Народные сказки, как средство воспитания ребенка-читателя: инновационный подход

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа представляет собой рекомендательный библиографический указатель, имеющий цель максимально облегчить поиск документов по теме:
Актуальность темы: библиотеки уже давно интересуются проблемой, воспитания ребенка-читателя, но использование народных сказок для решения этой проблемы началось недавно. Также не так давно берет свое начало применение психолингвистики в библиотеках. Хотя влияние текстов на психику человека, в особенности детей изучается достаточно давно.

Содержание

От составителя. 4
Введение 6
Библиографический указатель 7
I. Психологическое влияние текста на детей 7
1.1. Сказка как средство психотерапии 7
1.2. Возрастная психология детей, феномен развития 10
1.3.Психологические функции сказки 14
II. Психолингвистические особенности народных сказок 18
2.1. Жанрово-психологические особенности народной сказки 18
2.2. Психотерапевтические художественные средства народных сказок 22
Приложение 1 27
Таблица :эмоции, вызываемые сказками славянских народов 27
Приложение 2 30
Словарь терминов 30
Алфавитно-предметный указатель 37
Указатель авторов и заглавий 42

Работа содержит 1 файл

Курсовая третий курс.doc

— 284.00 Кб (Скачать)
  1. Соколов, Дмитрий Юрьевич. Сказки и сказкотерапия [Текст] / Д. Ю. Соколов. - Москва : ЭКСМО-Пресс, 2001. - 304 с. : ил. - (Как стать психологом).

    Дмитрий Юрьевич  приводит пример того, что мы так  же как наши родители, сами того не подозревая, начиняют детей своими генами и таким образом программируют построение их тел, позже начиняют тех же детей сказками, передавая таким образом - опять-таки, совершенно не намеренно - способы поведения, ценности, убеждения и в конечном итоге жизненные сценарии.

    Книга  рекомендована для психологов, воспитателей, педагогов, родителей и всех тех, кто работает с детьми.

1.2. Возрастная психология детей, феномен развития

 

    9. Вачков, Игорь Викторович.  Психология для малышей, или Сказка о самой «душевной» науке [Текст] : пособие / И. В. Вачков. – Москва, 1996. – 215 с.

    Автор предлагает познакомить детей в возрасте 5-6 лет с интересной наукой психологией. А смогут ли дошкольники уяснить смысл психологических категорий? Положительный ответ на этот вопрос объясняется тем, что наша наука оперирует понятиями, значение которых на бытовом уровне уже осознается дошкольником: личность, общение, поведение, способности, характер, мышление, память и другие. Разумеется, глубокое научное понимание детям недоступно, да и вряд ли является необходимым. 
    Книга предназначена для совместного чтения родителей с детьми, что предполагает постоянное обсуждение прочитанного, анализ, эмоциональную оценку полученной информации

    10. Обухова, Людмила Филипповна. Детская (возростная) психология [электронный ресурс] : учебник / Л. Ф. Обухова. – Москва: Российское педагогическое агенство, 1996. – 374 с.

      Данное издание  представляет собой первую попытку  в современной отечественной  психологической науке создания учебника по детской психологии. Содержание и структура учебника включают существующие зарубежные и отечественные теории, многообразный фактический материал и проблемы, решаемые наукой и практикой в области возрастной психологии.

      Учебник предназначен для студентов психологических  факультетов университетов, педагогических вузов и колледжей, а также всех тех, кто интересуется вопросами психического развития детей.

    11. Крайг, Грэйс. Психология развития [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Г. Крайг, Д. Бокум.  — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

      Данное издание  представляет собой одно из наиболее полных современных учебных пособий  по психологии развития. Его несомненное  достоинство заключается в целостном подходе к описанию и анализу процесса развития человека. Авторы рассматривают развитие как взаимовлияние многих факторов: биологических, социокультурных, собственно психологических. На каждой из стадий описываются особенности физического, когнитивного, эмоционального, психосоциального развития ребенка. Чрезвычайно полезным является освещение развития как процесса, характеризующегося высокой индивидуальной вариативностью. 
      Издание может быть полезно не только студентам, обучающимся психологии, но и практикующим психологам, и научным сотрудникам.

    12. Граник, Генриетта Григорьевна. «Когда книга учит» [Текст] : метод. пособие / Г. Г. Граник, С. М.  Бондаренко, Л. А. Концева. – 2-е изд. доп. – Москва: Педагогика, 1991. – 256 с.

    Цель книги - помочь учителю научить школьников самостоятельно приобретать знания через активное чтение. Основное внимание авторы уделяют обучению навыкам работы с учебной книгой как главным источником знаний. Дается система заданий разного уровня сложности, формирующая умение глубоко понимать текст, развивающая аналитические способности ребенка. Рекомендуется для воспитателей детских садов, родителей, а также всех тех кто работает с детьми.

  1. Никольская, Ирина Михайловна. Развитие мышления у детей младшего школьного возраста [Текст] / И. М. Никольская, Р. М. Грановская // Психологическая защита у детей / И. М. Никольская, Р. М. Грановская. – Санкт-Петербург: Речь, 2001. – С. 156-186.   

      Настоящая работа является первой отечественной  монографией по проблеме изучения психологической  защиты у детей. На материалах экспериментально-психологического исследования младших школьников в ней проанализирована специфика и раскрыто содержание основных копинг-стратегий и психологических защитных механизмов у детей. Выявлена связь защитного поведения с половыми, возрастными и типологическими свойствами ребенка. Рассмотрена авторская технология изучения системы психологической защиты, основанная на анализе детских рисунков и рассказов. Показано терапевтическое и профилактическое значение этой технологии, представлены комплексные примеры ее использования, которые могут быть полезны не только специалистам, но и всем заинтересованным родителям. Адресована психологам, психотерапевтам, врачам, педагогам, социальным работникам, а также всем читателям, которых интересуют проблемы развития, воспитания, обучения и сохранения психического здоровья детей.

  1. Мухина, Валерий Сергеевич. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] : учебник / В. С. Мухина. – Москва: Академия, 1998. – 456 с.

    В учебнике раскрываются вопросы феноменологии общего развития и онтогенеза с рождения до юношеского возраста. Автор показывает, что развитие ребенка происходит через его деятельность. Индивидуальное развитие человека рассматривается в двух ипостасях: как социальной единицы и как уникальной личности. В книге представлена авторская концепция механизмов, определяющих развитие личности и ее социальное бытие. Учебник адресован студентам психолого-педагогических факультетов педагогических университетов, психологам, а также всем, кого интересуют, проблемы возрастной психологии.

  1. Субботина, Лариса Юрьевна.  Развитие воображения детей [Текст] : популярное пособие для родителей и педагогов / Л. Ю. Субботина. - Ярославль : Академия развития, 1996. - 235 с. : ил. - (Вместе учимся, играем).

       Книга  посвящена проблемам развития  воображения у детей младшего и подросткового возраста. Она содержит методики, разнообразные игры, тесты диагностирования процесса воображения в детском возрасте и способы развития его.

  1. Кротов, Виктор Гаврилович.  Массаж мысли [Текст] : притчи, сказки, сны, парадоксы, афоризмы / В. Г. Кротов. – Москва, 1997. – 176 с.

    В этой книге  собраны произведения разных жанров, которые объединяет лаконичность и  парадоксальность. Автор различными путями - от иносказания до прямого  определения - пытается пробиться вместе с читателем к важнейшим представлениям человеческой жизни. На это работают и метафорические сны, и притчи-эссе, и притчи-сказки. Этому посвящены афоризмы из "Словаря парадоксальных определений".

    Книга будет  интересна ищущей молодёжи, философам  и психологам, учителям и воспитателям, всем, кого волнует глубинное осмысление проблем внутренней жизни человека, психологии.

1.3.Психологические функции сказки

 
 

    17. Сахарный, Леонид Волькович.  Из истории психолингвистики [Электронный документ] : курс лекций / Л. В. Сахарный

      Курс лекций представляет собой первое отечественное пособие по введению в психологию для студентов-лингвистов и других гуманитарных специальностей. Цель курса - изучение структуры психологии как науки, основных ее понятий. Книга формирует базу психологической грамотности современного специалиста. 
      Для студентов гуманитарных вузов.

    18. Гонеев, Александр Дмитриевич. Основы коррекционной педагогики [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева ; под ред. В. А. Сластенина ; Международная Акад. педагогического образования. – 3-е изд. – Москва: Академия, 2004. –  271, [1] с. – (Высшее профессиональное образование).

      В пособии  охарактеризованы сущность, основные направления и содержание коррекционно-педагогической деятельности, раскрыты специальные  и общепедагогические методы и приемы воздействия на детей, обучающихся как в обычных классах, так и в классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения и имеющих негрубые формы дефекта в психическом и физическом развитии, отклонения в поведении.

    19. Добробабенко, Елена Владимировна  Как воспитывать ребенка от 0 до 16 лет [Текст] : практ. подсказки на каждый день / Е. В. Добробабенко. - Москва: АСТ : Олимп, 2007. - 347, [1] с. 

    Новая книга  психолога-консультанта, семейного  психотерапевта, преподавателя МГУ  Елены Добробабенко представляет собой  энциклопедию воспитания, развития ребенка, обеспечения психологического комфорта, эффективного и спокойного общения в семье. В ней собраны ответы на вопросы, которые чаще всего волнуют женщин и мужчин, ожидающих, растящих и воспитывающих детей. В этой книге вы найдёте практические рекомендации, полезные советы и "маленькие хитрости" для родителей детей любого возраста, а также игры для групповой и индивидуальной работы с детьми.

  1. Белянин, Валерий Павлович. Психологическое литературоведение. Текст как отражение внутренних миров автора и читателя [Текст] : монография / В. П. Белянин. – Москва: Генезис, 2006. – 320 с.                       

    В книге представлена новая типология художественных текстов, основанная на выявлении эмоционально-смысловой  доминанты авторов. В основе каждого типа текста лежит мироощущение автора, определяемое его акцентуацией.  
    «Проективный литературный тест», созданный на основе предложенной типологии, в свою очередь, позволяет судить о реальных текстовых предпочтениях читателей и об их личностных особенностях. Отдельная глава посвящена практическому применению новой типологии. Идентификация типологических черт личности по тексту, при дистанционном анализе личности по речи и тому подобному. 
    Книга адресована специалистам в области психолингвистики, психологии, филологии, а также широкому кругу читателей.   

    21. Ермолаева, Марина Валеривна. Восприятие и переживание сказки – путь от смысла житейского к смыслу жизненному [Текст] / М. В. Ермолаева // Мир психологии. – 1998. - № 3. – С. 54-60.

    В статье подробно отражена сущность субъектного подхода  к сказке, его значение для построения целостной картины развития на протяжении всего жизненного пути человека. При  этом основные положения психологии развития и акмеологии представлены в единстве и взаимосвязи для выявления механизмов и узловых моментов развития человека на протяжении наиболее длительного периода онтогенеза.

    22. Калугин, Виктор Ильич. Реальность сказочной выдумки [Текст] / В. И. Калугин // Детская литература. – 1980. – №10. – С. 14-20.

    Восприятие  жизненных событий в формате  сказки - для людей естественно  и типично. В этом смысле можно  сказать, что все люди практически  все время своей жизни живут  в сказках.

    Описание событий  в формате реальности - более трудный  и менее распространенный навык, требующий специальной подготовки.

    Если сказка красивее и богаче, чем реальность, то естественнее и правильнее жить в сказке. Что, собственно, и происходит.

    Если же конкретная сказка негативна, травмирует, создает  больные точки в душе, то обычно более предпочтительно в восприятии событий перейти к формату реальности. Для широкой читательской аудитории.

    23. Сапогова, Елена Евгеньевна. Морфология и психолингвистика сказки в контексте моделирующих процессов воображения [Электронный ресурс] / Е. Е. Сапогова // Журнал практического психолога. – 1999. - № 10-11. – С 5-26.

      По мнению автора сказочно-фольклорный мир, выполняет  своеобразные "посреднические" функции  между культурно развивающимся  детским сознанием и реальностью. Во-первых, он "вещный", экстравертный; в нем человек преимущественно действует, проявляет свои чувства и мысли вовне. Кроме того, в характеристиках сказочных персонажей находит отражение высокая степень слиянности индивида с окружающим миром, переживание глубинной зависимости от сил природы как выражение анимистического мышления и антропоморфных метафор. Моделирующие возможности воображения на основе сказок, состоит в умении "схватывать" целое раньше частей, в умении на основе отдельного намека, элемента, тенденции строить целостные образы. С помощью воображения все может быть связано со всем, и мир предстает для субъекта организованным и упорядоченным по специфически человеческим законам, в соответствии с его индивидуальным видением. Данный матерьял будет полезен студентам обучающимся по специальности «педагогика, психология», а также широкому кругу читателей интересующихся развитием детского сознания и воображения.

Информация о работе Народные сказки, как средство воспитания ребенка-читателя: инновационный подход