активности позволяет  наиболее полно раскрыть поведенческий  элемент структуры ценностных ориентаций, последние же, в свою очередь, играют важную роль в формировании нравственной активности, определяя ее направленность, содержание, формы выражения, цели и  средства нравственного самосовершенствования  личности.

Ценностные  ориентации как элементы морального сознания выполняют ряд функций. Исследователем Э.В. Соколовым, мнение которого мы разделяем, выделяются следующие  важнейшие функции ценностных ориентаций: экспрессивная, способствующая самоутверждению и самовыражению индивида. Человек стремится принятые ценности передать другим, достичь признания, успеха; адаптивная, выражающая способность личности удовлетворять свои основные потребности теми способами и посредством тех ценностей, которыми располагает данное общество; защиты личности - ценностные ориентации выступают своего рода «фильтрами», пропускающими лишь ту информацию, которая не требует существенной перестройки всей системы личности; познавательная, направленная на объекты и поиск информации, необходимой для поддержания внутренней целостности личности; координации внутренней психической жизни, гармонизации психических процессов, согласование их во времени и применительно к условиям деятельности [24, с.174-179].

Таким образом, в ценностно-смысловых образованиях нравственного сознания мы видим, с  одной стороны, те формы, в которых  систематизируется, кодируется нравственное значение общественных явлений, а с  другой - те ориентиры поведения, которые  определяют его направленность и  выступают конечными основаниями  моральных оценок.

Осознание необходимости реализации в своем  поведении определенной системы  ценностей и тем самым осознание  себя субъектом исторического процесса, творцом «должных» нравственных отношений становится источником самоуважения, достоинства и социальной активности личности. На основе сложившихся ценностных ориентаций осуществляется саморегуляция деятельности, заключающаяся в способности человека сознательно решать стоящие перед ним задачи, осуществлять свободный выбор решений, утверждать своей деятельностью те или иные социально-нравственные ценности. Реализация ценностей в этом случае воспринимается индивидом как нравственный, гражданский, профессиональный и т.д. долг, уклонение от которого предотвращается, прежде всего, механизмом внутреннего самоконтроля, совестью.

Особенностью  системы ценностей общественного  морального сознания является то, что  в ней отражается не только нынешнее состояние общества, но и прошлое, и желаемое будущее его состояния. Целевые ценности, идеалы проецируются на эту иерархию, вследствие чего происходит ее корректировка. Под воздействием конкретных исторических условий перестраивается  система, иерархия ценностей.

Изменения в ценностной структуре нравственного  сознания - это, прежде всего, смена  ведущей, основной ценностной ориентации, задающей нормативную определенность таким ценностно-мировоззренческим  представлениям, как смысл жизни, назначение человека, нравственный идеал  и др., играющей роль «аксиологической пружины», передающей свою активность всем остальным звеньям системы [19, с.45].

Общественная  потребность в новом типе нравственного  сознания появляется тогда, когда прежняя  верховная ценностная ориентация не отвечает требованиям изменившейся исторической действительности, оказывается  неспособной выполнять присущие ей функции, ценности не становятся убеждениями  людей, последние в нравственном выборе все реже апеллируют к ним, то есть происходит отчуждение индивидов  от этих нравственных ценностей, возникает  ситуация ценностного вакуума, порождающая  духовный цинизм, подрывающая взаимопонимание  и интеграцию людей.

Новая ведущая ценностная ориентация, выступая альтернативой прежней, способна не только перестроить систему моральных  ценностей, но и изменить силу их мотивационного воздействия. Как отмечают отечественные  психологи Д.Н. Узнадзе, Ф.В. Бассин, А.Е. Шерозия и др., перестройка системы ценностных ориентаций, изменение субординации между ценностями свидетельствуют о глубоких преобразованиях в смысловой картине окружающего мира, изменении семантических характеристик различных его элементов.

Итак, ценностная ориентация - это базовый элемент нравственного сознания, обеспечивающий общую направленность поведения индивидов, социально значимый выбор ими целей, ценностей, способов регуляции поведения, его форм и стиля.

Ценности  и ценностные ориентации, являясь  ядром общественного морального сознания, вокруг которого объединяются как элементы теоретического, так  и обыденного его уровней, выполняют  интегративную роль в организации  всей системы. Графически это можно  представить так (см. рис. 2):

    Рис. 2. Структура нравственного сознания: 1 - обыденный уровень; 2 - теоретический уровень

Нравственное  сознание (рис. 2) представлено двумя  уровнями: обыденным и теоретическим, границы между которыми подвижны, так что отдельные структурные  элементы (нормы, оценки, понятия) могут  функционировать на обоих уровнях. Более устойчивыми структурными элементами обыденного нравственного  сознания являются обычаи и традиции, а теоретического - идеалы. Интегративным  началом, объединяющим все элементы воедино, выступают ценности и ценностные ориентации.

Итак, проведенный  анализ структуры нравственного  сознания позволяет сделать вывод  о том, что это сложное системное  образование представлено множеством элементов, большинство из которых  достаточно подвижно, так что отнесение  их к обыденному или теоретическому уровням является достаточно условным.

Представленные  структурные элементы, будучи тесно  связанными друг с другом, в то же время имеют и свои отличительные черты, что, однако, не исключает выполнение каждым из них в той или иной степени основной функции нравственного сознания - регуляции поведения людей в обществе.  

      духовно-нравственное становление человека.

      В контексте нашего исследования такая  формулировка подразумевает синтез двух неотъемлемых для человеческого  становления и развития компонентов  – духовности и нравственности, каждый из которых имеет свои характеристики. Кроме этого, вычленение и определение духовной компоненты на первый план обусловлено доминирующей ролью в становлении человека Человеком именно духовности.

      Антропологический подход, всё увереннее занимающий своё место в методологии педагогической науки, предусматривает выделение  системообразующих внутренних характеристик  человека, определяющих его сущностную природу и качественное своеобразие. Таковой в структуре человека выступает своеобразное триединство  его биологического, социального  и духовного начал, или, говоря языком христианской антропологии, – тела, души и духа. Признание современной  педагогической наукой духовного начала в человеке позволяет по-новому взглянуть  и на самого человека, и на задачи его воспитания и образования, в  частности, и на проблему духовно-нравственного  становления человека.

Информация о работе Нравственная культура