Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 10:50, курсовая работа
Цель работы: выявление характера влияние субкультуры на социализацию подростков.
Объект исследовании: неформальные молодежные объединения.
Предмет исследования: влияние неформальных молодежных групп на социальное воспитание личности.
Гипотеза исследования. Процесс социального воспитания подростков будет в достаточной мере эффективным, если будет учитываться характер влияния молодежной юношеской субкультуры на социализацию подростков и будет организована работа с неформальными молодежными группами.
Следовательно, опасность таит в себе не вообще подростковое общение и неформальные подростковые группы, а лишь те, в которых происходит криминализация несовершеннолетних. Чтобы выяснить, что это за группы, необходимо более подробно остановиться на характеристике неформальных подростковых групп.
По
мнению одного из ведущих исследователей
подросткового неформального
По характеру социальной направленности И.С. Полонский делит стихийные группы на три типа:
1) просоциальные или социально положительные;
2)
асоциальные, стоящие в
3)
антисоциальные — социально
Среди
просоциальных групп особо
Как
отмечают отдельные исследователи,
«питательной средой» для криминальных
подростковых групп является отнюдь
не самодеятельное движение неформальной
молодежи, а промежуточные досу-говые
группы («фанаты», «рокеры», «любера»,
«металлисты», спортивные фанаты, «брейкеры»,
«фуфаечники» и т.д.), которые формируются
на основе общности своих эстетических
вкусов, приверженности к отдельным
музыкальным течениям, музыкальным,
спортивным кумирам, новомодным танцам,
экстравагантной моде и т.д. Причиной,
порождающей такие замкнутые
групповые объединения, нередко
служит чрезмерная регламентация, бюрократизация
школы, учреждений культуры, искусства,
отсутствие подростково-юношеских
досуговых центров и
Особой группой стоят неформальные молодежные объединения, где интегрирующим, объединяющим стержнем является образ жизни, собственная мораль, духовные ценности, своеобразная субкультура, атрибутика, слэнг. Такие объединения и сообщества строятся на отрицании общепринятой морали, на противопоставлении ей групповой, часто весьма экстравагантной субкультуры. Это прежде всего хиппи, панки и хайлайфисты. Если для хиппи характерна полная свобода, включая свободу сексуальных отношений, построенная на равноправии и терпимости, отказе от всякой заорганизованности и регламентации, то у панков отношения в сообществе строятся по более жесткому принципу: допускается и имеет место внутренняя иерархия, ритуал «опущения», циничное отношение к девушкам, пренебрежительное отношение к закону и уголовному кодексу, снижение ценности собственной жизни.
Хайлайфисты,
пропагандирующие «красивую жизнь»,
изысканные манеры, роскошный образ
жизни, устроенный быт, связи, карьерные
устремления, также противопоставляют
свою групповую субкультуру
Было бы неправильно за каждой, даже самой экстравагантной молодежной группой видеть потенциальных преступников, к которым необходимо применять специальные профилактические меры.
Однако
следует отметить, что групповая
изолированность, корпоративность, замкнутость
молодежных неформальных групп, не включенных
в систему более широких
Особо стоит остановиться на характеристике асоциальных групп, в которых непосредственно происходит криминализация.
Прежде
всего в этих группах собираются
в основном «трудные», находящиеся
в изоляции в своих классных коллективах
и, кроме того, воспитывающиеся в
неблагополучных семьях подростки.
В лидеры в этих группах выдвигаются
подростки с узко эгоистической
направленностью. Таким образом, в
асоциальных группах за счет их изолированности
от взрослых и классных коллективов,
собственных узкогрупповых
Такого
рода асоциальные группы, в которых
еще не совершаются, но как бы созревают
преступления несовершеннолетних, в
литературе еще называют криминогенными
группами. Так, А.И. Долгова считает,
что «криминогенные группы — это
среда, формирующая и стимулирующая
мотивацию антиобщественного
В свою очередь, преступные группы характеризуются четкой ориентацией на преступное поведение, для них характерны противоправные нормы и подготовленное, организованное совершение преступлений. Такого рода преступные группы несовершеннолетних встречаются достаточно редко.
Неформальные
подростковые группы не являются некими
статичными, неменяющимися социально-
И.П. Башкатов предлагает, исходя из характера совместной деятельности, которая, как известно, определяет, опосредует отношения в группе, выделять три уровня развития криминогенных групп [3, с.354].
1.
Предкриминальные или
2.
Неустойчивые или
3.
Устойчивые криминальные или
преступные группы. Это устойчивые
объединения подростков, сформировавшиеся
для совместного совершения
Таким
образом, как свидетельствуют различные
исследования, стихийно складывающиеся
неформальные подростковые группы, во-первых,
существенно различаются по степени
своей криминализации, по степени
вовлеченности в преступную деятельность,
что нельзя не учитывать в профилактической
и предупредительной
Прежде
всего в преступных группах несовершеннолетних
обращает на себя внимание тот факт,
что чаще всего они создавались
не для преступной деятельности, а
случайно, для совместного
Такая
неорганизованность, ситуативность
в совершении преступлений, которая
характеризует значительную часть
криминогенных подростковых групп,
заставляет внимательно разобраться
в тех социально-
Для
этого прежде всего следует более
подробно рассмотреть основные характеристики
этих групп, их состав, кто в них
входит, каковы их нормы и другие
признаки групповой субкультуры, как осуществляется
их управление и протекают лидерские
процессы.
1.3 Влияние субкультуры на социализацию личности
Социализация - непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отклонения, формируется мотивация социального поведения.
Процесс социализации человека, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов.
Наиболее
важное значение для социализации подростка
имеет социум. Эту ближайшую социальную
среду подросток осваивает
При этом подросток как бы постоянно ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, где подростка лучше понимают, относятся к нему с уважением и т.д. Для процесса социализации важное значение имеет, какие установки формирует та или иная среда, в которой находится подросток, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде - положительный или негативный.
Подростковый
возраст, особенно с 13-15 лет - это возраст
формирования нравственных убеждений,
принципов, которыми подросток начинает
руководствоваться в своём
Информация о работе Неформальные группы как фактор социализации подростков