Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 10:50, курсовая работа
Цель работы: выявление характера влияние субкультуры на социализацию подростков.
Объект исследовании: неформальные молодежные объединения.
Предмет исследования: влияние неформальных молодежных групп на социальное воспитание личности.
Гипотеза исследования. Процесс социального воспитания подростков будет в достаточной мере эффективным, если будет учитываться характер влияния молодежной юношеской субкультуры на социализацию подростков и будет организована работа с неформальными молодежными группами.
В
тесной связи с формированием
нравственных убеждений молодых
людей складываются их нравственные
идеалы. Этим они существенно отличаются
от младших школьников. Как показали
исследования, идеалы у подростков
проявляются в двух основных формах.
У подростка младшего возраста в
качестве идеала выступает образ
какого-либо конкретного человека,
в котором он видит воплощение
высоко ценимых им качеств. С возрастом
у молодого человека наблюдается
заметное «движение» от образов близких
людей к образам лиц, с которыми
он непосредственно не общается. Старшие
подростки начинают предъявлять
более высокие требования к своему
идеалу. В связи с этим они начинают
осознавать, что окружающие, даже очень
любимые и уважаемые ими, в
большинстве своем самые
В
развитии познания молодёжи окружающей
действительности наступает такой
момент, когда объектом познания становится
человек, его внутренний мир. Именно
в подростковом возрасте возникает
направленность на познание и оценку
морально-психологических
Наряду с ростом такого интереса к другим людям у подростков начинают формироваться и развиваться самосознание, потребность в осознании и оценке своих личностных качеств.
Формирование самосознания - один из важнейших моментов в развитии личности подростка. Факт формирования и роста самосознания накладывает отпечаток на всю психическую жизнь подростка, на характер его учебной и трудовой деятельности, на формирование его отношения к действительности. Потребность самосознания возникает из потребностей жизни и деятельности. Под влиянием растущих требований со стороны окружающих у подростка возникает потребность оценить свои возможности, осознать, какие же особенности его личности помогают им, наоборот, мешают быть на высоте предъявляемых ему требований.
Большую
роль в развитии самосознания молодого
человека играют суждения других. Усложнение
требований, которые предъявляются
подростку в процессе его деятельности,
развитие его самосознания, общий
рост сознательного отношения к
действительности приводит к качественно
новому этапу в его развитии. У
подростка появляется и приобретает
довольно заметное значение стремление
к самовоспитанию - стремление сознательно
воздействовать на себя, формировать
такие качества личности, которые
он рассматривает как
Переоценивая
возможность своих возрастных способностей,
подростки приходят к убеждению,
что они ничем не отличаются от
взрослых людей. Отсюда их стремление
к самостоятельности и
Значительное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты характера. Под влиянием повышенных требований, предъявляемых подростку, у него развивается способность длительно преследовать сознательно поставленные цели, уметь преодолевать препятствия и трудности на этом пути.
Анализируя всё вышесказанное можно обобщить и выявить следующие возрастные особенности характерные для подросткового периода:
1. Потребность в энергетической разрядке;
2. Потребность в самовоспитании; активный поиск идеала;
3.
Отсутствие эмоциональной
4. Подверженность эмоциональному заражению;
5. Критичность;
6. Бескомпромиссность;
7. Потребность в автономии;
8. Отвращение к опеке;
9. Значимость независимости как таковой;
10. Резкие колебания характера и уровня самооценки;
11. Интерес к качествам личности;
12. Потребность быть;
13. Потребность что-то значить;
14. Потребность в популярности;
15.
Гипертрофия потребности в
У
подростков появляется желание изучать
свое «Я», понять, на что они способны.
В этот период они стремятся себя
утвердить, особенно в глазах сверстников,
уйти от всего детского. Все меньше
ориентируются на семью и обращаются
к ней. Но зато возрастает роль и
значение референтных групп, появляются
новые образы для подражания. Подростки,
потерявшие ориентир, не имеющие поддержки
среди взрослых, стараются найти
идеал или образец для
Важнейшая функция молодёжного движения - “стимулирование прорастания социальной ткани на окраинах общественного организма”.[7] Молодёжные инициативы становятся проводником общественной энергии между местными, региональными, поколенческими и т.п. зонами общественной жизни и её центром - основными социально- экономическими и политическими структурами.
Многие
из неформалов - люди весьма неординарные,
талантливые. Они проводят на улице
дни и ночи напролет, не зная, зачем.
Этих молодых людей никто не организовывает,
не заставляет приезжать сюда. Они
стекаются сами - все очень разные,
и в тоже время чем-то неуловимо
похожие. Многим из них, молодым и
полным сил, часто хочется выть по
ночам от тоски и одиночества.
Многие из них лишены веры, во что
бы то ни было и оттого мучаются собственной
ненужностью. И, пытаясь разобраться
в себе, отправляются на поиски смысла
жизни и приключений в
Ради чего они стали неформалами?
73% - т.к. деятельность официальных организаций в сфере досуга неинтересна. 20% - т.к. официальные учреждения не помогают в их интересах. 7% - т.к. их увлечения не одобряются обществом.
Принято
считать, что главное для подростков
в неформальных группировках - возможность
отдохнуть, провести свободное время.
С социологической точки зрения
это неправильно: «балдежь» стоит
на одном из последних мест в перечне
того, что привлекает молодежь в
неформальные объединения, - об этом говорит
лишь чуть более 7%. Около 5% находят в
неформальной среде возможность
общаться с близкими себе по духу людьми.
Для 11% самое главное - условия для
развития своих способностей, возникающие
в неформальных группировках.
Выводы по первой главе
Группа формируется в результате деятельности определенных организационных структур и разделение труда в организации.
Группы могут возникать и тогда, когда некоторые члены организации видят себя как группу, осознают границы своей группы по отношению к другим структурным единицам и социальным общностям внутри организации.
Группы
могут формироваться в
Под формальными будем понимать группы в организации, сознательно созданные для достижения коллективных целей организации. Данные группы осуществляют формальные функции, такие, как выполнение конкретных работ, генерирование идей, поддержание связей и т.д., что содействует достижению целей организации.
В формальной структуре любой организации существуют неформальные группы. Эти группы основаны преимущественно на межличностных отношениях, удовлетворение (или неудовлетворение) психологических и социальных потребностей, не связанных с формальными целями и задачами. В этом случае члены социальных групп в организации ориентированы не на социальные статусы и роли, а на первичные групповые отношения.
Неформальные
молодежные объединения – группа
людей, имеющих общую деятельность,
специфическую систему
По
мнение одного из ведущих исследователей
подросткового ненормального
1) просоциальные или социально положительные;
2)
асоциальные, стоящие в
3)
антисоциальные — социально
Система взглядов, которая пропагандирует сегодня ряд молодежных субкультур, вызывает обеспокоенность социологов, врачей, сотрудников правоохранительных органов. Зачастую новые идеологии несут в себе пропаганду суицида, наркомании, являются фактором риска развития психических процессов.
Социальное
отчуждение проявляется чаще всего
в апатии, безразличии политической
жизни общества, образно говоря,
в позиции «стороннего наблюдателя».
Глава 2. Практическое исследование влияния субкультуры на социальное воспитание подростков
2.1 Влияние субкультуры на социальное воспитание подростков
В
субкультуре реализуется одна из
основополагающих потребностей учащихся
- выстраивание образа «Я». Влияние
субкультуры связано с
Влияние
неофициальной юношеской
Эмоциональная
привлекательность «
Кроме
этого, у старшеклассников - представителей
неофициальных юношеских
Субкультура чаще всего определяется через группу, являющуюся носителем данной локальной культуры, Нахождение в субкультуре способно блокировать самостоятельность человека, вызывать поведение «ведомого» и таким образом выступать для молодого человека или девушки психологической защитой.
Наряду
с источником влияния юношеской
субкультуры можно условно
-
позитивная тенденция (
-
социально-негативная (наркотизация, принятие
идеологии национализма, экстремизма,
приобщение к криминальному
-
индивидуально-негативная (мораторий
на социальное и культурное
самоопределение,
Актуальность
исследования социально-педагогической
помощи старшим школьникам - представителям
юношеских субкультур обусловлена
рядом взаимодополняющих
Информация о работе Неформальные группы как фактор социализации подростков