Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 12:05, курсовая работа
Снижение внимания общества к проблемам воспитания нового поколения привело к чрезвычайно неблагоприятным социальным последствиям, среди которых: рост подростковой наркомании, раннее материнство и внебрачные дети, криминализация и преступность несовершеннолетних, насилие над детьми в семье, социальное сиротство, и все это как следствие неблагополучия в семье. Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождают тревожность и напряженность, озлобленность, жесткость и насилие. К сожалению, в настоящее время отмечается рост отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп, и в этой связи необходимо отметить тот факт, что эти процессы не обошли стороной и семью.
Введение …………………………………………………………………………..
3
Глава 1. Социально-психологическая сущность насилия над детьми как фактора развития неблагополучия семьи….………………………….................
7
1.1. Понятие насилия в психолого-педагогической литературе ……………….
7
1.2. Асоциальное поведение родителей как фактор развития неблагополучия семьи ………………………………………………………………………………
19
1.3. Насилие над детьми как следствие развития неблагополучия семьи .........
27
Выводы по первой главе …………………………………………………………
36
Глава 2. Коррекционно-реабилитационная программа по предупреждению развития насилия над детьми..................................................................................
38
2.1. Методики исследования насилия над детьми как фактора развития неблагополучия семьи ……………………………………………………………
38
2.2. Процесс реализации коррекционно-реабилитационной программы
по предупреждению насилия над детьми как фактора развития неблагополучия семьи ………………………………...........................................
45
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования ............................
49
Выводы по второй главе ………………………………………………………….
53
Заключение ………………………………………………………………………..
56
Список литературы ……………………………………………………………….
60
Глоссарий ……………………………………………………
ФГОУ ВПОБ Кемеровский государственный университет культуры и искусств
Институт социально-культурных технологий
Кафедра социальной педагогики
Насилие над детьми как фактор развития неблагополучия семьи
Кемерово 2011
ФГОУ ВПОБ Кемеровский государственный университет культуры и искусств
Институт социально-культурных технологий
Кафедра социальной педагогики
Насилие над детьми как фактор развития неблагополучия семьи
Дипломная работа
Кемерово 2011
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………….. | 3 |
Глава 1. Социально-психологическая сущность насилия над детьми как фактора развития неблагополучия семьи….…………………………............. | 7 |
1.1. Понятие насилия в психолого-педагогической литературе ………………. | 7 |
1.2. Асоциальное поведение родителей как фактор развития неблагополучия семьи ……………………………………………………………………………… |
19 |
1.3. Насилие над детьми как следствие развития неблагополучия семьи ......... | 27 |
Выводы по первой главе ………………………………………………………… | 36 |
Глава 2. Коррекционно-реабилитационная программа по предупреждению развития насилия над детьми........................ |
38 |
2.1. Методики исследования насилия над детьми как фактора развития неблагополучия семьи …………………………………………………………… |
38 |
2.2. Процесс реализации коррекционно-реабилитационной программы по предупреждению насилия над детьми как фактора развития неблагополучия семьи ……………………………….................. |
45 |
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования ............................ | 49 |
Выводы по второй главе …………………………………………………………. | 53 |
Заключение ……………………………………………………………………….. | 56 |
Список литературы ………………………………………………………………. | 60 |
Глоссарий …………………………………………………………………..... | 65 |
Приложения ………………………………………………………………………. | 68 |
Введение
Снижение внимания общества к проблемам воспитания нового поколения привело к чрезвычайно неблагоприятным социальным последствиям, среди которых: рост подростковой наркомании, раннее материнство и внебрачные дети, криминализация и преступность несовершеннолетних, насилие над детьми в семье, социальное сиротство, и все это как следствие неблагополучия в семье. Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождают тревожность и напряженность, озлобленность, жесткость и насилие. К сожалению, в настоящее время отмечается рост отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп, и в этой связи необходимо отметить тот факт, что эти процессы не обошли стороной и семью.
Сложившиеся условия требуют формирования эффективной комплексной системы государственной поддержки семьи, включающей в себя диагностические, профилактические, а самое главное – социально-реабилитационные мероприятия, создание оптимальной среды для жизнедеятельности семьи и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, осуществление социальной профилактики девиантного поведения и организации работы с неблагополучными семьями.
В России о проблеме семейного насилия стали говорить недавно. Статистика убеждает в том, что в семье совершается 30-40% всех тяжких преступлений; в большинстве случаев жертвами преступлений на почве семейно-бытовых конфликтов оказываются дети. То есть те, кто не в состоянии себя защитить; наибольший процент от совершенных бытовых преступлений составляют побои, затем следуют убийства, угрозы убийства, причинения тяжкого вреда здоровью.
В неблагополучных семьях подростки значительно чаще переживают кризисные ситуации, сопровождающиеся нервно-психическим напряжением, выраженной тревожностью, неустойчивостью самооценки, потребностью в. психологической поддержке и др. Самостоятельно успешно преодолеть эти ситуации, как правило, подросткам трудно, поэтому они часто используют неконструктивные защитные техники вытеснения, избегания, ухода от решения, отказа от деятельности, приносящей неуспех, а также агрессивные формы замещения.
Насилие в целом противостоит процессам совершенствования общественных отношений, развития общества. Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни человеческого функционирования, которые приводят к стойким личностным изменениям, а именно: нарушение в познавательной сфере, расстройства аппетита, сна, злоупотребление наркотиками, алкоголизм; непроизвольное воспроизведение травматических действий в поведении; попытки самонаказания (например, самоистязание); множество соматических жалоб. Следовательно, нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все стороны человеческой жизни, которые приводят к стойким личностным изменениям. Помимо непосредственного влияния пережитое насилие может приводить к долгосрочным последствиям, зачастую влияющим на всю дальнейшую жизнь.
По данным официальной статистики, в каждой четвертой российской семье совершается насилие, а процесс криминализации семьи не только не ослабевает, но усиливается. В конечном счете, главные жертвы насилия в семье – дети [17, 21, 31].
Жестокое отношение к детям сегодня превратилось в обычное явление: до 10% жертв насилия погибает, у остальных появляются отклонения в физическом, психическом развитии, в эмоциональной сфере. Это не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но и влечет за собой другие тяжелые социальные последствия, формирует социально дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями. В настоящее время это стало серьезной социальной и общечеловеческой проблемой.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы выдающихся психологов-теоретиков и ученых-дидактов: Л.С. Алексеева, И.А. Алексеева, И.Н. Григович, Н.Ф. Дивицына [2, 4, 18, 22]. В работах исследователей рассмотрены основные причины и последствия насилия над детьми как следствие семейного неблагополучия, определены основные направления и технологии социальной работы с детьми, подвергшихся насилию в семье. Однако в данных работах недостаточно рассмотрен процесс реализации коррекционно-реабилитационных программ по предупреждению насилия над детьми как фактора развития неблагополучия семьи.
В связи с вышеизложенным нами обозначена проблема межу имеющимся количеством научной литературы по раскрытию причин и последствий насилия над детьми и недостаточной разразработанностью коррекционно-реабилитационных программ по предупреждению насилия над детьми как фактора развития неблагополучия семьи.
Цель дипломной работы: разработать коррекционно-реабилитационную программу по предупреждению насилия над детьми в неблагополучных семьях. Постановка цели дипломной работы обуславливает решение следующих задач:
- изучить в научной и психолого-педагогической литературе социально-психологическую сущность насилия над детьми как фактора развития неблагополучия семьи;
- определить асоциальное поведение родителей как фактор развития неблагополучия семьи;
- разработать коррекционно-реабилитационную программу по предупреждению насилия над детьми;
- провести анализ результатов экспериментального исследования по данной проблеме.
Объект исследования: процесс развития неблагополучия семьи.
Предмет исследования: насилие над детьми.
В качестве гипотезы исследования выдвигается предположение: если разработать и внедрить коррекционно-реабилитационную программу по профилактике насилия над детьми, то развитие неблагополучия семей будет заметно уменьшаться.
Базой исследования стал Отдел по делам несовершеннолетних и работе в школах с учащимися отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних Муниципального отдела МВД России «Топкинский».
В исследовании принимали участие 15 подростков из 10 неблагополучных семей. В проведении исследования были использованы следующие методики: анкета определения акцентуаций характера К. Леонгарда, тест А. Басса, А. Дарки, который был адаптирован А.К. Осницким, методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.
В процессе исследования нами были использованы следующие теоретические и практические методы: анализ научной литературы, сравнение, обобщение; беседа, тестирование, анкетирование, наблюдение, дискуссия.
Структура и объем дипломной работы: общий объем 90 страниц, 3 таблицы.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, глоссария, 6 приложений.
Во введении предоставляется актуальность, степень разработанности данной проблемы, постановка цели, задач, определяется объект, предмет и гипотеза исследования.
В первой главе «Социально-психологическая сущность насилия над детьми как фактора развития неблагополучия семьи» анализируются факторы развития неблагополучия семьи, насилие над детьми как следствие развития неблагополучия семьи, рассматривается асоциальное поведение родителей как фактор развития неблагополучия семьи.
Во второй главе «Коррекционно-реабилитационная программа по предупреждению насилия над детьми» рассматриваются методики исследования насилия над детьми, проводится анализ результатов экспериментального исследования, а также разрабатывается и реализуется коррекционно-реабилитационная программа по предупреждению насилия над детьми.
В заключении делаются обобщающие выводы по работе.
Глава 1. Социально-психологическая сущность насилия
над детьми как фактора развития неблагополучия семьи
1.1. Понятие насилия в психолого-педагогической литературе
В современной России о проблемах насилия над детьми в семьях стали говорить с начала 1990-х годов, когда стали создаваться приюты, социально-реабилитационные центры, кризисные службы. Большинство детей, попадающих в эти учреждения, непосредственно сталкивались в своей жизни с насилием или жестоким обращением и переживали его последствия, этих детей не столько избивали (хотя многие из них физически наказывались), сколько не кормили, не водили в школу, не уделяли внимания, не заботились и не любили.
Информация о работе Насилие над детьми как фактор развития неблагополучия семьи