Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:33, курсовая работа
Целю исследования было изучение особенностей памяти старших дошкольников с нарушениями произносительной стороны речи.
Задачи исследования:
1) провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) изучить особенности памяти у старших дошкольников с нарушениями произносительной стороны речи в сопоставлении с нормально говорящими сверстниками;
Исходя из таблицы 2.1, можно сделать следующие выводы:
1) у всех детей старшего дошкольного возраста нарушениями произносительной стороны речи уровень развития зрительной памяти ниже, чем у нормально говорящих сверстников;
2) высоких уровней оценки результатов состояния зрительной памяти достигли, не считая нормально говорящих детей (15 %), лишь дошкольники с дислалией (13,3 %);
3) процентное соотношение показателей состояния зрительной памяти у старших дошкольников с дислалией близкое к показателям состояния зрительной памяти нормально говорящих сверстников (на 1-м уровне стандартной шкалы находится 13,3 % детей с дислалией и 15 % нормально говорящих сверстников, на 2-ом уровне это соотношение – 40 % - 45 % соответственно, на 3-м – 40 % - 35%, на 4-м – 6,7 % - 5 %); другими словами, можно говорить о наличии незначительных нарушений продуктивности произвольного зрительного запоминания у детей 5-6 лет с дислалией;
4) наиболее сохранна зрительная память (после детей с дислалией) у старших дошкольников с ринолалией (30 % и 60 % на 2-м и 3-м уровнях стандартной шкалы соответственно) и со стертой формой дизартрии (20 % и 53,3 % соответственно);
5) существенно отличными друг от друга являются показатели сохранности зрительной памяти у детей с дизартрией и со стертой формой дизартрии (показатели по всем 4-м уровням оценки результатов у детей со стертой формой дизартрии лучше, чем у старших дошкольников с дизартрией);
6) наиболее низкие показатели состояния зрительной памяти характерны для детей с дизартрией (лишь 10 % находятся на 2-м уровне стандартной шкалы, половина обследуемых – на 4-м уровне).
Второй частью констатирующего эксперимента было исследование особенностей слуховой памяти старших дошкольников с нарушениями произносительной стороны речи.
Результаты исследования слуховой памяти у детей с дислалией: 13,3 % дошкольников находятся на 1-м уровне оценки результатов (воспроизвели 10 - 9 слов), 33,3 % - на 2-м уровне оценки результатов (воспроизвели 8-7 слов), больше всего (46,7 %) вспомнили 6-5 слов (3-ий уровень оценки результатов), 6,7 % детей воспроизвели 4-3 слова.
Исследование слуховой памяти старших дошкольников со стертой формой дизартрии показало, что 53,3 % детей воспроизвели 6-5 слов (3-ий уровень оценки результатов), 33,4 % детей находятся на 2-м и 13,3 – на 4-м уровнях оценки результатов.
Результаты исследования слуховой памяти относительно детей с дизартрией следующие: большинство детей (60%) находятся на 3-м уровне оценки результатов, по 20% - на 2-м и 4-м уровнях.
Дошкольники с ринолалией в большинстве случаев вспоминали 4-3 слова (60 %), 30 % воспроизвели 6-5 слов и 10 % -8-7 слов.
Большая часть нормально говорящих сверстников (55 %) воспроизвела 10-8 слов (15 % - 1-й и 40 % - 2-й уровень оценки результатов), 35 % детей вспомнили 6-5 слов, 10 % - 4-3 слова.
Таким образом, результаты исследования слуховой памяти у старших дошкольников с нарушениями произносительной стороны речи представлены в таблице 2.2
Таблица 2.2
Сравнительная характеристика особенностей слуховой памяти у старших дошкольников с нарушениями произносительной стороны речи
Уровни оценки результатов |
| Количество | человек | (%) |
|
| дислалия | стертая форма дизартрии | дизартрия | ринолалия | нормально говорящие |
1-ый | 13,3 | 0 | 0 | 0 | 15 |
2-ой | 33,3 | 33,4 | 20 | 10 | 40 |
3-ий | 46,7 | 53,3 | 60 | 30 | 35 |
4-ый | 6,7 | 13,3 | 20 | 60 | 10 |
5-ый | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Исходя из таблицы 2.2, можно сделать следующие выводы:
1) у всех детей старшего дошкольного возраста нарушениями произносительной стороны речи уровень развития слуховой памяти ниже, чем у нормально говорящих сверстников;
2) высоких уровней оценки результатов состояния слуховой памяти достигли, не считая нормально говорящих детей (15 %), лишь дошкольники с дислалией (13,3 %);
3) процентное соотношение показателей состояния слуховой памяти у старших дошкольников с дислалией близкое к показателям состояния слуховой памяти нормально говорящих сверстников (на 1-м уровне стандартной шкалы находится 13,3 % детей с дислалией и 15 % нормально говорящих сверстников, на 2-ом уровне это соотношение – 33 % - 40 % соответственно, на 3-м – 46,7 % - 35 %, на 4-м – 6,7 % - 10 %); другими словами, можно говорить о наличии незначительных нарушений продуктивности произвольного зрительного запоминания у детей 5-6 лет с дислалией;
4) уровни развития слуховой памяти у детей со стертой формой дизартрии и у детей с дизартрией имеют незначительные различия, а именно, большинство дошкольников со стертой формой дизартрии(86,7 %) и немного менее дошкольников с дизартрией (80 %) находятся на 2-м и 3-м уровнях стандартной шкалы;
5) наиболее сохранна слуховая память (после детей с дислалией) у старших дошкольников с дизартрией и со стертой формой дизартрии (на 2-м уровне находятся 20 % детей с дизартрией и 33,4 % детей со стертой формой дизартрии, на 3-м - 60 % и 53,3 % соответственно);
6) наиболее низкие показатели состояния слуховой памяти характерны для детей с ринолалией (лишь 10 % находятся на 2-м уровне оценки результатов, 60 % обследуемых – на 4-м уровне).
Проанализировав сравнительные характеристики особенностей зрительной и слуховой памяти у старших дошкольников с нарушениями произносительной стороны речи, можно сделать некоторые выводы о преимущественном нарушении того или иного вида памяти у лиц данной категории.
Результаты сравнения уровней развития зрительной и слуховой памяти у дошкольников с дислалией представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Сравнительная характеристика зрительной и слуховой памяти у старших дошкольников с дислалией
Зрительная память (%) | Уровень оценки результатов | Слуховая память (%) |
13,3 | 1ый | 13,3 |
40 | 2-ой | 33,3 |
40 | 3-ий | 46,7 |
6,7 | 4-ый | 6,7 |
0 | 5-ый | 0 |
Исходя из данных таблицы 2.3, можно сделать следующие выводы:
1) для детей данной категории характерен достаточно высокий уровень развития как зрительной, так и слуховой памяти;
2) показатели состояния как зрительной, так и слуховой памяти приближены к показателям состояния памяти нормально говорящих детей.
Результаты сравнения уровней развития зрительной и слуховой памяти у дошкольников со стертой формой дизартрии представлены в таблице 2.4.
Таблица 2.4
Сравнительная характеристика зрительной и слуховой памяти у старших дошкольников со стертой формой дизартрии
Зрительная память (%) | Уровень оценки результатов | Слуховая память (%) |
0 | 1ый | 0 |
20 | 2-ой | 33,4 |
53,3 | 3-ий | 53,3 |
20 | 4-ый | 13,3 |
6,7 | 5-ый | 0 |
Таким образом, уровень развития слуховой памяти у детей со стертой формой дизартрии выше (86,7 % детей – на 2-м и 3-м уровнях оценки результатов), чем уровень развития зрительной памяти (73,3 % детей находятся на 2-м и 3-м уровнях).
Показатели состояния зрительной и слуховой памяти у дошкольников с дизартрией представлены в таблице 2.5.
Таблица 2.5
Сравнительная характеристика зрительной и слуховой памяти у старших дошкольников с дизартрией
Зрительная память (%) | Уровень оценки результатов | Слуховая память (%) |
0 | 1ый | 0 |
10 | 2-ой | 20 |
30 | 3-ий | 60 |
50 | 4-ый | 20 |
10 | 5-ый | 0 |