Научно-теоретические основы мнестической деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями произносительной стороны речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Целю исследования было изучение особенностей памяти старших дошкольников с нарушениями произносительной стороны речи.
Задачи исследования:
1) провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) изучить особенности памяти у старших дошкольников с нарушениями произносительной стороны речи в сопоставлении с нормально говорящими сверстниками;

Работа содержит 1 файл

курсовая1.doc

— 232.50 Кб (Скачать)

 

Исходя из таблицы 2.1, можно сделать следующие выводы:

1)                     у всех детей старшего дошкольного возраста нарушениями произносительной стороны речи уровень развития зрительной памяти ниже, чем у нормально говорящих сверстников;

2)                     высоких уровней оценки результатов состояния зрительной памяти достигли, не считая нормально говорящих детей (15 %), лишь дошкольники с дислалией (13,3 %);

3)                     процентное соотношение показателей состояния зрительной памяти у старших дошкольников с дислалией близкое к показателям состояния зрительной памяти  нормально говорящих сверстников (на 1-м  уровне стандартной шкалы находится 13,3 % детей с дислалией и 15 % нормально говорящих сверстников, на  2-ом уровне это соотношение – 40 % - 45 % соответственно, на  3-м – 40 % - 35%, на 4-м – 6,7 % - 5 %); другими словами, можно говорить о наличии незначительных нарушений продуктивности произвольного зрительного запоминания у детей 5-6 лет с дислалией;

4)                     наиболее сохранна зрительная память (после детей с дислалией) у старших дошкольников с ринолалией (30 % и 60 % на 2-м и 3-м уровнях стандартной шкалы соответственно)  и со стертой формой  дизартрии  (20 % и 53,3 % соответственно);

5)                     существенно отличными друг от друга являются показатели сохранности зрительной памяти у детей с дизартрией и со стертой формой дизартрии (показатели по всем 4-м уровням оценки результатов у детей со стертой формой дизартрии лучше, чем у старших дошкольников с дизартрией);

6)                     наиболее низкие показатели состояния зрительной памяти характерны для детей с дизартрией (лишь 10 % находятся на 2-м уровне стандартной шкалы, половина обследуемых – на 4-м уровне).

 

Второй частью констатирующего эксперимента было исследование особенностей слуховой памяти старших дошкольников с нарушениями произносительной стороны речи.

Результаты исследования слуховой памяти у детей с дислалией: 13,3 %  дошкольников находятся на 1-м уровне оценки результатов (воспроизвели 10 - 9 слов), 33,3 % - на 2-м уровне оценки результатов (воспроизвели 8-7 слов), больше всего (46,7 %) вспомнили 6-5 слов (3-ий уровень оценки результатов), 6,7 % детей воспроизвели 4-3 слова.

Исследование слуховой памяти старших дошкольников со стертой формой дизартрии показало, что 53,3 % детей воспроизвели 6-5 слов (3-ий уровень оценки результатов),  33,4 % детей находятся на 2-м и 13,3 – на 4-м уровнях оценки результатов.

Результаты исследования слуховой памяти относительно детей с дизартрией следующие: большинство детей (60%) находятся на 3-м уровне оценки результатов, по 20% - на 2-м и 4-м уровнях.

Дошкольники с ринолалией в большинстве случаев вспоминали 4-3 слова      (60 %), 30 % воспроизвели 6-5 слов и  10 % -8-7 слов.

Большая часть нормально говорящих сверстников (55 %) воспроизвела 10-8 слов (15 % - 1-й и 40 % -  2-й уровень оценки результатов), 35 %  детей вспомнили 6-5 слов, 10 % - 4-3 слова.

  Таким образом, результаты исследования слуховой памяти у старших дошкольников с нарушениями произносительной стороны речи представлены в таблице 2.2                                                                                             

 

Таблица 2.2

Сравнительная характеристика особенностей слуховой памяти у старших дошкольников с нарушениями произносительной стороны речи

 

Уровни оценки результатов

 

Количество

человек

(%)

 

 

дислалия

стертая форма дизартрии

дизартрия

ринолалия

нормально говорящие

1-ый

13,3

0

0

0

15

2-ой

33,3

33,4

20

10

40

3-ий

46,7

53,3

60

30

35

4-ый

6,7

13,3

20

60

10

5-ый

0

0

0

0

0

 

 

 

 

Исходя из таблицы 2.2, можно сделать следующие выводы:

1)       у всех детей старшего дошкольного возраста нарушениями произносительной стороны речи уровень развития слуховой памяти ниже, чем у нормально говорящих сверстников;

2)       высоких уровней оценки результатов состояния слуховой памяти достигли, не считая нормально говорящих детей (15 %), лишь  дошкольники с дислалией (13,3 %);

3)       процентное соотношение показателей состояния слуховой памяти у старших дошкольников с дислалией близкое к показателям состояния слуховой памяти  нормально говорящих сверстников (на 1-м  уровне стандартной шкалы находится 13,3 % детей с дислалией и 15 % нормально говорящих сверстников,  на  2-ом уровне это соотношение –  33 %  - 40 %   соответственно, на  3-м – 46,7 % - 35 %, на  4-м – 6,7 %  -   10 %);  другими словами, можно говорить о наличии незначительных нарушений продуктивности произвольного зрительного запоминания у детей 5-6 лет с дислалией;

4)       уровни развития слуховой памяти у детей со стертой формой дизартрии и у детей с дизартрией имеют незначительные различия, а именно,   большинство дошкольников со стертой формой дизартрии(86,7 %) и немного менее дошкольников с дизартрией (80 %) находятся на 2-м и 3-м уровнях стандартной шкалы;

5)       наиболее сохранна слуховая память (после детей с дислалией) у старших дошкольников с дизартрией и со стертой формой дизартрии (на 2-м уровне находятся 20 % детей с дизартрией и 33,4 % детей со стертой формой дизартрии, на 3-м - 60 % и 53,3 % соответственно);

6)       наиболее низкие показатели состояния слуховой памяти характерны для детей с ринолалией (лишь 10 % находятся на 2-м уровне оценки результатов, 60 % обследуемых – на 4-м уровне).

 

 

Проанализировав сравнительные характеристики особенностей зрительной и слуховой памяти у старших дошкольников с нарушениями произносительной стороны речи, можно сделать некоторые выводы о преимущественном нарушении того или иного вида памяти у лиц данной категории.

Результаты сравнения уровней развития зрительной и слуховой памяти у дошкольников с дислалией представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3

Сравнительная характеристика зрительной и слуховой памяти у старших дошкольников с дислалией

 

Зрительная память

(%)

Уровень оценки результатов

Слуховая память

(%)

13,3

1ый

13,3

40

2-ой

33,3

40

3-ий

46,7

6,7

4-ый

6,7

0

5-ый

0

 

 

Исходя из данных таблицы 2.3, можно сделать следующие выводы:

1)                        для детей данной категории характерен достаточно высокий уровень развития как зрительной, так и слуховой памяти;

2)                        показатели состояния как зрительной, так и слуховой памяти приближены к показателям состояния памяти нормально говорящих детей.

Результаты сравнения уровней развития зрительной и слуховой памяти у дошкольников со стертой формой дизартрии  представлены в таблице 2.4.

 

 

Таблица 2.4

Сравнительная характеристика зрительной и слуховой памяти у старших дошкольников со стертой формой дизартрии

 

Зрительная память

(%)

Уровень оценки результатов

Слуховая память

(%)

0

1ый

0

20

2-ой

33,4

53,3

3-ий

53,3

20

4-ый

13,3

6,7

5-ый

0

 

Таким образом, уровень развития слуховой памяти у детей со стертой формой дизартрии выше (86,7 % детей – на 2-м и 3-м уровнях оценки результатов), чем уровень развития зрительной памяти (73,3 % детей находятся на 2-м и 3-м уровнях).

Показатели состояния зрительной и слуховой памяти у дошкольников с дизартрией  представлены в таблице 2.5.

Таблица 2.5

Сравнительная характеристика зрительной и слуховой памяти у старших дошкольников с дизартрией

 

Зрительная память

(%)

Уровень оценки результатов

Слуховая память

(%)

0

1ый

0

10

2-ой

20

30

3-ий

60

50

4-ый

20

10

5-ый

0

Информация о работе Научно-теоретические основы мнестической деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями произносительной стороны речи