Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 14:33, реферат
Цель: рассмотреть теоретические основы формирования межличностных отношений дошкольников.
Задачи:
Рассмотреть межличностные отношения дошкольников как
психологическую основу общения;
Рассмотреть возрастные особенности межличностных отношений
дошкольников;
Рассмотреть особенности конфликтных межличностных отношений
дошкольников;
Введение 3
Глава 1 Межличностные отношения как психологическая основа
общения 5
1.1 Понятие общения 5
1.2 Возрастные особенности формирования межличностных
отношений 8
Глава 2 Проблемные формы межличностных отношений
дошкольников 12
Межличностные отношения агрессивных детей 12
Межличностные отношения обидчивых детей 18
Межличностные отношения застенчивых детей 22
Межличностные отношения демонстративных детей 27
Заключение 30
Список литературы 32
-9-
пристально и ревниво и наблюдают за действиями сверстников и оценивают их. Реакции детей на оценку взрослого также становятся более острыми и эмоциональными. Успехи сверстников могут вызвать огорчение детей, а их неудачи вызывают нескрываемую радость. В этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, возникают такие явления, как зависть, ревность, обида на сверстника. Все это позволяет говорить о глубокой качественной перестройке отношения ребенка к сверстнику, суть которой заключается в том, что дошкольник начинает относиться к самому себе через другого ребенка. В этом отношении другой ребенок становится предметом постоянного сравнения с собой. Это сравнение направлено не на обнаружение общности (как у трехлеток), а на противопоставление себя и другого, что отражает прежде всего изменения в самосознании ребенка. Его Я «опредмечивается», в нем уже выделены отдельные умения, навыки и качества. Но выделяться и осознаваться они могут не сами по себе, а в сравнении с чьими-то другими, носителем которых может выступать равное, но другое существо, т. е. сверстник. Только через сравнение со сверстником можно оценить и утвердить себя как обладателя определенных достоинств, которые важны не сами по себе, а в глазах другого. Этим другим опять же для 4—5-летнего ребенка становится сверстник. Все это порождает многочисленные конфликты детей и такие явления, как хвастовство, демонстративность, конкурентность и пр. Однако эти явления можно рассматривать как возрастные особенности пятилеток. К старшему дошкольному возрасту отношение к сверстнику снова существенно меняется.
3. К
6 годам значительно возрастает
количество просоциальных
-ю-
правильный ход. Если 4—5-летние дети охотно вслед за взрослым осуждают действия сверстника, то 6-летние, напротив, могут объединяться с товарищем в своем противостоянии взрослому. Все это может свидетельствовать о том, что просоциальные действия старших дошкольников направлены не на положительную оценку взрослого и не на соблюдение моральных норм, а непосредственно на другого ребенка. К 6 годам у многих детей возникает непосредственное и бес корыстное желание помочь сверстнику, подарить или уступит ему. Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетием возрасте. Многие дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесника безоценочная эмоциональная вовлеченность в его действия может свидетельствовать о том, что ровесник становится для ребенка не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, не только предпочитаемым партнером по общению и совместной деятельности, но и самоценной личностью, важной и интересной, независимо от своих достижений и своих предметов. Это дает основание говорить, что к концу дошкольного возраста возникает личностное начало в отношении детей к себе и к другому. [4]
Такова в общих чертах возрастная логика развития отношения к сверстнику в дошкольном возрасте. Однако она далеко не всегда реализуется в развитии конкретных детей. Существуют значительные индивидуальные различия в отношении ребенка к сверстникам, которые во многом определяют его самочувствие, положение среди других и в конечном счете особенности становления личности. Наибольшую тревогу вызывают проблемные формы межличностных отношений.
-11-
Глава 2 Проблемные формы межличностных отношений
дошкольников
2.1 Межличностные отношения агрессивных детей
Рассмотрим наиболее типичные для дошкольников варианты конфликтных отношений ребенка к сверстникам. Среди них, по мнению Смирновой Е.О., Холмогоровой В.М. повышенная агрессивность, обидчивость, застенчивость и демонстративность дошкольников. [5]
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и пр. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место просоциальным формам поведения. Однако у определенной категории детей агрессия не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.
Агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу. [4]
Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы. Исследования Смирновой показывают что все эти формы агрессивности существуют уже в группе детского сада. Остановимся на краткой характеристике разных видов агрессии в дошкольном возрасте.
Вербальная агрессия:
1 Косвенная
вербальная агрессия
-12-
дошкольном возрасте это могут быть:
2 Прямая
вербальная агрессия
1 Косвенная физическая
агрессия направлена на принесение какого-либо
материального ущерба
другому через непосредственные
физические
действия. В дошкольном возрасте это могут
быть:
2 Прямая физическая
агрессия представляет собой
непосредственное
нападение на другого и нанесение ему
физической боли и унижения. Она
может принимать символическую и реальную
форму:
прямая и косвенная вербальная агрессия — от жалоб и агрессивных фантазий до прямых оскорблений. У некоторых детей встречаются случаи физической , агрессии — как косвенной, так и прямой.
Среди причин, провоцирующих агрессивность детей, выделяются следующие:
-13-
Те или иные формы агрессивного поведения наблюдаются у большинства дошкольников. В то же время некоторые дети проявляют значительно более выраженную склонность к агрессивности, которая проявляется в следующем:
1 высокая частота
агрессивных действий — в течение часа
наблюдений
такие дети демонстрируют
не менее четырех актов,
направленных на
причинение вреда сверстникам, в то время
как у других детей отмечается не
более одного;
В соответствии с этими признаками можно выделить группу дошкольников с повышенной агрессивностью. Обычно их число составляет от 15 до 30 % от общего числа членов группы.
Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень произвольности, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку, нарушения в отношениях со сверстниками. Однако остается неясным, какие именно из этих особенностей в наибольшей мере влияют на агрессивность детей. Главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Другой ребенок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое нужно устранить. Такое отношение нельзя свести к недостатку коммуникативных навыков (заметим, что многие агрессивные дети в ряде случаев демонстрируют вполне адекватные способы общения и при этом проявляют незаурядную изобретательность, придумывая разнообразные формы нанесения ущерба сверстникам). Можно полагать, что
-14-
это отношение отражает особый склад личности, ее направленность, которая порождает специфическое восприятие другого как врага.
Агрессивный ребенок имеет предвзятое мнение о том, что поступками окружающих руководит враждебность, он приписывает другим враждебные намерения и пренебрежение к себе.
Все это говорит о том, что главные проблемы агрессивных детей лежат в сфере отношений со сверстниками. Однако эти проблемы неоднородны в группе агрессивных дошкольников.
Среди агрессивных детей отчетливо выделяются три группы, которые различаются:
1 по внешним поведенческим
проявлениям агрессивности (по частоте
и
степени жестокости агрессивных действий);
2 по своим
психологическим характеристикам
(уровню интеллекта,
произвольности);
Остановимся на описании этих типов.
Первую группу составляют дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечений внимания сверстников. Они, как правило, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи); их поведение направлено на получение эмоционального отклика от других. Такие дети активно стремятся к контактам со сверстниками; получив внимание партнеров, они успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия. У таких детей агрессивность может быть мимолетной, ситуативной и не отличаться особой жестокостью. Их поведение носит непроизвольный, непосредственный и импульсивный характер; их враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников — готовностью сотрудничать с ними. По словам сверстников, такие дети «Все ломают», «Всегда мешают», «Никого не слушают».
-15-
В Исследованиях Смирновой Е.О. отмечается, что эти дети отличаются низким уровнем интеллекта, неразвитой произвольностью, низким уровнем игровой деятельности.
Этот
вариант детской агрессивности
можно назвать импульсивно-демонстративным,
Вторую группу составляют дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. У этих детей агрессивные действия выступают как средство достижения какой-либо конкретной цели — нужного им предмета, или ведущей роли в игре, или выигрыша у своих партнеров. В отличие от предыдущей группы, они не стремятся привлечь к себе внимание сверстников. Как правило, эти дети пользуются популярностью в группе сверстников, а некоторые выходят на положение лидеров. В конфликтных ситуациях они игнорируют переживания и обиды сверстников, ориентируясь исключительно на собственные желания. Исследования Смирновой Е.О. показали, что эти дети отличаются высоким уровнем интеллекта (как общего, так и социального), хорошо развитой произвольностью, хорошими организаторскими способностями, умением организовать игру, высоким социальным статусом в группе сверстников.
Данный
вид агрессивности детей можно
назвать нормативно-