Методы развития различных видов памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:39, курсовая работа

Описание работы

Изучение законов человеческой памяти составляет одну из центральных, наиболее существенных глав психологической науки. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое. Значение памяти в жизни человека огромно: без нее была бы невозможна никакая деятельность.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…….2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ………………………………………………………..…5
1.1 Общие представления о памяти………………………………...5
1.2 Формирование памяти у детей дошкольного возраста……….9
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ..13
2.1 Методы диагностики памяти……………………………………13
ГЛАВА 3.ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………..24
3.1 Руководство развитием памяти…………………………………..24
3.2 Методы развития различных видов памяти у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………...38
ПРИЛОЖЕНИЕ №1…………………………………………………..44
ПРИЛОЖЕНИЕ №2………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курс.Развитие различных видов памяти.docx

— 4.18 Мб (Скачать)

Игра  «Художник».

Ребенок играет художника. Он внимательно рассматривает  того, кого будет рисовать, потом  отворачивается и дает его словесный  портрет. И как другой вариант игры – можно рассматривать картинку, а потом описать, что на ней нарисовано.

Игра «Запомни зоопарк»

Ребенку выкладывают на обозрение  несколько мягких игрушек (для дошкольника  не больше 7). В течение 30 секунд ему  необходимо запомнить их расположение. После этого он отворачивается, а  взрослый меняет местами игрушки. Малыш  поворачивается обратно и рассказывает что изменилось.

Так же для развития кратковременной  зрительной памяти можно использовать материал Е.В. Колесниковой, который  представлен в приложении №2 (см рис. 1).[1]

 

Для развития ребенка очень  важна тактильная память, то есть способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Дети с высокоразвитым тактильным восприятием реже испытывают трудности в школьном обучении. Упражнением для тренировки этой памяти может стать игра «Узнай предмет». Ребенку старшего дошкольного возраста завязывают глаза, и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3-10) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем, в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что малышу требуется выполнять 2 мыслительные операции – узнавание и запоминание.

Для детей помладше (2-4 года) существует упрощенный вариант этой игры – «Чудесный мешочек». В  полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. И малыш на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки.

В старшем дошкольном возрасте можно развивать тактильную память ребенка, обучая его завязывать морские  узлы (тем более что это помогает и развитию зрительного пространственного  воображения).[12,47]

Двигательную  память детей 3-6 лет развивает игра «Делай, как я». На первом этапе взрослый становится за спиной ребенка и проделывает несколько манипуляций с его телом – поднимает его руки, разводит их в стороны, поднимает ногу и так далее, а потом просит малыша повторить эти движения.

На втором, более сложном  этапе, взрослый сам делает несколько  движений, а ребенок повторяет  их, потом малыш совершает свои движения, а взрослый повторяет за ним.

Для развития смысловой памяти можно использовать методику воспроизведения рассказа. Для детей дошкольного возраста можно предложить следующие варианты рассказов для запоминания:

 а) Жили-были детки.  Подарила им мама деревянную  лошадку. Стали детки на лошадке катать кошечку и собачку. Хорошо катали. Вдруг лошадка перестала катать. Смотрят детки, а у нее ножка сломана. Позвали они дядю Ваню и он починил лошадку.

б) Жил - был мальчик. Звали его Ваня. Пошел вня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, споткнулся и упал. Ушиб Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.

Рассказ зачитывается взрослым, затем ребенка просят воспроизвести  прослушанное как можно ближе  к тексту. Если ребенок с рассказом не справляется, можно задавать ему наводящие вопросы.

Дополнительные  игры

Игра «Найди куклу» (для детей 1,5-4 лет).

Ребенок уходит в другую комнату или отворачивается, а  взрослый в это время прячет куклу, потом говорит:

Кукла Ляля убежала.

Ах, куда она пропала?

Маша, Маша (имя ребенка), поищи,

С нашей Лялей попляши!

(А. Ануфриева) 

Ребенок находит куклу, пляшет с ней. Вместо куклы можно использовать любую игрушку.

Игра «Кто больше запомнит?» (для 2-6 летних).

Детям последовательно, одна за другой, показывают картинки с изображением различных предметов, которые они  должны рассмотреть и запомнить, и просят назвать, кто что вспомнит. Выигрывает тот, кто назовет максимальное количество.

Игра в «Магазин» (для малышей, начиная с 3-х лет) нравится всем детям. Она также хорошо развивает память, если создает мотив, побуждающий запомнить и припомнить. Например, ребенок, выступающий в роли покупателя, должен пойти в «магазин» и «купить»… (называется 3-7 слов). Чем больше слов малыш воспроизводит правильно, тем большего поощрения он достоин.

Для детей старшего дошкольного  возраста подходит игра «Нарисуй фигуру». Ребенку показывают4-6 геометрических фигур, а потом просят его нарисовать на бумаге те, что он запомнил. Более сложный вариант – попросить юного художника воспроизвести фигуры, учитывая их размер и цвет.

Игра "Кто знает  больше" также предназначена для старшего дошкольного возраста. Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например, - 5 круглых предметов, или 5 красных предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назвать предметы за отведенное время. Повторы не считаются!

Конечно, предложенные занятия  потребуют от взрослых немало времени  и сил. А возможно, и заставят отказаться от каких-то собственных интересов. Но за это родители будут вознаграждены  сторицей. Во-первых, их отпрыск приобретет репутацию умника, а во-вторых, подобные игры с ребенком подарят бесценную  возможность ненадолго оказаться  в волшебной поре детства, познавая мир вместе со своим малышом.[12, 36]

 

Заключение

 

В ходе написания курсовой работы было изучено и проанализировано большое количество научно-методической литературы по развитию памяти детей  дошкольного возраста.

При рассмотрении вопроса  о психических особенностях развития детей дошкольного возраста было выявлено, что дошкольный возраст  является периодом интенсивного психического развития ребенка. Особенности этого  этапа проявляются в прогрессивных  изменениях во всех сферах, начиная  от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.

Рассматривая вопрос о  характеристике памяти как познавательного  процесса было установлено, что память можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни человека функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Мышление ребенка раннего возраста во многом определяется его памятью и развивается в непосредственной зависимости от памяти. Мыслить для ребенка раннего возраста значит вспоминать, т. е. опираться на свой прежний опыт, на его видоизменения. Мышление в самом раннем возрасте взаимосвязано с памятью.

Определение понятий у ребенка  основано на воспоминании. Когда ребенок отвечает, что такое улитка, он говорит: это маленькое, скользкое, ее давят ногой. Если ребенка просят описать койку, он говорит, что она с мягким сиденьем. В таких описаниях ребенок дает сжатый очерк воспоминаний, которые воспроизводят предмет. Следовательно, предметом мыслительного акта при обозначении понятия является для ребенка не столько логическая структура самих понятий, сколько воспоминание, и конкретность детского мышления, его синкретический характер. Другая сторона того же факта, который заключается в том, что детское мышление, прежде всего, опирается на память.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Спб.: Питер, 2009. – 240с.

 


2.Житникова Л.М. Учите детей запоминать. Пособие для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 1985

3.Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: Учебное пособие.- Форум, 2011

       4.Колесникова Е.В. 500 игр для коррекционно-развивающего обучения. Дети 3 – 7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2000.- 160 с.

       5. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Учебное пособие. – М.: Изд-во УРАО, 1997. – 176 с

 6. Маклаков А.Г. Общая психология.- СПб.: Питер, 2000

       7. Немов Р.С. Психология: Учебник для высших педагогических                              учебных заведений. Книга 1 - Общие основы психологии. – М.: Гуманит.    изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 688 с.

       8.Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведения: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003. – кн. 3: Общие основы психологии. – 688 с.

 9. Психолого-педагогическая диагностика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной – М.: ИЦ «Академия», 2005. – 320 с.

 10. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста.

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 Т. – Т.1. – М., 1989. – С. 302.

12. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: Популярное пособие для родителей  п17едагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 192 с.

13. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология:. – 4- е изд., стереотип. – М. Академия, 1999. – 336 с.

14. Черемошкина Л.В. Психология памяти: Учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2002. - 368 с.

15.Черемошкина Л.В.Развитие памяти  детей. Популярное пособие для  родителей и педагогов.- Ярославль:  «Академия развития», 1996.- 240с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

 

 

Рис. 1. Наборы фигур к методике «Узнай фигуры»

 

 


Рис 2. Набор  фигур к методике «Запомни рисунки»

 

 

 

 

 

Рис.3

 


 

 

Рис.4 Набор цифр к методике «Узнай цифры»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.5. График заучивания ряда слов от попытки к попытке в методике «Выучи слова».

 

 


Рис.6. Рисунки  к методике Д.Векслера

Рис.7 Набор  рисунков к методике опосредованного  запоминания

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.8 Набор  рисунков к методике « Запомни образ»

ПРИЛОЖЕНИЕ  №2 

 

 

 

 

Рис.1

 

 

Рис.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Методы развития различных видов памяти