Научно-теоретические основы мнестической деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями произносительной стороны речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Целю исследования было изучение особенностей памяти старших дошкольников с нарушениями произносительной стороны речи.
Задачи исследования:
1) провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) изучить особенности памяти у старших дошкольников с нарушениями произносительной стороны речи в сопоставлении с нормально говорящими сверстниками;

Работа содержит 1 файл

курсовая1.doc

— 232.50 Кб (Скачать)

 

Из таблицы 2.5 следует, что для дизартрии характерен низкий уровень развития зрительной памяти по сравнению со слуховой (80 % детей находятся на    2-м и 3-м уровнях оценки результатов состояния слуховой памяти и только 40 % детей, по результатам исследования зрительной памяти, также находятся на этих уровнях).

 

Результаты сравнения уровней развития зрительной и слуховой памяти у дошкольников с ринолалией представлены в таблице 2.6.

 

Таблица 2.6

Сравнительная характеристика зрительной и слуховой памяти у старших дошкольников с ринолалией

 

Зрительная память

(%)

Уровень оценки результатов

Слуховая память

(%)

0

1ый

0

30

2-ой

10

60

3-ий

30

10

4-ый

60

0

5-ый

0

 

Исходя из данных таблицы 2.6, можно сделать вывод о наличии значительных нарушений слуховой памяти по сравнению со зрительной у детей старшего дошкольного возраста с ринолалией (на низком уровне оценки результатов состояния зрительной памяти (4-м) находится лишь 10 % обследуемых, в то время, как на таком же уровне оценки результатов состояния слуховой памяти находится  60 % детей).

 

Во время проведения эксперимента дети с дизартрией и ринолалией допускали много ошибок в плане изначально неправильного называния картинок (слов) и при их воспроизведении.

Самыми частыми ошибками при исследовании зрительной памяти у детей с дизартрией были следующие:

1)                       изначально многие дети (40 %) неправильно называли картинку с изображением гриба, заменяя название на «лампа», и с изображением лисы, заменяя ее на «собаку»;

2)                       30 % детей не знали, как называется картинка с изображением кастрюли;

3)                       при воспроизведении картинок 10 % детей изменяли название картинки (корабль – на кораблик, ель – на елочка).

Самыми частыми ошибками при исследовании зрительной памяти у детей с ринолалией были следующие:

1)                          изначально 10 % детей неправильно называли картинку с изображением гриба (заменяли на «лампу», «рукавичку») и кастрюли (заменяли на «чайник»);

2)                          изменение названий картинок при  воспроизведении: 40 % детей неправильно называли картинку с изображением платья (заменяли на «кофту» или «штаны») и курицы (заменяли на «петух»).

Наиболее часто встречаемыми ошибками при исследовании слуховой памяти у детей с дизартрией и ринолалией были следующие:

1)                            30 % детей с дизартрией заменяли слова: стол на стул, окно на окна;        такие же ошибки встречались у 20 % дошкольников с ринолалией;

2)                            20 % детей с дизартрией и ринолалией несколько раз повторяли одни и те же слова.

У детей с дислалией ошибок в плане изначально правильного называния картинок (слов) не встречалось. Лишь при воспроизведении слов 20 % детей с дислалией повторяли несколько раз одни и те же слова.

 

Важно отметить, что большое количество детей с ринолалией и дизартрией (30 % и 40 % соответственно) при исследовании слуховой памяти вспоминали названия картинок из первой методики (исследование зрительной памяти), а не слова, предложенные в инструкции. У детей с дислалией такой особенности не наблюдалось.

Еще одной особенностью слуховой памяти детей с дизартрией и ринолалией было то, что дети чаще вспоминали слова, предъявляемые в начале и в конце инструкции.

Названия картинок, наиболее часто воспроизводимые при исследовании зрительной памяти детьми с нарушениями произносительной стороны речи, были:

1)                 платье, корабль, лиса (чаще всего называли дети с дислалией);

2)                 лиса, яблоко, морковь, гриб (чаще всего называли дети с дизартрией);

3)                 платье, гриб (чаще всего называли дети с ринолалией).

Нормально говорящие дети чаще всего воспроизводили картинки с  изображением гриба, платья, яблока и лисы.

Наименее часто воспроизводимыми  были картинки с изображением кастрюли, лягушки и ножниц.

Слова, наиболее часто воспроизводимые при исследовании слуховой памяти детьми с нарушениями произносительной стороны речи, были:

1)                 снег, стол, дом (чаще всего вспоминали дети с дислалией);

2)                 дом, солнце, снег (чаще всего вспоминали дети с дизартрией);

3)                 дом, молоко (чаще всего вспоминали дети с ринолалией).

Словами, наименее часто воспроизводимыми детьми с нарушениями произносительной стороны речи, были: карандаш, часы, ворона.

По ходу эксперимента отмечены некоторые особенности поведения детей. В начале эксперимента дошкольники с дизартрией отличались повышенной отвлекаемостью. Дети в любой момент могли остановиться воспроизводить картинки (слова) и начать что-либо рассказывать или спрашивать. Такой особенности не отмечалось у детей с ринолалией и дислалией. Тяжело было установить контакт с детьми - ринолаликами, но в дальнейшем у них можно было отметить высокий уровень работоспособности.

Таким образом, результаты исследования особенностей памяти у старших дошкольников с нарушениями произносительной стороны речи, позволяют сделать следующие выводы:

1)     для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями произносительной стороны речи характерны нарушения зрительной и слуховой памяти;

2)     уровень развития зрительной и слуховой памяти у детей с дислалией практически такие же, как у нормально говорящих сверстников, что свидетельствует о наличии лишь незначительных нарушений данных видов памяти у детей с этой речевой патологией;

3)     наиболее сохранна зрительная память (после детей с дислалией) у старших дошкольников с ринолалией и со стертой формой  дизартрии;

4)     продуктивность воспроизведения словесного материала наиболее сохранна (после детей с дислалией) у старших дошкольников с дизартрией и со стертой формой дизартрии;

5)     зрительная память у детей со стертой формой дизартрии лучше, чем у старших дошкольников с дизартрией, в то время как  уровни развития слуховой памяти у детей со стертой формой дизартрии и у детей с дизартрией имеют незначительные различия;

6)     наиболее низкие показатели воспроизведения  зрительной информации характерны для детей с дизартрией, слуховой  – для детей с ринолалией;

7)     для  дошкольников с  дизартрией и со стертой формой дизартрии характерны низкие уровни продуктивности запоминания зрительных образов по сравнению с запоминанием словесного материала, а для старших дошкольников с ринолалией, наоборот, характерны значительные нарушения  слуховой памяти по сравнению со зрительной;

8)     наиболее часто встречаемыми ошибками в плане воспроизведения зрительной информации старшими дошкольниками с нарушениями произносительной стороны речи были:

а) изначально неверное называние картинок, что свидетельствует   о имеющихся нарушениях зрительного восприятия (несформированности зрительного образа того или иного предмета и др.);

б) изменение названий картинок при  воспроизведении (корабль на «кораблик», ель на «елочка», курица на «петух»);

   11)  наиболее часто встречаемой ошибкой при исследовании слуховой памяти у детей с дизартрией  и ринолалией было повторение несколько раз одних и тех же слов, а также замена слов на названия картинок из методики, направленной на изучение зрительной памяти;

12) для детей с дизартрией и ринолалией были характерны некоторые особенности поведения, а именно повышенная отвлекаемость детей с дизартрией во время проведения эксперимента, усидчивость и высокий уровень работоспособности дошкольников с ринолалией.

 

Выявленные особенности мнестической деятельности старших дошкольников с нарушениями произносительной стороны позволяют разработать ряд методических рекомендаций, необходимых для дифференцированного подхода к детям с данными речевыми нарушениями в ходе коррекции памяти.

   

 

 

 

 

 

Глава 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

 

Для того чтобы разработать  методические рекомендации по развитию памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями произносительной стороны речи, необходимо знать факторы, влияющие на продуктивность зрительного и слухового запоминания детей данной категории. Эти факторы могут быть субъективными (предшествующий опыт, установка, интерес, состояние здоровья) и объективными (характер материала (осмысленность, связанность, понятность, ритмичность), качество материала, окружающая обстановка).

Значительные качественные изменения работы памяти обнаруживаются  уже в сравнительно раннем периоде развития детей с нарушениями произносительной стороны речи, и лишь путем специально организованного целенаправленного обучения приемам  запоминания можно добиться высокой продуктивности памяти детей данной категории. Этот результат весьма важен в аспекте проблемы подготовки детей к обучению в школе.

На начальных этапах становления речи можно ограничиваться созданием необходимых условий, которые способствовали бы протеканию процессов запоминания и воспроизведения, но в дальнейшем необходимо учить детей активному запоминанию, самостоятельному использованию разных приемов, облегчающих усвоение словесного материала.

Родители должны знать, что способами, улучшающими продуктивность запоминания словесного материала детьми с нарушениями произносительной стороны речи, являются следующие:

1)                        использование картинок при запоминании; оно способствует овладению детьми мыслительными операциями смыслового соотнесения и в особенности умением использовать их в качестве приема запоминания;

2)                        схематизация образного материала (использование при запоминании  элементарных схем, «значков» - упрощенных рисунков, представляющих собой условно-схематические изображения предметов или их частей); этот прием способствует не только лучшему запоминанию, но и более успешному воспроизведению материала;

3)                        осознанное понимание запоминаемого материала;

4)                        опора на начальных этапах на непроизвольное запоминание, связанное с запоминанием материала, например, включение объекта запоминания в активную деятельность, особенно в игровую;

5)                        создание эмоционального отношения к запоминаемому;

6)                        установка на запоминание;

7)                        проговаривание вслух запоминаемого материала;

8)                        систематическое повторение материала;

9)                        многоразовое воспроизведение ситуации запоминания;

10)                   беззвучное артикулирование, жестовые обозначения.

Рекомендации для родителей по улучшению зрительной памяти детей с нарушениями произносительной стороны речи:

1)                 глубокий анализ запоминаемого зрительного образа, выделение у него существенных признаков, основных частей;

2)                 создание проблемной ситуации с включением того зрительного образа, который необходимо запомнить;

Информация о работе Научно-теоретические основы мнестической деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями произносительной стороны речи