Народные сказки, как средство воспитания ребенка-читателя: инновационный подход

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа представляет собой рекомендательный библиографический указатель, имеющий цель максимально облегчить поиск документов по теме:
Актуальность темы: библиотеки уже давно интересуются проблемой, воспитания ребенка-читателя, но использование народных сказок для решения этой проблемы началось недавно. Также не так давно берет свое начало применение психолингвистики в библиотеках. Хотя влияние текстов на психику человека, в особенности детей изучается достаточно давно.

Содержание

От составителя. 4
Введение 6
Библиографический указатель 7
I. Психологическое влияние текста на детей 7
1.1. Сказка как средство психотерапии 7
1.2. Возрастная психология детей, феномен развития 10
1.3.Психологические функции сказки 14
II. Психолингвистические особенности народных сказок 18
2.1. Жанрово-психологические особенности народной сказки 18
2.2. Психотерапевтические художественные средства народных сказок 22
Приложение 1 27
Таблица :эмоции, вызываемые сказками славянских народов 27
Приложение 2 30
Словарь терминов 30
Алфавитно-предметный указатель 37
Указатель авторов и заглавий 42

Работа содержит 1 файл

Курсовая третий курс.doc

— 284.00 Кб (Скачать)

Министерство  культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования 

«Тюменская  государственная академия культуры, искусств и социальных технологий» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Клименко  Ольга Владимировна 

Народные  сказки, как средство воспитания ребенка-читателя: инновационный подход 

Библиографический указатель 

Курсовая  работа 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тюмень

2011 
 
 

Министерство  культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования 

«Тюменская  государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»

Институт  интеллектуальных ресурсов и информационных технологий

Кафедра библиотечно-информационной деятельности 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Народные  сказки, как средство воспитания ребенка-читателя: инновационный подход 

Библиографический указатель 

Курсовая  работа 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Исполнитель: Клименко О. В.

студентка 3 курса ДО

 Научный  руководитель:

Фоменко Елена Винальевна.

Зав. кафедрой:

Носырева  Марина Владимировна

Дата  допуска к защите: 
 
 

Тюмень 

2011

Оглавление 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

От  составителя.

     Данная  курсовая работа представляет собой рекомендательный библиографический указатель, имеющий цель максимально облегчить поиск документов по теме:

     Актуальность  темы: библиотеки уже давно интересуются проблемой, воспитания ребенка-читателя, но использование народных сказок для решения этой проблемы началось недавно. Также не так давно берет свое начало применение психолингвистики в библиотеках. Хотя влияние текстов на психику человека, в особенности детей изучается достаточно давно.

     Практическая  разработанность: Изучением темы занимались такие специалисты как: Л. С. Выгодский, М. В. Ермолаева, В. П. Белянин и В. Я Пропп.

     Данная тема, на мой взгляд,  не достаточно широко освещена в периодической печати для библиотекарей. Более широкое раскрытие этой темы можно найти в профессиональных изданиях для педагогов и воспитателей.

     Читательское  назначение: предлагаемый указатель может быть использован при работе детских библиотек, воспитателей детских садов, также рекомендован для студентов библиотечно-информационной деятельности, студентов обучающихся по специальности педагогика и специалистам интересующимся данной темой.

     Цель  работы: отразить в библиографическом указателе литературу по теме: «Народные сказки, как средство воспитания ребенка-читателя: инновационный подход», для чего было необходимо выполнить следующие задачи:

    1. изучение документов по данной теме;
    2. отобрать документы, и составить на них рекомендательные аннотации;
    3. освоить методику составления библиографического указателя.

     Источники выявления документов: выявление и отбор документов осуществлялся на базе Центральной городской библиотеке, филиала № 6 Центральной городской библиотечной системы, Тюменской областной научной детской библиотеке, а также ресурсах интернет. При работе с фондами библиотек, для выявления источников использовались: систематический каталог, электронный каталог. Отбор документов окончен 10 декабря 2011 года.

     Критерии  отбора: для написания курсовой работы использовались документы, написанные на русском языке, изданные на территории России, а также документы размещенные в сети интернет.

     Структура  библиографической  записи:

    • заголовок;
    • библиографическое описание, составленное по ГОСТу 7.1 – 2003, на документ;
    • рекомендательная аннотация на документ.

     Объем работы: 46 библиографических записей.

     Характеристика структуры указателя: библиографический указатель состоит из двух разделов. В первом разделе рассматривается психологическое влияние текста на детей, во втором разделе раскрывается психолингвистические особенности народных сказок.

     При составлении данного библиографического указателя использовался тематический способ группировки БЗ по разделам и параграфам, а в нутрии параграфов рекомендательный способ группировки БЗ. 

     Характеристика  вспомогательно-справочного  аппарата :

    • статья от составителя;
    • оглавление;
    • приложения;
    • алфавитно-предметного указатель;
    • указатель авторов и заглавий.

Введение

     Классики  психологии неоднократно обращались к  анализу сказок. Еще К.Г. Юнг заметил, что персонажи сказок выражают различные архетипы и поэтому влияют на развитие и поведение личности. Другой классик, Э. Берн, указал на то, что конкретная сказка может стать жизненным сценарием человека.

     Исследования  Выгодского Л.С., Запорожца А.В., Карпинской Н.С. показали, что сказка жизненно необходима ребенку, и она является для него средством познания окружающего мира и самого себя. По мнению ученых, слушание сказки является одним из главных факторов, определяющих языковое и речевое развитие ребенка. Сказка обладает также сильным эмоциональным воздействием на ребенка и создает положительную мотивацию, стимулирующую развитие творчества и воображения.

     Представляется, что именно сложность лингвистических, лингвопсихологичесих и методических проблем, связанных с применением сказочных историй и сказок, определила не разработанность вопросов практического использования сказки в воспитании ребенка-читателя.

     Новизна темы состоит в теоретическом обосновании целесообразности использования сказки в развитии ребенка. Помимо выше отмеченного, использование образных решений, сказка является одним из перспективных приемов в развитии творческого мышления ребенка. Упражнения, со сказочными элементами вовлекая его в некую игру, которая способствует развитию воображения и творческих способностей ребенка. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический указатель

I. Психологическое влияние текста на детей

1.1. Сказка как средство психотерапии

 

    1. Волков, Геннадий Никандрович.  Этнопедагогика [Текст] : учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г. Н. Волков. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Академия, 1999. - 168 с. - (Высшее образование).  

       В книге представлена национально-региональная и этническая культура воспитания. В ней освещаются этнопедагогическая система как национальный и общечеловеческий феномен, педагогическая эволюция, факторы, средства, методы и приемы народного воспитания.

    2. Фоменко, Юрий Викторович. Мифы лингвистики [Электронный ресурс] : монография / Ю. В. Фоменко. – Новосибирск: НГПУ, 2010. – 176 с.

      Настоящее издание содержит критический анализ множества мифов современной  лингвистики. В книге рассматриваются понятия языка и речи, языкового знака, содержания слова, значения, понятия и концепта, полисемии, типов значений, «фонетического» значения, грамматической формы, вида и залога, гипотезы «саморазвития» языка и другое. Для подтверждения защищаемых точек зрения привлекаются все возможные аргументы (и контраргументы). 
      Адресуется лингвистам, вузовским преподавателям и аспирантам, а также студентам и учителям.

    3. Нартова-Бочавер, Софья Кимовна. Народная сказка как средство стихийной психотерапии [Текст] : учеб.-метод. Пособие / С. К. Нартова-Бочавер // Хрестоматия. Сказки народов мира. – Москва: Институт практической психологии, 1996. – С. 3-14.

      Рассмотрены психологические признаки различной  сказки , их взаимодействие и развитие. Хорошо структурированное и оснащенное дидактическим материалом пособие подготавливает студентов к изучению цикла практических и прикладных дисциплин: психодиагностики, консультирования, психотерапии. Для студентов психолого-педагогических специальностей и всех интересующихся особенностями внутреннего мира человека.

    4. Фон Франц, Мария-Луиза.  Психология сказки. Толкование волшебных сказок. Психологический смысл мотива искупления в волшебной сказке [Текст] / М. Л. Фон Франц. – Санкт- Петербург: Речь, 1998 – 350 с.

    Волшебные сказки являются непосредственным отображением психических процессов коллективного бессознательного, поэтому по своей ценности для научного исследования они превосходят любой другой материал. В сказках архетипы предстают в наиболее простой, чистой и краткой форме, благодаря этому архетипические образы дают нам ключ для осмысления процессов, происходящих в коллективной психике.

    В мифах, легендах или другом более развернутом  мифологическом материале мы приходим к пониманию базисных структурных  образований (паттернов) человеческой психики, постигая их сквозь культурные наслоения. Таких специфических культурных наслоений в волшебных сказках значительно меньше, и поэтому они с большей ясностью отражают базисные паттерны психики. Для библиотекарей, воспитателей и специалистов изучающих психологию сказок.

    5. Яничев, Павел Иванавич. Психологические функции волшебной сказки [Текст] / П. И. Яничев // Журнал практического психолога. – 1999. – № 10-11. – С. 27-37.

    Сказка, с колыбели сопровождающая все человечество в  целом и каждого его отдельного представителя, представляет собой удивительное явление человеческой культуры, многогранность которого порождает интерес специалистов самых разных областей научного знания. К изучению сказки обращаются философы, раскрывающие ее смыслы как формы духовного опыта человечества, филологи, прежде всего фольклористы, размышляющие о "сказочном наряде памятливой души народа", этнографы и историки, привлекаемые тем, что подобно археологическому культурному срезу, сказка многослойна, в ее композиции, образах, деталях, языке можно обнаружить исторические свидетельства и элементы различных эпох, находящихся в едином временном сказочном пространстве. Статья будет интересна филологам, лингвистам а также представители многих других дисциплин.

  1. Доценко, Евгений Леонидович. Семантические пространство сказки [Текст] / Е. Л. Доценко // Журнал практического психолога. – 1999. – № 10 – 11. – С. 72-87.

    Семантическое пространство сказки для ребенка  выступает необходимым условием и средством обмена личностными  смыслами партнеров по общению. Особенность его состоит в том, что каждый из партнеров волен внести свой смысловой вклад в это совместное пространство. И каждый партнер волен взять из него то, что соответствует его интенциям, потребностям или намерениям.

    Для психологов, воспитателей и людей работающих с детьми..

  1. Вачков, Игорь Викторович. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку [Текст] : монография / И. В. Вачков. – Москва; Ось-89, 2007. – 144с.

      Интерес психологов к сказке существует давно. Однако только в последние годы возникла сказкотерапия как самостоятельное направление практической психологии и сразу же приобрела огромную популярность.  
      В первой части книги рассматриваются теоретические вопросы развития самосознания учеников и учителя и раскрываются причины, по которым именно психологические сказки могут служить эффективным средством развития самосознания субъектов образовательной среды.  
      Вторая часть посвящена практическим аспектам использования психосказок в деятельности школьного психолога. Приведены конкретные «сказочные психотехнологии», а так же психологические сказки разных авторов, служащие иллюстрациями к основному тексту книги.  
      Книга предназначена для учителей, психологов, студентов педагогических вузов, аспирантов.

Информация о работе Народные сказки, как средство воспитания ребенка-читателя: инновационный подход