Народные сказки, как средство воспитания ребенка-читателя: инновационный подход

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа представляет собой рекомендательный библиографический указатель, имеющий цель максимально облегчить поиск документов по теме:
Актуальность темы: библиотеки уже давно интересуются проблемой, воспитания ребенка-читателя, но использование народных сказок для решения этой проблемы началось недавно. Также не так давно берет свое начало применение психолингвистики в библиотеках. Хотя влияние текстов на психику человека, в особенности детей изучается достаточно давно.

Содержание

От составителя. 4
Введение 6
Библиографический указатель 7
I. Психологическое влияние текста на детей 7
1.1. Сказка как средство психотерапии 7
1.2. Возрастная психология детей, феномен развития 10
1.3.Психологические функции сказки 14
II. Психолингвистические особенности народных сказок 18
2.1. Жанрово-психологические особенности народной сказки 18
2.2. Психотерапевтические художественные средства народных сказок 22
Приложение 1 27
Таблица :эмоции, вызываемые сказками славянских народов 27
Приложение 2 30
Словарь терминов 30
Алфавитно-предметный указатель 37
Указатель авторов и заглавий 42

Работа содержит 1 файл

Курсовая третий курс.doc

— 284.00 Кб (Скачать)
  1. Алексеев, Константин Игоревич. Метафора как объект исследования в философии и психологии [Текст] / К. И. Алексеев //Вопросы психологии. – 1996. - № 2. – С. 73-85.

    Главная черта  сказки – ее принадлежность к коллективному  бессознательному. «Сноподобная» природа  сказки обусловливает ее загадочность и привлекательность для всех людей. Однако больше всего именно психологи  и психотерапевты профессионально ориентированы на еще не до конца изученные ресурсы сказки, позволяющие существенным образом менять внутреннее состояние человека и его отношения с другими людьми.

     

     

  1. Ведерникова, Наталья Михайловна. Антитеза в волшебной сказке [Текст] / Н. М. Ведерникова // Фольклор как искусство слова. – вып. 3. – Москва, 1975. – С. 101-158

    В статье рассматривается жанровая специфика сказок - волшебных, бытовых и о животных. Автор прослеживает историю русской народной сказки, отмечает особенности ее сюжетов, художественных образов, поэтическое своеобразие. Особое внимание уделяется творчеству наиболее выдающихся русских сказочников.

    45. Черняева, Светлана Анатолиевна. Психотерапевтические народные сказки [Текст] : метод. рекомендации /.С. А. Черняева.  — Санкт-Петербург: Речь, 2002. — 168 с.

      Книга содержит психотерапевтические сказки, методические рекомендации по работе с ними, различные  примеры такой работы, описания игр, которые могут быть применены в сказкотерапии. В книге подробно описывается программа сказкотерапевтического тренинга личностного роста.

      Книга адресована психологам, психотерапевтам, педагогам, родителям. 
       
       
       
       
       
       
       
       
       

  Приложение 1

Таблица :эмоции, вызываемые сказками славянских народов

 
Название  сказок Эмоции, вызываемые сказками
Положительные Отрицательные Нейтральные
Золотая туфелька (украинская сказка) +    
Катигорошик (украинская сказка)     +
Золотоволосая Ялена (украинская сказка) +    
Мудрая  жена (белорусская сказка) +    
Рога (белорусская сказка) +    
Как Василь змея одолел (белорусская сказка)     +
Пять  овечек (польская сказка)     +
Дар Черного  лешего (польская сказка)   +  
Конь, волк, петух, кот и рак (польская сказка)   +  
Селедка и камбала (польская сказка)     +
О трех братьях: двух умных и одном глупом (кашубская сказка) +    
Разговор  животных ( кашубская сказка) +    
Краконош, дух гор (чешская сказка) +    
Гонза и скрипка (чешская сказка)     +
Гонза и хозяин (чешская сказка)     +
Хитрый  угольщик (чешская сказка) +    
Кот, баран и петух (чешская сказка) +    
Почему  собаки лают на кошек и почему кошки  изводят мышей (чешская сказка)     +
Три, шесть, девять (моравская сказка)     +
Смерть  на груше (моравская сказка)    +  
Ян  – дурачок (моравская сказка)     +
Веселый нрав – драгоценный дар (моравская  сказка) +    
Двенадцать  месяцев (словацкая сказка) +    
Дай бог  тебе счастья, мостик! (словацкая сказка)     +
Пророк (словацкая сказка) +    
Козья скала над Оравой-рекой (словацкая сказка) +    
Удачный денек (лужинская сказка)     +
Дух Вусмужских и Любицких гор (лужицкая сказка) +    
Струсивший  бес (болгарская сказка) +    
Дедка Петко и бабка Пена (болгарская сказка)     +
Жадность  до добра не доводит (болгарская сказка) +    
Еж-иглокож, кротиха и лисица (болгарская сказка) +    
Хитрый  петух (болгарская сказка) +    
Дракон  и царский сын (Сербская сказка) +    
Рок (сербская сказка)   +  
Кому  Бог, тому и люди (Сербская сказка)     +
Два гроша  (сербская сказка)     +
Сливы за сор (сербская сказка)   +  
Акъял-батыр (башкирская сказка) +    
Сказка  о курае (башкирская сказка) +    
Абзалал (башкирская сказка)     +
Вещий сон (русская сказка) +    
Правда  и Кривда (русская сказка) +    
Знахарь (русская сказка) +    
Царица-гусляр (русская сказка) +    
Хрустальная гора (русская сказка) +    
Шесть братьев – все Агофоны (русская  сказка) +    
Лиса  и Журавль (русская сказка) +    
Лиса  – исповедница (русская сказка)     +
Коза  и волк (русская сказка)     +
Дурак и береза (русская сказка)     +
Клад (русская сказка) +    

Приложение 2

Словарь терминов

А

   Акмеология — научное направление, развивающееся на стыке естественных, гуманитарных, общественных и технических дисциплин и изучающее феноменологию развития человека, его наивысшие творческие достижения на этапе зрелости.

   Архетип — класс психических содержаний, события которого не имеют своего источника в отдельном индивиде. Специфика этих содержаний заключается в их принадлежности к типу, несущему в себе свойства всего человечества как некоего целого.

   Афоризм — оригинальная законченная мысль, изречённая или записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми.

   Б

   Былина – это эпическая песня-сказание у славян, распространенная в основном в северных русских областях. Возникла, по разным источникам, в 9 – 13 веках. В основном былины повествуют о богатырях и об их подвигах.

   В

   Взаимоотношения – субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия двух или нескольких субъектов. В психологии это, прежде всего система межличностных установок,  ориентаций,  ожиданий определяемых совместной деятельностью,  проживанием.

   Внимание – это направленность психической деятельности на какой либо предмет, ситуацию или социальные отношения. 

   Воображение – способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонент, обретенных в прошлом опыте; процесс психический создания образа предмета или ситуации путем перестройки наличных представлений.     

   Воспитание – целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.

   Высказывание – грамматически правильное повествовательное предложение, взятое вместе с выражаемым им смыслом. 

   Г

   Геронтопсихология – наука, изучающая биологические, социальные и психологические аспекты старения человека, его причины и способы борьбы с ним (омоложение).

   З

   Заговор - жанр русского фольклора, формульные тексты магического значения, организованные по определенным правилам. 

   Заклинание – словесная формула, имеющая, по суеверным представлениям, чудодейственные свойство влиять на естественный ход событий.

   Знание - форма социальной и индивидуальной памяти, свернутая схема деятельности и общения, результат обозначения, структурирования и осмысления объекта в процессе познания.

   И

   Индивид - конкретный человек как отдельный представитель человеческой общности, единичное природное и социальное существо, обладающее сознанием, высшими психическими функциями, целостной психофизиологической организацией.

   Индивидуальность - совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность.

   К

   Коммуникация – обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов.

   Композиция – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие.

   Контекст – законченный в смысловом отношении отрывок текста, необходимый для определения смысла отдельного входящего в него слова или фразы.

   Концепция - система взглядов, выражающая определенный способ видения, понимания, трактовки каких-либо предметов, явлений, процессов и презентирующая ведущую идею или конструктивный принцип, реализующие определенный замысел в той или иной теоретической знаниевой практике.

   Креативность  - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.

   Л

   Личность - внутреннее определение единичного существа в его самостоятельности, как обладающего разумом, волей и своеобразным характером, при единстве самосознания.

   Логика  - наука о законах, формах и приемах интеллектуальной (мыслительной) познавательной деятельности.

   М

   Метафора – троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.

   Мышление – одно из высших проявлений психического, процесс деятельности познавательной индивида, процесс моделирования неслучайных отношений внешнего мира, характерный обобщенным и опосредованным отражением действительности; это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения.

   О

   Образ – контекст, в который заключен символ, как личный, так и коллективный.

   Образование - процесс и результат усвоения человеком общего и специализированного социального опыта, систематизированных знаний, умений, а также общественных норм и ценностей; одно из важнейших средств социального регулирования, консолидации и воспроизводства общества и повышения уровня его адаптивных возможностей в постоянно меняющихся исторических условиях.

   Обучение – процесс целенаправленной передачи формирования знаний, умений, навыков.

   Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

   Онтогенез – индивидуальное развитие организма, совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом от момента его зарождения до конца жизни.

   П

   Память – способность к запечатлеванию информации, ее сохранению и последующему воспроизведению (или узнаванию).

   Паттерны – знак, который может иметь множество значений и не имеет полного сходства с обозначаемым объектом.

   Педагогика – наука о воспитании и обучении человека.

   Поведение – совокупность внутренне взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом во взаимодействии с окружающей средой.

   Познание – философская категория, описывающая процесс построения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково-символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и другими людьми в ходе синтеза различных контекстов опыта.

   Потребность – внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов 

   Представление – наглядные образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе припоминания или продуктивного воображения.

   Произвольное  внимание – психическая деятельность в определенном направлении, осуществляемая волевым усилием субъекта. В криминалистической теории и следственной практике выделяют т. н. постпроизвольное внимание, когда выполнение какой-либо деятельности не требует специальных умственных усилий, осуществляется автоматически.

   Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, основанная на явленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру.

   Психика – совокупность сложных процессов и явлений, связанных с работой центральной нервной системы, но прежде всего головного мозга; специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой.

   Психодиагностика – отрасль психологии, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

   Психотерапия – система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека.

   Психофизиология – научная дисциплина, изучающая физиологические основы психических процессов и целенаправленного поведения.

   С

   Сказание – в фольклоре общее родовое название повествовательных произведений исторического и легендарного характера.

   Сказка – один из видов фольклорной прозы, встречающийся у различных народов и подразделяющийся, в свою очередь, на жанры.  

   Т

   Творчество – процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового.

   Ф

   Филогенез – историческое развитие человека, рода, племени.

   Филология – название группы дисциплин (лингвистика, литературоведение, текстология и др.), изучающих культуру через текст. 

   Фольклор – народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, народная музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

   Х

   Характер – совокупность устойчивых черт, особенностей, свойств и наклонностей человека, определяющая типичные способы его мышления и поведения.

Информация о работе Народные сказки, как средство воспитания ребенка-читателя: инновационный подход