Невербальные признаки педагогических стилей общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить основные невербальные средства, которые проявляются в процессе педагогического общения.
Задачи:
1. Определить особенности каждого стиля педагогического общения;
2. Рассмотреть особенности поведения педагога в процессе обучения;
3. Выяснить как стиль педагогического общения педагога влияет на его поведение при общении с учениками;

Содержание

Введение 2
1.Основные стили педагогического общения 4
1.1.Особенности авторитарного стиля 4
1.2.Попустительство, как стиль педагогического общения 6
1.3.Демократический стиль педагогического общения 7
1.4. Преимущества педагогического общения на основе увлечения совместной творческой деятельностью 8
1.5. Негативная сторона и последствия применения таких стилей общения как общение-дистанция, общение-устрашение и заигрывание 10
2.Особенности педагогического общения при его различных стилях 13
2.1.Позиции самоотражения учителем его психолого-поведенческого облика. 13
2.2. Коммуникативные умения и способности педагога и их влияние на стиль общения 15
2.3. Невербальное общение 17
2.4. Взаимодействие педагога и учащихся в педагогическом общении 19
Заключение 23
Литература 25

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

 

Заключение

     В заключении можно сделать следующие  выводы:

     1. В педагогике передача информации осуществляется вербальным и невербальным способом. И оба эти вида общения существуют вместе и оба важны. Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия собеседников.

     Невербальное  общение ценно тем, что оно проявляется, как правило, бессознательно и самопроизвольно и обусловлено импульсами нашего подсознания; а отсутствие возможности подделать некоторые из этих импульсов позволяет нам доверять этому языку больше, чем вербальному каналу общения.

     2. В результате исследования определены основные невербальные признаки педагогического общения. Каждому стилю педагогического общения присущи свои, особенные невербальные признаки и характеристики. Например для демократического стиля характерны преимущественно доброжелательное выражение лица,  расположение «на равных» со студентами, открытые позы, умеренные жесты и т.д. Для авторитарного стиля – авторитарные позы (руки на бёдрах или скрещены на груди), взгляд сверху – вниз, стук по столу, повышенный тон голоса, иногда даже с обвиняющим, насмешливым или покровительским оттенком.

     3.Средства невербальною общения всегда соответствующим образом задействованы в ходе учебно-воспитательного процесса, несмотря на то, что, как правило, педагог не осознает их значения. Общепринято, что во взаимодействии учителя с детьми, невербальное общение осуществляется но нескольким каналам:

    • Мимика;
    • Прикосновение;
    • Жест;
    • Дистанция общения;
    • Визуальное взаимодействие;
    • Интонация.
 

     Невербальный аспект общения занимает значительное место в процессе взаимодействия учителя с детьми.  Он, несомненно, является одним из факторов, которые повышают эффективность образовательного процесса. Для того чтобы облегчить свою работу, учитель должен уметь общаться с детьми даже не разговаривая, должен брать во внимание не только речь ученика, но и каждый его жест, взгляд, каждое движение, так как понимание педагогом некоторых тонкостей и особенностей личности ученика, может существенно облегчить процесс нахождения взаимопонимания, и, следовательно, процесс обучения. В свою очередь педагог  должен строго контролировать свое невербальное поведение.

 

Литература

  1. Андреев А. А. Подготовка преподавателей высшей школы // Высшее об разование в России. – 2006, № 5.
  2. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. -- СПб.: Питер, 1997. - 224 с.
  3. Бодалев А.А. Личность и общение.- М..1983..
  4. Бордовская Н., Реан А. Педагогика
  5. Золотнякова А.С. Личность в структуре педагогического общения. – Ростов н/д: РГПИ, 1979.
  6. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
  7. Лабунская В.А. Невербальное поведение. М.: Просвещение, 1991.
  8. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979.
  9. Макаренко А.С. Собрание сочинений.:т.4,т.5.
  10. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. ‑ М.: Просвещение, 1993.
  11. Митина Л.М. Педагогическое общение: контакт и конфликт // Школа и производство. – 1989. - №10. – С.10-12.
  12. Остапенко И.Н., Кинторяк Е.Н. – «Интеллектуальный потенциал вуза через призму повышения уровня усвоения знаний »/ Материали IX Международной научно-практической конференции "Теория и методика изучения фундаментальних дисциплин в высшей школе", г. Кривой Рог, 2011.- с.73 -82
  13. Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе: Учебное пособие. – М.: Моск. городское пед. общество, 1998.
  14.   Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли других людей по их жестам. – Нижний Новгород, 1992.
  15. Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990.
  16. Электронный ресурс: http://main-jaika.livejournal.com/20776.html

Информация о работе Невербальные признаки педагогических стилей общения