Межличностные отношения дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 14:33, реферат

Описание работы

Цель: рассмотреть теоретические основы формирования межличностных отношений дошкольников.

Задачи:

Рассмотреть межличностные отношения дошкольников как
психологическую основу общения;
Рассмотреть возрастные особенности межличностных отношений
дошкольников;
Рассмотреть особенности конфликтных межличностных отношений
дошкольников;

Содержание

Введение 3

Глава 1 Межличностные отношения как психологическая основа
общения 5

1.1 Понятие общения 5

1.2 Возрастные особенности формирования межличностных

отношений 8

Глава 2 Проблемные формы межличностных отношений

дошкольников 12

Межличностные отношения агрессивных детей 12
Межличностные отношения обидчивых детей 18
Межличностные отношения застенчивых детей 22
Межличностные отношения демонстративных детей 27
Заключение 30

Список литературы 32

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

     В третью группу входят дети, для которых  нанесение вреда другому выступает как самоцель. Их агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели ни для окружающих, ни для них самих. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Дети данного типа используют в основном прямую агрессию, причем более половины всех агрессивных актов составляет прямая физическая агрессия. Их действия отличаются особой жестокостью и хладнокровием. Нормы и правила поведения открыто игнорируются. На упреки и осуждение взрослых они отвечают: «Ну и что!», «И пусть ему больно», «Что хочу, то и делаю».

-16-

 

Отрицательные оценки окружающих не принимаются в расчет. Для таких детей особенно характерна мстительность и злопамятность: они долго помнят любые мелкие обиды и, пока не отомстят обидчику, не могут переключиться на другую деятельность. Самые нейтральные ситуации они рассматривают как угрозу и посягательство на свои права.

     По  результатам исследования Смирновой  Е.О. эти дети имеют средние показатели интеллекта, произвольность в целом соответствует возрастным нормам, низкий социальный статус в группе сверстников, степень развития игры также находится на средних уровнях, содержание их игр часто носит агрессивный характер.

     Этот  вид детской агрессивности можно  назвать целенаправленно-враждебным.

     Итак, выделенные группы детей существенно  различаются как по формам проявления агрессивности в группе сверстников, так и по мотивации агрессивного поведения. В первой группе агрессия носит мимолетный, импульсивный характер, не отличается особой жестокостью и наиболее часто используется для привлечения внимания сверстников; во второй — агрессивные действия используются для достижения конкретной цели (чаще всего — получить желанный предмет) и имеет более жесткие и устойчивые формы; в третьей группе преобладающей мотивацией агрессии является «бескорыстное» причинение вреда сверстникам (агрессия как самоцель) и проявляется в наиболее жестоких формах насилия. [5]

     Таким образом, всех агрессивных детей  объединяет одно общее свойство — невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого.

     Все они проявляют низкий интерес  к сверстнику, неадекватные реакции на успехи другого (злорадство при его неудачах и протест против его достижений) и неспособность бескорыстно поделиться или помочь другому.

 
 
 
-17-

 

2.2 Межличностные отношения  обидчивых детей

     Среди всех проблемных форм межличностных отношений особое место занимает такое тяжелое переживание, как обида на других. Предъявляя неадекватные требования к окружающим, обидчивые люди попадают в порочный круг неэффективного общения. Обидчивость отравляет жизнь и самому человеку, и его близким. Справиться в этой болезненной реакцией непросто. Непрощенные обиды разрушают дружбу, приводят к накоплению как явных, так и скрытых конфликтов в семье и в конечном итоге деформируют личность человека. [4]

     В общих чертах обиду можно понимать как болезненное переживание человеком игнорирования или отвержения со стороны партнеров по общению. Это переживание включено в общение и направлено на другого. Явление обиды возникает уже в дошкольном возрасте. Феномен обиды во всей своей полноте начинает проявляться после 5 лет, что связано с появлением в этом возрасте потребности в признании и уважении — сначала взрослого, а потом и сверстника. Именно в этом возрасте главным предметом обиды начинает выступать сверстник, а не взрослый.

     Обида на другого проявляется в тех случаях, когда ребенок остро переживает ущемленность своего Я, свою непризнанность, незамеченность. К этим ситуациям относятся следующие: игнорирование партнера, недостаточное внимание с его стороны, отказ в чем-то нужном и желанном, неуважительное отношение со стороны других успех и превосходство других, отсутствие похвалы.

     Во  всех этих случаях ребенок чувствует  себя отвергнутым и ущемленным. Однако в одной и той же значимой ситуации межличностного взаимодействия может проявляться гнев и агрессия, а может обида. Для проявления обиды характерна подчеркнутая демонстрация своей «обиженности». Обиженный всем своим поведением показывает обидчику, что он виноват и ему следует просить прощения или как-то исправиться. Он отворачивается, перестает разговаривать, демонстративно показывает свои

-18-

 

«страдания».

     Поведение детей в состоянии обиды имеет  интересную и парадоксальную особенность. С одной стороны, это поведение носит явно демонстративный характер и направлено на привлечение внимания к себе. С другой — дети отказываются от общения с обидчиком: молчат, отворачиваются, уходят в сторону. Отказ от общения используется как средство привлечения внимания к себе, как способ вызывания чувства вины и раскаяния у того, кто обидел. Такая демонстрация своих переживаний и подчеркивание вины обидчика является спецификой данного феномена, которая явно отличает его от агрессивных форм поведения.

     В той или иной мере в определенных ситуациях чувство обиды переживает каждый человек. Однако порог обидчивости у всех различный. В одних и тех же ситуациях одни дети чувствуют себя уязвленными и обиженными, другие не испытывают подобных переживаний.

     Кроме того, обида возникает не только в ситуациях, приведенных выше. Можно наблюдать случаи, когда обида возникает в ситуациях вполне нейтрального характера. Очевидно, что в этих случаях ребенок приписывает другим неуважительное отношение к себе, видит то, чего на самом деле нет.

     Таким образом, нужно различать адекватный и неадекватный повод для проявления обиды. Адекватным можно считать повод, когда реально присутствует сознательное отвержение человеком партнера по общению, его игнорирование или неуважительное отношение. Неадекватным для проявления обиды является повод, когда партнер не демонстрирует неуважения или отвержения другого. В этом случае человек реагирует не на реальное отношение другого, а на свои собственные неоправданные ожидания, на то, что он сам воспринимает и приписывает окружающим.

     У обидчивых детей существует явное  ощущение своей недооцененности, непризнанности их достоинств и собственной отверженности. Естественно, это ощущение не соответствует реальности. Как показывают исследования    Лисиной М.И., такая заниженная оценка

-19-

 

обидчивых детей в глазах сверстников является результатом исключительно проекций их собственных представлений.

     Данный  факт указывает на еще одну парадоксальную особенность обидчивых детей. С одной стороны, они явно ориентированы на положительное отношение к себе со стороны всех окружающих и всем своим поведением требуют от них постоянной демонстрации уважения, одобрения, признания. С другой — по представлениям этих детей, окружающие люди их недооценивают, и поэтому они ожидают от них (главным образом, от сверстников) негативной оценки себя. В некоторых случаях обидчивые дети сами инициируют ситуации, в которых они могли бы почувствовать себя отверженными, непризнанными и, обижаясь на сверстников, получают от этого своеобразное, удовлетворение.[5]

      Попадая в конфликтную ситуацию, а порой  ее инициируя, обидчивые дети не пытаются разрешить ее, а как бы застревают в ней, погружаются в оценивание ее участников. Осуждение одних и оправдание других (главным образом, себя) является для них важным занятием, приносящим особое удовлетворение. Ребенок с удовольствием подчеркивает, как нехорошо с ним поступили окружающие, как они виноваты перед ним. Обвинение других и оправдание себя является для них самостоятельной задачей, более важной и привлекательной, чем разрешение конфликта. [4]

     Итак, характерные особенности личности обидчивых детей свидетельствуют о том, что в основе повышенной обидчивости лежит напряженно-болезненное отношение ребенка к себе и оценке себя. Он как бы сращивается со своим образом, фиксируется на себе и отношении к себе со стороны окружающих. Такая фиксация порождает острую и ненасыщаемую потребность в признании и уважении, в постоянной ее демонстрации. Ему необходимо непрерывное подтверждение собственной ценности, значимости, любимости, В то же время он приписывает окружающим пренебрежение и неуважение к себе, что дает ему мнимые основания для обиды и обвинения других.   Такой   порочный   круг  чрезвычайно  трудно  разорвать.   Ребенок

 
-20-

 

постоянно смотрит на себя глазами других и  оценивает себя этими глазами, находясь как бы в системе зеркал. Эти  «зеркала» позволяют видеть только самого себя, закрывая окружающий мир и других людей. Все это приносит ребенку острые болезненные переживания и препятствует нормальному развитию личности. Поэтому повышенную обидчивость можно рассматривать как одну из конфликтных форм межличностных отношений. [5]

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
-21-

 

2.3 Межличностные отношения  застенчивых детей

      Застенчивость является одной из самых распространенных и самых сложных проблем межличностных отношений. Известно, что застенчивость | порождает ряд существенных трудностей в общении людей и в их отношениях. Среди них такие, как проблема познакомиться с новыми людьми, отрицательные эмоциональные состояния в ходе общения, трудности в выражении своего мнения, излишняя сдержанность, неумелое представление себя, скованность в присутствии других людей и пр.

     Происхождение этой особенности, как и большинства  других внутренних психологических проблем человека, уходит своими корнями в детство. Исследования Лисиной М.И. показали, что застенчивость появляется у многих детей уже в 3—4-летнем возрасте и сохраняется на протяжении всего дошкольного детства.

     Слабее  всего она проявляется в младшем  дошкольном возрасте, резко возрастает на пятом году жизни и сокращается  к 7 годам. При этом на пятом году жизни усиление застенчивости приобретает характер возрастного феномена. Выраженность застенчивости здесь, очевидно, связана со становлением новой потребности в общении ребенка со взрослым. Известно, что именно в этом возрасте складывается потребность ребенка в признании и уважении. У некоторых детей данное качество остается устойчивой чертой личности, которая во многом усложняет и омрачает жизнь человека. Поэтому для педагога очень важно вовремя распознать эту черту и остановить ее чрезмерное развитие. [5]

     Опираясь  на жизненный опыт и на имеющиеся  в литературе данные, можно выделить следующие особенности, отличающие поведение застенчивых детей.

     В их поведении обычно отражается борьба двух противоположных тенденций приближения-удаления, чаще всего проявляющаяся при встрече с незнакомыми людьми. Застенчивый ребенок, с одной стороны, хочет подойти к незнакомому взрослому, начинает движение к нему, но по мере

-22-

 

приближения останавливается, возвращается назад  или обходит нового человека стороной. Такое поведение называют амбивалентным.

     Избирательность в контактах с людьми: предпочтение общения с близкими и хорошо знакомыми и отказ или затруднения в общении с посторонними людьми. При встрече и в ходе общения с посторонними ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, который проявляется в робости, неуверенности, напряжении, выражении амбивалентных эмоций: удовольствий общения и в то же время тревоги или страха перед другими.

     Страх любых публичных выступлений, даже если это всего-навсего необходимость  отвечать на вопросы знакомого педагога или воспитателя на занятиях.

     В процессе бесед на личностные темы, когда застенчивый ребенок сталкивается с необходимостью проявить свои желания, чувства, он начинает вести себя особенно сдержанно, испытывает напряжение и скованность.

      Застенчивость проявляется в самых разных ситуациях  общения ребенка, даже тогда, когда оно имеет явно игровой характер. Исследование В.Е.Когана показывает, что застенчивых детей отличает повышенная чувствительность ребенка к оценке взрослого (как реальной, так и ожидаемой). У застенчивых детей наблюдается обостренное восприятие и ожидание оценки. Удача вдохновляет и успокаивает их, но малейшее замечание тормозит деятельность и вызывает новый всплеск робости и смущения. Ребенок ведет себя застенчиво в ситуациях, в которых ожидает неуспех. В случаях затруднения он робко смотрит взрослому в глаза, не решаясь попросить помощи. Иногда, преодолевая внутреннее напряжение, смущенно улыбается, ежится и тихо произносит: «Не получается». Ребенок одновременно неуверен и в правильности своих действий, и в положительной оценке взрослого. Это ярко проявляется в новых, иногда необычных ситуациях. Застенчивый ребенок, с одной стороны, хочет привлечь к себе внимание взрослого, но с другой — очень боится выделиться из   группы   сверстников,   оказаться   в   центре   внимания.   Особенно   это

Информация о работе Межличностные отношения дошкольников