Народные сказки, как средство воспитания ребенка-читателя: инновационный подход

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа представляет собой рекомендательный библиографический указатель, имеющий цель максимально облегчить поиск документов по теме:
Актуальность темы: библиотеки уже давно интересуются проблемой, воспитания ребенка-читателя, но использование народных сказок для решения этой проблемы началось недавно. Также не так давно берет свое начало применение психолингвистики в библиотеках. Хотя влияние текстов на психику человека, в особенности детей изучается достаточно давно.

Содержание

От составителя. 4
Введение 6
Библиографический указатель 7
I. Психологическое влияние текста на детей 7
1.1. Сказка как средство психотерапии 7
1.2. Возрастная психология детей, феномен развития 10
1.3.Психологические функции сказки 14
II. Психолингвистические особенности народных сказок 18
2.1. Жанрово-психологические особенности народной сказки 18
2.2. Психотерапевтические художественные средства народных сказок 22
Приложение 1 27
Таблица :эмоции, вызываемые сказками славянских народов 27
Приложение 2 30
Словарь терминов 30
Алфавитно-предметный указатель 37
Указатель авторов и заглавий 42

Работа содержит 1 файл

Курсовая третий курс.doc

— 284.00 Кб (Скачать)

    24. Клюев, Евгений Васильевич  Между двух стульев [Текст] : монография / Е. В. Клюев. - Москва: Педагогика, 1989. - 158 с. : ил. - (Познай себя : Психология - школьнику).  

     Автор книги  ведет серьезный разговор с  читателем о природе художественной  условности, о сложных взаимоотношениях  между реальной и художественной  действительностью. Для широкого круга читателей.

II. Психолингвистические особенности народных сказок

2.1. Жанрово-психологические особенности народной сказки

       

    25. Аникин, Владимир Прокопьевич Русская народная сказка [Текст] : пособие для учителей / В. П. Аникин. – Москва: Просвещение, 1977.  – 208 с.

    В учебнике представлены все периоды истории русского фольклора от его зарождения до современности. Характеристика традиционных родов  и жанров (заговоров и заклинаний, былин, исторических, балладных, лирических песен, городских романсов, обрядового, детского сказания).

    Пособие предназначено  для воспитателей, педагогов и  родителей, а также для тех  кто изучает народный эпос.

    26. Цикушева, Ирина Владимировна. Лингвостилистическая специфика комического в народной сказке [Текст] : монография /И. В. Цикушева. – Майкот: Адыг. гос. ун-т., 2010. – 175 с.: ил.

       В данной  статье описываются жанровые  особенности народнойй сказки, выявляются  отличительные признаки жанра.  Народная сказка рассматривается  как самостоятельный жанр, характеризующийся  такими особенностями, как ярко выраженное игровое начало, опора на традиции, наличие образа богов и некоторые другие.

      Книга будет  интересна как для широкой  аудитории, так и для специалистов работающих с детьми. 

  1.   Аникин, Владимир Прокопьевич О чем говорят народные сказки [Текст] / В. П. Аникин // Литература в школе. – 1970. – №3. – С. 9-15.

    Язык обладает способностью структурировать человеческое восприятие и картину миру, а также  оказывать воздействие на суждения, оценки и поведение участников коммуникации. Оказание воздействия на поведение лингвистическими средствами возможно благодаря речевым стратегиям.

  1. Андреев, Николай Петрович. К образу русских сказочных сюжетов [Текст] : науч.-ислед. работа. / Н. П. Андреев. – Ленинград. – 1927. – С. 7-18.

    Научно-исследовательская  работа Н. П. Андреева была тесно связана с Фольклорной комиссией Академии наук СССР, входившей сперва в Институт по изучению народов СССР, затем в Институт антропологии, археологии и этнографии и, наконец, в Институт русской литературы. Кроме того, во второй половине 20-х годов он был членом Сказочной комиссии при Этнографическом отделении Русского географического общества, а в начале 30-х годов возглавлял фольклорную группу в Государственном институте речевой культуры. В конце 30-х годов Н. П. Андреев был принят в Союз советских писателей и вошел в Фольклорную секцию Ленинградского отделения союза. Статья будет интересна лингвистам, педагогам, студентам.

  1. Пропп, Владимир Яковлевич. Русская сказка [Текст] / В. Я. Пропп; вступ. ст. К. В. Чистова – Ленинград: ЛГУ, 1984. – 336 с.

      В книгу  собраний трудов В. Я. Проппа входит его  итоговая работа о сказке, представляющая собой своего рода популярную энциклопедию сказки: свод информации о собирании, изучении, структуре («морфологии») и  развитии, форме бытования всех видов  сказок. Предназначается не только специалистам-филологам и студентам, но и учащимся школ и всем тем, кого интересуют сущность и устройство сказки.

  1. Бибко, Наталья Сергеевна. Изучение сказок смешанного (переходного) типа [Текст] / Н. С. Бибко // Начальная школа. – 1990. –  №3. – С 6-14.
 

 Произведения  устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. С древних времен люди хранили и передавали народную мудрость в кратких и выразительных пословицах и поговорках. Старинные колыбельные песни наполнены материнской любовью. С маленьким ребенком общались с помощью пестушек и потешек: его развлекали и учили одновременно. Затем малыш учился закличкам и приговоркам. Чтобы ребенок различал предметы по признакам или действиям, ему загадывали загадки. Загадки испытывают сообразительность человека. Чтобы ребенок хорошо и чисто говорил, с ним разучивали скороговорки. В играх дети использовали веселые считалки.

  1. Петрова, Елена Юрьевна. Проблемы использования сюжетов народной волшебной сказки в психокоррекционной и педагогической работе [Текст] / Е. Ю. Петрова // Журнал практического психолога. – 1999. – № 10-11. – С. 29 -33.

    В статье изложен  новый взгляд на стресс как на источник развития ребенка. Описаны факторы, которые могут помочь ребенку справиться со сложными ситуациями: позитивное отношение к себе и миру, психическое и физическое здоровье, эмоциональный опыт, креативность, конструктивные отношения с другими людьми. Даны практические рекомендации, которые могут научить детей управлять собой во время стрессовых ситуаций. 
    Статья будет полезна практическим психологам, работающими с детьми, и родителям, а также широкому кругу читателей.

  1. Никифоров, Александр Исаакович. Народная детская сказка драматического жанра [Текст] : сб. ст. / А. И. Никифоров. - Ленинград, 1928. – 186 с.

    Александр Исаакович  Никифоров - один из лучших русских  фольклористов первой половины XX в., чьи работы до сих пор остаются недооцененными. В настоящем сборнике представлены исследования Никифорова о русской сказке, не потерявшие актуальности и по сей день. Сочетание фольклористического и этнографического подхода, оригинальные типологические идеи, детальный анализ огромного количества конкретных текстов делают эти работы оригинальными, доказательными и по-настоящему интересными.

    Для фольклористов, этнографов, литературоведов, студентов  гуманитариев и всех интересующихся русской народной культурой.

  1. Новика, Александр Михайлович.. Фольклор и литература. Семинарий [Текст]: учеб. пособ. для пед. ин-тов. / А. М. Новика, Е. А. Александров. – Москва: Просвещение, 1987. – С. 66-102.

    В книге содержится авторская концепция развития образования  в условиях перехода человечества в  постиндустриальную эпоху развития. Осуществлен комплексный подход к анализу развития образования как целостной системы от дошкольного до послевузовского образования во всех    его основных формах. В книге содержится анализ парадоксов, доставшихся в наследство российской системе образования, и векторов ее дальнейшего развития в виде четырех ведущих идей. Предназначен для студентов ВУЗов и колледжей, обучающихся по профессионально-педагогическим специальностям, для преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования, основным субъектам.

    34. Тарасенкова, Е. Ф. Жанровое своеобразие русской сатирической сказки [Текст] / Е.Ф. Тарасенкова // Русский фольклор. – вып. 2. – Москва, 1957. – С. 254-300

    Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое "хорошо" и что такое "плохо". Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. Таким образом, сказка детям прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания - не быть злодеем.

2.2. Психотерапевтические  художественные средства  народных сказок

 

    35. Добжиньская, Тереза. Метафора в сказке [Текст] / Т. Добжиньская // Теория метафоры. – Москва: Прогресс, 1990. – С. 476-492.

    Обычно предполагается, что значение выражения и его статус (то есть дословно или метафорически употреблено данное выражение) определяются ближайшим контекстом этого выражения. Автор показывает, что такое понимание метафоры не является исчерпывающим. При определении статуса данного выражения необходимо учитывать не только его ближайший контекст в пределах предложения, но и жанровую принадлежность текста, из которого взято рассматриваемое предложение.

    Распространенное  мнение о зависимости метафоры от контекста основывается на убеждении, что всегда возможно однозначно определить правила семантической сочетаемости слов данного языка и на основе этих правил установить, являются ли данные выражения нормальными или же они представляют собой отклонение от языковой нормы. Однако можно показать, что эти правила нарушаются не только с целью создания метафоры и что их значения относительны и меняются в зависимости от жанровой принадлежности текста.

    36. Пропп, Владимир Яковлевич. Морфология сказки. Исторические корни волшебной сказки [Текст] : монография / В. Я. Пропп. – Москва: Лабиринт, 2000. – 144 с.

    Заново текстологически выверенное издание первой работы одного из классиков гуманитарной науки XX века В. Я. Проппа. Необычайно широкий охват культурологического материала, глубина его освоения и доходчивость в изложении — вот что определяет место «Морфологии сказки» в обязательном фонде знаний современного человека. Книга будет полезна не только для специалистов-филологов и этнографов, но и для студентов, учащихся школ и всех тех, кого интересуют сущность и устройство сказки.

  1. Бахтина, Валентина Александровна. Пространственные представления в волшебной сказке [Текст] / В. А. Бахтина // Фольклор народов РСФСР. – вып.1. – Уфа, 1974. – С. 84-91.

    Представлены  материалы по формированию пространственных представлений детей, произвольного внимания, развитию зрительно-пространственной ориентировки в окружающем мире. Пособие рассчитано для педагогов, воспитателей и родителей ребенка.

  1. Бахтина, Валентина Александровна. Время в волшебной сказке [Текст] / В. А. Бахтина // Проблемы фольклора / В. А. Бахтина. – Москва, 1975. – С. 129-158.

    Статья посвящена темам связанных с изучением фольклористического наследия русского народа и этнографов XIX века: в частности, биобиблиографический словарь, посвящённый отечественным фольклористам XVIII – XXI вв., а также издание о российских филологах XX века.

    39. Аникин, Владимир Прокопьевич Гипербола в волшебной сказке [Текст] / В. П. Аникин // Фольклор как искусство слова. – вып.3. – Москва, 1975. – С. 50-100.

    Предметом рассмотрения является русский фольклор. Теоретические  вопросы освещены систематически и  с полнотой, необходимой для уяснения специфики народного традиционного  искусства слова в его живом  устном бытовании. Издание дополнено  лекцией о циклизации и циклах в фольклоре.  
    Для студентов, преподавателей филологических факультетов университетов и всех, кто интересуется фольклором

  1. Ведерникова, Наталья Михайловна. Эпитет в волшебной сказке [Текст] / Н. М. Ведерникова // Фольклор как искусство слова. – вып. 4. Эпитет в русском народном творчестве. – Москва, 1980. – С. 120-133.

    Наталья Михайловна выделяет жанры волшебной сказки, её исторические корни. Отражение в  сказочном развитии  сюжета древних  культов и обрядов.   Проблема   происхождения и значение образов Бабы Яги, Змея, Кащея Бессмертного и других чудесных противников, героя волшебной сказки. Выделяет две группы противников героя.

      Сюжетная  структура волшебной сказки –  замкнутая цепочка мотивов разного  содержания. Центральный мотив. Мотивы сказки.   Время и пространство волшебной сказки. Художественные средства жанра.

    41. Савушкина, Нина Ивановна. Метафора в бытовой сказке [Текст] / Н. И. Савушкин // Художественные средства русского народного поэтического творчества / Н. И. Савушкин. – Москва, 1981. – С. 24- 51.

    В статье рассматриваются идейно-эстетическое своеобразие русской народной драмы, особенности ее структуры, системы персонажей и стиля, обусловленные влиянием массового демократического искусства конца XVII—начала XX в.  
    Для преподавателей и студентов-филологов, фольклористов, этнографов, а также всех интересующихся народным искусством.

  1. Савушкина, Нина Ивановна. Гиперболизация в социально-бытовой сатирической сказке [Текст] / Н. И. Савушкин // Фольклор как искусство слова. – вып. 3. – Москва, 1975. – С. 37-49.

      Автор показывает проблематику социально-бытовых сказок, острые противоречия феодального общества. Человек-труженик, создающий материальные и духовные ценности, живет в кабале, в унижении, а его классовые  враги — помещики и попы —  живут в богатстве, в безделье. И сказки зло смеются над помещиками и попами. Преувеличивая добродетель народа. Для широкой аудитории.

Информация о работе Народные сказки, как средство воспитания ребенка-читателя: инновационный подход