Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 10:50, курсовая работа
Цель работы: выявление характера влияние субкультуры на социализацию подростков.
Объект исследовании: неформальные молодежные объединения.
Предмет исследования: влияние неформальных молодежных групп на социальное воспитание личности.
Гипотеза исследования. Процесс социального воспитания подростков будет в достаточной мере эффективным, если будет учитываться характер влияния молодежной юношеской субкультуры на социализацию подростков и будет организована работа с неформальными молодежными группами.
Деятельность педагога по оказанию социально-педагогической помощи в групповой работе может быть раскрыта через перечень педагогических задач, направленных на:
- создание в группе позитивного эмоционального климата;
- получение подростком опыта конструктивного взаимодействия с окружающими;
- расширение знаний о способах и вариантах выражения, представления себя другим;
- приобретения опыта самовыражения в этой группе;
- освоение способов обсуждения, осмысления и понимания значений символов и смыслов, присущих различным субкультурам, осознание своих индивидуальных особенностей.
Создание в группе позитивного эмоционального климата важно для того, чтобы школьники чувствовали себя комфортно, относились друг к другу толерантно, не боялись рассказывать о себе, не стеснялись экспериментировать.
Получение
подростком опыта конструктивного
взаимодействия с окружающими предполагает
организацию общения с целью
формирования готовности у воспитанников
к осуществлению
Расширение представлений о способах и вариантах самовыражения представляет собой консультирование учащихся с целью избегания воспитанником негативных реакций со стороны окружающих.
Приобретение учащимися опыта самовыражения в группе - здесь были сконструированы площадки для реализации фантазий, самовыражения воспитанников в сфере юношеской субкультуры. Проводились ролевые игры, инсценировки, демонстрации. Воспитанникам предоставлялась возможность в процессе освоения игры на гитаре разучивать и исполнять песни, выступать на концертах.
Освоение способов осмысления ценностных ориентиров субкультуры, а также понимания себя, соотношения представлений о себе с характеристикой субкультуры - в итоге получение подростком опыта понимания себя как представителя субкультуры. Здесь нами была организована работа с текстами песен с помощью таких процедур как: контент-анализ текстов, осмысление собственной позиции по отношению к тексту, написание рецензий и эссе, поиск единомышленников и оппонентов, установление взаимопонимания, обсуждение. В процессе работы этих площадок нами был организован ценностно-смысловой диалог.
Социально-педагогическая
помощь в индивидуальной работе включает:
содействие воспитаннику в самоопределении,
посредничество в конфликтах с взрослыми
и сверстниками, содействие в проявлении
инициативы и осуществлении
Индивидуальная работа с воспитанником осуществляется в такой последовательности: установление личностного контакта между педагогом и воспитанником; поиск и прояснение взаимных интересов; прояснение ситуации и намерений каждой стороны; заключение договора о взаимодействии в целях разрешения индивидуальной проблемы воспитанника; разработка соответствующего плана действий; реализация плана, текущий анализ и коррекция деятельности; рефлексия произошедших изменений; определение последствий и перспектив развития индивидуальной ситуации ребенка. После реализации договора возможен переход к новому договору и новому этапу работы по обоюдному желанию воспитанника и педагога.
Педагогические рекомендации:
Выводы по второй главе
Социально-педагогическая помощь обеспечит разрешение проблем социализации школьников - представителей неофициальных юношеских субкультур, если:
- педагог владеет референтным для воспитанников видом деятельности, его имидж адекватен юношеской субкультуре,
- старшеклассник участвует в клубном сообществе, созданном на основе юношеских субкультурных практик,
- взаимодействие педагога и старшеклассника представляет собой конструктивный диалог.
Деятельность
педагога в процессе оказания социально-педагогической
помощи школьникам - представителям неофициальных
молодежных субкультур предполагает:
создание в группе позитивного эмоционального
климата; содействие учащимся в приобретение
необходимого социального опыта (конструктивного
межличностного взаимодействия, самовыражения
в группе, обсуждения, осмысления и понимания
идеологии субкультуры и понимания себя),
расширение представлений о способах
и вариантах самовыражения, помощь воспитаннику
в самоопределении, осуществление посредничества
в конфликтах со взрослыми и сверстниками.
Заключение
Исследование было посвящено изучению влияния неформальных молодежных групп на процесс социализации подростка.
Изучив
научную литературу по проблеме, можем
сказать, что молодежь – социально-демографическая
группа с определенными возрастными
особенностями. Интересами, ценностями
и местом в социальной структуре
общества. Это часть населения, находящаяся
в стадии социализации, включенная
в процесс усвоения системы норм,
знаний, умений, навыков, позволяющих
людям функционировать в
Выделяются формальные и неформальные группы. Под формальными группами следует понимать сознательно созданные для достижения коллективных целей организации. Данные группы осуществляют формальные функции, такие, как выполнение конкретных работ, генерирование идей, поддержание связей и т.д., что содействует достижению целей организации.
Неформальные
молодежные объединения – группа
людей, имеющих общую деятельность,
специфическую систему
Анализ теоретической и методической литературы по исследуемой проблеме показал что, по характеру социальной направленности неформальные группы можно разделить на три типа:
1) просоциальные или социально положительные;
2)
асоциальные, стоящие в
3)
антисоциальные — социально
Система взглядов, которая пропагандирует сегодня ряд молодежных субкультур, вызывает обеспокоенность социологов, врачей, сотрудников правоохранительных органов. Зачастую новые идеологии несут в себе пропаганду суицида, наркомании, являются фактором риска развития психических расстройств.
Глобальный характер изменений в экономической, политической и идеологической сферах привел к потере реальных жизненных ориентиров у части российской молодежи. В нашем обществе разрушена старая система ценностей, а новая еще только начала формироваться.
Снятие
ряда ограничений на объединение
граждан привело к мгновенному
возникновению различных
Изучив
и проанализировав опыт работы с
неформальными молодежными
Деятельность педагога в процессе оказания социально-педагогической помощи школьникам - представителям неформальных молодежных субкультур предполагает: создание в группе позитивного эмоционального климата; содействие учащимся в приобретение необходимого социального опыта (конструктивного межличностного взаимодействия, самовыражения в группе, обсуждения, осмысления и понимания идеологии субкультуры и понимания себя), расширение представлений о способах и вариантах самовыражения, помощь воспитаннику в самоопределении, осуществление посредничества в конфликтах со взрослыми и сверстниками.
Изложенные
в исследовании выводы и рекомендации
не претендуют на окончательное и
исчерпывающее решение
- дифференциации социально-педагогической помощи школьникам - представителям юношеских субкультур в зависимости от социокультурных особенностей (региона, типа поселения, образовательного учреждения и т.п.)
- подготовки и переподготовки кадров для осуществления социально-педагогической помощи школьникам - представителям юношеских субкультур.
Молодому
человеку нужно определить границы
своих реальных возможностей, узнать,
на что он способен, утвердиться
в обществе. Подтверждением этому
может служить следующая цитата
Эриксона: «Молодой человек должен,
как акробат на трапеции, одним
мощным движением опустить перекладину
детства, перепрыгнуть и ухватиться
за следующую перекладину
Список
использованной литературы
Информация о работе Неформальные группы как фактор социализации подростков