Научно-теоретические основы мнестической деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями произносительной стороны речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Целю исследования было изучение особенностей памяти старших дошкольников с нарушениями произносительной стороны речи.
Задачи исследования:
1) провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) изучить особенности памяти у старших дошкольников с нарушениями произносительной стороны речи в сопоставлении с нормально говорящими сверстниками;

Работа содержит 1 файл

курсовая1.doc

— 232.50 Кб (Скачать)

3)                 включение запоминаемого материала в игру;

4)                 ассоциирование (по возможности) запоминаемого материала с предметами, животными, людьми, хорошо знакомыми ребенку;

5)                 создание эмоционального отношения к запоминаемому;

6)                 установка на запоминание;

7)                 систематическое повторение материала;

8)                 использование жеста для показа характерных примет предмета: формы, величины, назначения;

9)                 многоразовое воспроизведение ситуации запоминания;

10)             улучшение произвольного зрительного внимания и зрительного восприятия, так как высокий их уровень развития является основой успешности зрительного запоминания.

Родители и воспитатели детских садов не должны забывать, что развивать любой психический процесс нужно с учетом ведущего вида деятельности детей на определенном возрастном этапе.

Для развития зрительной памяти дошкольников с нарушениями произносительной стороны речи воспитатели специальных дошкольных учреждений вместе с детьми могут играть в следующие игры:

                       Игра «Что прибавилось?» Воспитатель ставит на наборное полотно 4 картинки. Дети их называют и отворачиваются. Воспитатель добавляет еще одну картинку. Дети поворачиваются и отвечают полным предложением: «Что прибавилось?»

                       Игра «Посмотри, запомни, назови». На оборотном полотне выставлены 3-4 картинки. Детям предлагается внимательно посмотреть на картинки, запомнить их последовательность. После этого картинки закрываются. Вызванный ребенок должен воспроизвести заданную последовательность картинок. Затем дается новый ряд картинок. Дети, не допустившие ошибок и те, которые заметили ошибки у других, получают фишки. Выигрывает тот, кто соберет больше фишек.

Для развития слуховой памяти  дошкольников с нарушениями произносительной стороны речи воспитателю специальных дошкольных учреждений и детям можно предложить такие игры и упражнения:

                       упражнение «Слова на карандаше». Дети берут в руки карандаши и слушают слова (слов называется не боле 7). Воспитатель говорит: «Дети, постарайтесь подвесить слова на карандаш… А теперь положите карандаш на стол и «снимите» слова». Дети «снимают» слова с карандаша и называют их.

                       Игра «Кто больше запомнит?» Воспитатель говорит первое предложение: «Марина рисует». Дети по одному продолжают: «Марина рисует репку», «Марина рисует репку и редис» и т.д.

 

Таким образом, предложенные приемы и игры могут быть использованы в качестве методических рекомендаций по улучшению зрительной и слуховой памяти детей с нарушениями произносительной стороны речи. Применение данных приемов, игр и упражнений будет способствовать более дифференцированному подходу к дошкольникам с нарушениями произносительной стороны речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В старшем дошкольном возрасте наиболее значимой, ведущей в психическом развитии детей является память, так как интеллектуальное развитие ребенка предполагает сохранение следов полученной информации. Проблема изучения развития мнестической деятельности также находится в центре ряда исследований в области логопедии и логопсихологии. Изучению памяти у лиц с нарушениями речи посвящены работы многих авторов. Но, в ходе анализа специальной литературы не обнаружено исследований, направленных на  сравнительное изучение памяти детей дошкольного возраста с нарушениями произносительной стороны речи. Этим и обусловлена актуальность выбранного исследования, так как сопоставительная характеристика позволит более дифференцированно подходить к детям с нарушениями произносительной стороны речи в ходе коррекционной работы, разработать методические рекомендации по развитию у них памяти.

Анализ специальной литературы относительно состояния памяти у детей с нарушениями произносительной стороны речи, позволил сделать выводы о наличии у детей с нарушениями произносительной стороны речи более низких по сравнению с нормально говорящими сверстниками характеристик познавательной деятельности, касающихся сформированности мнемических процессов; о имеющихся значительных нарушениях слухоречевой памяти по сравнению с наглядно-образной у детей с ринолалией; о наличии низкого объема кратковременной зрительной памяти у детей с дизартрией.

С целью более глубокого изучения особенностей мнестической деятельности детей данной категории был проведен эксперимент, в котором приняли участие 50 дошкольников 5-6 лет с нарушениями произносительной стороны речи.

Для исследования были выбраны 2 методики. Первая направлена на определение объема произвольного зрительного запоминания. Ее суть заключается в воспроизведении ряда картинок. Вторая методика направлена на изучение произвольного запоминания словесного материала. Детям предлагалось прослушать и затем повторить 10 слов. Результаты исследования особенностей памяти у старших дошкольников с нарушениями произносительной стороны речи, позволили сделать выводы о том, что уровень развития зрительной и слуховой памяти у детей с дислалией практически такой же, как у нормально говорящих сверстников, что свидетельствует о наличии лишь незначительных нарушений памяти у детей с этим речевым нарушением; о том, что наиболее сохранна зрительная память (после детей с дислалией) у старших дошкольников с ринолалией и со стертой формой  дизартрии, слуховая – также у дошкольников со стертой формой дизартрии; наиболее низкие показатели воспроизведения  зрительной информации характерны для детей с дизартрией, слуховой  – для детей с ринолалией; уровень развития слуховой памяти у детей со стертой формой дизартрии выше, чем уровень развития зрительной памяти; для  дошкольников с  дизартрией также  характерен низкий уровень продуктивности запоминания зрительных образов по сравнению с запоминанием словесного материала; для старших дошкольников с ринолалией характерны значительные нарушения  слуховой памяти по сравнению со зрительной. Также по ходу эксперимента были выявлены некоторые особенности поведения детей с ринолалией и дизартрией.

Выявленные особенности мнестической деятельности старших дошкольников с нарушениями произносительной стороны речи позволили разработать ряд методических рекомендаций, необходимых для дифференцированного подхода к детям с данной речевой патологией в ходе психокоррекционной работы,  для улучшения у них зрительной и слуховой памяти.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

1.                           Алиева З.С. Бернадская М.Э., Фишман М.Н. Проблемы психофизиологии развития познавательных процессов у детей со сложными нарушениями//Дефектология. – 2002. - №4.  – С. 11-12.

2.                           Бондаренко Е.А. О психическом развитии ребенка. Мн.: Издат. центр «Народная асвета»,1974. – 128 с.

3.                           Валитова И.Е. Психология аномального развития ребенка: Пособие для студентов специальностей «Психология» и «Дефектология». Брест: БрГУ , 2001. – 90 с.

4.                           Веккер Л.М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. М.: Смысл, 2000. – 675с.

5.                           Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М.: Книголюб, 2004. – 104с.

6.                           Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1999. – 221с.

7.                           Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т. 3. Проблемы развития психики/Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. – 368с.

8.                           Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии.: Учеб. пособие. Спб.: Речь, 2002. – 694с.

9.                           Григонис А.В. Сравнительное исследование развития непосредственной и опосредованной памяти учащихся вспомогательной школы// Дефектология. – 1990. - №6. – С. 3-10.

10.                      Дроздова Н.В. Особенности мнестической деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи//Дефектологическое образование в РБ: состояние и перспективы: Материалы Республ. науч.-практ. конф.,29-30 мая 2001г./Бел. гос. пед. ун-т; Гл. ред. Е.Г. Ермилов. Мн., 2001.

11.                      Зайцева Л.А. Методические рекомендации по коррекции речевой и познавательной деятельности учеников с тяжелыми нарушениями речи.: Науч.-метод. центр учеб. кн. и средств обучения М-ва образования и науки РБ, 1996. – 34с. 

12.                      Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание: Избранные психол. тр. Воронеж: НПО «Модэк», 1996. – 543с.

13.                      Киселев П.А. Как развивать память ребенка. СПб.: Изд. центр «Аквариум», 1996. – 400с.

14.                      Коломинский Я.Л., Панько Е.П. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников: Учеб. пособие. Мн.: Изд. центр «Унiверсiтэцкае», 1997. – 237с.

15.                      Коломинский Я.Л., Панько Е.П. Психология детей шестилетнего возраста. Мн.: Изд. центр «Унiверсiтэцкае», 1999. – 316с.

16.                      Лебедева С.А. Развитие наглядно-образной памяти у детей дошкольного возраста: Автореф. дис…канд. психол. наук:19.00.07/Моск. гос. заоч. пед. ин-т. М., 1986. – 20с.

17.                      Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. М.: Педагогика, 1974. – 312с.

18.                      Мартынова Р.И. О психолого-педагогических особенностях детей-дислаликов и дизартриков//Очерки па патологии речи и голоса/Под ред. С.С. Ляпидевского. Вып.3. М.: Просвящение, 1967. – 235с.

19.                      Мастюкова Е.М. О расстройствах памяти у детей с недоразвитием речи//Дефектология. – 1972. - №5. – С. 12-15.

20.                      Особенности познавательной деятельности аномальных детей: Сб. науч. тр./ Бел. гос. пед. ун-т; Отв. Ред. Т.А. Григорьева. Минск, 1982. – 165с.

21.                      Особенности познавательной деятельности детей с нарушениями умственного и физического развития и ее совершенствование в учебно-воспитательном процессе школ и дошкольных учреждений: Сб. науч. тр./Бел. гос. пед. ун-т; Отв. ред. Т. А. Григорьева. Минск, 1986. – 162с.

22.                      Особенности формирования психических процессов у детей с нарушениями умственного и физического развития: Сб. науч. тр./Бел. гос. пед. ун-т; Отв. ред. Т.А. Григорьева. Минск, 1985. – 172с.

23.                      Особенности формирования психических процессов у детей с нарушениями умственного и физического развития: Сб. науч. тр./Бел. гос. пед. ун-т; Отв. ред. Т.А. Григорьева. Минск, 1987. – 164с.

24.                      Поливанная М.Ф., Черетянко Е.Д., Липецкая А.Н., Рытинова Л.Е., Спирман А.В. Сравнительные данные особенностей кратковременной памяти у детей вспомогательной и общеобразовательной школ//Дефектология. – 1985. - №5. – С.7-13.

25.                      Психолого-педагогическое изучение детей нарушениями умственного и физического развития: Сб. науч. тр./Мин. пед. ин-т; Ред. совет: Т.А. Григорьева, К.Г. Ермилова, Т.А. Процко. Минск, 1985. – 166с.

26.                      Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга//Избранные произв. М.: Педагогика, 1958. – 632с.

27.                      Соловьев И.М., Сумарокова В.А. Память и ее избирательность у умственно отсталых детей//Дефектология. – 1973. - №1. – С. 6-15.

28.                      Сумарокова В.А. Исследование зрительной памяти у умственно отсталых и нормально развивающихся детей младшего школьного возраста//Дефектология. – 1991. - №6. – С. 22-29.

29.                      Уракова А.И. Сравнительная психологическая характеристика ринолаликов и детей с нормальной речью//Дефектология. – 1972. - №2. – С. 16-18.

30.                      Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. М.: АйрисПресс, 2004. – 246с.

31.                      Фотекова Т.А. Состояние и динамика высших психических функций у школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития//Дефектология. – 2003. - №1. – С. 3-13.

32.                      Фотекова Т.А. Сравнительное исследование особенностей познавательной деятельности при общем недоразвитии речи и задержке психического развития у младших школьников: Автореф. дис… канд. пед. наук: 19.00.10./Ин-т коррекц. пед-ки Росс. академии образования. М., 1993. – 17с.

33.                      Чурсина Н.П. Особенности формирования памяти у детей шести лет с общим недоразвитием речи: Автореф. дис…канд. психол. наук: 19.00.04./Моск. гос. ун-т. М., 2005. – 28с.

34.                      Шипицина Л.М., Волкова Л.С., Крутикова Э.Г. Комплексное исследование мнестической деятельности младших школьников с речевой патологией//дефектология. – 1991. - №2. – С. 16-22.

35.                      Ясова И.Н., Жоховец Н. Состояние памяти детей с особенностями психофизического развития//Дефектологическое образование в РБ: состояние и перспективы: Материалы Республ. научно-практ. конф., 29-30 мая 2001г./Бел. гос. пед. ун-т; Гл. ред. Е.Г. Ермилов. Мн., 2001. – С.174-175.  

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Научно-теоретические основы мнестической деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями произносительной стороны речи