Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 17:17, курсовая работа
Данная курсовая работа представляет собой рекомендательный библиографический указатель, имеющий цель максимально облегчить поиск документов по теме:
Актуальность темы: библиотеки уже давно интересуются проблемой, воспитания ребенка-читателя, но использование народных сказок для решения этой проблемы началось недавно. Также не так давно берет свое начало применение психолингвистики в библиотеках. Хотя влияние текстов на психику человека, в особенности детей изучается достаточно давно.
От составителя. 4
Введение 6
Библиографический указатель 7
I. Психологическое влияние текста на детей 7
1.1. Сказка как средство психотерапии 7
1.2. Возрастная психология детей, феномен развития 10
1.3.Психологические функции сказки 14
II. Психолингвистические особенности народных сказок 18
2.1. Жанрово-психологические особенности народной сказки 18
2.2. Психотерапевтические художественные средства народных сказок 22
Приложение 1 27
Таблица :эмоции, вызываемые сказками славянских народов 27
Приложение 2 30
Словарь терминов 30
Алфавитно-предметный указатель 37
Указатель авторов и заглавий 42
Главная черта сказки – ее принадлежность к коллективному бессознательному. «Сноподобная» природа сказки обусловливает ее загадочность и привлекательность для всех людей. Однако больше всего именно психологи и психотерапевты профессионально ориентированы на еще не до конца изученные ресурсы сказки, позволяющие существенным образом менять внутреннее состояние человека и его отношения с другими людьми.
В статье рассматривается жанровая специфика сказок - волшебных, бытовых и о животных. Автор прослеживает историю русской народной сказки, отмечает особенности ее сюжетов, художественных образов, поэтическое своеобразие. Особое внимание уделяется творчеству наиболее выдающихся русских сказочников.
45. Черняева, Светлана Анатолиевна. Психотерапевтические народные сказки [Текст] : метод. рекомендации /.С. А. Черняева. — Санкт-Петербург: Речь, 2002. — 168 с.
Книга содержит психотерапевтические сказки, методические рекомендации по работе с ними, различные примеры такой работы, описания игр, которые могут быть применены в сказкотерапии. В книге подробно описывается программа сказкотерапевтического тренинга личностного роста.
Книга адресована
психологам, психотерапевтам, педагогам,
родителям.
Название сказок | Эмоции, вызываемые сказками | ||
Положительные | Отрицательные | Нейтральные | |
Золотая туфелька (украинская сказка) | + | ||
Катигорошик (украинская сказка) | + | ||
Золотоволосая Ялена (украинская сказка) | + | ||
Мудрая жена (белорусская сказка) | + | ||
Рога (белорусская сказка) | + | ||
Как Василь змея одолел (белорусская сказка) | + | ||
Пять овечек (польская сказка) | + | ||
Дар Черного лешего (польская сказка) | + | ||
Конь, волк, петух, кот и рак (польская сказка) | + | ||
Селедка и камбала (польская сказка) | + | ||
О трех братьях: двух умных и одном глупом (кашубская сказка) | + | ||
Разговор животных ( кашубская сказка) | + | ||
Краконош, дух гор (чешская сказка) | + | ||
Гонза и скрипка (чешская сказка) | + | ||
Гонза и хозяин (чешская сказка) | + | ||
Хитрый угольщик (чешская сказка) | + | ||
Кот, баран и петух (чешская сказка) | + | ||
Почему собаки лают на кошек и почему кошки изводят мышей (чешская сказка) | + | ||
Три, шесть, девять (моравская сказка) | + | ||
Смерть на груше (моравская сказка) | + | ||
Ян – дурачок (моравская сказка) | + | ||
Веселый нрав – драгоценный дар (моравская сказка) | + | ||
Двенадцать месяцев (словацкая сказка) | + | ||
Дай бог тебе счастья, мостик! (словацкая сказка) | + | ||
Пророк (словацкая сказка) | + | ||
Козья скала над Оравой-рекой (словацкая сказка) | + | ||
Удачный денек (лужинская сказка) | + | ||
Дух Вусмужских и Любицких гор (лужицкая сказка) | + | ||
Струсивший бес (болгарская сказка) | + | ||
Дедка Петко и бабка Пена (болгарская сказка) | + | ||
Жадность до добра не доводит (болгарская сказка) | + | ||
Еж-иглокож, кротиха и лисица (болгарская сказка) | + | ||
Хитрый петух (болгарская сказка) | + | ||
Дракон и царский сын (Сербская сказка) | + | ||
Рок (сербская сказка) | + | ||
Кому Бог, тому и люди (Сербская сказка) | + | ||
Два гроша (сербская сказка) | + | ||
Сливы за сор (сербская сказка) | + | ||
Акъял-батыр (башкирская сказка) | + | ||
Сказка о курае (башкирская сказка) | + | ||
Абзалал (башкирская сказка) | + | ||
Вещий сон (русская сказка) | + | ||
Правда и Кривда (русская сказка) | + | ||
Знахарь (русская сказка) | + | ||
Царица-гусляр (русская сказка) | + | ||
Хрустальная гора (русская сказка) | + | ||
Шесть братьев – все Агофоны (русская сказка) | + | ||
Лиса и Журавль (русская сказка) | + | ||
Лиса – исповедница (русская сказка) | + | ||
Коза и волк (русская сказка) | + | ||
Дурак и береза (русская сказка) | + | ||
Клад (русская сказка) | + |
А
Акмеология — научное направление, развивающееся на стыке естественных, гуманитарных, общественных и технических дисциплин и изучающее феноменологию развития человека, его наивысшие творческие достижения на этапе зрелости.
Архетип — класс психических содержаний, события которого не имеют своего источника в отдельном индивиде. Специфика этих содержаний заключается в их принадлежности к типу, несущему в себе свойства всего человечества как некоего целого.
Афоризм — оригинальная законченная мысль, изречённая или записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми.
Б
Былина – это эпическая песня-сказание у славян, распространенная в основном в северных русских областях. Возникла, по разным источникам, в 9 – 13 веках. В основном былины повествуют о богатырях и об их подвигах.
В
Взаимоотношения – субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия двух или нескольких субъектов. В психологии это, прежде всего система межличностных установок, ориентаций, ожиданий определяемых совместной деятельностью, проживанием.
Внимание – это направленность психической деятельности на какой либо предмет, ситуацию или социальные отношения.
Воображение – способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонент, обретенных в прошлом опыте; процесс психический создания образа предмета или ситуации путем перестройки наличных представлений.
Воспитание – целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.
Высказывание – грамматически правильное повествовательное предложение, взятое вместе с выражаемым им смыслом.
Г
Геронтопсихология – наука, изучающая биологические, социальные и психологические аспекты старения человека, его причины и способы борьбы с ним (омоложение).
З
Заговор - жанр русского фольклора, формульные тексты магического значения, организованные по определенным правилам.
Заклинание – словесная формула, имеющая, по суеверным представлениям, чудодейственные свойство влиять на естественный ход событий.
Знание - форма социальной и индивидуальной памяти, свернутая схема деятельности и общения, результат обозначения, структурирования и осмысления объекта в процессе познания.
И
Индивид - конкретный человек как отдельный представитель человеческой общности, единичное природное и социальное существо, обладающее сознанием, высшими психическими функциями, целостной психофизиологической организацией.
Индивидуальность - совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность.
К
Коммуникация – обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов.
Композиция – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие.
Контекст – законченный в смысловом отношении отрывок текста, необходимый для определения смысла отдельного входящего в него слова или фразы.
Концепция - система взглядов, выражающая определенный способ видения, понимания, трактовки каких-либо предметов, явлений, процессов и презентирующая ведущую идею или конструктивный принцип, реализующие определенный замысел в той или иной теоретической знаниевой практике.
Креативность - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.
Л
Личность - внутреннее определение единичного существа в его самостоятельности, как обладающего разумом, волей и своеобразным характером, при единстве самосознания.
Логика - наука о законах, формах и приемах интеллектуальной (мыслительной) познавательной деятельности.
М
Метафора – троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.
Мышление – одно из высших проявлений психического, процесс деятельности познавательной индивида, процесс моделирования неслучайных отношений внешнего мира, характерный обобщенным и опосредованным отражением действительности; это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения.
О
Образ – контекст, в который заключен символ, как личный, так и коллективный.
Образование - процесс и результат усвоения человеком общего и специализированного социального опыта, систематизированных знаний, умений, а также общественных норм и ценностей; одно из важнейших средств социального регулирования, консолидации и воспроизводства общества и повышения уровня его адаптивных возможностей в постоянно меняющихся исторических условиях.
Обучение – процесс целенаправленной передачи формирования знаний, умений, навыков.
Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.
Онтогенез – индивидуальное развитие организма, совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом от момента его зарождения до конца жизни.
П
Память – способность к запечатлеванию информации, ее сохранению и последующему воспроизведению (или узнаванию).
Паттерны – знак, который может иметь множество значений и не имеет полного сходства с обозначаемым объектом.
Педагогика – наука о воспитании и обучении человека.
Поведение – совокупность внутренне взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом во взаимодействии с окружающей средой.
Познание – философская категория, описывающая процесс построения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково-символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и другими людьми в ходе синтеза различных контекстов опыта.
Потребность – внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов
Представление – наглядные образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе припоминания или продуктивного воображения.
Произвольное внимание – психическая деятельность в определенном направлении, осуществляемая волевым усилием субъекта. В криминалистической теории и следственной практике выделяют т. н. постпроизвольное внимание, когда выполнение какой-либо деятельности не требует специальных умственных усилий, осуществляется автоматически.
Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, основанная на явленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру.
Психика – совокупность сложных процессов и явлений, связанных с работой центральной нервной системы, но прежде всего головного мозга; специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой.
Психодиагностика – отрасль психологии, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.
Психотерапия – система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека.
Психофизиология – научная дисциплина, изучающая физиологические основы психических процессов и целенаправленного поведения.
С
Сказание – в фольклоре общее родовое название повествовательных произведений исторического и легендарного характера.
Сказка
– один из видов фольклорной прозы, встречающийся
у различных народов и подразделяющийся,
в свою очередь, на жанры.
Т
Творчество – процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового.
Ф
Филогенез – историческое развитие человека, рода, племени.
Филология – название группы дисциплин (лингвистика, литературоведение, текстология и др.), изучающих культуру через текст.
Фольклор – народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, народная музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
Х
Характер – совокупность устойчивых черт, особенностей, свойств и наклонностей человека, определяющая типичные способы его мышления и поведения.
Информация о работе Народные сказки, как средство воспитания ребенка-читателя: инновационный подход