Методы развития различных видов памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:39, курсовая работа

Описание работы

Изучение законов человеческой памяти составляет одну из центральных, наиболее существенных глав психологической науки. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое. Значение памяти в жизни человека огромно: без нее была бы невозможна никакая деятельность.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…….2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ………………………………………………………..…5
1.1 Общие представления о памяти………………………………...5
1.2 Формирование памяти у детей дошкольного возраста……….9
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ..13
2.1 Методы диагностики памяти……………………………………13
ГЛАВА 3.ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………..24
3.1 Руководство развитием памяти…………………………………..24
3.2 Методы развития различных видов памяти у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………...38
ПРИЛОЖЕНИЕ №1…………………………………………………..44
ПРИЛОЖЕНИЕ №2………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курс.Развитие различных видов памяти.docx

— 4.18 Мб (Скачать)

Методика «10 слов» (Лурия А.Р.).

Эта методика используется для диагностики слуховой памяти. Ребенку дается следующая инструкция: "Сейчас я прочту тебе 10 слов, а сразу, как я закончу, ты повторишь те слова, которые запомнишь в любом порядке". При повторении заучивания инструкция заменяется: "Послушай и повтори еще раз".

В норме: дети запоминают с первого  раза 4-5 слов, а все 10 слов в среднем через 3-5 повторов. Нормальным является "эффект края" (дети в первый раз запоминают лучше первые и последние слова), а также нарастание числа заученных слов от повтора к повтору (обратное явление говорит о быстрой истощаемости памяти ребенка и каких-то нарушениях ее деятельности).

     Воспроизведение 5—6 слов после  первого прочтения свидетельствует  о   хорошем уровне слуховой  механической памяти.[12,57]

Выводы  по второй главе

Хорошая память ребенка, как правило, связана с высоким уровнем интеллектуального развития ребенка. Но низкий уровень памяти еще не говорит о том, что интеллектуальное развитие данного ребенка невысокое, что он отстает от нормы. Итак, связь между памятью и интеллектом односторонняя, а не двусторонняя, и плохая память в отличие от хорошей мало что говорит о способностях 

   Память непосредственная, или механическая, характеризуется:

- объемом запомненной информации,

- временем ее хранения,

- скоростью и точностью запоминания.  

   Естественно, что чем лучше память, тем точнее и прочнее ребенок запоминает материал. 

   Роль опосредованной памяти возрастает с возрастом. Чем старше ребенок, тем больше материала он запоминает благодаря опосредованной памяти. Опосредованная память характерна тем, что для запоминания используются определенные предметы или знаки, которые помогают лучше запомнить предлагаемый материал. Ценность этого вида памяти в том, что она непосредственно связана с мышлением, являясь как бы первой ступенькой формирования образного мышления, обобщения.  

   При диагностике необходимо помнить, что с возрастом изменяется не только и не столько объем запомненного материала, который в норме достаточно стабилен и составляет около 60-70% от общего объема предлагаемого материала, сколько его характер, так как детям до 4-5 лет легче запоминать образы предметов, картинки (образная память), а более старшим ребятам возможно для запоминания предъявлять и слова (вербальная память).

 

 

 

 

ГЛАВА 3. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ  ПАМЯТИ

3.1 Руководство развитием памяти

На первом году жизни малыша непроизвольное запоминание протекает в совместной со взрослыми деятельности через манипулирование с предметами. Младенец запоминает предмет, когда взрослый у него на глазах действует с игрушкой. При этом необходимо, чтобы взрослый при этом выражал заинтересованность в совместной деятельности; радовался успехам ребенка и общению с ним, тем самым создавая эмоционально действенное подкрепление тому материалу, который должен запомнить малыш. Поэтому необходимо обеспечить многократное повторение действия в целях его запоминания. Целесообразно обозначить словами предметы, ситуации, признаки, движения и действия, чтобы фиксировать их в памяти младенца, обеспечив связь образа предмета со словом.

Богатые возможности для развития памяти младенца создают игры с пальчиками, при проведении которых выступают  в единстве несколько компонентов: успешность непроизвольного запоминания, эмоционально- действенный контакт со взрослым, повторяемость ситуации и ее словесное обозначение.

Включение литературных произведений во все ситуации общения с малышом  способствуют развитию не только словесной, но и образной, двигательной и эмоциональной  памяти. Художественное слово не только обозначает признак, объект или ситуацию, но и создает положительную эмоциональную  обстановку, основываясь на чувствительности ребенка к мелодике и ритму.

Беседы по сказкам, заучивание стихотворений, пересказ художественных произведений расширяют опыт ребенка. Поэтому  важно, чтобы их содержание было понятно  малышу. В раннем детстве понимание  литературного текста достигается в том случае, если он соответствует деятельности, которую ребенок выполняет в данный момент. Например, игру с машиной сопровождает чтение стихотворения А.Барто  «Грузовик» или, наоборот чтение стихотворения сопровождается разыгрыванием соответствующей сценки. В среднем и старшем дошкольном возрасте запоминанию литературных произведений помогает опора на представление- картинку, отражающую основное содержание текста. Таким образом, словесная память развивается в единстве с образной и двигательной.

В раннем и дошкольном детстве особую роль в развитии непроизвольной памяти играют наблюдения. Направляя внимание малыша на разные стороны объектов, организуя деятельность детей по их обследованию, воспитатель обеспечивает формирование полного и точного  образа памяти.

Эту особенность очень точно  сформулировал К.Д. Ушинский: « Если…  хотите, чтобы дитя усвоило что-нибудь прочно, то заставьте участвовать  в этом освоении как можно большее  число нервов, заставьте участвовать  зрение, показывая карту или картину, но и в акте зрения заставьте участвовать  не только мускулы глаза бесцветными  очертаниями изображений, но и глазную  сетку действием красок раскрашенной картины. Призовите к участию  осязание, обоняние и вкус.…  При  таком дружном содействии всех органов  в акте усвоения… вы победите самую  ленивую память. Конечно такое сложное усвоение будет проходить медленно; но не должно забывать, что первая победа памяти облегчает вторую, вторая - третью т.д.»

Таким образом, память зависит не столько  от признаков как таковых, сколько  от полноты восприятия. Следует помнить, что для образования представлений  недостаточно только пассивного созерцания объекта. Нужен его активный анализ, установление соотношений  между  выделенными частями, компонентами ситуации, то есть аналитико-синтетическая  деятельность, называние объектов и  их свойств в слове.

Непроизвольное запоминание обеспечивается включением материала в целенаправленную предметную и познавательную деятельность.

Следует помнить, что излишне эмоциональный  материал оставляет в памяти смутные, расплывчатые воспоминания. Так , если после просмотра спектакля ребенок вспоминает только одну-две реплики, это говорит не о его плохой памяти, а об эмоциональной перегрузке. Чтобы малыш не забыл материал, необходимо создавать ситуации для его использования во время игры, беседы, рассматривания картинок ит.п., побуждать ребенка активизировать свой опыт.

Важнейшим средством, обеспечивающим непроизвольное запоминание и воспроизведение, накопление опыта жизнедеятельности, общения, познания, выступает режим  дня. Взрослый, организуя жизнь ребенка, помогает ему выполнять одни и  те же действия в повторяющихся ситуациях  в одно и то же время.

Развитие произвольной памяти дошкольника  происходит, когда взрослый побуждает  ребенка к сознательному воспроизведению  своего опыта в игре, продуктивной и речевой деятельности, при пересказе, заучивании, рассказывании, сочинении  историй и сказок, т.е. ставит цель «вспомни». Важно, чтобы требование запомнить было вызвано потребностями  той деятельности, в которую включен  дошкольник. Ребенок должен понимать, зачем нужно запоминать. Использование  усвоенных знаний должно следовать  вскоре за запоминанием.

Важный момент в развитии произвольной памяти старших дошкольников - обучение логическим приемам запоминания. Ведь именно 5-6-летние дети впервые принимают  указания, как надо запоминать.

Овладение приемами запоминания зависит  от следующих условий:

- степени усвоения соответствующих  мыслительных операций;

- содержания и характера материала;

- характера обучения. Только при  его организации запоминание  становится логическим;

- наличия потребности в правильном  и точном запоминании и припоминании, стремления проверить его результаты.

Следует побуждать ребенка контролировать и оценивать мнемическую деятельность, как свою, так и сверстников. А для этого целесообразно сравнивать результаты воспроизведения с образцом.  Но следует помнить, что только у детей 5-6 лет сочетание задачи на запоминание и самоконтроль повышает эффективность памяти. И все-таки в любой период дошкольного детства ребенку лучше два раза воспринять материал и в промежутках попытаться его воспроизвести, чем воспринимать большее число ряд подряд, не восстанавливая заученное в самом процессе запоминания.

Развитию произвольной памяти способствует дидактическая игра. Она создает  действенную игровую мотивацию , подчиняет запоминание близкой и понятной ребенку цели, позволяет ему осознавать способы выполнения деятельности, а также дает взрослому возможность руководить мнемической деятельностью, не вставая в открытую дидактическую позицию. [13,45 ]

3.2 Методы развития различных  видов памяти у детей дошкольного  возраста

Память как способность запечатлевать и сохранять впечатления дарована человеку с самого рождения, но владеть и управлять ею мы учимся всю жизнь. Люди с древних времен старались изобретать приемы, помогающие запоминать нужную информацию, передавая их из поколения в поколение под общим названием «мнемотехника» (от греч. «мнемо» - память).[1,54]

Мнемотехника - совокупность специальных приемов и способов, облегчающих нужной информации и  увеличивающих объем памяти путем  образования ассоциаций (связей)4 замена абстрактных объемов и фактов на понятия и представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания в виде изображения, набора символов либо предметов некоего объекта, субъекта, либо явления, достаточно полно описывающей его и облегчающей его запоминание. Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности, закрепление в памяти.

На ряду с мнемотехникой, так же выделяют прием под названием пиктограмма.

Прием пиктограмм особенно хорош для людей так называемого  «зрительного» типа. Пиктограмма  – это рисуночное письмо, совокупность графических образов, которые человек  придумывает сам с целью запоминания  и последующего воспроизведения  каких – либо слов и выражений. Этот прием хорошо работает при запоминании  текстов, в том числе и стихотворных.

В тексте выделяются ключевые слова и к каждому выделенному  слову или выражению рисуется пиктограмма. Можно сказать, что  это зрительная ассоциация. Не надо, чтобы картинка была слишком подробной, необязательно, чтобы она являлась произведением искусства, требующей  художественных навыков и желательно, чтобы она не содержала букв или  цифр. Например, для слова «праздник» можно нарисовать флажок, салют. Пиктограмма  должна моментально напомнить слово  или выражение, которое она изображает.[10, 48]

Кроме реализации всех общих  условий, способствующих развитию памяти, стимулировать этот процесс помогут  специальные упражнения и игры. Как  только малыш произнес первые слова, с ним можно обсуждать все, что происходит вокруг: что видели на прогулке, чем занимались утром, что кушали на завтрак, с какими игрушками  возились в песочнице. Сначала, конечно, перечислять все это будут  взрослые, но постепенно кроха присоединится  к игре. Чтение книг, заучивание стихов, разгадывание загадок, головоломок, ребусов - все это помимо общего развития, прекрасно развивает память.

Читая с малышом книгу  или заучивая стишок, тем самым  развивается его словесно-смысловая  память. Особое внимание стоит обратить на то, что при чтении дети обычно следят за сюжетом, пропуская подробности  и описание персонажей, явлений, поэтому  читать им одну и ту же сказку, стишок, рассказ придется неоднократно. Затем  можно задавать вопросы о прочитанном: что происходило в сказке? Кто что делал? Как выглядел? Что плохо, что хорошо? и т.д. Важно, чтобы ребенок рассказывал об описываемых событиях последовательно и логично. С этим способом развития памяти слишком поторопиться просто невозможно – уже в 1,5-2 года дети с удовольствием перечисляют героев стишка или сказки. К 5 годам задачу можно усложнить, побуждая малыша пересказывать рассказы. [13,26]

Игры для развития различных видов памяти

Для ребят дошкольного  возраста существует игра «Чего не хватает?». Перед ребенком ставятся несколько предметов, игрушки. Ребенок внимательно смотрит на них одну - две минуты, а затем отворачивается. В этот момент взрослый убирает один из предметов. Ребенок должен вспомнить, какого предмета не хватает (для детей старшего дошкольного возраста предлагается более сложный вариант – с исчезновением двух и более игрушек). Решения детей могут быть разными. В зависимости от готовности, малыш может найти игрушку на другом столе,  на более удаленном расстоянии, в комнате, выбрать табличку с названием игрушки и т.д. Можно использовать и другой вариант этой игры. Ребенку нужно запомнить место расположения игрушки среди других, а после того, как взрослый за ширмой переставит игрушки, вернуть ее на прежнее место. Возможна и обратная версия – игра «Кто к нам пришел?», когда взрослый не убирает, а добавляет предмет или несколько предметов за ширмой.

Можно использовать еще одну игру на запоминание – «Ящик». В нее могут играть малыши от 2 до 6 лет. Ящик составляется из небольших коробочек, которые склеиваются парами между собой. Количество коробочек постепенно увеличивается (к старшему дошкольному возрасту до 12 штук). В одну из них на глазах у ребенка прячут предмет, после чего ящик на некоторое время закрывается экраном. Затем ему предлагают найти предмет.[15,57]

Слуховую память старших дошкольников развивает игра «Чудесные слова». Необходимо подобрать 20 слов, связанных между собой по смыслу: должно получиться 10 пар, например: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан, кошка-собака. Эти слова читаются ребенку 3 раза, причем, пары интонационно выделяются. Через некоторое время малышу повторяют только первые слова пар, а вторые он должен вспомнить. Это тренировка кратковременной слуховой памяти. Для развития долговременного запоминания нужно попросить дошколенка вспомнить вторые слова пар не сразу, а спустя полчаса.[12,56]

Так же для развития слуховой памяти можно использовать игру с  группой ребят «Запоминаем вместе». Один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное  слово и добавляет какое-либо свое. Третий ребенок повторяет первые два слова и добавляет третье. Четвертому ребенку придется повторить уже три слова, а потом назвать свое и т.д.

Дополнительный материал для развития кратковременной  и  долговременной слуховой памяти представлен  в приложении №2 (см рис. 2).

 

Зрительную память детей 3-6 лет хорошо развивает игра (похожая на «Ящик») под названием "Где спрятана игрушка?". Для организации и проведения этой игры необходимо склеить между собой три спичечных коробка. В один из ящичков на глазах ребенка следует положить какую-нибудь маленькую игрушку. Затем шкафчик на некоторое время убирают.  После этого ребенка просят достать спрятанную игрушку. Игру можно несколько усложнить: убрать ящички на более длительное время; спрятать две, а потом три игрушки, поменять игрушки; использовать две башенки из коробков. [15,26]

Информация о работе Методы развития различных видов памяти