Неформальные группы как фактор социализации подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 10:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявление характера влияние субкультуры на социализацию подростков.
Объект исследовании: неформальные молодежные объединения.
Предмет исследования: влияние неформальных молодежных групп на социальное воспитание личности.
Гипотеза исследования. Процесс социального воспитания подростков будет в достаточной мере эффективным, если будет учитываться характер влияния молодежной юношеской субкультуры на социализацию подростков и будет организована работа с неформальными молодежными группами.

Работа содержит 1 файл

курсач....docx

— 66.46 Кб (Скачать)

     В тесной связи с формированием  нравственных убеждений молодых  людей складываются их нравственные идеалы. Этим они существенно отличаются от младших школьников. Как показали исследования, идеалы у подростков проявляются в двух основных формах. У подростка младшего возраста в  качестве идеала выступает образ  какого-либо конкретного человека, в котором он видит воплощение высоко ценимых им качеств. С возрастом  у молодого человека наблюдается  заметное «движение» от образов близких  людей к образам лиц, с которыми он непосредственно не общается. Старшие  подростки начинают предъявлять  более высокие требования к своему идеалу. В связи с этим они начинают осознавать, что окружающие, даже очень  любимые и уважаемые ими, в  большинстве своем самые обыкновенные люди, хорошие и достойные уважения, но не являются идеальным воплощением  человеческой личности. Поэтому в 13-14 летнем возрасте особенное развитие приобретают поиски идеала за пределами  близких родственных отношений.

     В развитии познания молодёжи окружающей действительности наступает такой  момент, когда объектом познания становится человек, его внутренний мир. Именно в подростковом возрасте возникает  направленность на познание и оценку морально-психологических качеств  окружающих.

     Наряду  с ростом такого интереса к другим людям у подростков начинают формироваться  и развиваться самосознание, потребность  в осознании и оценке своих  личностных качеств.

     Формирование  самосознания - один из важнейших моментов в развитии личности подростка. Факт формирования и роста самосознания накладывает отпечаток на всю  психическую жизнь подростка, на характер его учебной и трудовой деятельности, на формирование его отношения к действительности. Потребность самосознания возникает из потребностей жизни и деятельности. Под влиянием растущих требований со стороны окружающих у подростка возникает потребность оценить свои возможности, осознать, какие же особенности его личности помогают им, наоборот, мешают быть на высоте предъявляемых ему требований.

     Большую роль в развитии самосознания молодого человека играют суждения других. Усложнение требований, которые предъявляются  подростку в процессе его деятельности, развитие его самосознания, общий  рост сознательного отношения к  действительности приводит к качественно  новому этапу в его развитии. У  подростка появляется и приобретает  довольно заметное значение стремление к самовоспитанию - стремление сознательно  воздействовать на себя, формировать  такие качества личности, которые  он рассматривает как положительные, и преодолевать у себя отрицательные  черты, бороться со своими недостатками. В подростковом возрасте начинают складываться и закрепляются черты характера. Одной из наиболее характерных особенностей подростка, связанные с ростом его  самосознания, является стремление показать свою «взрослость». Молодой человек  отстаивает свои взгляды и суждения, добиваясь того, чтобы взрослые считались  с его мнением. Он считает себя достаточно взрослым, хочет иметь  одинаковые с ними права.

     Переоценивая  возможность своих возрастных способностей, подростки приходят к убеждению, что они ничем не отличаются от взрослых людей. Отсюда их стремление к самостоятельности и известной  «независимости», отсюда - болезненное  самолюбие и обидчивость, острая реакция на попытки взрослых, недооценивающих  их права и интересы. Следует отметить характерную для подросткового  возраста повышенную возбудимость, некоторую  неудовлетворенность характера, сравнительно частые, быстрые и резкие смены  настроения.[14]

     Значительное  развитие в подростковом возрасте приобретают  волевые черты характера. Под  влиянием повышенных требований, предъявляемых  подростку, у него развивается способность  длительно преследовать сознательно  поставленные цели, уметь преодолевать препятствия и трудности на этом пути.

     Анализируя  всё вышесказанное можно обобщить и выявить следующие возрастные особенности характерные для подросткового периода:

     1. Потребность в энергетической  разрядке;

     2. Потребность в самовоспитании; активный  поиск идеала;

     3. Отсутствие эмоциональной адаптации;

     4. Подверженность эмоциональному  заражению;

     5. Критичность;

     6. Бескомпромиссность;

     7. Потребность в автономии;

     8. Отвращение к опеке;

     9. Значимость независимости как  таковой;

     10. Резкие колебания характера и  уровня самооценки;

     11. Интерес к качествам личности;

     12. Потребность быть;

     13. Потребность что-то значить;

     14. Потребность в популярности;

     15. Гипертрофия потребности в информации

     У подростков появляется желание изучать  свое «Я», понять, на что они способны. В этот период они стремятся себя утвердить, особенно в глазах сверстников, уйти от всего детского. Все меньше ориентируются на семью и обращаются к ней. Но зато возрастает роль и  значение референтных групп, появляются новые образы для подражания. Подростки, потерявшие ориентир, не имеющие поддержки  среди взрослых, стараются найти  идеал или образец для подражания.[31] Таким образом, они примыкают к той или иной неформальной организации. Особенностью неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее. Вторая особенность этих групп - соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения. Молодой человек стремиться сделать что-то лучше, чем другие, опередить в чем-то даже самых близких ему людей. Это приводит к тому, что внутри молодежные группы неоднородны, состоят из большого числа микрогруппировок, объединяющихся на основе симпатий и антипатий. Именно в пространстве неформального общения возможен первичный, самостоятельный выбор подростком своего социального окружения и партнёра. А привитие культуры этого выбора возможно лишь в условиях терпимости взрослых. Нетерпимость, склонность к разоблачениям и морализаторство примитивизируют молодёжную среду, провоцируют подростков к протестным реакциям, часто с непрогнозируемыми последствиями.

     Важнейшая функция молодёжного движения - “стимулирование  прорастания социальной ткани на окраинах общественного организма”.[7] Молодёжные инициативы становятся проводником  общественной энергии между местными, региональными, поколенческими и т.п. зонами общественной жизни и её центром - основными социально- экономическими и политическими структурами.

     Многие  из неформалов - люди весьма неординарные, талантливые. Они проводят на улице  дни и ночи напролет, не зная, зачем. Этих молодых людей никто не организовывает, не заставляет приезжать сюда. Они  стекаются сами - все очень разные, и в тоже время чем-то неуловимо  похожие. Многим из них, молодым и  полным сил, часто хочется выть по ночам от тоски и одиночества. Многие из них лишены веры, во что  бы то ни было и оттого мучаются собственной  ненужностью. И, пытаясь разобраться  в себе, отправляются на поиски смысла жизни и приключений в неформальные молодежные объединения.

     Ради  чего они стали неформалами?

     73% - т.к. деятельность официальных  организаций в сфере досуга  неинтересна. 20% - т.к. официальные  учреждения не помогают в их  интересах. 7% - т.к. их увлечения  не одобряются обществом.

     Принято считать, что главное для подростков в неформальных группировках - возможность  отдохнуть, провести свободное время. С социологической точки зрения это неправильно: «балдежь» стоит  на одном из последних мест в перечне  того, что привлекает молодежь в  неформальные объединения, - об этом говорит  лишь чуть более 7%. Около 5% находят в  неформальной среде возможность  общаться с близкими себе по духу людьми. Для 11% самое главное - условия для  развития своих способностей, возникающие  в неформальных группировках. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выводы  по первой главе

     Группа  формируется в результате деятельности определенных организационных структур и разделение труда в организации.

     Группы  могут возникать и тогда, когда  некоторые члены организации  видят себя как группу, осознают границы своей группы по отношению  к другим структурным единицам и  социальным общностям внутри организации.

     Группы  могут формироваться в результате заранее спланированных действий руководства  организации как некоторая часть  формальной структуры. Но иногда возникают  неформальные структуры организации  как следствие непланируемых  социальных процессов. В связи с  этим важно определить природу и  особенности функционирования формальных и неформальных групп в организации.

     Под формальными будем понимать группы в организации, сознательно созданные  для достижения коллективных целей  организации. Данные группы осуществляют формальные функции, такие, как выполнение конкретных работ, генерирование идей, поддержание связей и т.д., что  содействует достижению целей организации.

     В формальной структуре любой организации  существуют неформальные группы. Эти  группы основаны преимущественно  на межличностных отношениях, удовлетворение (или неудовлетворение) психологических  и социальных потребностей, не связанных  с формальными целями и задачами. В этом случае члены социальных групп в организации ориентированы не на социальные статусы и роли, а на первичные групповые отношения.

     Неформальные  молодежные объединения – группа людей, имеющих общую деятельность, специфическую систему ценностей, связанную с ней модель поведения, выразительную систему атрибутов, стиль общения.

     По  мнение одного из ведущих исследователей подросткового ненормального общения  И.С. Полонского, около 85% подростков и  юношей проходят через стихийное групповое общение. По характеру социальной направленности он делит стихийные группы на три типа:

     1) просоциальные или социально  положительные;

     2) асоциальные, стоящие в стороне  от основных социальных проблем,  замкнутые в системе узкогрупповых  ценностей;

     3) антисоциальные — социально отрицательные  группы.

     Система взглядов, которая пропагандирует сегодня  ряд молодежных субкультур, вызывает обеспокоенность социологов, врачей, сотрудников правоохранительных органов. Зачастую новые идеологии несут  в себе пропаганду суицида, наркомании, являются фактором риска развития психических  процессов.

     Социальное  отчуждение проявляется чаще всего  в апатии, безразличии политической жизни общества, образно говоря, в позиции «стороннего наблюдателя».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2.  Практическое исследование влияния субкультуры на социальное воспитание подростков

     2.1 Влияние субкультуры на социальное воспитание подростков

     В субкультуре реализуется одна из основополагающих потребностей учащихся - выстраивание образа «Я». Влияние  субкультуры связано с трансляцией  определенного привлекательного для  подростков и молодежи субкультурного образа, присвоение только внешней  формы подменяет зачастую ценностное самоопределение старшеклассника. Анализ социологической, культурологической и психологической литературы дает основание в качестве важного  элемента неофициальных субкультур выделить социокультурные контексты: «радикально-силовой» (скинхеды, футбольные фанаты), «либеральный» (хиппи, ролевики), «радикально-протестный» (панки) и другие. Здесь можно говорить о наличии  резонанса между состоянием человека и социокультурным контекстом субкультуры, который помогает человеку справиться с внутренним конфликтом или найти  объяснение своего состояния. Так эмоциональная  неуравновешенность, склонность к агрессии резонируют с радикально-силовым  контекстом субкультур.

     Влияние неофициальной юношеской субкультуры  обеспечивает компенсацию негативного  отношения к себе, низкого уровня самоуважения, непринятия образа собственного тела (несоответствия внешнего вида эталонам маскулинности и феминимности). Компенсация  происходит благодаря крайнему преувеличению  и мифологизации своей непохожести, исключительности. Субкультура выступает  также как форма самопредъявления человека на культурно-эстетическом уровне, когда человеку нравится, прежде всего, музыка, одежда и т.д.

     Эмоциональная привлекательность «неформального» (иного, отличного от насаждаемого взрослыми) стиля жизни нередко снижает  значимость целенаправленной деятельности (учеба, хобби), способствует размыванию жизненных перспектив. Предпосылками  к таким обстоятельствам является академическая неуспешность в школе. Данная проблема возникает также в связи с отсутствием у воспитанника опыта самопонимания и самоопределения.

     Кроме этого, у старшеклассников - представителей неофициальных юношеских субкультур возникают осложнения во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, вызываемые как провоцирующим имиджем, так  и некомпетентностью в общении. Рассогласования в сфере общения, усиливаются после того, как школьник начинает предъявлять себя как представитель  субкультуры.

     Субкультура чаще всего определяется через группу, являющуюся носителем данной локальной  культуры, Нахождение в субкультуре  способно блокировать самостоятельность  человека, вызывать поведение «ведомого» и таким образом выступать  для молодого человека или девушки  психологической защитой.

     Наряду  с источником влияния юношеской  субкультуры можно условно выделить три вероятностных последствия  для социализации:

     - позитивная тенденция (освоение  социальных ролей в группе  сверстников, социальное и культурное  самоопределение на основе социальных  проб и экспериментирования),

     - социально-негативная (наркотизация, принятие  идеологии национализма, экстремизма,  приобщение к криминальному образу  жизни),

     - индивидуально-негативная (мораторий  на социальное и культурное  самоопределение, самооправдание  инфантилизма и эскапизма -- «бегства»  от социальной реальности).

     Актуальность  исследования социально-педагогической помощи старшим школьникам - представителям юношеских субкультур обусловлена  рядом взаимодополняющих обстоятельств.

Информация о работе Неформальные группы как фактор социализации подростков