Неформальные группы как фактор социализации подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 10:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявление характера влияние субкультуры на социализацию подростков.
Объект исследовании: неформальные молодежные объединения.
Предмет исследования: влияние неформальных молодежных групп на социальное воспитание личности.
Гипотеза исследования. Процесс социального воспитания подростков будет в достаточной мере эффективным, если будет учитываться характер влияния молодежной юношеской субкультуры на социализацию подростков и будет организована работа с неформальными молодежными группами.

Работа содержит 1 файл

курсач....docx

— 66.46 Кб (Скачать)

     Следовательно, опасность таит в себе не вообще подростковое общение и неформальные подростковые группы, а лишь те, в  которых происходит криминализация несовершеннолетних. Чтобы выяснить, что это за группы, необходимо более  подробно остановиться на характеристике неформальных подростковых групп.

     По  мнению одного из ведущих исследователей подросткового неформального общения  И.С. Полонского, около 85% подростков и  юношей проходят через стихийное  групповое общение. При этом автор  считает, что оганизованный школьный коллектив и стихийное общение  подростков различаются по ряду параметров. Стихийная группа склон-на к самоизоляции, крайнему обособлению от взрослых, прежде всего от родителей и  школы. В таких группах возникает  узкогрупповая мораль, которая в  искаженном виде представляет «взрослые» нормы и ценности, столь желанные для подростков.

     По  характеру социальной направленности И.С. Полонский делит стихийные  группы на три типа:

     1) просоциальные или социально  положительные;

     2) асоциальные, стоящие в стороне  от основных социальных проблем,  замкнутые в системе узкогрупповых  ценностей;

     3) антисоциальные — социально отрицательные  группы. 3/5, то есть большинство  изученных подростковых объединений  принадлежит, по мнению автора, к просоциальным, то есть социально  положительным и близким к  этому типу объединениям.

     Среди просоциальных групп особо следует  выделить самодеятельные неформальные группы молодежи, которые несут социально  значимое конструктивно-преобразующее  начало, имеют свои цели, задачи, программу  действия. Это могут быть экологические, культурологические, общественно-политические, охранно-исторические и другие программы, добровольно объединяющие юных единомышленников.

     Как отмечают отдельные исследователи, «питательной средой» для криминальных подростковых групп является отнюдь не самодеятельное движение неформальной молодежи, а промежуточные досу-говые  группы («фанаты», «рокеры», «любера», «металлисты», спортивные фанаты, «брейкеры», «фуфаечники» и т.д.), которые форми­руются на основе общности своих эстетических вкусов, приверженности к отдельным  музыкальным течениям, музыкальным, спортивным кумирам, новомодным танцам, экстравагантной моде и т.д. Причиной, порождающей такие замкнутые  групповые объединения, нередко  служит чрезмерная регламентация, бюрократизация школы, учреждений культуры, искусства, отсутствие подростково-юношеских  досуговых центров и объединений  по интересам, «запретительское» отношение  к молодежной моде, перестраховка. Отсюда лучшим воспитательно-профилактическим средством, предупреждающим перерастание подобных «вкусовых», досуговых объединений  в асоциальные и антиобщественные группы, является «легализация» увлечений  молодежи, предоставление возможности  свободного выбора досуговых занятий, возможности для реализации своих  вкусов и интересов в подростково-юношеских  клубах, центрах, где ребята могут  чувствовать себя достаточно автономно  и независимо[8, c. 16-21].

     Особой  группой стоят неформальные молодежные объединения, где интегрирующим, объединяющим стержнем является образ жизни, собственная  мораль, духовные ценности, своеобразная субкультура, атрибутика, слэнг. Такие  объединения и сообщества строятся на отрицании общепринятой морали, на противопоставлении ей групповой, часто  весьма экстравагантной субкультуры. Это прежде всего хиппи, панки  и хайлайфисты. Если для хиппи  характерна полная свобода, включая  свободу сексуальных отношений, построенная на равноправии и  терпимости, отказе от всякой заорганизованности и регламентации, то у панков отношения  в сообществе строятся по более жесткому принципу: допускается и имеет  место внутренняя иерархия, ритуал «опущения», циничное отношение к  девушкам, пренеб­режительное отношение к закону и уголовному кодексу, снижение ценности собственной жизни.

     Хайлайфисты, пропагандирующие «красивую жизнь», изысканные манеры, роскошный образ  жизни, устроенный быт, связи, карьерные  устремления, также противопоставляют  свою групповую субкультуру окружающим их людям, которых они относят  ко второму сорту, стремясь всячески ограничить свои контакты с «серостью», «быдлом».

     Было  бы неправильно за каждой, даже самой  экстравагантной молодежной группой  видеть потенциальных преступников, к которым необходимо применять  специальные профилактические меры.

     Однако  следует отметить, что групповая  изолированность, корпоративность, замкнутость  молодежных неформальных групп, не включенных в систему более широких общественных отношений, создает предпосылки  для неблагоприятной динамики групповой  социальной направленности, «трансформации», перерастания просоциальных, до­суговых объединений в асоциальные, антиобщественные группы. Таким образом, создание широких  возможностей для реализации различных  вкусовых пристрастий в сфере  досуга, самостоятельное участие  членов молодежных группировок в  организации своего досуга, спортивного, художественного, музыкального и другого  творчества можно отнести к мерам  общей профилактики, предупреждающим  возможную криминализацию неформальных групп.

     Особо стоит остановиться на характеристике асоциальных групп, в которых  непосредственно происходит криминализация.

     Прежде  всего в этих группах собираются в основном «трудные», находящиеся  в изоляции в своих классных коллективах  и, кроме того, воспитывающиеся в  неблагополучных  семьях  подростки. В лидеры в этих группах выдвигаются  подростки с узко эгоистической  направленностью. Таким образом, в  асоциальных группах за счет их изолирован­ности от взрослых и классных коллективов, собственных узкогрупповых ценностей  и подчинения лидеру с эгоистической направленностью возникают серьезные предпосылки для криминализации несовершеннолетних.

     Такого  рода асоциальные группы, в которых  еще не совершаются, но как бы созревают  преступления несовершеннолетних, в  литературе еще  называют  криминогенными группами. Так, А.И. Долгова считает, что «криминогенные группы — это  среда, формирующая и стимулирующая  мотивацию антиобщественного поведения». Члены криминогенных групп, в  отличие от преступных, не имеют  четкой ориентации на совершение преступлений, нормы криминогенных групп, хотя и противоречат официальным, но все-таки жестко не определяют поведение их членов как преступников. Они, как  правило, создают ситуации конфликта  с социально позитивными моральными требованиями, реже — с правовыми. Поэтому члены криминогенных  групп большинство преступлений совершают в проблемных, конфликтных  ситуациях или благоприятных  для этого условиях.

     В свою очередь, преступные группы характеризуются  четкой ориентацией на преступное поведение, для них характерны противоправные нормы и подготовленное, организованное совершение преступлений. Такого рода преступные группы несовершеннолетних встречаются достаточно редко.

     Неформальные  подростковые группы не являются некими статичными, неменяющимися социально-психологическими образованиями. Им свойственна своя групповая динамика, присуще определенное развитие, в результате которого группы с асоциальной направленностью  могут перерасти в криминогенные  или даже преступные группы.

     И.П. Башкатов предлагает, исходя из характера  совместной деятельности, которая, как  известно, определяет, опосредует отношения  в группе, выделять три уровня развития криминогенных групп [3, с.354].

     1. Предкриминальные или асоциальные  группы подростков с ориентацией  на антиобщественную деятельность. Это стихийные, самовозникающие неформальные группы по месту жительства. Для них характерно бесцельное времяпрепровождение, ситуативное социально неодобряемое поведение: игра в азартные игры, пьянство, незначительные правонарушения  и  др. Члены группы в полном составе правонарушения не совершают, так как для этого у них еще недостаточно организованности  и  сплоченности, хотя отдельные правонарушения уже могут быть совершены. Основной деятельностью таких групп является общение, в основе которого — бессодержательное времяпрепро­вождение.

     2. Неустойчивые или криминогенные  группы характеризуются преступной  направленностью групповых ценностных  ориентации. Пьянство, разврат, стяжательство,  стремление к легкой жизни  становятся в этих группах  нормой. От незначительных, уголовно  ненаказуемых правонарушений члены  групп переходят к более общественно  опасным действиям. Однако заранее  подготовленной  и  организованной  преступной деятельности в этих  группах пока нет, но уже  наблюдается склонность к совершению  преступлений отдельными ее членами.  По терминологии А.Р. Ратинова, эти группы ближе всего стоят  к «компаниям правонарушителей».

     3. Устойчивые криминальные или  преступные группы. Это устойчивые  объединения подростков, сформировавшиеся  для совместного совершения каких-либо  преступлений. Чаще всего это  кражи, ограбления, разбойные нападения,  хулиганство, насильственные преступления  и  др. В них наблюдается  уже четкая организационная структура.  Выделяется «руководящий центр»  — лидер, «предпочитаемые», исполнители.  В группах имеется система  неписаных законов, норм  и   ценностей, которые тщательно  скрываются от окружающих. Несоблюдение  или нарушение этих «законов»  ведет к распаду группы, поэтому  нарушители «конвенции» преследуются  и  караются. В группах царит  жесткая зависимость членов друг  от друга, основу которой составляет  круговая порука. Поэтому количественный  состав таких групп более или  менее постоянный. План преступлений  заранее разрабатывается  и   утверждается, распределяются роли, намечаются сроки проведения «преступных» операций.  Часто  члены группы бывают вооружены холодным оружием. Все это делает подобные группы наиболее опасными. А. Р. Ратинов относит такие объединения к «шайкам», а вооруженные — к «бандам», хотя в планах их организации  и  деятельности больших различий нет. Как уже отмечалось, среди  подростков  такие устойчивые преступные группы встречаются у нас реже, но все же практика расследования преступлений регистрирует подобные формирования.

     Таким образом, как свидетельствуют различные  исследования, стихийно складывающиеся неформальные подростковые группы, во-первых, существенно различаются по степени  своей криминализации, по степени  вовлеченности в преступную деятельность, что нельзя не учитывать в профилактической  и  предупредительной деятельности.  И , во-вторых, весьма динамичны по своей  внутренней структуре, имеют собственные, присущие им закономерности развития  и  криминализации, знание  и  понимание  которых необходимы для успешной профилактики групповой преступности несовершеннолетних.

     Прежде  всего в преступных группах несовершеннолетних обращает на себя внимание тот факт, что  чаще  всего они создавались  не для преступной деятельности, а  случайно, для совместного времяпрепровождения. Так, поданным украинских исследователей, 52% корыстных  и  63% агрессивных  преступлений были совершены группами, которые организовывались не для  преступной деятельности. Но даже  и  специально организованные группы большинство  преступлений совершали без предварительной  подготовки.

     Такая неорганизованность, ситуативность  в совершении преступлений, которая  характеризует значительную часть  криминогенных подростковых групп, заставляет внимательно разобраться  в тех социально-психологических  механизмах, которые как бы стихийно приводят их к преступной деятельности.

     Для этого прежде всего следует более  подробно рассмотреть основные характеристики этих групп, их состав, кто в них  входит, каковы их нормы  и  другие признаки групповой субкультуры, как осуществляется их управление  и  протекают лидерские процессы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3 Влияние субкультуры на социализацию личности

     Социализация - непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве  и юности, когда закладываются  все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы  и отклонения, формируется мотивация  социального поведения.

     Процесс социализации человека, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством  самых разных социальных факторов.

     Наиболее  важное значение для социализации подростка  имеет социум. Эту ближайшую социальную среду подросток осваивает постепенно. Если при рождении ребенок развивается  в основном в семье, в дальнейшем он осваивает все новые и новые  среды - дошкольные учреждения, компании друзей, дискотеки и т.д. С возрастом  освоенная ребенком «территория» социальной среды все больше и больше расширяется.

     При этом подросток как бы постоянно  ищет и находит ту среду, которая  для него в наибольшей степени  комфортна, где подростка лучше  понимают, относятся к нему с уважением  и т.д. Для процесса социализации важное значение имеет, какие установки  формирует та или иная среда, в  которой находится подросток, какой  социальный опыт может накапливаться  у него в этой среде - положительный  или негативный.

     Подростковый  возраст, особенно с 13-15 лет - это возраст  формирования нравственных убеждений, принципов, которыми подросток начинает руководствоваться в своём поведении. В этом возрасте появляется интерес  к мировоззренческим вопросам, таким, как возникновение жизни на Земле, происхождение человека, смысл жизни. Формированию у подростка правильного  отношения к действительности, устойчивых убеждений необходимо придавать  первостепенное значение, т.к. именно в  этом возрасте закладываются основы сознательного, принципиального поведения  в обществе, которые дают о себе знать и в будущем. Нравственные убеждения подростка складываются под влиянием окружающей действительности. Они могут быть ошибочными, неправильными, искаженными. Это имеет место в тех случаях, когда они складываются под влиянием случайных обстоятельств, дурного влияния улицы, неблаговидных поступков.

Информация о работе Неформальные группы как фактор социализации подростков