Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 19:02, курсовая работа
Цель исследования: изучить основные невербальные средства, которые проявляются в процессе педагогического общения.
Задачи:
1. Определить особенности каждого стиля педагогического общения;
2. Рассмотреть особенности поведения педагога в процессе обучения;
3. Выяснить как стиль педагогического общения педагога влияет на его поведение при общении с учениками;
Введение 2
1.Основные стили педагогического общения 4
1.1.Особенности авторитарного стиля 4
1.2.Попустительство, как стиль педагогического общения 6
1.3.Демократический стиль педагогического общения 7
1.4. Преимущества педагогического общения на основе увлечения совместной творческой деятельностью 8
1.5. Негативная сторона и последствия применения таких стилей общения как общение-дистанция, общение-устрашение и заигрывание 10
2.Особенности педагогического общения при его различных стилях 13
2.1.Позиции самоотражения учителем его психолого-поведенческого облика. 13
2.2. Коммуникативные умения и способности педагога и их влияние на стиль общения 15
2.3. Невербальное общение 17
2.4. Взаимодействие педагога и учащихся в педагогическом общении 19
Заключение 23
Литература 25
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЁЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
КРЫМСКИЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ КИЕВСКОГО
НАЦИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
им. Вадима Гетьмана
Кафедра
Педагогики и Психологии
Курсовая работа
по методике преподавания экономики
тема:
«Невербальные
средства педагогических стилей общения»
С
«Учитель
по определению —
человек, понимающий
проблемы детей».
А. Адлер
Актуальность настоящей работы обусловлена, большим интересом к данной теме, т.к. понимание всех аспектов педагогического общения в совокупности позволит вести свою педагогическую деятельность максимально грамотно и организованно. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Цель исследования: изучить основные невербальные средства, которые проявляются в процессе педагогического общения.
Задачи:
Объект исследования: образовательный процесс в СОШ и в ВУЗе;
Предмет исследования: невербальные средства педагогических стилей общения;
Методы исследования:
Представленная работа посвящена теме "Невербальные признаки педагогических стилей общения".
Под педагогическим общением обычно понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся (А. А. Леонтьев).
Один
из критериев продуктивного
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и список использованной литературы.
Во введении обоснована
В
первой главе описаны
Во второй главе описаны особенности педагогического общения при его различных стилях, а также роль невербального общения педагога в образовательном процессе.
Для написания данной работы использовались различные учебники по педагогике и психологии, а также журналы и статьи, содержащие актуальные на сегодняшний день вопросы. Работа выполнена на 26 страниц.
Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на:
Фотографическое отображение стилей педагогического общения (см. Приложение)
При авторитарном стиле характерная тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль выражается в том, что преподаватель значительно чаще своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. Бросается в глаза обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов группы и неаргументированное восхваление других. Авторитарный преподаватель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т. д. Задания и способы его выполнения даются преподавателем поэтапно. Характерно, что такой подход снижает деятельностную мотивацию, поскольку человек не знает, какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и что ждет впереди. Следует также заметить, что в социально-перцептивном отношении, как и в плане межличностных установок, поэтапная регламентация деятельности и ее строгий контроль свидетельствуют о неверии преподавателя в позитивные возможности учащихся. Во всяком случае, в его глазах учащиеся характеризуются низким уровнем ответственности и заслуживают самого жесткого обращения. При этом любая инициатива рассматривается авторитарным преподавателем как проявление нежелательного самоволия. Исследования показали, что такое поведение руководителя объясняется его опасениями потерять авторитет, обнаружив свою недостаточную компетентность: "Если кто-то предлагает нечто улучшить, построив работу по-другому, значит, он косвенно указывает на то, что я этого не предусмотрел". Кроме того, авторитарный лидер, как правило, субъективно оценивает успехи своих подопечных, высказывая замечания не столько по поводу самой работы, сколько относительно личности исполнителя. При автократическом стиле руководства учитель осуществляет единоличное управление руководством коллективом, без опоры на актив. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов. Учитель последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их выполнением. Авторитарному стилю руководства свойственны основные черты автократического. Но учащимся позволяют участвовать в обсуждении вопросов, их затрагивающих. Однако решение, в конечном счете, всегда принимает учитель в соответствии со своими установками.
Недостатки авторитарного стиля:
- порождает неадекватную
- прививает культ силы (учитель
всегда в той или иной степени
является образцом для
- вызывает неадекватный уровень
притязаний в общении с
- формирует невротиков
Преимущества авторитарного стиля:
-
механистичность стиля легко
реализуется на практике в
особенности в случае классно-
-
внешние показатели успешности
деятельности авторитарных
Главной особенностью попустительского стиля руководства по сути дела является самоустранение руководителя из учебно-производственного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее. Попустительский стиль оказывается наименее предпочтительным среди перечисленных. Результаты его апробации - наименьший объем выполненной работы и ее наихудшее качество. Важно отметить, что ученики не бывают, удовлетворены работой в подобной группе, хотя на них и не лежит никакой ответственности, а работа скорее напоминает безответственную игру. При попустительском стиле руководства учитель стремится, как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации. Непоследовательный стиль характерен тем, что учитель в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния осуществляет любой из описанных выше стилей руководства. Попустительство, как стиль общения, характеризуется следующими чертами:
-
минимальное стремление
- формальное выполнение своих функциональных обязанностей; педагог занимается исключительно преподаванием
-
основная тактика - невмешательство,
основу которой составляют
-
отсутствие объективного
Недостатки попустительского стиля:
-
отсутствие авторитета
-
дистантность отношений в
-
формирование у учащихся
-
для попустительского стиля
Преимущества попустительского стиля:
-
в связи с отсутствием
-
в известном смысле
Что касается демократического стиля, то здесь в первую очередь оцениваются факты, а не личность. При этом главной особенностью демократического стиля оказывается то, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях. Если при авторитарном стиле между членами группы царила вражда, особенно заметная на фоне покорности руководителю и даже заискивания перед ним, то при демократическом управлении учащиеся не только проявляют интерес к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но сближаются между собой в личностном отношении. При демократическом стиле руководства учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. В организации деятельности коллектива учитель старается занять позицию "первого среди равных". Учитель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель.
Информация о работе Невербальные признаки педагогических стилей общения