Нравственная культура

Автор: g*******@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 21:24, реферат

Описание работы

Нравственное совершенствование – это следование идеалу, выполнение человеческого назначения, призвания. Совершенствоваться для того, чтобы в полной мере вкусить радость бытия,- путь ложный. Счастье может быть только следствием осуществления высшего смысла жизни, когда оно (счастье) не является самоцелью.

Работа содержит 1 файл

теория.docx

— 78.73 Кб (Скачать)

Структурные элементы нравственных ценностей составляют определенную иерархию, которую мы представили графически следующим  образом (см. рис. 1). Данное расположение структурных элементов на рисунке объясняется тем, что исторически и онтологически восхождение человека к вершине своего нравственного развития происходило постепенно: от приобщения индивида к моральным нормам общества, формирования на их основе оценочных суждений, затем более сложных смысловых образований (моральных понятий, принципов) до выработки нравственного идеала как наиболее обобщенного мировоззренческого понятия, вобравшего в себя все лучшее, что выработано моралью на данном этапе ее развития и представленном в одной личности.

    Рис. 1. Структура нравственных ценностей

При этом следует заметить, что выделенные структурные элементы подвижны, развиваясь или регрессируя, они могут менять свое положение в системе. Так, например, широко распространенный в нравственном сознании эпохи феодализма принцип  сословной чести постепенно утратил  свое значение, произошло преобразование данного принципа в частную моральную  норму, которая звучит примерно так: «положение обязывает». С другой стороны, моральная норма «не ленись»  постепенно приобрела статус принципа трудолюбия.

Обратимся теперь к анализу представленных структурных элементов.

Ценностный  характер моральных норм отчетливо  прослеживается уже в их дефиниции: «Моральные нормы - это устойчивая, утвердившаяся в общественном сознании расстановка узловых моральных  ценностей…» [25, с.105]. В моральных  нормах, по справедливому замечанию  В.А. Василенко, «моделируется ценностная структура определенного вида поступков  и отношений» [7, с.146].

Ценностная  основа моральных норм состоит в  том, что в них содержится информация о правильном и неправильном, о  добре и зле, руководствуясь которой  человек выбирает оптимальный вариант  нравственного поведения. Задавая  определенную меру, рамки индивидуальному  поведению, нормы способствуют упорядочению человеческих отношений. Особой глубиной ценностного содержания характеризуются  общечеловеческие моральные нормы: не убий, не кради, не лги, не завидуй, помогай  слабым, беззащитным и т.п.

Являясь составной частью нравственных ценностей, моральные нормы отличаются тем, что составляющее их основу долженствование  содержит предпосылки добровольного  признания их личностью, возможность  свободы выбора необходимой линии  поведения.

Следующим элементом в иерархии ценностей  является нравственная оценка, может  носить объективный и субъективный характер. Объективная сторона оценки обусловливается общественной практикой  и абстрактными смыслами, субъективная - потребностями и интересами субъекта оценки, имеющими самую разную природу. В связи с этим та или иная ценность может быть отражена в оценке с  той или иной степенью адекватности. В процессе оценивания смысл ценностей  может очень существенно трансформироваться, искажаться.

Как справедливо  замечает Т.И. Пороховская, «процесс оценивания заключается в соотнесении двух видов информации: знания о предмете оценки и знания о субъекте оценки, его потребностях и интересах. С одной стороны, сам субъект может быть отражен с большей или меньшей степенью полноты, с другой - потребности и интересы могут быть также отражены неадекватно, субъективно, предвзято» [20, с.39].

Таким образом, несоответствие оценок ценностям  выражается в неполноте, неадекватности отражения либо объекта оценки, либо потребностей и интересов, либо того и другого одновременно. Однако специфика  оценок состоит не в этом: при  одной и той же степени полноты  отражения оценки у разных людей  могут быть различными и даже взаимоисключающими. Это зависит от индивидуальности субъекта оценки, его жизненного опыта, его потребностей и интересов.

Заслуживающую внимания, на наш взгляд, шкалу оценок ценностной системы предложил Я. Гудечек. Первая шкала представлена оценками, в которых заключается активное отношение субъекта к системе ценностей, что выражается в высокой степени интериоризации ценностей. Вторая - оценками, выражающими конформистское отношение человека к ценностям, что характеризуется внешним приспособленчеством его к нравственным ценностям без их интериоризации. Третью шкалу составляют оценки, в которых проявляется индифферентность субъекта к системе ценностей, выражающаяся в его безразличии, безучастности, пассивности, отсутствии интереса к нравственным ценностям. В четвертой шкале - отрицательные оценки, через которые проявляется несогласие индивида с ценностной системой, ее критика, стремление к ее изменению. Пятая шкала представлена оценками, в которых выражается активное противодействие субъекта ценностной системе, основанной на внутреннем и внешнем ее отрицании [8, с.106].

Таким образом, посредством нравственных оценок, с одной стороны, выражается отношение субъекта к существующей системе ценностей, а с другой - возможность определить ценностное значение поступков, поведения индивида, соответствия их моральным нормам, принципам, идеалам.

Следующую ступень «ценностной пирамиды»  занимают моральные понятия, представляющие собой высший уровень обобщения, к которым относятся добро  и зло, справедливость, счастье, смысл  жизни и др. Рассматриваемые понятия  вырабатывались веками в совместной жизни людей как проявление определенных сторон моральных отношений, поэтому  они являются общеупотребительными и распространенными. Одними из первых сформированных теоретических понятий  общественного морального сознания стали добро и зло. Эти ценностные понятия нравственного сознания представляют собой форму отражения  взаимодействия и взаимоотношений  между людьми и носят исторически  изменчивый характер. Через понятие  «добро» может раскрываться ценность поступка; «добро» может рассматриваться  как нравственная цель поведения  и в таком случае оно выступает  как мотив поступка; наконец, «добро» (добродетель) может быть и моральным  качеством личности.

Такое многозначное определение понятия  «добро» вытекает из самой природы  морали, которая пронизывает собой  все стороны жизнедеятельности  людей. Добру, как известно, всегда противостоит зло, что подтверждают народная мудрость: «Нет худа без добра», а также изречение греческого философа Гераклита: «И добро, и зло - одно» [18, с.74].

Добро и зло тесно связаны с другими  моральными понятиями - счастье, совесть, долг не могут быть адекватно поняты и тем более не могут стать  актуальными принципами поведения, если у личности не сформировано правильное понимание добра и зла.

Несмотря  на исторически изменчивый характер понятий добра и зла, суть их заключается в том, что под «добром» в любые времена и эпохи понимали то, что считается нравственным, достойным подражания, а под «злом» - противоположное значение: безнравственное, достойное осуждения [28, с.130]. Поступки людей оцениваются как добро, если они находятся в соответствии с моральными нормами общества, и как зло, если противоречат этим нормам.

Другим  ценностным понятием, носящим общий  характер, является справедливость. В  данном понятии, по очень точному  замечанию М.Н. Руткевича, «фиксируется нравственное представление о том, что соответствует и что не соответствует господствующей в обществе морали, что заслуживает нравственного признания, а что нет» [21, с.127].

Интересным, на наш взгляд, является определение  понятия «справедливость», данное З.А. Бербешкиной: «Это понятие морального сознания, характеризующее меру воздействия и требования прав и благ личности или социальной общности, меру требовательности к личности, обществу, правомерность оценки экономических, политических, нравственных явлений действительности и поступков людей с позиции определенного класса или общества» [4, с.23]. В этом определении автор выделяет императивную направленность понятия «справедливость», которая в целом характерна для морального сознания.

Посредством данного понятия люди определяют ценность тех или иных явлений  общественной жизни, принятых решений, затрагивающих их коренные интересы. Факты социальной несправедливости, если они повторяются часто, ведут  к разочарованию, утрате веры в разумность существующей действительности. С понятием «справедливость» люди связывают такое  устройство общества, где утверждается равноправие наций, равенство граждан  перед законом, создаются условия  для гармоничного развития личности, обеспечиваются ей широкие социальные гарантии. Как видим, в данном понятии  заключен ярко выраженный ценностный аспект.

Особо значимым для человека является понятие  «счастье». Среди множества определений  данного феномена мы выбрали то, где подчеркивается его связь  с понятием «ценность». «Счастье - ценность, мера добра в жизни человека, идеал  совершенства личности и бытия вообще» [19, с.63].

Характеризуя  понятие «счастье», следует отметить то, что в нем, как и практически  во всех других элементах нравственного  сознания, можно выделить личностный и общественный аспекты. Под «общественным  счастьем» подразумевается благо  больших масс народа. В этом смысле можно говорить о счастье людей  какого-либо государства, страны и планеты  в целом. И его чаще всего связывают  с отсутствием войн, экологических  катастроф, эпидемий и т.д., то есть с  исключением всего того, что несет  угрозу человечеству. В личностном аспекте под «счастьем» чаще всего  понимают удовлетворенность жизнью в целом.

С психологической  точки зрения счастье рассматривается  как удовлетворенность жизнью, приятные аффекты, отсутствие заметных неприятностей, которые могли бы подавить позитивное настроение человека. Мы полагаем, что  «счастье» вбирает в себя такие  характеристики, как изменчивость, непрерывное развитие и движение по мере совершенствования самого человека. Оно связано с деятельностью  людей во имя воплощения мечты  и цели, во имя постановки все  усложняющихся задач. В таком  движении осознается и чувствуется  радость и полнота человеческой жизни.

Известно, чтобы жизнь удовлетворяла, она  должна иметь смысл, а это происходит тогда, когда она освещена определенными  целями, поэтому понятие «счастье», рассматриваемое как высшая цель, непосредственно связано с понятием «смысл жизни». Смысл жизни и счастье  заключаются не в пассивном созерцании и довольстве предметным миром, а  в его преобразовании в соответствии с развивающимися потребностями, в  деятельности. На эту особенность  понятия «счастье» в свое время  обратил внимание Аристотель, который  считал, что счастье полнее всего  раскрывается в деятельности, сообразующейся с высшей добродетелью души, и связано  с участием в жизни государства, а не в телесных удовольствиях, развлечениях, бездельном времяпрепровождении. Согласно Аристотелю, люди могут быть счастливыми  благодаря обучению и усердию [3, с.303].

Итак, в  рассмотренном нами понятии «счастье»  отчетливо прослеживается его ценностный аспект. Объективным основанием счастья  признается универсальное добро, которое  является порождением данного феномена вообще как всеобщей формы мышления.

Ядро  системы нравственных ценностей, по совершенно точному замечанию Т.И. Пороховской, составляют нравственные принципы, через которые раскрывается сущность моральной системы общества, ее социально-исторический смысл [20, с.64]. Они возникают тогда, когда появляется необходимость в более гибком и универсальном руководстве для человека, имеющем одновременно и мировоззренческое, и повседневно-регулятивное значение, притом в самой обыденной ситуации. Нравственные принципы - это широко сформированные нормативные предписания, основополагающие «начала», сущностные законы. В них, с одной стороны, фиксируется сущность, «назначение» человека, раскрываются ему смысл и общая цель его многообразных действий, а с другой - являются ориентирами для выработки конкретных решений на каждый день [9, с.41].

В принципах, в отличие от норм, не задается каких-либо готовых моделей и образцов поведения, а дается лишь общая направленность поведения. Человек, руководствуясь моральными принципами, во-первых, самостоятельно принимает решение, как ему поступать в той или иной конкретной ситуации; во-вторых, задумывается о необходимости следовать моральным нормам, то есть относится к последним рефлексивно и критически (решает, насколько существующие в обществе нормы правомерны). В нравственных принципах, таким образом, фиксируется возросшая степень самостоятельности, моральной свободы личности. В них также содержатся элементы общечеловеческого, закрепляется опыт многих поколений.

«Моральный принцип, как справедливо замечает Л.В. Скворцов, - не та или иная случайная мысль, пришедшая в голову отдельному индивиду, а признанная форма утверждения данной общественной структуры, данных общественных порядков как необходимых, как таких, в которых оказывается возможной собственная жизнь и позитивная деятельность индивида. В этом заключается их ценностная сущность» [22, с.188].

Высшую  ступень в ценностной иерархии занимает нравственный идеал как особо  значимая для человека ценность. В  нравственном идеале воплощается стремление человека к совершенству, стимулирующее  его волю, способности, силы и направляющее на практические действия во имя его  реализации. В нравственном сознании идеал формируется как выражение  желания перемен к лучшему, надежды  на них (заинтересованность в более  справедливом устройстве общества, в  торжестве добра над злом).

Информация о работе Нравственная культура