Неформальные группы как фактор социализации подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 10:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявление характера влияние субкультуры на социализацию подростков.
Объект исследовании: неформальные молодежные объединения.
Предмет исследования: влияние неформальных молодежных групп на социальное воспитание личности.
Гипотеза исследования. Процесс социального воспитания подростков будет в достаточной мере эффективным, если будет учитываться характер влияния молодежной юношеской субкультуры на социализацию подростков и будет организована работа с неформальными молодежными группами.

Работа содержит 1 файл

курсач....docx

— 66.46 Кб (Скачать)

     Деятельность  педагога по оказанию социально-педагогической помощи в групповой работе может  быть раскрыта через перечень педагогических задач, направленных на:

     - создание в группе позитивного эмоционального климата;

     - получение подростком опыта конструктивного взаимодействия с окружающими;

     - расширение знаний о способах и вариантах выражения, представления себя другим;

     - приобретения опыта самовыражения в этой группе;

     - освоение способов обсуждения, осмысления и понимания значений символов и смыслов, присущих различным субкультурам, осознание своих индивидуальных особенностей.

     Создание  в группе позитивного эмоционального климата важно для того, чтобы  школьники чувствовали себя комфортно, относились друг к другу толерантно, не боялись рассказывать о себе, не стеснялись экспериментировать.

     Получение подростком опыта конструктивного  взаимодействия с окружающими предполагает организацию общения с целью  формирования готовности у воспитанников  к осуществлению конструктивного  диалога с представителями других субкультур, проявлению толерантности  к культуре другого человека.

     Расширение  представлений о способах и вариантах  самовыражения представляет собой  консультирование учащихся с целью  избегания воспитанником негативных реакций со стороны окружающих.

     Приобретение  учащимися опыта самовыражения в группе - здесь были сконструированы площадки для реализации фантазий, самовыражения воспитанников в сфере юношеской субкультуры. Проводились ролевые игры, инсценировки, демонстрации. Воспитанникам предоставлялась возможность в процессе освоения игры на гитаре разучивать и исполнять песни, выступать на концертах.

     Освоение  способов осмысления ценностных ориентиров субкультуры, а также понимания  себя, соотношения представлений  о себе с характеристикой субкультуры - в итоге получение подростком опыта понимания себя как представителя субкультуры. Здесь нами была организована работа с текстами песен с помощью таких процедур как: контент-анализ текстов, осмысление собственной позиции по отношению к тексту, написание рецензий и эссе, поиск единомышленников и оппонентов, установление взаимопонимания, обсуждение. В процессе работы этих площадок нами был организован ценностно-смысловой диалог.

     Социально-педагогическая помощь в индивидуальной работе включает: содействие воспитаннику в самоопределении, посредничество в конфликтах с взрослыми  и сверстниками, содействие в проявлении инициативы и осуществлении самостоятельных  действий направленных на гармонизацию отношений с окружающими.

     Индивидуальная  работа с воспитанником осуществляется в такой последовательности: установление личностного контакта между педагогом  и воспитанником; поиск и прояснение взаимных интересов; прояснение ситуации и намерений каждой стороны; заключение договора о взаимодействии в целях  разрешения индивидуальной проблемы воспитанника; разработка соответствующего плана  действий; реализация плана, текущий  анализ и коррекция деятельности; рефлексия произошедших изменений; определение последствий и перспектив развития индивидуальной ситуации ребенка. После реализации договора возможен переход к новому договору и новому этапу работы по обоюдному желанию воспитанника и педагога.

     Педагогические  рекомендации:

  1. Внешний вид педагога должен соответствовать основным тенденциям моды, чтобы привлечь и расположить к себе учащихся, однако, элементы одежды не должны выражать предпочтительного отношения к какой-либо из субкультур;
  2. Социально-педагогическая помощь будет осуществляться эффективно, если педагог владеет каким-либо видом занятий значимым для представителей юношеской субкультуры (игра на гитаре, какой-либо вид спорта, брейк-дэнс, граффити, ролевые игры и т.д.);
  3. Умение педагога использовать адекватные для молодежной субкультуры способы передачи информации, получения ответов, налаживания взаимоотношений, обмена мнениями;
  4. Необходимым условием успешности социально-педагогической помощи старшим школьникам - представителям неофициальных юношеских субкультур является характер взаимодействия педагога и старшеклассника - конструктивный диалог;
  5. Важным условием эффективности социально-педагогической помощи старшеклассникам - представителям юношеских субкультур является создание клубного сообщества на основе юношеских субкультурных практик;
  6. Создание в группе позитивного эмоционального климата важно для того, чтобы школьники чувствовали себя комфортно, относились друг к другу толерантно, не боялись рассказывать о себе, не стеснялись экспериментировать.
  7. Содействие воспитаннику в самоопределение;
  8. Посредничество в конфликтах с взрослыми и сверстниками;
  9. Содействие в проявление инициативы и осуществление самостоятельных действий направленных на гармонизацию отношений с окружающими.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выводы  по второй главе

     Социально-педагогическая помощь обеспечит разрешение проблем социализации школьников - представителей неофициальных юношеских субкультур, если:

     - педагог владеет референтным для воспитанников видом деятельности, его имидж адекватен юношеской субкультуре,

     - старшеклассник участвует в клубном сообществе, созданном на основе юношеских субкультурных практик,

     - взаимодействие педагога и старшеклассника представляет собой конструктивный диалог.

     Деятельность  педагога в процессе оказания социально-педагогической помощи школьникам - представителям неофициальных молодежных субкультур предполагает: создание в группе позитивного эмоционального климата; содействие учащимся в приобретение необходимого социального опыта (конструктивного межличностного взаимодействия, самовыражения в группе, обсуждения, осмысления и понимания идеологии субкультуры и понимания себя), расширение представлений о способах и вариантах самовыражения, помощь воспитаннику в самоопределении, осуществление посредничества в конфликтах со взрослыми и сверстниками. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Исследование  было посвящено изучению влияния  неформальных молодежных групп на процесс  социализации подростка. 

     Изучив  научную литературу по проблеме, можем  сказать, что молодежь – социально-демографическая  группа с определенными возрастными  особенностями. Интересами, ценностями и местом в социальной структуре  общества. Это часть населения, находящаяся  в стадии социализации, включенная в процесс усвоения системы норм, знаний, умений, навыков, позволяющих  людям функционировать в качестве полноправных членов того или иного  общества.

     Выделяются  формальные и неформальные группы. Под формальными группами следует  понимать сознательно созданные  для достижения коллективных целей  организации. Данные группы осуществляют формальные функции, такие, как выполнение конкретных работ, генерирование идей, поддержание связей и т.д., что  содействует достижению целей организации.

     Неформальные  молодежные объединения – группа людей, имеющих общую деятельность, специфическую систему ценностей, связанную с ней модель поведения, выразительную систему атрибутов, стиль общения.

     Анализ  теоретической и методической литературы по исследуемой проблеме показал  что, по характеру социальной направленности неформальные группы можно разделить на три типа:

     1) просоциальные или социально  положительные;

     2) асоциальные, стоящие в стороне  от основных социальных проблем,  замкнутые в системе узкогрупповых  ценностей;

     3) антисоциальные — социально отрицательные  группы.

     Система взглядов, которая пропагандирует сегодня  ряд молодежных субкультур, вызывает обеспокоенность социологов, врачей, сотрудников правоохранительных органов. Зачастую новые идеологии несут  в себе пропаганду суицида, наркомании, являются фактором риска развития психических расстройств.

     Глобальный  характер изменений в экономической, политической и идеологической сферах привел к потере реальных жизненных  ориентиров у части российской молодежи. В нашем обществе разрушена старая система ценностей, а новая еще  только начала формироваться.

     Снятие  ряда ограничений на объединение  граждан привело к мгновенному  возникновению различных неформальных движений, в которые были вовлечены  миллионы людей.

     Изучив  и проанализировав опыт работы с  неформальными молодежными объединениями. Можно сделать выводы о том, что  такой работе уделяется большое  внимание.

     Деятельность  педагога в процессе оказания социально-педагогической помощи школьникам - представителям неформальных молодежных  субкультур предполагает: создание в группе позитивного эмоционального климата; содействие учащимся в приобретение необходимого социального опыта (конструктивного межличностного взаимодействия, самовыражения в группе, обсуждения, осмысления и понимания идеологии субкультуры и понимания себя), расширение представлений о способах и вариантах самовыражения, помощь воспитаннику в самоопределении, осуществление посредничества в конфликтах со взрослыми и сверстниками.

     Изложенные  в исследовании выводы и рекомендации не претендуют на окончательное и  исчерпывающее решение заявленной проблемы. В частности, в более  детальном изучении нуждаются вопросы:

     - дифференциации социально-педагогической помощи школьникам - представителям юношеских субкультур в зависимости от социокультурных особенностей (региона, типа поселения, образовательного учреждения и т.п.)

     - подготовки и переподготовки кадров для осуществления социально-педагогической помощи школьникам - представителям юношеских субкультур.

     Молодому  человеку нужно определить границы  своих реальных возможностей, узнать, на что он способен, утвердиться  в обществе. Подтверждением этому  может служить следующая цитата Эриксона: «Молодой человек должен, как акробат на трапеции, одним  мощным движением опустить перекладину  детства, перепрыгнуть и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Он должен сделать это за очень  короткий промежуток времени, полагаясь  на надежность тех, кого он должен отпустить, и тех, кто его примет на противоположной  стороне». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы 

  1. Абульханова-Славская К.А. «Стратегия жизни». М.,1996.
  2. Альтернативная субкультура: Энциклопедия // Сост. Д. Десятерик. – Екатеринбург, - 2005. – 784с.
  3. Бащкатов И.П. Психология асоциальных групп подростков и молодежи. – М., 2002. – 416с.
  4. Битянова М.Р. Социальная психология. М.; СПб.: Питер, 2008.
  5. Вишневский Ю.Р., Рубина Л.Я. Социальный облик студенчества 90-х годов // Социологические исследования. 1997.  № 10.
  6. Гуревич П. С. Культурология. М. «Знание». 1996.
  7. Гусейнов Н.Н. Этическая мысль. М. Издательство полит. литературы.1998.
  8. Гацкова Е. И. Молодежь и современность. М. «Инфра». 2001.
  9. Влияние молодежной субкультуры на подростков. // Дополнительное образование и воспитание. – 2007. №1,5.
  10. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога в современных условиях . АСТ .2007
  11. Демакова И.Д. С верою в ученика: особенности воспитательной работы классного руководителя. Просвещение - 1989г. Москва
  12. Долгова А.И. Криминология. – М., 2008. – 384с.
  13. Кон. И.С. «Психология ранней юности».
  14. Краковский А.П. “О подростках”- М., 1970г.
  15. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. “Психология подростка”- М., 1965..
  16. Левикова С.И. Молодежная субкультура. - М., - 2004. – 500с.
  17. Лисовский В.Т «Социология молодежи» - СПб.,1996.
  18. Макаренко А.С. “Принципы социального воспитания”. 1986.
  19. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., - 2000. -  234с.
  20. Мудрик А.В. Социализация человека. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2011.
  21. Ольшанский Д.В. “Неформалы: групповой портрет в интерьере”- М: Педагогика, 1990.
  22. Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. – М., 2000, - 173с.
  23. Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. М.: Политиздат, 1988.
  24. Сенченко Н.А. Изучение влияния отечественной рок-культуры на сознание студенческой молодежи .Москва, 2000.
  25. Семенов В.Е. “Искусство как межличностная коммуникация”- СПб,
  26. Сорокин П. “Человек. Цивилизация. Общество» - М. 1992.
  27. Салагаев А.Л., Шашкин А.В. Молодежные группировки. // Социологические исследования. – 2004. - №9. – С. 63.
  28. Тощенко Ж.Т. Социология. – М., - 1998. – 510с.
  29. Франкл В. «Человек в поисках смысла. М. 1995.
  30. Фролов С.С. Социальная организация. – М., - 2001. – 384с.
  31. Хоггарт Р. Оксфордская иллюстрированная т 7 Народы и культуры Инфра-М . 2000г.
  32. Чупров В.И., Черныш М.Ф. Мотивационная сфера сознания молодежи. Состояние и тенденции развития. М., 1993.

Информация о работе Неформальные группы как фактор социализации подростков