Невербальные признаки педагогических стилей общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить основные невербальные средства, которые проявляются в процессе педагогического общения.
Задачи:
1. Определить особенности каждого стиля педагогического общения;
2. Рассмотреть особенности поведения педагога в процессе обучения;
3. Выяснить как стиль педагогического общения педагога влияет на его поведение при общении с учениками;

Содержание

Введение 2
1.Основные стили педагогического общения 4
1.1.Особенности авторитарного стиля 4
1.2.Попустительство, как стиль педагогического общения 6
1.3.Демократический стиль педагогического общения 7
1.4. Преимущества педагогического общения на основе увлечения совместной творческой деятельностью 8
1.5. Негативная сторона и последствия применения таких стилей общения как общение-дистанция, общение-устрашение и заигрывание 10
2.Особенности педагогического общения при его различных стилях 13
2.1.Позиции самоотражения учителем его психолого-поведенческого облика. 13
2.2. Коммуникативные умения и способности педагога и их влияние на стиль общения 15
2.3. Невербальное общение 17
2.4. Взаимодействие педагога и учащихся в педагогическом общении 19
Заключение 23
Литература 25

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

     Саморегуляция речи - выражается в управлении учителем громкостью звучания речи и ее темпоритмической характеристикой. [2; 13]

2.2. Коммуникативные  умения и способности  педагога и их  влияние на стиль  общения

     Коммуникативная культура педагога предполагает овладение  коммуникативными умениями и развитие коммуникативных способностей. 
К коммуникативным умениям педагога можно отнести:

    • умения устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении;
    • умения управлять своими эмоциями;
    • наблюдательность и переключаемость внимания;
    • социальная перцепция, т.е. понимание психологического состояния ученика по внешним признакам;
    • умение "подавать себя" в общении с учащимися;
    • речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) умения коммуникации и др.

     В своей совокупности такие умения и способности составляют технику педагогического общения или характеризуют технологическую сторону коммуникативной культуры педагога.

     Все коммуникативные умения можно объединить в четыре группы:

    • умения быстро и правильно ориентироваться в условиях внешней ситуации общения;
    • умения правильно планировать свою речь, т.е. содержание акта общения;
    • умения находить адекватные средства для передачи этого содержания (верный тон, нужные слова и т.д.);
    • умения обеспечивать обратную связь.

     Высокий уровень развития коммуникативной культуры педагога предполагает наличие у него:

    • экспрессивных умений и способностей:
    • выразительность речи,
    • выразительность жестов,
    • выразительность мимики,
    • выразительность внешнего облика;
    • перцептивных умений и способностей:
    • умение понять состояние ученика,
    • умение установить с учеником контакт,
    • умение и способность составить адекватный образ ученика и т.д. [3]

2.3. Невербальное общение

     Невербальное  общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без  использования слов (передача информации или влияние друг на друга через интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. [15] Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

     Информация  об облике человека поступает к нам  через органы зрения, слуха, осязания и т. д. Но мы редко выделяем какой-либо один фрагмент информации, если только он не выходит за рамки привычного ("сегодня у него какое-то вялое рукопожатие"), обычно мы воспринимаем человека "в целом", как бы мгновенно "складывая" разрозненные детали в общий образ. Мы говорим о том, что у нас возникает впечатление об этом человеке. Впечатление, несмотря на то что оно "одно", фактически составлено из бесконечного количества нанизанных друг на друга и слившихся в единое целое частных впечатлений.

     Таким образом, при взгляде на человека мы последовательно замечаем, например, телосложение, позу, мимику, жестикуляцию, однако ощущаем этот процесс восприятия как "одновременный", так как завершается он очень быстро. В тот момент, когда этот человек начинает говорить, к нашему образу, нашему "одному" впечатлению присоединяются также и интонация, мелодия голоса, ритм языка, сила звука, возможная диалектная окраска и многое другое.[7]

     Взаимодействие ученика и учителя состоит, прежде всего, в обмене между ними информацией познавательного и аффективно-оценочного характера. И передача этой информации осуществляется как вербальным путем, так и с помощью различных средств невербальной коммуникации».

     Общаясь с учениками, учитель значительную часть информации относительно их эмоционального состояния, намерений, отношения к  чему-либо получает не из слов учеников, а из жестов, мимики, интонации, позы, взгляда, манеры слушать. «Жест, мимика, взгляд, поза подчас оказываются более выразительными и действенными, чем слова», - утверждает Е.А.Петрова.

     Невербальные  аспекты общения играют существенную роль и в регулировании взаимоотношений, установлении контактов, во многом определяют эмоциональную атмосферу и самочувствие как учителя, так и ученика.

     Следует отметить, что данный аспект педагогического  общения находился в поле зрения и до исследований выше указанных авторов. Так, А.С.Макаренко писал, что для него, в его практике, «как и для многих опытных учителей, такие «пустяки» стали решающими: как стоять, как сидеть, как повысить голос, улыбнуться, как посмотреть. Однако только в последнее время он стал все больше привлекать внимание исследователей феномена общения.

     Укажем  на то, что средства невербального  общения всегда соответствующим  образом задействованы в ходе учебно-воспитательного процесса, несмотря на то, что, как правило, педагог не осознает их значения. Общепринято, что во взаимодействии учителя с детьми, как впрочем любых субъектов общения, невербальное общение осуществляется по нескольким каналам:

    • мимика;
    • прикосновение;
    • жест;
    • дистанция общения;
    • визуальное взаимодействие;
    • интонация.

[9; 13]

2.4. Взаимодействие педагога  и учащихся в  педагогическом общении

     Основными агентами общения в вузовском  образовательном процессе являются преподаватель и студент. В связи  с этим вышеназванные аспекты  невербального общения отрабатываются ими. Подробнее рассмотрим каждую из составляющих процесса невербального взаимодействия в системе «преподаватель-студент». При этом следует учитывать тот факт, что средства невербального воздействия на занятии в основном (когда не идет намеренное знакомство и отработка их) выступают вспомогательным арсеналом (как и в естественной речевой ситуации) для достижения главной цели: обучения какому-либо аспекту вербального общения. Общение преподавателя со студентами является важным звеном процесса управления формированием личности, развитием познавательной и социальной активности студентов, становлением студенческого коллектива. Оптимально организованное педагогическое общение позволяет эффективно влиять на социально-психологический климат студенческого коллектива. [5]

     «…Ситуационный подход к процессу обучения предполагает акцент на ситуации, в которой происходит процесс обучения, подчёркивая активную позицию обучающегося.  Через призму необходимых характеристик передаваемой информации в процессе достижения качества обучения важную роль имеет метод (способ) преподавания – передачи информации…» [12]

     В учебном процессе крайне важна мимическая сторона общения. Особая роль в передаче информации отводится мимике - движениям  мышц лица. Разнообразие мимических движений и их сочетаний дает возможность преподавателю выразить свое эмоциональное состояние и отношение к студенту, его ответу или поступку: отразить понимание, интерес, недовольство и др. А. С. Макаренко отмечал, что не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, не может дать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора на учебном занятии теряется до 10-15% информации. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении основных эмоциональных состояний: гнева, радости, страха, удивления и отвращения - все мышцы лица скоординированы. Исследования психологов показали, что все люди независимо от национальности и культуры, в которой они выросли, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций.

     Как правило, учащиеся отдают предпочтение преподавателям с доброжелательным выражением лица, мягкой улыбкой, высоким уровнем эмоциональности. Однако следует иметь в виду, что чрезмерная подвижность мускулов глаз или лица, как и их статичность, создает проблемы в общении со студентами

     Следует отметить тот факт, что многие преподаватели считают необходимым надевать маску в целях воздействия на студентов, особенно на учебных занятиях: это строгое выражение лица с нахмуренным лбом, сжатыми губами, напряженной нижней челюстью. Это лицо-маска, якобы способствующие хорошему поведению и успеваемости студентов, облегчающие руководство, управление студенческой аудиторией. Это в основном  характерно для преподавателей, которым характерен стиль педагогического общения как «общение-дистанция». Например: преподаватель Почтовской СОШ – некая Л.В., которая всегда старается соблюдать определённую дистанцию в общении с учениками, на переменах весьма дружелюбна и открыта, но как только звенит звонок – она одевает маску безразличия, тем самым стараясь подчеркнуть свой профессионализм и авторитет. К сожалению, очень часто это отпугивает учеников и формирует негативное отношение не только к учителю, но и к предмету, который он ведёт.

     Велико  влияние пристального взгляда, который  может быть и неприятным. Существует некоторый оптимальный ритм обмена взглядами со студентами на занятии, когда индивидуальный зрительный контакт чередуется с охватом глазами всей студенческой аудитории, что создает рабочий круг внимания. Визуальный контакт свидетельствует о расположении к общению и максимально повышает внимание студентов, что, в  конечном итоге, повышает эффективность образовательного процесса.

     Жест  выступает важным компонентом обратной связи, без понимания которого затрудняется адекватная оценка преподавателем состояния  студента, его отношения к преподавателю, одногруппникам.  Например, наиболее употребительным способом выражения положительной оценки в учебном дискурсе является кивок головой, который может выступать и как обособленный, и как сопроводительный способ выражения согласия. Наиболее расплывчатым критерием положительной оценки является интонация, так как она всегда употребляется в роли аккомпанирующего элемента. Глубокий вздох и пожатие плечами, кроме согласия, указывают на сомнения коммуникантов; рукопожатие свидетельствует о достигнутом взаимопонимании, а улыбка чаще всего обозначает добрые намерения собеседников.

     В общении преподавателя со студентами большое значение имеет тон речи. Отмечено, что при восприятии слов учащийся сначала реагируют на интонацию  ответным действием и лишь затем  усваивает смысл сказанного. Речь преподавателя должна быть эмоционально насыщенной, однако при этом следует избегать крайностей. Крик или монотонная речь лишаются воздействующей силы, тогда как пауза или красноречивое молчание преподавателя могут успокоить студенческую аудиторию. Например: преподаватель А. ведёт свои лекции монотонно, от чего многие студенты просто перестают его слушать, т.к. очень тяжело выделить более важные или интересные аспекты в однообразном потоке информации. В итоге это приводит к нарушению дисциплины и низкому уровню знаний студентов.

     Педагогу  важно избирать тон общения со студентами, соответствующий не только ситуации общения, но и нормам этики. В процессе общения преподавателя  и студента не нужно забывать о  конгруэнтности, т. е. совпадении жестов и речевых высказываний. Противоречие между жестами и смыслом высказываний является сигналом лжи.

     Знание  указанных функций, способствует организации  общения преподавателя со студентами на занятии и вне его как  целостного процесса. Планируя занятие, преподавателю необходимо думать не только об усвоении информации, но и о создании условий для самовыражения, самоутверждения прежде всего тех студентов, которые нуждаются в помощи преподавателя; необходимо предвидеть приемы обеспечения заинтересованности в работе каждого студента и обеспечивать сотрудничество и сотворчество.

     Творческое  взаимодействие преподавателя и  студента предполагает выработку стратегии  их взаимопонимания в процессе общения. В этой стратегии должно найти  место использование невербального общения, которое придает эмоциональную окрашенность, экспрессивную насыщенность речи, выступает как процессуальный элемент педагогического воздействия. [13; 14]

Информация о работе Невербальные признаки педагогических стилей общения