Межличностные отношения дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 14:33, реферат

Описание работы

Цель: рассмотреть теоретические основы формирования межличностных отношений дошкольников.

Задачи:

Рассмотреть межличностные отношения дошкольников как
психологическую основу общения;
Рассмотреть возрастные особенности межличностных отношений
дошкольников;
Рассмотреть особенности конфликтных межличностных отношений
дошкольников;

Содержание

Введение 3

Глава 1 Межличностные отношения как психологическая основа
общения 5

1.1 Понятие общения 5

1.2 Возрастные особенности формирования межличностных

отношений 8

Глава 2 Проблемные формы межличностных отношений

дошкольников 12

Межличностные отношения агрессивных детей 12
Межличностные отношения обидчивых детей 18
Межличностные отношения застенчивых детей 22
Межличностные отношения демонстративных детей 27
Заключение 30

Список литературы 32

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

 
-23-

 

обнаруживается  в ситуациях первой встречи взрослого  с ребенком, а также в начале любой совместной деятельности.

     Следует подчеркнуть особую, характерную  для застенчивых детей потребность оградить внутреннее пространство своей личности от постороннего вмешательства. Эта потребность действует одновременно с доброжелательным отношением ребенка к взрослому, желанием общаться с ним. Данная особенность наиболее ярко проявляется у 5—6-летних застенчивых детей в личностном общении. Ребенок с интересом слушает взрослого, внимательно и сочувственно смотрит ему в глаза, но упорно молчит и отводит взгляд, как только его просят рассказать что-либо о себе.

     Итак, основные затруднения в общении  застенчивого ребенка с другими людьми, по-видимому, связаны со сферой его собственного отношения к себе и восприятия отношения других.

     При анализе собственного отношения  застенчивых детей к успеху или  неудаче в деятельности В.Е.Когана выделил интересные различия. Если в 3 года в репертуаре их поведения преобладают вербальные способы признания неудачи («Не получается», «Не умею»), то к 6 годам вербальная констатация своей неудачи постепенно сменяется молчаливым признанием своего поражения — ребенок, не ожидая оценки взрослого, всем своим обликом выносит себе приговор, его действия становятся замедленными и нерешительными, обращения к взрослому резко сокращаются, а некоторые дети вообще замыкаются в себе. Таким образом, с возрастом застенчивому ребенку становится все труднее дать отрицательную оценку своим конкретным действиям. Незастенчивые дети относятся к неудаче прямо противоположно. С возрастом у них увеличивается число прямых сообщений взрослому о своих трудностях («Не получилось», «Ой, все неправильно, сейчас сделаю по-другому»), возрастает настойчивость в вовлечении его в совместную деятельность.

         Отношение к оценке у застенчивых детей  имеет свою возрастную специфику. В то время как маленькие дети остро и аффективно реагируют на

 
-24-

 

отрицательную оценку, а в ответ на положительную  выражают удовольствие, с возрастом формируется парадоксальное отношение к похвале взрослого: его одобрение начинает вызывать амбивалентное чувство радости и смущения. Начиная с пятого года жизни отношение ребенка к успеху становится все более амбивалентным. Ребенок знает, что он сделал правильно, но радость от успеха смешивается у него со смущением и внутренним дискомфортом.

      Обобщая описанный портрет застенчивого ребенка можно отметить следующее.

      Застенчивый ребенок — это такой ребенок, который, с одной стороны доброжелательно  относится к другим людям, стремится к общению с ними, а с другой — не решается проявлять себя и свои коммуникативные потребности, что приводит к нарушению согласованности во взаимодействии. Причина таких нарушений кроется в особом характере отношения застенчивого ребенка к самому себе. С одной стороны, ребенок имеет высокую общую самооценку, считает себя самым лучшим, а с другой — сомневается в положительном отношении к себе других людей, особенно незнакомых. Поэтому в общении с ними застенчивость проявляется ярче всего. Неуверенность застенчивого ребенка в своей ценности для других людей блокирует складывающуюся у него потребностно-мотивационную сферу, не позволяет ему в полной мере удовлетворять имеющиеся потребности в совместной деятельности и в полноценном общении.

     Отношение к себе у застенчивых детей характеризуется высокой степенью фиксированности на своей личности в любых видах взаимодействия и на оценке себя. Все, что он делает, постоянно оценивается глазами других, которые, с его точки зрения, подвергают сомнению ценность его личности. Повышенная тревога о своем Я часто заслоняет содержание совместной деятельности и общения. Мотивы признания и уважения всегда выступают для него в качестве главных, заслоняя и познавательные и деловые, что препятствует реализации своих способностей и адекватному

 
-25-

 

общению с другими. В общении с близкими людьми, где характер отношения взрослых ясен для ребенка, его тревога уходит в тень, а в общении с посторонними она опять выступает на первый план, провоцируя защитные формы поведения, которые проявляются в «уходе в себя», а иногда в принятии «маски равнодушия». Мучительное переживание своей уязвимости сковывает ребенка, не дает ему возможности проявить подчас весьма хорошие способности, выразить свои переживания. Но в ситуациях, когда ребенок перестает ждать оценки окружающих, он становится таким же открытым и общительным, как и его незастенчивые ровесники.[4]

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
-26-

 

2.4 Межличностные отношения  демонстративных  детей

     Межличностные отношения на протяжении дошкольного  возраста претерпевают существенные и закономерные изменения. Так, в середине дошкольного возраста (4—5 лет) появляется и начинает доминировать потребность в признании и уважении сверстника. В детском общении в этом возрасте появляется конкурентное, соревновательное начало. Сверстник становится предметом постоянного сравнения с собой. Через сравнение своих конкретных качеств, навыков и умений ребенок может оценить и утвердить себя как обладателя определенных достоинств. Демонстрация своих преимуществ становится формой самоутверждения.

     Демонстративных детей выделяет стремление привлечь к себе внимание любыми возможными способами. Такие дети, как правило, достаточно активны в общении. Однако в большинстве случаев дети, обращаясь к партнеру, не испытывают к нему реального интереса. Преимущественно они говорят о себе, показывают свои игрушки, используют ситуацию взаимодействия как средство привлечения внимания взрослых или сверстников. Отношения для таких детей являются не целью, а средством самоутверждения и привлечения внимания. [5]

     Демонстративные дети очень ориентированы на оценку окружающих, особенно взрослых. Как правило, такие дети стремятся во что бы то ни стало получить положительную оценку себя и своих поступков. Однако в случаях, когда отношения с воспитателем или группой не складываются, демонстративные дети применяют негативную тактику поведения: проявляют агрессию, жалуются, провоцируют скандалы и ссоры. Нередко самоутверждение достигается путем снижения ценности или обесценивания другого. Для демонстративных детей характерна также высокая нормативность поведения: дети часто объясняют мотивировку поступка тем, что так надо. Используя социально-одобряемые формы поведения, дети ожидают положительную оценку своих действий, однако их правильные моральные поступки ситуативны и неустойчивы. Если демонстративные дети

-27-

 

и делятся  со сверстником, то они комментируют свой поступок и обращаются к взрослому за поддержкой. [4]

     Степень эмоциональной вовлеченности ребенка  в действия сверстника достаточно высока. Демонстративные дети ярко проявляют интерес к действиям сверстника: делают замечания и комментируют, однако их вовлеченность носит явно оценочный характер.

     Итак, можно заметить, что представления  о собственных качествах и  способностях демонстративных детей нуждаются в постоянном подкреплении через сравнение с чьими-то другими. У этих детей ярко выражена потребность в другом ребенке, при сравнении с которым можно оценить и утвердить себя. Это проявляется в характере высказываний: их яркой конкурентности и сильной ориентации на оценку окружающих.

     Одним из способов самоутверждения является соблюдение моральной нормы, которое направлено на получение поощрения взрослых или на ощущение собственного морального превосходства. Поэтому такие дети иногда совершают хорошие, благородные поступки. Однако соблюдение моральных норм носит явно формальный и демонстративный характер; оно нацелено на получение положительной оценки и на утверждение себя в глазах других. Собственная «доброта» или «справедливость» подчеркиваются как личные преимущества и противопоставляются другим, «плохим» детям.[5]

     В отличие от других проблемных форм межличностных отношений (таких, как агрессивность или застенчивость), демонстративность не считается отрицательным и проблемным качеством. Более того, в настоящее время некоторые особенности, присущие демонстративным детям, напротив, являются социально-одобряемыми: настойчивость, здоровый эгоизм, способность добиться своего, стремление к признанию, честолюбие считаются залогом успешной жизненной позиции. Однако при этом не учитывается, что противопоставление себя другому, болезненная потребность в признании и самоутверждении являются зыбким фундаментом

 
-28-

 

психологического  комфорта и мотивации тех или  иных поступков.

     Ненасыщаемая  потребность в похвале, в превосходстве  над другими становится главным мотивом всех действий и поступков. Такой человек постоянно боится оказаться хуже других, что порождает тревожность, неуверенность в себе, которая компенсируется хвастовством и подчеркиванием своих преимуществ. Гораздо более прочной оказывается позиция, основанная на принятии себя и отсутствии конкурентного отношения к окружающим. Именно поэтому важно вовремя выявить проявления демонстративности и помочь ребенку в ее преодолении. [4]

     Педагог, владеющий знаниями об особенностях развития межличностных отношений, может вовремя заметить различные проявления и свести их к минимуму входе педагогической деятельности по воспитанию дошкольников.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
-29-

 

              Заключение

     И в заключение хотим сказать, что  межличностные отношения дошкольников можно рассматривать как внутреннюю психологическую основу общения и взаимодействия, т. к. отношение может проявляться и в отсутствии коммуникативных актов; его можно испытывать и к отсутствующему или даже вымышленному, идеальному персонажу; оно может существовать и на уровне сознания или внутренней душевной жизни (в форме переживаний, представлений, образов и пр.). Если общение , осуществляется в тех или иных формах взаимодействия с помощью некоторых внешних средств, то отношение — это аспект внутренней, душевной жизни, это характеристика сознания, которая не предполагает фиксированных средств выражения.

     В дошкольном возрасте (от 3 до 6—7 лет) межличностные  отношения детей проходят достаточно сложный путь возрастного развития, в котором можно выделить три основных этапа:

  1. Для   младших   дошкольников   наиболее   характерным   является 
    индифферентно-доброжелательное отношение к другому ребенку.
  2. В 4—5 лет картина взаимодействия детей существенно меняется: 
    дошкольник начинает относиться к самому себе через другого ребенка. В 
    этом   отношении   другой   ребенок   становится   предметом   постоянного 
    сравнения с собой.

      3. Кб  годам  значительно  возрастает  количество  просоциальных 
действий,    а   также   эмоциональная   вовлеченность   в   деятельность   и 
переживания сверстника. Это дает основание говорить, что к концу до 
школьного возраста возникает личностное начало в отношении детей к себе и 
к другому.

     Такова  в общих чертах возрастная логика развития отношения к сверстнику в дошкольном возрасте. Однако она далеко не всегда реализуется в развитии конкретных детей. Широко известно, что существуют значительные    индивидуальные    различия    в    отношении    ребенка    к

-30-

 

Информация о работе Межличностные отношения дошкольников