Неформальные группы как фактор социализации подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 10:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявление характера влияние субкультуры на социализацию подростков.
Объект исследовании: неформальные молодежные объединения.
Предмет исследования: влияние неформальных молодежных групп на социальное воспитание личности.
Гипотеза исследования. Процесс социального воспитания подростков будет в достаточной мере эффективным, если будет учитываться характер влияния молодежной юношеской субкультуры на социализацию подростков и будет организована работа с неформальными молодежными группами.

Работа содержит 1 файл

курсач....docx

— 66.46 Кб (Скачать)

Введение 

     Актуальность  этой темы вызвано тем, что современная  социально-политическая ситуации в  России показывает, что неформальные молодежные объединения – это  очень актуальная проблема на сегодняшний  день. Так как огромное количество подростков становятся «неформалами»  не из-за каких-либо убеждений, целей, а  только из-за того, что им нравиться  атрибутика «неформалов», относительная  независимость и самостоятельность. Также актуальность в том, что  существуют два обстоятельства, обуславливающие  социально-педагогического исследования в данной сфере. Во-первых, стихийное, неуправляемое общение молодых  людей в группах опасно перерождением  объединений в асоциальное. Во-вторых, в настоящее время в нашей  стране наблюдается скачкообразный рост неформальных молодежных объединений. Участие подростков неформальных молодежных объединениях может привести различным  последствиям в их дальнейшее жизни. В последнее время государство  пыталось привести в жизнь федеральные  законы и программы, которые помогли  бы молодому поколение адаптироваться в обществе, но на современном этапе развития нашего государства экономический фактор наряду с политической обстановкой возможности государству, и в том числе обществу не дает, осуществлять все программы и федеральные законы о молодежи. С учетом выявленных противоречий мы формируем тему нашего исследования: «Неформальные группы как фактор социализации подростков»

     Цель  работы: выявление характера влияние субкультуры на социализацию подростков.

     Объект  исследовании: неформальные молодежные объединения.

     Предмет исследования: влияние неформальных молодежных групп на социальное воспитание личности.

     Гипотеза  исследования. Процесс социального воспитания подростков будет в достаточной мере эффективным, если будет учитываться характер влияния молодежной юношеской субкультуры на социализацию подростков и будет организована работа с неформальными молодежными группами.

     Задачи  исследования:

  1. Изучит и проанализировать теоретическую и методическую литературу по исследуемой проблеме;
  2. Исследовать характер влияния неформальных молодежных объединений на развитие личности в процессе социализации;
  3. Исследовать опыт социального педагога в работе с неформальными молодежными группами;
  4. Провести анализ работы с неформальными молодежными группами.

     Методы  исследования: теоретический анализ источников и документов, наблюдение.

     Методологической  базой исследования послужили идеи А.С. Макаренко о роли коллектива в формировании личности подростка, Б.А. Титова о роли культурно-досуговой  деятельности в социализации подростков, Г.И. Фроловой о значении клуба в  клубной деятельности коллектива в  формировании личности, идеи А.С. Беличевой  о значении организации полноценного общения с окружающими для  коррекции отклоняющегося поведения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава  1. Теоретическое исследование проблемы неформальных подростковых групп и их влияние на социализацию

     1.1 Основные понятия, причины и условия формирования неформальных групп

     Группы  формируются в результате деятельности определенных организационных структур и разделения труда в организации. Так, процесс интеграции членов организации  в группы может происходить в  подразделениях в ходе совместной деятельности в соответствии с технологическими цепочками, т.е. появление групп может  быть реакцией на внедренный технологический  процесс, предполагающий постоянные пространственные контакты определенных членов организации, их взаимозависимость и совместное достижение общих целей [26, с 115].

     Группы  могут возникать и тогда, когда  некоторые члены организации  видят себя как группу, осознают границы своей группы по отношению  к другим структурным единицам и  социальным общностям внутри организации.

     Группы  могут формироваться в результате заранее спланированных действий руководства  организации как некоторая часть  формальной структуры. Но иногда возникают  неформальные структуры организации  как следствие непланируемых  социальных процессов. В связи с  этим важно определить природу и  особенности функционирования формальных и неформальных групп в организации [26, с 119]

     Под формальными будем понимать группы в организации, сознательно созданные  для достижения коллективных целей  организации. Данные группы осуществляют формальные функции, такие, как выполнение конкретных работ, генерирование идей, поддержание связей и т.д., что  содействует достижению целей организации. Ясно, что достижение каждой цели требует  создания определенной структурной  единицы (в отдельных случаях  нескольких структурных единиц), действующей  достаточно автономно, причем, согласно требованиям кооперации и осуществления  совместной трудовой деятельности, эта структурная единица должна быть формально связана с другими структурными единицами организации.

     При создании формальных групп члены  организации объединяются искусственно в соответствии с порученными  им официальными ролевыми предписаниями  и заранее спланированной структурой организации. Наиболее существенными  чертами формальной группы являются наличие поставленной высшим руководством организации перед группой задачи, а также формально закрепленной, максимально стандартизованной  системы поведенческих норм, санкций, ролевых требований, т.е. формальной роли. По мнению Д. Джексона, каждая формальная роль содержит описание процедур и  процессов работы и набор предписаний, выражающих требования руководства  организации или ее подразделений. При этом в качестве признаков  формальных статусов и ролей выступают: формально описанные полномочия в рамках иерархической структуры  организации; формальное название должности  и ее место среди других должностей организации; поощрения; награды и  наказания, которые могут быть применены  к данному субъекту в соответствии с его статусом; поощрения, награды  и наказания, которые данный работник может применять по отношению  к другим работникам организации  в соответствии со своим местом в  ее иерархической структуре; физическая локализация данного работника  внутри организации и степень  его доступа к информации.

     Формальные  группы имеют тенденцию к сохранению относительной устойчивости, хотя их состав может изменяться. Это объясняется  безличностью формальной структуры  — в группах существуют только статусы независимо от индивидов, занимающих эти статусы. Конечно, в организации  могут создаваться и временные  формальные группы для реализации конкретной задачи. Формальные группы могут быть классифицированы по многим основаниям, например по различию в членстве, по выполняемым задачам, по позициям внутри организационной структуры.

     Как уже отмечалось, в формальной структуре  любой организации существуют неформальные группы. Эти группы основаны преимущественно  на межличностных отношениях, удовлетворении (или неудовлетворении) психологических  и социальных потребностей, не связанных  с формальными целями и задачами. В этом случае члены социальных групп  в организации ориентированы  не на социальные статусы и роли, а на первичные групповые отношения. В таких группах развивается  взаимозависимость, ее члены постоянно  оказывают влияние на поведение  друг друга и способствуют удовлетворению личных потребностей, например в общении, в других социальных мотивациях, которые  отсутствуют в чисто рабочих  ситуациях, особенно в условиях промышленных предприятий или в профитных  фирмах.

     Членство  в неформальной группе может быть прекращено через формальную структуру, в частности путем перевода работника  в другую, пространственно удаленную  часть организации или перехода по вертикали на другой управленческий уровень. В некоторых случаях  неформальная группа может одновременно быть формальной или частью формальной группы (актив отдела, управления, сектора  или даже организации в целом).

     Члены неформальной группы обычно выдвигают  собственного лидера, который имеет  неформальную власть только в пределах данной группы. Как правило, неформальный лидер отражает установки и ценности членов группы, помогает разрешать  конфликты, ведет группу к достижению целей, устанавливает связи вне  группы и использует их, что способствует адаптации группы в условиях организации. Неформальный лидер часто меняется в зависимости от ситуации. В некоторых  случаях неформальный лидер одновременно выполняет функции формального  лидера. Однако такая ситуация не характерна для организации, поскольку неформальный лидер, получивший формальный статус, обычно теряет неформальный авторитет, будучи вынужден применять к членам группы формальные санкции. Например, неформальный лидер в отделе назначен начальником отдела. До этого назначения он часто общался со своими сотрудниками на уровне первичных связей, помогал им, вместе с ними проводил свободное время. После назначения на должность начальника отдела он получил новые ролевые полномочия и должен выполнять новые ролевые требования, в частности официальный контроль над поведением сотрудников отдела, что с неизбежностью отдаляет лидера от исполнителей и наносит ущерб его неформальному авторитету.

     Неформальные  группы весьма значимы для успешной деятельности организации, поэтому  даже предпринимаются попытки искусственного создания таких групп. Естественные группы, состоящие из трех — шести  работников, которые в ходе взаимодействий развили высокий уровень близости и привязанности друг к другу, должны поддерживаться руководством организации. В противном случае естественная неформальная структура либо не будет  развиваться, либо будет развиваться  в формах, нежелательных организации, мешающих достижению целей-заданий. Естественная группа может быть искусственно “выращена” и превратиться в “семейную” группу из 8—30 членов. Далее процесс развития и укрепления чувства привязанности  в течение 6—12 месяцев должен привести к формированию одной организованной группы, состоящей из объединенных разветвленной сетью коммуникаций в масштабе организации семейных групп, каждая из которых включает несколько  естественных групп. Такую организованную труппу можно рассматривать как  общественную организацию, все члены  которой связаны общими намерениями.

     Итак, группы в организации могут быть как формальными, так и неформальными; неформальные группы не являются частью формальной организационной структуры; их могут возглавлять работники, которые имеют лишь небольшую  власть (или вообще не имеют формальной власти) в организационной структуре. Однако такие группы могут быть очень  сильными и полезными при выполнении заданий.

     Все группы оказывают давление на своих  членов, чтобы заставить их соответствовать  нормам группы, к которым относятся: нормы поведения, одежда, речь, производительность труда, отношение к технике безопасности, производству, сверхурочной работе, целям организации, руководству и т.п. Это способствует “социализации” членов групп в организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Современные неформальные  подростковые молодежные  группы

     Семья   и   школа   оказывают   чаще   всего   так   называемое   косвенное  десоциализирующее  влияние,  в   результате   которого   дезадаптированные   подростки   перестают усваивать моральные ценности, культивируемые основными институтами социализации,  и ориентируются прежде всего на нормы и ценности неформальных криминогенных групп. Таким образом, эти группы играют в конечном счете основную роль в формировании личности несовершеннолетних правонарушителей, выступая в качестве их референтных групп и предпочитаемой среды общения. Отсюда не случайно, что большая часть преступлений совершается несовершеннолетними именно в группах. В частности, как отмечает К.Е. Игошев, «около 75% из общего числа изучаемых несовершеннолетних совершили преступления в составе групп.  Чаще  всего группой совершаются такие преступления, как грабежи, разбойные нападения, кражи, хулиганство (от 80 до 90%). При этом в составе наиболее устойчивых и длительно существующих групп совершаются корыстные преступления, а также преступления в виде общественно опасных действий. В целом же не будет преувеличением сказать: преступность несовершеннолетних — это групповое преступление» [20, с 246].

     И далее этот же автор справедливо  отмечает, что сами по себе факты  формирования групп подростков и  юношей — процесс закономерный. Действительно, известно, что для  подростка характерна повышенная потребность  в общении со сверстниками, к мнению сверстников подростки склонны  прислушиваться больше, чем к мнению взрослых, родителей и учителей. Это повышенное стремление к общению  объясняется возрастными закономерностями психического развития в подростковом возрасте, основным психологическим  новообразованием которого является самосознание, формирующееся в общении, во взаимодействии с себе подобными.

Информация о работе Неформальные группы как фактор социализации подростков