Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:39, курсовая работа
Изучение законов человеческой памяти составляет одну из центральных, наиболее существенных глав психологической науки. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое. Значение памяти в жизни человека огромно: без нее была бы невозможна никакая деятельность.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…….2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ………………………………………………………..…5
1.1 Общие представления о памяти………………………………...5
1.2 Формирование памяти у детей дошкольного возраста……….9
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ..13
2.1 Методы диагностики памяти……………………………………13
ГЛАВА 3.ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………..24
3.1 Руководство развитием памяти…………………………………..24
3.2 Методы развития различных видов памяти у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………...38
ПРИЛОЖЕНИЕ №1…………………………………………………..44
ПРИЛОЖЕНИЕ №2………………………………………………
В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности, поскольку он нужны и в игре, и при выполнении поручений взрослых, и во время занятий – подготовки детей к школьному обучению. Наиболее трудный для запоминания материал ребёнок может воспроизвести, играя. Продуктивность запоминания в игре у детей намного выше, чем вне нее. Однако у самых маленьких, трехлетних детей и в игре продуктивность запоминания сравнительно низкая. Первые специальные перцептивные действия, направленные на то, чтобы сознательно запомнить или припомнить, отчетливо выделяются в деятельности ребенка 5-6 лет, причем чаще всего ими для запоминания используется простое повторение. К концу дошкольного возраста, т.е. к 6-7 годам, процесс произвольного запоминания можно считать сформированным. Его внутренним, психологическим признаком является стремление ребенка обнаружить и использовать для запоминания логические связи в материале.
Произвольное
запоминание, как известно, делится
на механическое и логическое. Механическое
запоминание основано на многократных
повторениях без проникновения в сущность
предметов и явлений. Но такой способ не
является возрастной особенностью, а часто
диктуется самим материалом, недостаточностью
запаса слов и т.д. Механическую память
нельзя рассматривать как предшествующую
логической памяти. Память с самого начала
должна развиваться как осмысленная деятельность,
так как понимание – это основа как непроизвольной,
так и произвольной памяти. Поэтому элементы
формирования приёмов умственной деятельности
должны всегда иметь место независимо
от развития различных сторон познавательной
деятельности [3,19].
Таким образом, в дошкольном возрасте память включается в процесс формирования личности.
Выводы по первой главе
Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Под памятью в психологии понимаются процессы запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации. Память – важнейшая психическая функция, лежащая в основе обучения.
У человека есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредованная.
Существует несколько
Для ребенка память – это его интерес. Такие интеллектуальные чувства, как удивление, удовлетворение от сделанного открытия, восхищение, сомнение, способствуют возникновению и поддержанию интереса к объекту познания и самой деятельности, обеспечивая запоминание.
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ
2.1 Методы диагностики памяти
Память человека многообразна. Все ее виды и особенности трудно одновременно оценить, особенно если при этом диагностируется не только память, но и другие психологические характеристики человека. В этой связи в практической психодиагностике памяти приходится ограничиваться только некоторыми ее видами.
В нашем случае среди них находится узнавание, воспроизведение и запоминание, в частности объем кратковременной зрительной и слуховой памяти (зрение и слух — основные органы чувств человека), а также динамика процесса заучивания. Описываемые далее четыре частные методики предназначены для психодиагностики этих характеристик памяти человека.[8, 88]
Эта методика на узнавание. Данный вид
памяти появляется и развивается
у детей в онтогенезе одним
из первых. От развитости данного вида
существенно зависит
В методике детям предлагаются картинки, изображенные на рис 1( см. приложение №1) , в сопровождении следующей инструкции:
«Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку».
Сначала для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем – после того, как экспериментатор убедился в том, что ребенок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту задачу на картинках с номерами от 1 до 10.
Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.
10 |
- ребенок справился со всеми задачами меньше чем за 45 сек. |
8-9 |
- ребенок справился со всеми задачами за время от 45 до 50 сек. |
6-7 |
- ребенок справился со всеми предложенными задачами в течение периода времени от 50 до 60 сек. |
4-5 |
- ребенок справился со всеми задачами за время от 60 до 70 сек. |
2-3 |
- ребенок решил все задачи за время от 70 до 80 сек. |
0-1 |
- ребенок решил все задачи, затратив на это более чем 80 сек. |
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-1 балл – очень низкий.
Данная методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки, представленные на рис. 2 А. Им дается инструкция примерно следующего содержания:
«На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке (рис. 2 Б), которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».
Время экспозиции стимульной картинки (рис. 2 А) составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку – рис. 2 Б. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.
10 |
- ребенок узнал на картинке 13 Б все девять изображений, показанных ему на картинке 13 А, затратив на это меньше 45 сек. |
8-9 |
- ребенок узнал на картинке 13 Б 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек. |
6-7 |
- ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек. |
4-5 |
- ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек. |
2-3 |
- ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек. |
0-1 |
- ребенок не узнал на картинке 13 Б ни одного изображения в течение 90 сек и более. |
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
1-2 балла – очень низкий.
Эта методика предназначена для определения объема кратковременной слуховой памяти ребенка. В задании к ней ребенок получает инструкцию следующего содержания:
«Сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как я скажу слово "повтори"».
Далее экспериментатор
Если ошибка допущена, то экспериментатор повторяет соседний ряд цифр, находящийся справа (рис. 3 Б) и состоящий из такого же количества цифр, как и тот, в котором была допущена ошибка, и просит ребенка его воспроизвести. Если ребенок дважды ошибается в воспроизведении ряда цифр одной и той же длины, то на этом данная часть психодиагностического эксперимента завершается, отмечается длина предыдущего ряда, хотя бы раз полностью и безошибочно воспроизведенного, и переходят к за-читыванию рядов цифр, следующих в противоположном порядке – убывающем (рис. 4 А, Б).
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-1 балл – очень низкий.
Методика «Выучи слова»
С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.
Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток.
Результаты заучивания ряда слов представляются на графике (рис. 5), где по горизонтали указаны последовательные попытки воспроизведения ребенком ряда, а по вертикали — количество слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.
Оценка результатов
10 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток.
8-9 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10-11 слов.
6-7 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов.
4-5 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов.
2-3 балла — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов.
0-1 балл — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
Методика Д.Векслера(1945)
Эта методика
позволяет исследовать
Ребенку предлагается 4 рисунка( см рис. 6).
На каждую
из картинок ребенку
Оценка результатов:
правильно расположенные флажки – 1 балл,
правильный угол пересечения линий – 1 балл.
Максимальная оценка этого задания – 3 балла.
четыре маленьких квадрата в большом – 1 балл,
два диаметра со всеми мелкими квадратами – 1 балл,
четыре точки в квадратах – 1 балл,
точность в пропорциях – 1 балл.
Максимальная оценка – 5 баллов.
центр и левая или правая сторона воспроизведены правильно – 1 балл,
фигура правильная, за исключением одного неправильно воспроизведенного угла , - 1 балл,
фигура правильно
Максимальная оценка – 3 балла.
все вершины внутреннего
маленькие прямоугольники точно размещены в большом – 1 балл.
Максимальная оценка – 3 балла.
Максимальный результат – 14 баллов.[Тихомирова, 57]
Диагностика памяти детей 5- 6 лет с помощью методики опосредованного запоминания (А.Н. Леонтьев, 1928).
Нужно подобрать 10-15 слов, которые будут предложены для запоминания детям, а также набор карточек с картинками (20-30 картинок). Картинки не должны быть прямой иллюстрацией к запоминаемым словам. Слова для запоминания:
Обед, сад, дорога, поле, молоко, свет, одежда, ночь, ошибка, лошадь, птица, ученье, стул, лес, мышь.
Набор карточек приведен в приложении (рис.7)
Для дошкольников слова и картинки должны быть более конкретными, для младших школьников – более отвлеченными.
Ребенку дается инструкция: «Сейчас я буду зачитывать слова, а ты, чтобы лучше запомнить, будешь выбирать соответствующую карточку с рисунком, которая тебе поможет вспомнить названное мною слово».
Первым произносится слово, например, молоко. Для того, чтобы запомнить это слово, ребенок должен выбрать карточку с рисунком коровы и т.д. на выбор карточки к каждому слову отводится 30 секунд. Многие дети осуществляют этот выбор раньше. После каждого выбора следует расспросить ребенка, почему он сделал этот выбор. Затем следует занять ребенка на 15 минут какой-нибудь другой игрой. По истечении этого времени ребенку демонстрируются картинки, которые были выбраны им для опосредованного запоминания.
Количество правильно названных слов может свидетельствовать о развитии у ребенка логических связей в процессе запоминания.[12, 61]
Методика «Запомни образ»
Данная методика предназначена для изучения образной памяти. Сущность этой методики заключается в том, что испытуемому предлагается в течение 30 секунд запомнить 12 образов, которые предлагаются в виде таблицы. ( см прил. рис. 8 )
После того, как убрали таблицу, ребенок должен нарисовать или выразить словесно те образы, которые он запомнил.
Оценка результатов тестирования проводится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма – 6 правильных ответов и больше. Методику можно использовать как при индивидуальной работе, так и в группе.[12, 62]