Невербальные признаки педагогических стилей общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить основные невербальные средства, которые проявляются в процессе педагогического общения.
Задачи:
1. Определить особенности каждого стиля педагогического общения;
2. Рассмотреть особенности поведения педагога в процессе обучения;
3. Выяснить как стиль педагогического общения педагога влияет на его поведение при общении с учениками;

Содержание

Введение 2
1.Основные стили педагогического общения 4
1.1.Особенности авторитарного стиля 4
1.2.Попустительство, как стиль педагогического общения 6
1.3.Демократический стиль педагогического общения 7
1.4. Преимущества педагогического общения на основе увлечения совместной творческой деятельностью 8
1.5. Негативная сторона и последствия применения таких стилей общения как общение-дистанция, общение-устрашение и заигрывание 10
2.Особенности педагогического общения при его различных стилях 13
2.1.Позиции самоотражения учителем его психолого-поведенческого облика. 13
2.2. Коммуникативные умения и способности педагога и их влияние на стиль общения 15
2.3. Невербальное общение 17
2.4. Взаимодействие педагога и учащихся в педагогическом общении 19
Заключение 23
Литература 25

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

     Недостатки  демократического стиля:

     - по внешним (успеваемость) показателям  своей деятельности педагоги  демократического стиля общения  уступают своим авторитарным  коллегам; добиться

       реальных объективных результатов  не всегда удается

     - практическая реализация в условиях  современной школы демократического  стиля взаимодействия сопряжена  с многими внешними и внутренними  (прежде всего 

       личность учителя, а также характерологические  особенности учеников) препятствиями

     Преимущества  демократического стиля:

     - благоприятный социально-психологический  климат в классах

     - способствует формированию самоконтроля  у учеников

     - данный стиль взаимодействия  позволяет осуществлять не только "голое обучение", но и воспитание, конечным результатом которого, является

       гармоничная личность человека

     - способствует формированию открытости  ученика к обществу, членом которого  он станет в полной мере  в будущем

     - педагог стимулирует учащихся  к творчеству, инициативе, организует  условия для самореализации

1.4. Преимущества педагогического общения на основе увлечения совместной творческой деятельностью

     В основе этого стиля - единство высокого профессионализма педагога и его  этических установок. Ведь увлеченность совместным с учащимися творческим поиском - результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом. Театральный педагог М.О. Кнебель заметила, что педагогическое чувство "гонит тебя к молодежи, заставляет находить пути к ней..." Такой стиль общения отличал деятельность В.А.Сухомлинского. На этой основе формируют свою систему взаимоотношении с детьми В.Ф.Шаталов. Этот стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Увлеченность общим делом - источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлеченный поиск. Говоря о системе взаимоотношений педагога с воспитанниками, А.С.Макаренко утверждал, что педагог, с одной стороны, должен быть старшим товарищем и наставником, а с другой - соучастником совместной деятельности. Необходимо формировать дружественность как определенный тон в отношениях педагога с коллективом.

     Размышляя о вариантах взаимоотношений  воспитателя с детьми, А.С.Макаренко отмечал: "Во всяком случае, никогда педагоги и руководство не должны допускать со своей стороны тона фривольного: зубоскальства, рассказывания анекдотов, никаких вольностей в языке, передразнивания, кривляния и т. п. С другой стороны, совершенно недопустимо, чтобы педагоги и руководство в присутствии воспитанников были угрюмыми, раздражительными, крикливыми". Подчеркивая плодотворность такого стиля взаимоотношений педагога и воспитанников и его стимулирующий характер, вызывающий к жизни высшую форму педагогического общения - на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, необходимо отметить, что дружественность, как и любое эмоциональное настроение и педагогическая установка в процессе общения, должна иметь меру. Зачастую молодые педагоги превращают дружественность в панибратские отношения с учащимися, а это отрицательно сказывается на всем ходе учебно-воспитательного процесса (нередко на такой путь начинающего учителя толкает боязнь конфликта с детьми, усложнения взаимоотношений). Дружественность должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе взаимоотношений педагога с детьми.

1.5. Негативная сторона  и последствия  применения таких  стилей общения  как общение-дистанция, общение-устрашение и заигрывание

     Стиль общение-дистанция используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь нужно соблюдать меру. Дистанция не способствует созданию истинно творческой атмосферы. Дистанция должна существовать в системе взаимоотношений учителя и детей, она необходима. Но она должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете. Превращение "дистанционного показателя" в доминанту педагогического общения резко снижает общий творческий уровень совместной работы педагога и учащихся. Это ведет к утверждению авторитарного принципа в системе взаимоотношений педагога с детьми, который, в конечном счете, отрицательно сказывается на результатах деятельности. В большинстве случаев использование этого стиля общения в чистом виде ведет к педагогическим неудачам. Авторитет должен завоевываться не через механическое установление дистанции, а через взаимопонимание, в процессе совместной творческой деятельности. Общение-дистанция в известной степени является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение.

     Этот  стиль общения, к которому также  иногда обращаются начинающие учителя, связан в основном с неумением  организовать продуктивное общение  на основе увлеченности совместной деятельностью.

     В творческом отношении общение-устрашение вообще бесперспективно. В сущности своей оно не только не создает коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, но, наоборот, регламентирует ее, так как ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности, на которой зиждется взаимопонимание, так необходимое для совместной творческой деятельности.

     Заигрывание как тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением молодого учителя быстро установить контакт с детьми, желанием понравиться классу, а с другой стороны - отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности.

     Общение-заигрывание, как показывают наблюдения, возникает  в результате: а) непонимания педагогом  стоящих перед ним ответственных  педагогических задач; б) отсутствия навыков общения; в) боязни общения с классом и одновременно желания наладить контакт с учениками. [6; 8; 16] 

     В зависимости от стиля педагогического  общения выделяются три типа педагогов:

     Проактивный - инициативен в организации общения как в группе, так и паре «учитель-ученик». Он четко индивидуализирует свои контакты с учащимися (студентами). Его установки меняются в соответствии с опытом, т.е. такой педагог не ищет обязательного подтверждения раз сложившейся установки. Он знает, ЧЕГО хочет и понимает, ЧТО в его собственном поведении или в поведении учащихся способствует достижению цели.

     Реактивный педагог тоже гибок в своих установках, но он внутренне слаб, подчинен «стихии общения». Различие в его установках на отдельных учащихся - не различие в его стратегии, а различие в поведении самих учащихся. Другими словами, он сам, а не ученики диктуют характер его общения с группой. У него расплывчатые цели, он приспосабливается и подстраивается к студентам.

     Сверхреактивный педагог замечая индивидуальные различия, тут же строит совершенно нереальную модель, преувеличивающую эти различия во много раз, и считает, что эта модель и есть действительность. Если учащийся чуть активнее других, в его глазах он - бунтарь и хулиган, если чуть пассивнее - лодырь и кретин. Такой педагог имеет дело не с реальными, а с выдуманными учащимися (студентами) и ведет себя соответствующим образом. На самом же деле он выдумывает стереотипы, подгоняя под них реальных учащихся. Учащиеся при этом - его личные враги, а его поведение - род защитного психологического механизма. [1]

 

2.Особенности педагогического общения при его различных стилях

2.1.Позиции  самоотражения учителем  его психолого-поведенческого  облика.

     В межличностном взаимодействии педагога и обучаемых выделяют позиции  самоотражения учителем своего психолого-поведенческого облика. 
Общетелесное самораспоряжение:

    • манера перемещаться по классу;
    • излюбленные позы;
    • избираемые точки-позиции той или иной длительности пребывания.

     Проксемические (пространственно-временные) факторы  общения использует любой преподаватель, интуитивно выбирая оптимальное  расстояние от студентов.

     При этом большое значение имеет характер взаимоотношений с аудиторией, размеры  помещения и группы. Преподаватель может использовать пространственную близость для установления доверительных отношений со студентами, но соблюдать при этом осторожность, так как чрезмерное приближение к собеседнику выглядит нетактичным.

     Зона  наиболее эффективного контакта - это  первые 2-3 стола. Первые столы попадают в личную зону на протяжении всего аудиторного занятия. Остальные студенты находятся на публичном расстоянии от преподавателя согласно классификации зон общения по Э. Холлу. Если преподаватель непринужденно перемещается по аудитории, то он, меняя дистанцию, достигает проксемического разнообразия и равенства в общении с каждым студентом.

     Отметим основные факторы влияния общетелесного  самораспоряжения учителя на особенности  проведения урока:

  • повышенная подвижность во всех ее формах легко становится отвлекающим фактором;
  • у каждого человека в силу его индивидуальности, например типологической, имеется свой диапазон подвижности. И, скажем, у учителя-флегматика с его умеренной подвижностью есть свой максимум этого качества, и он воспринимается школьниками приблизительно так же, как и предельно интенсивное выражение подвижности у учителя-сангвиника;
  • психологический эффект педагогического воздействия в малой степени зависит от абсолютной силы поведенческого фактора, он обусловлен его уместностью и относительной мерой в рамках возможностей учителя;
  • умеренная или даже намеренно ослабленная интенсивность поведенческого воздействия нередко приводит к желательным и значительным результатам.

     Жестикулярная выразительность является одним из самых ярких средств выражения отношения к ученикам. Отметим следующий парадокс: то, что наиболее частотно в нашем двигательно-поведенческом облике, то - менее всего нам известно. Это происходит в силу укоренившейся привычки жестикулировать определенным образом, выходящей на уровень во многом автоматизированного поведения. Однако воспринимающим нас людям эта форма поведения в первую очередь бросается в глаза и учитывается при формировании мнения о человеке.

     Жесты в комплексе с другими невербальными  средствами общения используются преподавателем для обеспечения контроля за деятельностью студентов. С этой целью чаще всего применяются оценивающие, регулирующие и дисциплинирующие жесты.

     Мимическая  выразительность. Эта поведенческая сфера имеет еще более высокий информационно-выразительный уровень и степень воздействия. Ведь мимика наиплотнейшим образом смыкается с речью, хотя, безусловно, может быть использована преподавателем и автономно - в чистом виде" без словесного сопровождения.

     С мимикой тесно связан взгляд, или визуальный контакт, занимающий особое место в системе невербального общения преподавателя и выполняющего функцию установления контакта. В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, их длительность, смена статики и динамики взгляда, избегание его и др. Американскими психологами Р. Экслайном и Л. Винтером было показано, что взгляд связан с процессом формирования высказывания. Это применимо и к учебному процессу в вузе: студент при ответе, формулируя мысль, чаще всего смотрит в сторону (И в пространство), когда мысль полностью готова, - на преподавателя. Взглядом можно выразить отношение к студенту, задать вопрос, ответ и т. д.

     Переключение  взгляда важно и при выслушивании ответа. Преподаватель, бросая взгляд на отвечающего, дает понять, что он слышит ответ. Внимательный, доброжелательный взгляд при выслушивании ответа поддерживает обратную связь. Преподаватель выражает взглядом внимание, одобрение (кивок головы или закрывая оба глаза) либо несогласие (поворачивание головы из стороны в сторону). По глазам можно понять эмоциональное состояние, они помогают поддерживать контакт при разговоре.

     Интонационное поведение - это психическое явление вполне правомерно обозначить термином "поведение", поскольку оно охватывает большую сферу учительской деятельности, динамично и по степени воздействия превосходит другие поведенческие показатели. Совершенно не случайно, что одно и то же обращение педагога может восприниматься школьниками по-разному.

Информация о работе Невербальные признаки педагогических стилей общения