Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 10:50, курсовая работа
Цель работы: выявление характера влияние субкультуры на социализацию подростков.
Объект исследовании: неформальные молодежные объединения.
Предмет исследования: влияние неформальных молодежных групп на социальное воспитание личности.
Гипотеза исследования. Процесс социального воспитания подростков будет в достаточной мере эффективным, если будет учитываться характер влияния молодежной юношеской субкультуры на социализацию подростков и будет организована работа с неформальными молодежными группами.
Во-первых, юношеские субкультуры стали одним из существенных факторов социализации городских школьников. Данные социологических исследований подтверждают, что значительная часть учащихся старших классов идентифицирует себя с той или иной субкультурой, и определенное количество старших школьников испытывает на себе ее ощутимое влияние.
В
то же время воздействие на учащихся
ряда неофициальных юношеских
В связи с этим реакция официальных органов власти, общественности, педагогов даже на безобидные проявления юношеской субкультуры зачастую бывает крайне жесткой. Нередко у воспитателей, учителей возникают сильные негативные эмоции, препятствующие самоопределению и построению конструктивного взаимодействия с представителями юношеских субкультур. Кроме того, педагоги, вынужденные ежедневно иметь дело с учащимися, которые ярко демонстрируют субкультурную принадлежность, в большинстве случаев лишены четких ориентиров при конструировании профессиональной деятельности.
Из
выше приведенных доводов следует,
что современная социально-
Во-вторых, необходимость помощи школьникам представителям юношеских субкультур осознается достаточно давно. Достаточно широко распространены в нашей стране различные по масштабу рок-фестивали («Прорыв», «Окна Открой!», «НАШЕствие», «Крылья» и другие), являющиеся для юношей и девушек площадками самовыражения в сфере субкультуры. В деятельности Костромского клуба старшеклассников несколько лет назад появилась такая новая форма работы, как фестиваль молодёжной культуры «Стрит-Вей», где подростки имеют возможность танцевать брейк-данс официально, «на большой сцене», кататься на роликах и рисовать граффити. В частности, работа с представителями неофициальных юношеских субкультур осуществляется в таких формах, как формирование «уличных площадок» для предъявления подростками себя как представителей субкультур в г. Одессе (опыт работы М.Б. Кордонского). В то же время, целостного осмысления отечественной практики социального воспитания старшеклассников в данном контексте не производилось, несмотря на наличие соответствующего опыта.
В-третьих,
изучение субкультур - относительно новое,
но активно развивающееся
Одним
из отправных моментов теоретического
обоснования социально-
2.2. Исследование влияния субкультуры на социальное воспитание подростков.
Мы в работе опирались на результаты исследования, которые проводилось в 11, 21 и 25 школах г. Таганрога в 10 «б», в 11 «а» и в 10 «а» классах, среди 87 старшеклассников.
Методы, использованные в проведении исследования - анкетирование, наблюдение, беседы, метод обобщения независимых характеристик, метод свободных описаний, метод изучения результатов деятельности, опытно-экспериментальная работа, методы статистической обработки информации.
Исследования, проведенные мной включали в себя изучение проблем и противоречий социализации представителей субкультур. На основе анализа социологических и культурологических исследований были уточнены описания семи юношеских субкультур: рокеров, панков, хиппи, футбольных фанатов, пацанов (гопников), скинхедов, реперов. Описания признаков этих субкультур были предъявлены студентам младших курсов Таганрогского государственного педагогического института как экспертам; на основании обобщения результатов экспертизы мной были разработаны опросные материалы для школьников. Следующий блок исследований предполагал изучение субкультурных предпочтений старшеклассников (10-11 классы школ г. Таганрога). В результате двух опросов более 127 старшеклассников из трех городских школ были получены следующие данные.
Количество
учащихся старших классов, идентифицирующих
себя с представителями той или
иной неофициальной юношеской
Сравнение результатов изучения старшеклассников - представителей юношеских субкультур с остальными сверстниками позволяет констатировать, что у представителей субкультур в 2,68 раза ниже уровень направленности на социально приемлемую деятельность в 1,7 раз меньше претензий на лидерство в группе, в 2 раза слабее, чем у сверстников представлена субъективная значимость занятий по интересам.
При
изучении юношей и девушек - представителей
субкультуры рокеров (16,7% от общего числа
опрошенных), явная угроза негативных
тенденций социализации не проявилась.
Также весьма благополучной группой могут
считаться реперы (13,5%). Среди футбольных
фанатов, составляющих от общего числа
респондентов 11,9%, проблемы в социализации
могут быть зафиксированы в основном у
девушек. Явно обозначившейся проблемой
у представителей субкультуры скинхедов
(5% всех участвующих в опросе) является
склонность к неконтролируемой агрессии
и эмоциональная неуравновешенность (юноши
- 44%, девушки - 20%). Обобщение полученных
результатов позволяет назвать среди
наиболее типичных проблем социализации
для девушек - представителей неофициальных
юношеских субкультур: непринятие образа
собственного тела, низкая мотивация учебной
деятельности (скинхеды, футбольные фанаты).
Еще одной общей чертой является то, что
образ отношений с юношами лишен романтизма
(футбольные фанаты). Специфичной характеристикой
может быть названа слабая ориентированность
на сферу деловой активности у девушек-скинхедов.
Среди респондентов - учащихся старших
классов г. Таганрога наименее массовыми
являются такие субкультуры, как «панки»
и «хиппи» - по 1,7%.
2.3 Педагогические рекомендации по организации социального педагога работы с неформальными группами.
Социально-педагогическую помощь можно трактовать как внешнее действие, которое придает личности ресурс, недостающий в какой-либо конкретной социальной ситуации. Помощь становится движущей силой процесса активизации ресурсов, управления его использованием.
Социально-педагогическая помощь старшеклассникам - представителям неофициальных юношеских субкультур возникает на границах стихийной, относительно управляемой и относительно социально-контролируемой социализации, и более или менее сознательного самоизменения человека; имеет характер диалектического компромисса:
- при безусловном принятии воспитанника, какие бы идеи он ни разделял, информирование его о возможных социальных санкциях,
- при выстраивании диалога между культурой и субкультурой, предъявление общепринятых образцов,
- при организации движения мысли в диалоге от субъективных смыслов школьника к социокультурным значениям, оснащение воспитанника недостающими средствами понимания и самовыражения.
На основе идей педагогической герменевтики И.Д. Демаковой [10] представляется возможным сформулировать еще одно условие социально-педагогической помощи старшеклассникам - представителям неофициальных юношеских субкультур - адекватность имиджа педагога - субъекта помощи юношеской субкультуре, владение педагогом референтной для старшеклассников деятельностью.
Внешний вид педагога должен соответствовать основным тенденциям моды, чтобы привлечь и расположить к себе учащихся, однако, элементы одежды не должны выражать предпочтительного отношения к какой-либо из субкультур. Умение словом и действиями настроить человека на себя - является важными составляющими имиджа. В нашем случае необходимо говорить о так называемой стилизованной коммуникации. Это умение педагога использовать адекватные для молодежной субкультуры способы передачи информации, получения ответов, налаживания взаимоотношений, обмена мнениями. Стиль поведения педагога не должен вступать в противоречия с основной целью оказания социально-педагогической помощи. Его манера действий должна внушать воспитанникам доверие, чувство безопасности, ощущение порядочности педагога, компетентности.
Социально-педагогическая помощь будет осуществляться эффективно, если педагог владеет каким-либо видом занятий значимым для представителей юношеской субкультуры (игра на гитаре, какой-либо вид спорта, брейк-дэнс, граффити, ролевые игры и т.д.). Кроме этого, педагог может владеть смежными с субкультурными видами деятельности, например: акробатический рок-н-ролл, художественная гимнастика, спортивная аэробика, дизайн и другое.
Необходимым условием успешности социально-педагогической помощи старшим школьникам - представителям неофициальных юношеских субкультур является характер взаимодействия педагога и старшеклассника -- конструктивный диалог что предполагает:
- наличие договора как культурного механизма, регулирующего отношения между педагогом и старшеклассником,
- общение строится исходя из безусловного принятия воспитанника, какие бы идеи он не разделял и не пропагандировал,
- консультирование воспитанника о возможностях социальной среды, учреждений в разрешении проблем социализации;
- эмоциональная поддержка как самого акта, и так и принципа свободы выбора.
- оснащение воспитанниками недостающими средствами самопонимания.
Важным
условием эффективности социально-
- раскрепощению, принятию воспитанником себя,
- овладению школьником различными вариантами самопредъявления в социально приемлемых формах,
- освоению воспитанником способами решения коммуникативных задач (в том числе конструктивного диалога со взрослыми, с представителями других субкультур).
Организация
экспериментирования и
Как
показало данное исследование, в значительной
части общеобразовательных
Методика оказания социально-педагогической помощи старшеклассникам - представителям юношеских субкультур требует соединения групповой и индивидуальной форм работы. Это связано с тем перечнем задач, которые решаются в рамках каждой из форм и не могут быть решены лишь в одной из них. Так, организовать экспериментирование воспитанников в способах самовыражения можно лишь в групповой работе; обсуждение смысла значений, текстов субкультур наиболее эффективно осуществляется в полилоге. В то же время ситуация каждого из старшеклассников особенна, возникающее у него противоречие требует конфиденциальности обсуждения, что возможно в рамках индивидуальной работы педагога с воспитанником.
Информация о работе Неформальные группы как фактор социализации подростков