Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 17:17, курсовая работа
Данная курсовая работа представляет собой рекомендательный библиографический указатель, имеющий цель максимально облегчить поиск документов по теме:
Актуальность темы: библиотеки уже давно интересуются проблемой, воспитания ребенка-читателя, но использование народных сказок для решения этой проблемы началось недавно. Также не так давно берет свое начало применение психолингвистики в библиотеках. Хотя влияние текстов на психику человека, в особенности детей изучается достаточно давно.
От составителя. 4
Введение 6
Библиографический указатель 7
I. Психологическое влияние текста на детей 7
1.1. Сказка как средство психотерапии 7
1.2. Возрастная психология детей, феномен развития 10
1.3.Психологические функции сказки 14
II. Психолингвистические особенности народных сказок 18
2.1. Жанрово-психологические особенности народной сказки 18
2.2. Психотерапевтические художественные средства народных сказок 22
Приложение 1 27
Таблица :эмоции, вызываемые сказками славянских народов 27
Приложение 2 30
Словарь терминов 30
Алфавитно-предметный указатель 37
Указатель авторов и заглавий 42
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Тюменская
государственная академия культуры,
искусств и социальных технологий»
Клименко
Ольга Владимировна
Народные
сказки, как средство
воспитания ребенка-читателя:
инновационный подход
Библиографический
указатель
Курсовая
работа
Тюмень
2011
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»
Институт интеллектуальных ресурсов и информационных технологий
Кафедра
библиотечно-информационной деятельности
Народные
сказки, как средство
воспитания ребенка-читателя:
инновационный подход
Библиографический
указатель
Курсовая
работа
Исполнитель: Клименко О. В.
студентка 3 курса ДО
Научный руководитель:
Фоменко Елена Винальевна.
Зав. кафедрой:
Носырева Марина Владимировна
Дата
допуска к защите:
Тюмень
2011
Оглавление
Данная курсовая работа представляет собой рекомендательный библиографический указатель, имеющий цель максимально облегчить поиск документов по теме:
Актуальность темы: библиотеки уже давно интересуются проблемой, воспитания ребенка-читателя, но использование народных сказок для решения этой проблемы началось недавно. Также не так давно берет свое начало применение психолингвистики в библиотеках. Хотя влияние текстов на психику человека, в особенности детей изучается достаточно давно.
Практическая разработанность: Изучением темы занимались такие специалисты как: Л. С. Выгодский, М. В. Ермолаева, В. П. Белянин и В. Я Пропп.
Данная тема, на мой взгляд, не достаточно широко освещена в периодической печати для библиотекарей. Более широкое раскрытие этой темы можно найти в профессиональных изданиях для педагогов и воспитателей.
Читательское назначение: предлагаемый указатель может быть использован при работе детских библиотек, воспитателей детских садов, также рекомендован для студентов библиотечно-информационной деятельности, студентов обучающихся по специальности педагогика и специалистам интересующимся данной темой.
Цель работы: отразить в библиографическом указателе литературу по теме: «Народные сказки, как средство воспитания ребенка-читателя: инновационный подход», для чего было необходимо выполнить следующие задачи:
Источники выявления документов: выявление и отбор документов осуществлялся на базе Центральной городской библиотеке, филиала № 6 Центральной городской библиотечной системы, Тюменской областной научной детской библиотеке, а также ресурсах интернет. При работе с фондами библиотек, для выявления источников использовались: систематический каталог, электронный каталог. Отбор документов окончен 10 декабря 2011 года.
Критерии отбора: для написания курсовой работы использовались документы, написанные на русском языке, изданные на территории России, а также документы размещенные в сети интернет.
Структура библиографической записи:
Объем работы: 46 библиографических записей.
Характеристика структуры указателя: библиографический указатель состоит из двух разделов. В первом разделе рассматривается психологическое влияние текста на детей, во втором разделе раскрывается психолингвистические особенности народных сказок.
При
составлении данного
Характеристика вспомогательно-справочного аппарата :
Классики психологии неоднократно обращались к анализу сказок. Еще К.Г. Юнг заметил, что персонажи сказок выражают различные архетипы и поэтому влияют на развитие и поведение личности. Другой классик, Э. Берн, указал на то, что конкретная сказка может стать жизненным сценарием человека.
Исследования Выгодского Л.С., Запорожца А.В., Карпинской Н.С. показали, что сказка жизненно необходима ребенку, и она является для него средством познания окружающего мира и самого себя. По мнению ученых, слушание сказки является одним из главных факторов, определяющих языковое и речевое развитие ребенка. Сказка обладает также сильным эмоциональным воздействием на ребенка и создает положительную мотивацию, стимулирующую развитие творчества и воображения.
Представляется, что именно сложность лингвистических, лингвопсихологичесих и методических проблем, связанных с применением сказочных историй и сказок, определила не разработанность вопросов практического использования сказки в воспитании ребенка-читателя.
Новизна
темы состоит в теоретическом обосновании
целесообразности использования сказки
в развитии ребенка. Помимо выше отмеченного,
использование образных решений, сказка
является одним из перспективных приемов
в развитии творческого мышления ребенка.
Упражнения, со сказочными элементами
вовлекая его в некую игру, которая способствует
развитию воображения и творческих способностей
ребенка.
1. Волков, Геннадий Никандрович. Этнопедагогика [Текст] : учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г. Н. Волков. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Академия, 1999. - 168 с. - (Высшее образование).
В книге представлена национально-региональная и этническая культура воспитания. В ней освещаются этнопедагогическая система как национальный и общечеловеческий феномен, педагогическая эволюция, факторы, средства, методы и приемы народного воспитания.
2. Фоменко, Юрий Викторович. Мифы лингвистики [Электронный ресурс] : монография / Ю. В. Фоменко. – Новосибирск: НГПУ, 2010. – 176 с.
Настоящее
издание содержит критический анализ
множества мифов современной
лингвистики. В книге рассматриваются
понятия языка и речи, языкового знака,
содержания слова, значения, понятия и
концепта, полисемии, типов значений, «фонетического»
значения, грамматической формы, вида
и залога, гипотезы «саморазвития» языка
и другое. Для подтверждения защищаемых
точек зрения привлекаются все возможные
аргументы (и контраргументы).
Адресуется лингвистам, вузовским преподавателям
и аспирантам, а также студентам и учителям.
3. Нартова-Бочавер, Софья Кимовна. Народная сказка как средство стихийной психотерапии [Текст] : учеб.-метод. Пособие / С. К. Нартова-Бочавер // Хрестоматия. Сказки народов мира. – Москва: Институт практической психологии, 1996. – С. 3-14.
Рассмотрены психологические признаки различной сказки , их взаимодействие и развитие. Хорошо структурированное и оснащенное дидактическим материалом пособие подготавливает студентов к изучению цикла практических и прикладных дисциплин: психодиагностики, консультирования, психотерапии. Для студентов психолого-педагогических специальностей и всех интересующихся особенностями внутреннего мира человека.
4. Фон Франц, Мария-Луиза. Психология сказки. Толкование волшебных сказок. Психологический смысл мотива искупления в волшебной сказке [Текст] / М. Л. Фон Франц. – Санкт- Петербург: Речь, 1998 – 350 с.
Волшебные сказки являются непосредственным отображением психических процессов коллективного бессознательного, поэтому по своей ценности для научного исследования они превосходят любой другой материал. В сказках архетипы предстают в наиболее простой, чистой и краткой форме, благодаря этому архетипические образы дают нам ключ для осмысления процессов, происходящих в коллективной психике.
В мифах, легендах или другом более развернутом мифологическом материале мы приходим к пониманию базисных структурных образований (паттернов) человеческой психики, постигая их сквозь культурные наслоения. Таких специфических культурных наслоений в волшебных сказках значительно меньше, и поэтому они с большей ясностью отражают базисные паттерны психики. Для библиотекарей, воспитателей и специалистов изучающих психологию сказок.
5. Яничев, Павел Иванавич. Психологические функции волшебной сказки [Текст] / П. И. Яничев // Журнал практического психолога. – 1999. – № 10-11. – С. 27-37.
Сказка, с колыбели сопровождающая все человечество в целом и каждого его отдельного представителя, представляет собой удивительное явление человеческой культуры, многогранность которого порождает интерес специалистов самых разных областей научного знания. К изучению сказки обращаются философы, раскрывающие ее смыслы как формы духовного опыта человечества, филологи, прежде всего фольклористы, размышляющие о "сказочном наряде памятливой души народа", этнографы и историки, привлекаемые тем, что подобно археологическому культурному срезу, сказка многослойна, в ее композиции, образах, деталях, языке можно обнаружить исторические свидетельства и элементы различных эпох, находящихся в едином временном сказочном пространстве. Статья будет интересна филологам, лингвистам а также представители многих других дисциплин.
Семантическое пространство сказки для ребенка выступает необходимым условием и средством обмена личностными смыслами партнеров по общению. Особенность его состоит в том, что каждый из партнеров волен внести свой смысловой вклад в это совместное пространство. И каждый партнер волен взять из него то, что соответствует его интенциям, потребностям или намерениям.
Для психологов, воспитателей и людей работающих с детьми..
Интерес психологов
к сказке существует давно. Однако только
в последние годы возникла сказкотерапия
как самостоятельное направление практической
психологии и сразу же приобрела огромную
популярность.
В первой части книги рассматриваются
теоретические вопросы развития самосознания
учеников и учителя и раскрываются причины,
по которым именно психологические сказки
могут служить эффективным средством
развития самосознания субъектов образовательной
среды.
Вторая часть посвящена практическим
аспектам использования психосказок в
деятельности школьного психолога. Приведены
конкретные «сказочные психотехнологии»,
а так же психологические сказки разных
авторов, служащие иллюстрациями к основному
тексту книги.
Книга предназначена для учителей, психологов,
студентов педагогических вузов, аспирантов.
Информация о работе Народные сказки, как средство воспитания ребенка-читателя: инновационный подход